Знакомьтесь с материалами выступления учителя на расширенном заседании РУМО учителей русского языка и литературы.
Автор: Шелудченко Анна Викторовна
Согласно Стратегии развития образования в Курской области и Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года в школах активно реализуется проект «Профессиональная траектория», в соответствии с которым в средней школе открываются профильные классы. Так, у нас уже второй год будут функционировать психолого-педагогические классы, к открытию которых нас также подтолкнуло и участие в национальном проекте «Наставничество», работая над которым, мы выяснили, что 34% педагогов – это выпускники нашей школы, а 14 % – молодые учителя, когда-то проходившие у нас педагогическую практику. То есть наше учебное заведение стало для многих учителей своего рода колыбелью, стартом в профессию.
Именно эти факторы стали определяющими при открытии в старших классах данного профиля обучения. Наряду с курсом «Основы психологии и педагогики» обучающиеся педкласса изучают «Основы риторики», где речь идёт о коммуникативной культуре как о важнейшем проявлении общей культуры человека, о функциональной речевой компетентности гражданина современного общества, риторической состоятельности, речемыслительной деятельности будущего специалиста сферы образования. Всем известно, что риторика всегда была неотъемлемой частью гимназической подготовки и вообще классического образования.
Искусство красноречия ценилось во все времена у всех народов. «Перед кем же люди трепещут? На кого взирают потрясенно, когда он говорит? Кем восторгаются? Кого считают чуть ли не Богом среди людей? Того, кто говорит спокойно, блистая яркими словами и образами, вводя даже в самую прозу некий стихотворный размер, – одним словом, красиво», – утверждал великий оратор древности Цицерон. Русский же оратор М.М. Сперанский в «Правилах высшего красноречия» добавлял: «Красноречие есть дар сотрясать души, переливая в них свои страсти, и сообщать им образ своих понятий».
С древнейших времен люди стремились понять, в чем секрет воздействия живого слова, врожденный ли это дар или результат длительного обучения и самообразования.
Как достичь цели, поставленной педагогом-оратором? Как завоевать аудиторию школьников, родителей и коллег? Какую речь считать наиболее действенной? В чём секреты убедительности публичного выступления? Какие возможные способы убеждения следует считать наиболее эффективными?
Найти ответы на эти вопросы непросто, особенно начинающему педагогу, которому ежедневно, зачастую преодолевая аудиторский страх, придётся выступать перед самой требовательной публикой – детьми. Здесь не обойтись без изучения истории и теории риторики, без знакомства с трудами известных ученых и мастеров устного слова, без изучения рече-двигательного аппарата, без серьезной практической работы над собой.
Всем известно, что риторика подразделяется на общую и частную. Общая риторика учит подготовке, построению речи и правилам публичного выступления с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию, то есть обучает общим правилам и приёмам построения и произнесения речи. Частная риторика выявляет законы эффективной речи, действующие в сферах профессиональной деятельности с повышенной речевой ответственностью. Частная риторика изучает состав жанров, которыми необходимо владеть специалисту, чтобы успешно выполнять свои профессиональные обязанности. На сегодняшний день активно разрабатывается система знаний в области таких разновидностей частной риторики, как политическая, коммерческая, судебная, педагогическая, духовная.
Педагогическая риторика является разновидностью частной риторики и базируется на теории академического красноречия. Это лингвометодическая дисциплина, в рамках которой изучаются способы организации и техники совершенствования педагогического речевого общения. Она интегрирует лингвистическую, культурологическую, психологическую и педагогическую области знаний.
Риторизированные технологии заметно обогащают учебную деятельность человека, позволяют повысить качество образования. Это особенно актуально в эпоху технологического прогресса, продуцирующего стереотипные, клишированные тексты.
Педагогическая риторика – это теория и практика эффективной публичной речи в разных речевых жанрах педагогического общения. Хотя педагогическая риторика и является частной риторикой, при этом она всё же базируется на категориях общериторического идеала – гармонии, меры, ритма, симметрии. Её отличие от других частных риторик в том, что она изучает речевое взаимодействие учителя и ученика, способствует нахождению путей оптимизации педагогического общения.
Таким образом, объектом педагогической риторики является процесс формирования риторической культуры педагога.
Предметом становится система принципов, приёмов, условий, моделей эффективного риторического обучения педагога как языковой личности элитарного типа.
Основная цель педагогической риторики как курса внеурочной деятельности – формирование будущего учителя как языковой личности, владеющей искусством убеждения, построения эффективной речи разных видов и жанров, востребованных в педагогической деятельности. Речь учителя должна быть целесообразной, воздействующей, гармонизирующей. Она всегда гражданственна, пафосна, поскольку современное школьное преподавание основывается на духовно-нравственных традициях.
Педагогическая риторика как разновидность частной риторики обеспечивает решение проблемы формирования коммуникативной компетентности будущего учителя, так как позволяет конкретизировать основные положения общей риторики, продемонстрировать специфику применения правил риторики в реальной речевой практике, определить теоретический и практический аспекты овладения профессиональной речью. При этом следует иметь в виду не только сугубо практические цели педагогической риторики (осмысление путей овладения речью как средством передачи знаний, совершенствования умений, решения воспитательных задач и т. п.), но и её возможности в формировании речевого педагогического (риторико-педагогического) идеала, в воспитании качественно иного «производителя риторического поступка», – говорящего и пишущего, творящего в высоко нравственной системе координат, где, по словам Н. Кошанского, «сила чувств» соединяется с убедительностью и «желанием общего блага».
Риторика в педагогической сфере рассматривает условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности для правильного формирования личности школьника, обеспечивает эмоциональный климат обучения и управление социально-психологическими процессами, повышает уровень владения речевыми средствами с использованием максимальных возможностей личностных особенностей педагога в учебном процессе.
Основу коммуникативной деятельности педагога составляют практические знания о способах целенаправленного использования речевых средств для решения задач педагогического общения. Так, в ходе занятий ребята могут почувствовать себя учителями: в дни самоуправления, или дни дублёра, обучающиеся психолого-педагогических классов на полчаса становятся хозяевами урока, а при прохождении практики в летнем пришкольном лагере – воспитателями в отрядах. После таких мероприятий старшеклассники осознанно подходят к выбору профессии.
Коммуникативная стратегия взаимодействия «обучающий – обучаемый» определяется педагогом, управляющим процессом познавательной деятельности, регулирующим взаимоотношения между учащимися, создающим атмосферу доброжелательного и активного речевого общения. Это ярко выраженная стратегия партнёрства, кооперации: участники общения находятся по одну сторону деятельности, их отношения опосредованы общей целью и общим участием в выполнении своих обязанностей. Педагогическая риторика рассматривает специфику речи как средство передачи учебной информации, коммуникативную компетентность учителя в соответствии с задачами конкретной ситуации общения. Речь педагога и учащегося не только обслуживает обучение, но и является средством достижения цели обучения – средством развития речи обучаемых.
Педагогическая риторика рекомендует будущему учителю конкретные пути научного познания в целях овладения и развития коммуникативно-речевых способностей. Зачастую обучающиеся становятся участниками интеллектуальных конкурсов, где, защищая проекты, демонстрируют свои ораторские способности. Так, серьёзным испытанием для некоторых 10-классников стал региональный этап Российской психолого-педагогической олимпиады имени К.Д. Ушинского, где участники проявляли свои коммуникативные качества.
Курс «Основы риторики» состоит из 68 часов и включает в себя как теоретические, так и практические творческие занятия. В процессе изучения курса осуществляются межпредметные связи с такими дисциплинами, как русский язык, литература, обществознание, искусство, история. Риторика – это и классический, и инновационный, и практико-ориентированный предмет, который способствует развитию качеств личности, отвечающих требованиям современного информационного пространства, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества.
Приобретаемые и развиваемые коммуникативные умения и навыки при их практическом использовании помогают устанавливать и поддерживать эмоциональный и деловой контакт с собеседником, добиваться взаимодействия и взаимопонимания в диалоге, выстраивать стратегии и тактики речевого поведения и речевого воздействия в беседе, споре, дискуссии с целью донести свою мысль до собеседника, учитывая его интересы и состояние, а в споре, дискуссии отстоять свою точку зрения. Не меньшее внимание уделяется развитию коммуникативных умений / навыков, способствующих адекватному восприятию и пониманию мыслей и чувств собеседника в диалоге, а также при рефлексии собственной речевой деятельности.
Все названные содержательные характеристики курса нацелены на развитие личности, её речевой и общей культуры, прежде всего на развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассников, их абстрактного мышления, памяти, навыков самостоятельной учебной деятельности, что мотивирует к самообразованию и способствует самореализации личности и осознанному профессиональному самоопределению. Большое значение уделяется практической деятельности учащихся – публичным выступлениям перед своими товарищами по заранее подготовленной теме и участию в дискуссии по предлагаемой проблеме. На данном этапе изучения отрабатываются навыки грамотного и аргументированного отстаивания своей позиции в процессе выступления или в ходе дискуссии, что имеет важное развивающее и воспитательное значение.
Проблема культурного общения школьников – одна из самых важных сегодня в организации социальной учебной среды. Для старших школьников в возрасте 15-17 лет обучение и общение являются ведущими видами деятельности, поскольку в ближайшей судьбе школьника именно коммуникативная компетентность начинает играть основополагающую роль в предпрофессиональной подготовке. В этой связи проблема коммуникативной компетентности нашла отражение в законодательных федеральных документах: в «Законе об образовании», в Федеральных государственных образовательных стандартах, в национальных проектах Российской Федерации. Так, в «Федеральном базовом компоненте образования по русскому языку» говорится о языковой и коммуникативной компетенции как о сквозных линиях, пронизывающих весь курс родного языка.
Содержание курса «Основы риторики» структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, языковая и культуроведческая ключевые компетенции и «узкие» риторические компетенции:
- Аналитико-риторическая (способность анализировать речевую ситуацию, оценивать собственное и партнёров речевое поведение и его результаты при публичном выступлении и в диалогическом межличностном общении; аналитическое слушание; риторический анализ текста)
- Контролирующе-риторическая (способность к самоконтролю в процессе речи в различных речевых ситуациях)
- Творчески-риторическая (создание риторических произведений различных жанров в различных речевых ситуациях)
- Коммуникативно-риторическая (способность устанавливать и поддерживать коммуникативный контакт, противостоять нарушениям понимания и разрыву контакта).
Программа предполагает:
– предоставление обучающимся основ знаний о речевом общении, принципах его совершенствования, причинах и признаках успеха или неудачи;
– освоение обучающимися методов и способов работы над своей речью, принципов эффективного речевого поведения в различных ситуациях общения;
– формирование у школьников понимания реальности и важности национально-культурных различий в речевом поведении, овладение ими основными принципами и способами налаживания взаимопонимания между носителями различных национальных культур.
Мотивирующий потенциал программы заключается в том, что данная внеурочная работа предполагает учёт желаний и интересов обучающихся, добровольность участия и целеустремленность участников. Поэтому в ней преимущественно принимают участие мотивированные обучающиеся.
При изучении курса совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
– коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
– интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
– информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстовой информацией);
– организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Главная цель курса риторики в педагогических классах – не только учить и воспитывать словом, но и актуализировать, стимулировать стремление будущих учителей к коммуникативной компетентности, то есть к сложнейшему речетворческому умению «свободного (незатрудненного), мотивированного, целенаправленного оперирования смысловой информацией в процессе речевого общения» (В.А. Кан-Калик).
В центре внимания этого предмета должны находиться проблемы единства мысли и воздействующего слова, эффективности речемыслительной деятельности (общая риторика) и проблемы обучения успешному речевому общению в типичных профессионально значимых речевых ситуациях и жанрах (частная риторика). Учитель риторики в педагогических классах призван обучать старшеклассников азам педагогического общения, обеспечивать последовательность становления их профессионально-личностных качеств.
Курс риторики в педагогических классах общеобразовательных учебных заведений позволит целенаправленно осуществлять довузовскую профильную ориентацию и подготовку будущих учителей. Цель данных занятий – помочь школьникам в определении образовательного маршрута по приобретению специальности, а не навязать своё мнение. Ведь, как сказал Ричард Олдингтон, «всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно – указать дорогу».