Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по литературе составлены на основе программы по данному курсу.

Цель работы: определение уровня сформированности у обучающихся 6 класса предметных и метапредметных умений.

Автор-составитель: Жигунова Анастасия Поладовна

 

Итоговая контрольная работа за курс 6 класса

ВАРИАНТ 1

Выполните задания 1-9. Ответом к заданиям 1 –7 является слово, словосочетание или цифра (цифры).

1. Назовите произведение Гомера, в котором воспевается герой, победивший циклопа Полифема.

Ответ: _____________

2. Выберите произведение древнерусской литературы:

1) «Сказание о белгородском киселе»

2) «Узник»

3) «Косарь»

4) «С поляны коршун поднялся…»

Ответ: _____________

3. Установите соответствие между автором и произведением. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

1) А.С. Пушкин

2) Б. Л. Васильев

3) Н.С. Лесков

4) А.П. Чехов

а) «Левша»

б) «Хамелеон»

в) «Экспонат №...»

г) «Дубровский»

Ответ: _____________

4. Установите соответствие между тремя фамилиями писателей и фактами их биографий. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) А.И. Куприн

Б) О.Ф. Берггольц

В) А.П. Чехов

1) Многие произведения были созданы в период блокады Ленинграда и посвящены воинам, защищавшим город.

2) Его дед был крепостным, отец владел бакалейной лавкой; учился в Московском университете на медицинском факультете, был врачом, но главным делом жизни стала литература.

3) Рано потерял отца; детство прошло во вдовьем доме, сиротском пансионе; учился в юнкерском училище, служил в армии; после отставки сменил множество профессий.

 

Ответ: _____________

5. Назовите произведение, его автора и героя, который помог бедной семье и которого называют «святым человеком», совершившим «чудо».

Ответ: ______________________

6. Как называется род художественной литературы, предметом изображения в котором является внутренняя жизнь человека, мир его чувств и мыслей? 

1) Эпос

2) Драма

3) Лирика

Ответ: _____________

7. Прочитайте фрагмент стихотворения Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…». Из приведенного ниже перечня выберите два названия художественных средств и приемов, использованных поэтом:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

1) Антитеза

2) Эпитет

3) Литота

4) Сравнение

Ответ: _____________

К заданиям 8-9 дайте развернутый ответ в объеме 5-7 предложений на каждый вопрос.

8. Расскажите о стихотворении, которое стало для вас поводом к размышлениям о жизни человека. Объясните почему.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Поделитесь своими впечатлениями о творчестве писателя или поэта, с которым вы познакомились в 6 классе. Чем он привлек ваше внимание? Свой ответ аргументируйте примерами.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Итоговая контрольная работа за курс 6 класса

ВАРИАНТ 2

Выполните задания 1-9. Ответом к заданиям 1 –7 является слово, словосочетание или цифра (цифры). 

1. Назовите произведение Гомера, в котором воспевается герой Ахилл, отличившийся в Троянской войне.

Ответ: ___________________

2. Выберите произведения древнерусской литературы:

1) «Листок»

2) «Сказание о походе князя Олега на Царь-град»

3) «Я пришёл к тебе с приветом…»

4) «Учись у них — у дуба, у берёзы…»

Ответ: ___________________

3. Установите соответствие между автором и произведением. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

1) В.Г. Распутин

2) Б.П. Екимов

3) А.И. Куприн

4) А.П. Чехов

а) «Ночь исцеления»

б) «Смерть чиновника»

в) «Уроки французского»

г) «Чудесный доктор»

Ответ: ___________________

4. Установите соответствие между тремя фамилиями писателей и фактами их биографий. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) В.В. Маяковский

Б) В.С. Высоцкий

В) А.А. Блок

1) Его дедушка был ректором университета, в котором учился писатель; его женой была Любовь Менделеева – дочь известного химика Д. И. Менделеева.

2) учился в художественном училище; снимался в кино; три раза за свою жизнь был арестован; создал новый способ записи стихотворений – лесенкой.

3) Бард (исполнял песни собственного сочинения); написал известное стихотворение «Братские могилы».

Ответ: ___________________

5. Назовите произведение, его автора и героя, который был искусным тульским мастером и смог подковать «заморскую блоху».

Ответ: ______________

6. Как называется род художественной литературы, предметом изображения в котором является повествование о событиях, происходящих с персонажами?

1) Эпос

2) Драма

3) Лирика

Ответ: ___________________

7. Прочитайте фрагмент стихотворения С.А. Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями». Из приведенного ниже перечня выберите два названия художественных средств и приемов, использованных поэтом:

Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда, —
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.

1) Эпитет 

2) Сравнение

3) Метафора

4) Антитеза

Ответ: ___________________

К заданиям 8-9 дайте развернутый ответ в объеме 5-7 предложений на каждый вопрос.

8. Расскажите о стихотворении, которое стало для вас поводом к размышлениям о жизни человека. Объясните почему.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Поделитесь своими впечатлениями о творчестве писателя или поэта, с которым вы познакомились в 6 классе. Чем он привлек ваше внимание? Свой ответ аргументируйте примерами.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Критерии оценивания итоговой контрольной работы по литературе за курс 6 класса

Работа включает 2 варианта заданий, которые составлены на основе материала, входящего в программу 6 класса.

В вариантах используются задания двух типов:

1) Задания с кратким ответом или выбором ответа, ориентированные на базовый уровень сложности;

2) Задания с развернутым ответом, относящиеся к повышенному уровню сложности и требующие самостоятельной творческой деятельности обучающихся.

Задания 1-7 (задания с кратким ответом или выбором ответа) оцениваются одним баллом. 

Задания 8-9 (задания с развернутым ответом)

Критерии проверки заданий с развернутым ответом

1. Глубина понимания проблемы, предложенной в вопросе, и убедительность аргументов

Баллы

Ученик понимает суть вопроса и дает прямой и связный ответ на него, убедительно обосновывая свои тезисы, подтверждая свои мысли текстом; фактические ошибки отсутствуют.

3

Ученик понимает суть вопроса и дает прямой и связный ответ на него, но при этом не все тезисы обосновывает убедительно; недостаточно обращается к тексту произведения; допускает одну фактическую ошибку.

2

Ученик понимает суть вопроса, но не дает прямого ответа; частично подменяет анализ текста пересказом; допускает две фактические ошибки

1

Ученик не дает ответа на вопрос, заменяя его пересказом произведения; допускает три и более фактические ошибки

0

2. Следование речевым нормам

 

Допущено не более 1 речевой ошибки

2

Допущено 2 речевых ошибки

1

Допущено более 2 речевых ошибок

0

3. Соблюдение орфографических норм

 

Ошибок нет (или допущена одна)

2

Допущено 2-3 ошибки

1

Допущено более 4 ошибок

0

4. Соблюдение пунктуационных норм

 

Ошибок нет (или допущена одна)

2

Допущено 2-3 ошибки

1

Допущено более 4 ошибок

0

Максимальный балл

9

Следует отметить, что указание на объем условно, т.к. оценка ответа зависит от его содержательности. Если по основному критерию («Глубина понимания проблемы, предложенной в вопросе, и убедительность аргументов») ученик набрал 0 баллов, то по остальным критериям оценка не осуществляется.

Максимальный балл за работу – 25.

«5» – 21-25 баллов

«4» – 16-20 баллов

«3» – 11-15 баллов

«2» – 1-10 баллов