Формирование гражданской идентичности школьников, для которых русский язык не является родным.

Материалы выступления Арцыбашевой Светланы Ивановны на заседании всероссийского круглого стола «Русский язык как средство укрепления межнационального согласия, формирования гражданской идентичности школьников», которое состоялось 24 января 2024.

Остаётся незыблемой проблема формирования гражданской идентичности личности, т. е. «осознание гражданами Российской Федерации их принадлежности к своему государству, народу, обществу, ответственности за судьбу страны, необходимости соблюдения гражданских прав и обязанностей, а также приверженность базовым ценностям российского общества». (Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации).проблема формирования гражданской идентичности личности

Главная роль в этом отводится школе. Школа издавна была призвана формировать у своих воспитанников любовь к Родине, стремление быть готовым к ее защите, воспитывать личность с активной гражданской позицией.

Конечно же, среди учебных дисциплин, обеспечивающих предметную основу для формирования гражданской идентичности личности, на первый план выходят такие предметы, как русский язык и литература. Особенно это касается школ с полиэтническим составом. Леженская ООШ, как и многие другие сельские школы, малокомплектная: в этом году у нас 39 обучающихся, из них: 17 учеников – турки-месхетинцы, 22 – русские.

Турки-месхетинцы появились в селе Леженьки Курской области более 30 лет назад. В 1989 году в Узбекистане, где они проживали после депортации 1944 года, начались национальные волнения. Им пришлось покинуть свою вторую родину и бежать в Россию, Украину, Казахстан и Азербайджан. Так несколько семей оказались в нашем селе. Люди, потерявшие свою родину, обрели её в России. Уже выросло поколение, приехавшее к нам в пелёнках, родилось новое, и в течение этого времени идёт процесс осознания принадлежности к России, российскому народу, обществу. И именно русский язык является средством общения между людьми. Они в реальной жизни видят роль русского языка как языка межнационального общения и государственного языка.

Формирование духовных ценностей – процесс длительный, но работа, проводимая на уроках русского языка и литературы, способствует формированию патриотизма. На каждом уроке, основываясь на принципе соленого огурца известного педагога Виктора Федоровича Шаталова должны звучать духовно-нравственные и патриотические мотивы.

Воспитание любви и преданности к Родине заложено в программах по русскому языку и литературе. А уроки являются активным средством становления личности.

В учебниках по русскому языку разных авторов представлены тексты о русском языке, о людях, прославивших страну, о городах, исторических событиях, описания природы, памятников, отрывки из художественной литературы.

Целесообразно, кроме упражнений учебника использовать материал о своей малой родине. Например, предложить для работы тексты:

«Курск – город воинской славы. С древних времен он стоял на защите интересов русского государства. Весь мир знает о доблести воинов-курян, вписавших славные страницы в историю нашего Отечества».

«В 60 дивизии проходили службу призывники из многих областей России в том числе из Курской. В октябре 1941 дивизия, получившая пополнение личного состава Курского и Тимского народного ополчения, перешла к обороне. Впоследствии было создано 26 музеев, посвященных боевому пути дивизии в Харькове, Воронеж, Курске, Щиграх, Тиме и других населенных пунктах. Открытие памятника в селе Леженьки состоялось в августе 1983 года».

Ребята ходят на кружок, открытый при центре ковроткачества в сельском доме культуры. Естественно, что на уроках они об этом говорят и пишут.

«Тимский район всегда славился своим ковроткачеством. Леженские мастерицы предпочитали очень яркие цветы, окруженные пышной зеленью разных оттенков. Чаще всего на коврах, созданных золотыми руками сельских тружениц, ярко алеет роза, царица цветов». (Из сочинения ученицы «Изюминка моего края»).

На здании школы висят мемориальные доски, посвященные выпускникам, погибшим в военных конфликтах. В связи с этим уместно использование материала и о них. «Среди наших земляков есть те, кто прошел дорогами Афганистана и Чечни». (Тема: «Знаки препинания в сложноподчинённом предложении»). «Один из стендов школьного музея посвящен нашим выпускникам, погибшим в горячих точках». (Тема: «Знаки препинания при причастного обороте»).

Эту информацию дети использовали при создании Культурно-исторического маршрута Курской области.

Долгое время в школе работал экспедиционный отряд «Сказитель», в который входили ученики, независимо от национальности. Дети записывали частушки и песни своей малой Родины. Никого не удивляет частушка в исполнении турецкой девочки:

Ой, земля моя, земля,

Ой, землица Курская,

В 43-м здесь гремела

Наша слава русская!

Знакомство детей с укладом жизни русского народа идёт через устное народное творчество: сказки, былины, пословицы, через диалекты и фразеологизмы. Испытывая затруднения при изучении русского языка, дети с иронией цитируют И. Тургенева: «О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» и К. Паустовского «С русским языком можно творить чудеса».

Особым потенциалом обладают уроки изучения древнерусской литературы. Патриотизм, народность, самобытность, историзм – отличительные черты произведений того времени. Древнерусские писатели стремились воспитывать героизм и самоотверженность, мужество и стойкость в борьбе за независимость своей Родины.

Отражение народных идеалов представлено в отрывках из «Повести временных лет», «Повести о житии и храбрости благородного и великого князя Александра Невского», «Слове о полку Игореве». Герои этих произведений являются примерами мужества и самоотверженности ради спасения родной земли. С гордостью ребята цитируют: «Куряне славные – витязи исправные».

Произведения, посвящённые ратным подвигам: «Бородино» М. Ю. Лермонтова, «Судьба человека» М. А. Шолохова, стихотворения К. М. Симонова, А. Т. Твардовского, С. С. Орлова, Д. И. Самойлова, «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя вызывают у учащихся чувство искреннего восхищения и дают конкретные представления о беззаветной преданности Родине, храбрости и мужестве.

Формирование гражданской идентичности происходит как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Одним из направлений является литературное краеведение. Пути и методы изучения литературы родного края разнообразны. Их выбор зависит, прежде всего, от возраста школьников, от уровня их подготовки, от целей и задач занятия. Лекция, выпуск радиогазеты и стенгазеты, репортаж, литературная гостиная, марафон художественного чтения, устный журнал, викторины, урок-концерт. Детей привлекают необычные формы. Для участия в «Живой классике» традиционно выбирают рассказы Е. И. Носова и В. Ф. Деткова.

В школе проводятся недели русского языка и литературы, День родного языка, День славянской письменности и культуры, мероприятия, приуроченные ко дню рождения В. И. Даля, А. С. Пушкина, акции «Читаем вместе», посвящённые юбилеям поэтов и писателей и т. д.

Обучающиеся принимают участие в школьных спектаклях, в конкурсах чтецов, пишут сочинения, защищают проекты.

В копилке одной из учениц, для которой русский язык не является родным, муниципальные и региональные награды за сочинения и конкурсы чтецов. Интересна тематика её творческих работ: «Сказка о том, как оказались турки-месхетинцы в России», «Странички дневника моего прадедушки», «Разговор по душам», «Репортаж из Государственного Русского музея», «Внимая ужасам войны», «Дерево держится корнями, а человек семьёй», «Слово о богатыре русском, графе Рымнинском, князе Италийском, ясне соколе Александре Васильевиче свет Суворове», «Сказание об Александре Невском».

Девочка пишет о своей семье, о судьбе своего народа, о великих русских полководцах, пишет о том, что её волнует, о своих переживаниях, впечатлениях, не боится выразить своё мнение. Ученица в течение трех лет занимает призовые места в муниципальном этапе всероссийской олимпиады по русскому языку.

Она является победителем районного конкурса чтецов «Злато слово», всероссийского конкурса чтецов на родном языке, регионального конкурса «Язык есть исповедь народа». В 2023 году стала дипломантом регионального этапа конкурса «Школьная весна», где выступила со чтением стихотворения В. Золотарёва «Гимн родной земле».

Победы учеников, для которых русский язык не является родным, в конкурсах и фестивалях: «Зелёная планета», «Свет Рождества», «РусФест. Фронтовой треугольник», всероссийская детская творческая школа-конкурс «Портрет твоего края» свидетельствуют не только об уровне сформированности метапредметных компетенций, но и об осознании себя частью нашего государства, причастности к российскому обществу. Среди небольшого количества обучающихся есть дети, включённые в банк данных одаренных детей Курской области (призёры регионального этапа фестиваля национальных культур «Я, ты, он, она – вместе дружная семья! » – художественное чтение, призёр регионального этапа фестивалей: «Мир творчества», «Я вхожу в мир искусств» – радиопередача и репортаж о своей малой Родине, о центре ковроткачества, об истории села Леженьки).

Интерес к прошлому России, к своей малой Родине, любовь к своей семье находит отражение почти во всех творческих работах детей и способствует формированию гражданской идентичности учащихся, для которых русский язык не является родным.

Особое внимание уделяется работе с родителями, так как семейная среда – один из важнейших факторов, влияющих на развитие личности. Надо отдать должное, родители с пониманием относятся к тому, что на уроках родного языка и родной литературы дети изучают русский язык и русскую литературу, поддерживают участие их в конкурсах и концертах, принимают участие в организации внеурочных мероприятий, помогают в создании сценического образа.

И дети, и родители, сохраняя свой язык, традиции своего народа, принимают русскую литературу, язык и культуру, осознавая себя частью единого русского общества, частью великой России.