Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по литературе составлены на основе программы по данному курсу.
Цель работы: определение уровня сформированности у обучающихся 6 класса предметных и метапредметных умений.
Автор-составитель: Жигунова Анастасия Поладовна
Итоговая контрольная работа за курс 6 класса
ВАРИАНТ 1
Выполните задания 1-9. Ответом к заданиям 1 –7 является слово, словосочетание или цифра (цифры).
1. Назовите произведение Гомера, в котором воспевается герой, победивший циклопа Полифема.
Ответ: _____________
2. Выберите произведение древнерусской литературы:
1) «Сказание о белгородском киселе»
2) «Узник»
3) «Косарь»
4) «С поляны коршун поднялся…»
Ответ: _____________
3. Установите соответствие между автором и произведением. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
1) А.С. Пушкин 2) Б. Л. Васильев 3) Н.С. Лесков 4) А.П. Чехов |
а) «Левша» б) «Хамелеон» в) «Экспонат №...» г) «Дубровский» |
Ответ: _____________
4. Установите соответствие между тремя фамилиями писателей и фактами их биографий. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) А.И. Куприн Б) О.Ф. Берггольц В) А.П. Чехов |
1) Многие произведения были созданы в период блокады Ленинграда и посвящены воинам, защищавшим город. 2) Его дед был крепостным, отец владел бакалейной лавкой; учился в Московском университете на медицинском факультете, был врачом, но главным делом жизни стала литература. 3) Рано потерял отца; детство прошло во вдовьем доме, сиротском пансионе; учился в юнкерском училище, служил в армии; после отставки сменил множество профессий. |
Ответ: _____________
5. Назовите произведение, его автора и героя, который помог бедной семье и которого называют «святым человеком», совершившим «чудо».
Ответ: ______________________
6. Как называется род художественной литературы, предметом изображения в котором является внутренняя жизнь человека, мир его чувств и мыслей?
1) Эпос
2) Драма
3) Лирика
Ответ: _____________
7. Прочитайте фрагмент стихотворения Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…». Из приведенного ниже перечня выберите два названия художественных средств и приемов, использованных поэтом:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
1) Антитеза
2) Эпитет
3) Литота
4) Сравнение
Ответ: _____________
К заданиям 8-9 дайте развернутый ответ в объеме 5-7 предложений на каждый вопрос.
8. Расскажите о стихотворении, которое стало для вас поводом к размышлениям о жизни человека. Объясните почему.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Поделитесь своими впечатлениями о творчестве писателя или поэта, с которым вы познакомились в 6 классе. Чем он привлек ваше внимание? Свой ответ аргументируйте примерами.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Итоговая контрольная работа за курс 6 класса
ВАРИАНТ 2
Выполните задания 1-9. Ответом к заданиям 1 –7 является слово, словосочетание или цифра (цифры).
1. Назовите произведение Гомера, в котором воспевается герой Ахилл, отличившийся в Троянской войне.
Ответ: ___________________
2. Выберите произведения древнерусской литературы:
1) «Листок»
2) «Сказание о походе князя Олега на Царь-град»
3) «Я пришёл к тебе с приветом…»
4) «Учись у них — у дуба, у берёзы…»
Ответ: ___________________
3. Установите соответствие между автором и произведением. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
1) В.Г. Распутин 2) Б.П. Екимов 3) А.И. Куприн 4) А.П. Чехов |
а) «Ночь исцеления» б) «Смерть чиновника» в) «Уроки французского» г) «Чудесный доктор» |
Ответ: ___________________
4. Установите соответствие между тремя фамилиями писателей и фактами их биографий. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) В.В. Маяковский Б) В.С. Высоцкий В) А.А. Блок |
1) Его дедушка был ректором университета, в котором учился писатель; его женой была Любовь Менделеева – дочь известного химика Д. И. Менделеева. 2) учился в художественном училище; снимался в кино; три раза за свою жизнь был арестован; создал новый способ записи стихотворений – лесенкой. 3) Бард (исполнял песни собственного сочинения); написал известное стихотворение «Братские могилы». |
Ответ: ___________________
5. Назовите произведение, его автора и героя, который был искусным тульским мастером и смог подковать «заморскую блоху».
Ответ: ______________
6. Как называется род художественной литературы, предметом изображения в котором является повествование о событиях, происходящих с персонажами?
1) Эпос
2) Драма
3) Лирика
Ответ: ___________________
7. Прочитайте фрагмент стихотворения С.А. Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями». Из приведенного ниже перечня выберите два названия художественных средств и приемов, использованных поэтом:
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда, —
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.
1) Эпитет
2) Сравнение
3) Метафора
4) Антитеза
Ответ: ___________________
К заданиям 8-9 дайте развернутый ответ в объеме 5-7 предложений на каждый вопрос.
8. Расскажите о стихотворении, которое стало для вас поводом к размышлениям о жизни человека. Объясните почему.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Поделитесь своими впечатлениями о творчестве писателя или поэта, с которым вы познакомились в 6 классе. Чем он привлек ваше внимание? Свой ответ аргументируйте примерами.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Критерии оценивания итоговой контрольной работы по литературе за курс 6 класса
Работа включает 2 варианта заданий, которые составлены на основе материала, входящего в программу 6 класса.
В вариантах используются задания двух типов:
1) Задания с кратким ответом или выбором ответа, ориентированные на базовый уровень сложности;
2) Задания с развернутым ответом, относящиеся к повышенному уровню сложности и требующие самостоятельной творческой деятельности обучающихся.
Задания 1-7 (задания с кратким ответом или выбором ответа) оцениваются одним баллом.
Задания 8-9 (задания с развернутым ответом)
Критерии проверки заданий с развернутым ответом
1. Глубина понимания проблемы, предложенной в вопросе, и убедительность аргументов |
Баллы |
Ученик понимает суть вопроса и дает прямой и связный ответ на него, убедительно обосновывая свои тезисы, подтверждая свои мысли текстом; фактические ошибки отсутствуют. |
3 |
Ученик понимает суть вопроса и дает прямой и связный ответ на него, но при этом не все тезисы обосновывает убедительно; недостаточно обращается к тексту произведения; допускает одну фактическую ошибку. |
2 |
Ученик понимает суть вопроса, но не дает прямого ответа; частично подменяет анализ текста пересказом; допускает две фактические ошибки |
1 |
Ученик не дает ответа на вопрос, заменяя его пересказом произведения; допускает три и более фактические ошибки |
0 |
2. Следование речевым нормам |
|
Допущено не более 1 речевой ошибки |
2 |
Допущено 2 речевых ошибки |
1 |
Допущено более 2 речевых ошибок |
0 |
3. Соблюдение орфографических норм |
|
Ошибок нет (или допущена одна) |
2 |
Допущено 2-3 ошибки |
1 |
Допущено более 4 ошибок |
0 |
4. Соблюдение пунктуационных норм |
|
Ошибок нет (или допущена одна) |
2 |
Допущено 2-3 ошибки |
1 |
Допущено более 4 ошибок |
0 |
Максимальный балл |
9 |
Следует отметить, что указание на объем условно, т.к. оценка ответа зависит от его содержательности. Если по основному критерию («Глубина понимания проблемы, предложенной в вопросе, и убедительность аргументов») ученик набрал 0 баллов, то по остальным критериям оценка не осуществляется.
Максимальный балл за работу – 25.
«5» – 21-25 баллов
«4» – 16-20 баллов
«3» – 11-15 баллов
«2» – 1-10 баллов