Предлагаем сценарий проведения родительского собрания «Гендерное воспитание в семье».

Формирование ценностей своего пола происходит, прежде всего, в семье. 

Цель: повышение родительской компетенции в вопросах   воспитания, формирование ценностного отношения к семье,  осознание традиционных нравственных ориентиров в формировании модели поведения мальчиков и девочек,  гармонизация внутрисемейных отношений.

Оборудование: проектор, презентация, сигнальные «ладошки», раздаточный материал для работы в группах (набор карточек с характеристиками поведения девочек и мальчиков), символические «ключи» (прием недописанное предложение),  листы рефлексии.

Автор: Мальцева Светлана Николаевна

 

Добрый вечер, уважаемые родители! Интересно наблюдать, как взрослеют наши дети, не правда ли? Из малышей день за днем они превращаются в юношей и девушек. Уже к двум годам ребенок начинает понимать, кто он – девочка или мальчик. В семь лет осознает, что мальчики становятся мужчинами, а девочки — женщинами. Физиологические и психологические различия с годами становятся все очевиднее. 

(Слайды 2,3) Л.Н.Толстой утверждал: «Женщина, старающаяся походить на мужчину, так же уродлива, как женоподобный мужчина». Природой заложено, что у юношей и девушек разное предназначение в жизни. Учитываем ли мы этот фактор при воспитании девочек и мальчиков? Приглашаю вас к размышлению о проблеме гендерного воспитания.

(Слайд 4) Как известно, времена не выбирают — в них живут. По мнению исследователей,  печальными приметами нашего времени стали:

  • разрушение традиционных стереотипов мужского и женского поведения,
  • обострение проблемы одиночества,
  • нестабильность супружеских отношений,
  • проявления неадекватных форм поведения среди молодежи,
  • изменения внутренних психологических позиций детей.

Прошу выразить ваше мнение с помощью сигнальных ладошек: зеленая — «полностью согласен», желтая – «есть возражения», красная — «категорически не согласен». (Краткое обсуждение)

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения, обострению проблемы одиночества, нестабильности супружеских отношений. К сожалению, нередки проявления неадекватных форм поведения среди молодежи. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из «добытчиков» они постепенно превращаются в «потребителей», а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи. На этом фоне меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения.

(Слайд 5)  Согласитесь, немного теории нам не помешает.  Гендерология — междисциплинарная отрасль наук о человеке как носителе мужского или женского пола – определяет  гендер как социальный и  психологический пол, полоролевые отношения.  В этом понимании пол человека  —  комплекс репродуктивных, общесоматических, поведенческих и социальных характеристик, определяющих индивида как мальчика или девочку, мужчину или женщину.

(Слайд 6) Компоненты гендера определяются на трех уровнях:

  1. Когнитивный — гендерное самосознание: «Я знаю, что я женщина/мужчина».
  2. Эмоциональный — гендерная идентичность: «Я чувствую себя женщиной/мужчиной».
  3. Поведенческий — гендерные роли и особенности поведения: «Я веду себя как женщина/мужчина».

(Слайд 7) Наблюдая за детьми, мы иногда отмечаем, что некоторые девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. В процессе трудовой деятельности дети не всегда умеют самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера. Мальчики не проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда  нужна физическая сила, а девочки не спешат помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность.

(Слайд 8) Формирование ценностей своего пола происходит, прежде всего, в семье. Уже с рождения это отражается во внешних атрибутах пола. Голубая ленточка на одеяле у мальчиков, розовая — у девочек.  Огромную роль в гендерном воспитании играют семейные традиции.  Мальчику объясняют, что он — будущий мужчина, значит, как папа, должен быть сильным, защищать слабых. В полной семье мальчики подражают папе, а девочки стремятся быть похожими на маму. От родителей зависит, каким   вырастет  их ребенок и насколько он будет соответствовать своему полу, именно родители должны «учить» овладению культурой во взаимоотношениях, формировать адекватную полу модель поведения, учить правильной роли мужчины и женщины. Всегда дети учатся через подражание, пример взрослых — самый убедительный урок для них.

(Слайд 9) Если в вашей семье растут мальчики и девочки, то вы, наверное, заметили, что они очень разные по скорости развития созревания,  по энергетическому потенциалу, интересам и мотивации, в реагировании на стресс,  наказание или поощрение. В семье и школе девочки могут вытеснять мальчиков на периферию жизни в неформальные уличные сообщества.

Работа родителей  в группах «Мальчики», «Девочки»

(предлагается выбрать из распечатанных утверждений те, что характеризуют мальчиков или девочек)

(Слайд 10) Мальчики способны на кратковременное усилие; предпочитают поисковую деятельность; не любят повторения; ориентируются на принцип; предпочитают сделать быстро, но «кое-как»; нацелены на деятельность; труднее адаптируются к неподходящим для них условиям деятельности, пытаются от них избавиться.

(Слайд 11) Девочки требуют спокойной обстановки, последовательно выстроенной деятельности; любят утвердиться в правильности своих знаний и решений путем повторения; лучше адаптируются; нацелены на общение; стараются получить качественный результат, который может быть положительно оценен другими.

(Слайд 12) Родители на половые различия в психике детей реагируют разным к ним отношением. В специальных исследованиях показано, «что родители чаще ругают мальчиков и более ласковы с девочками, даже если детям только два года. И в дальнейшем в обращении к мальчикам преобладает командный стиль: «Сделай то, не делай это». Видимо, взрослых «раздражает «излишняя» подвижность мальчиков и их выраженная поисковая активность («всюду лезут, все ломают и портят»).

(Слайд 13) В связи с вышесказанным понятно различное отношение мужчин и женщин к приказам и инструкциям. Девочке или женщине достаточно делать так, как ей приказали, а мальчик (мужчина) должен понять смысл, значение или цель приказа, тогда он будет активно его выполнять. Видимо, поэтому в школах, где все мероприятия заранее строго планируются и контролируются, в активистах преобладают девочки.

(Слайд 14) А там где нужен творческий подход - в игре «Зарница», клубах «Поиск», «Следопыт», КВН  и т.п. — главенствуют мальчики.

(Слайд 16) Гендерные особенности, заключающиеся в том, что мальчики сильнее реагируют на замечания, а девочки – на похвалу, остаются актуальными и в подростковом возрасте. Для женского пола более характерно наглядно-образное представление об окружающем мире. Уже в школе девочки лучше усваивают гуманитарные науки (литературу, историю), они склонны обращать внимание и запоминать такие детали и подробности, мимо которых проходят их сверстники мужского пола. У женщин лучше развита способность различать запахи, цвета, форму предметов. Их больше интересует назначение вещи, ее достоинства и недостатки, а не внутренняя суть. Это ярко проявляется в обыденной жизни, когда девочку (женщину) очень занимает ее внеш­ний вид, наряды и украшения, она жаждет внимания к своей внешности.

Наоборот, мальчики (мужчины) меньше заботятся об одежде и внешнем виде, при встрече с чем-нибудь новым они задают вопросы «отчего?», «почему?», «как это устроено?». Их интересует устройство различных механизмов, принцип их работы. Мальчики охотно занимаются в кружках технического творчества, часто ломают игрушки, чтобы узнать их строение. Это надо учитывать при воспитании сыновей: не наказывать строго, а объяснять суть предметов и их устройство. Способность к творческой деятельности у мальчиков выражена более ярко, чем у девочек. В игре девочки используют игрушки по их прямому назначению, а мальчики могут найти им другое применение, проявляют находчивость, смекалку.

Надо не пресекать, а поощрять их стремление что-то мастерить, прибивать гвозди, чинить старые часы и т. д. Если родители хотят вырастить творческого делового человека, они должны поощрять эти качества.

Из всего сказанного видно, что существуют определенные психические различия между мальчиками и девочками. Поэтому с первых лет жизни в мальчике надо воспитывать мужчину, а в девочке — женщину. Как же это делать в семье?

В ясельном возрасте ребенок уже различает мальчика и девочку, а в 4-5 лет у него возникает вопрос: «Как я появился на свет?». В этом же возрасте у него появляются и первые влечения к противоположному полу: любимая девочка в группе или любимый мальчик во дворе. Мальчик дружит с девочкой, не обижает ее, помогает ей, защищает от других мальчишек во дворе. Девочка опекает мальчика, убирает за ним вещи, угощает его сладостями и т. п. Взрослые не должны смеяться над такими отношениями, не должны пресекать эти влечения. Со временем они пройдут сами собой. К началу школьного возраста в поведении девочек появляются такие черты, как застенчивость, стыдливость, элементы кокетства, они перестают дружить с мальчиками. Но начиная с подросткового возраста, с периода полового созревания, когда происходит осознание биологической роли и физиологических особенностей мужчины и женщины, влечение к противоположному полу проявляется вновь.

У девочек-подростков эти изменения выражаются в стремлении привлечь к себе внимание. Здесь используются и особенности поведения, и одежда, и украшения, и косметика, и многое другое. Запрещать этого нельзя, это равносильно тому, чтобы выступать против самого женского естества, женской сексуальности. Ведь для того чтобы мужчина стал ухаживать за женщиной, он должен обра­тить на нее внимание. Но все это хорошо в меру. Надо внушать девочке, что хорошо, а что плохо, что ее украшает, а что - уродует и даже приносит вред здоровью. В это время возникает симпатия между подростками разного пола. Запретить дружбу подростков — девочек и мальчиков — порой просто невозможно. Их влечение может быть таким сильным, что нередко никакие убеждения, запреты, наказания и даже высмеивания не дают положительных результа­тов. Подростки могут идти на конфликты с родителями, учителями, даже убегать из дома. Это проявление возрастной гиперсексуальности подростков. И в это время очень важно не перегнуть палку и не подтолкнуть подростков к уединению и половой бли­зости, надо стремиться к тому, чтобы все их контакты были на глазах у взрослых.

(Слайд 17) Дети всегда подражают взрослым, поэтому только в семье они могут научиться правилам, умениям и навыкам семейного поведения, отношениям между полами. Счастье, когда у ребенка семья полная, ведь у каждого из родителей своя важная роль. Мать — инструктивный лидер, ориентируется на состояние членов семьи, поддерживает в стрессовых ситуациях, создает положительный эмоциональный климат, оберегает от рисков. Отец — директивный лидер, ориентирует на достижение поставленных целей, помогает создать систему ценностей, адекватную самооценку, поддерживает поиск, самостоятельность, позволяет пробовать и рисковать.

(Слайд 18) Роль отца в воспитании сына переоценить невозможно. Именно он повышает социальную активность, приобщает к мужской субкультуре, формирует сексуально-ролевую ориентацию, дает свою оценку важных для сына ситуаций. Мальчику нужен сильный и справедливый отец.

(Слайд 19) Роль отца в воспитании дочери не менее серьезная. Отец для дочери создает эталон будущего мужа, дает уверенность в ее привлекательности, значимости, позволяет усвоить способы поведения мужа и жены. Любящий отец дает чувство защищенности, является матрицей, которая делает оттиск будущей «баловницы» или «жертвы». Девочка должна полюбить отца, чтобы почувствовать себя женщиной. Развод родителей девочки повышает вероятность будущего развода их дочери. Интересно отметить, что строгий отец пользуется большим авторитетом у дочери-подростка, чем принимающий. Отец, у которого представления о согласии с дочерью совпадают, не пользуется у нее авторитетом, т.е., соглашающийся отец для дочери-подростка не является авторитетом. Выявленное противоречие можно объяснить противоречивостью подросткового возраста.

(Слайд 20) Мальчики, выросшие только с мамой, реже вступают в брачные отношения. Мальчик должен уйти от матери, чтобы ощутить себя мужчиной. Наиболее существенной характеристикой во взаимодействии между матерью и сыном является материнское «согласие», т.е. для того, чтобы сын чувствовал себя принятым матерью, она должна с ним соглашаться. Чем чаще мать соглашается с сыном, тем больше сын чувствует себя принятым, больше готов к сотрудничеству и тем большим авторитетом для него является мать.

Поведение родителей в семье является той моделью, которой подражают дети. Отстранение отца от воспитания может привести к тому, что сын не готовится к мужской роли в жизни, у него усваивается «женский» тип поведения. Такие мальчики часто робкие, менее зрелые, не хотят служить в армии, предпочитают женские занятия. Иногда мальчики, воспитанные без отца, становятся, наоборот, агрессивными, жесткими, как бы в противовес женскому окружению. Их поведение доставляет много хлопот школе. В се­мейной жизни они, как правило, не способны сопереживать, управлять своим поведением, а мужественность нередко видят в пьянках, драках и т. п.

Девочки, воспитанные без отца, не имеют правильного пред­ставления о мужественности, в будущем им будет трудно понять мужа и сына, они не смогут в должной мере исполнять роль жены и матери.

(Слайд 21) От отца в современной семье следует ожидать не только материального вклада, но и мудрой строгости, рассудительности, справедливо­сти в оценке событий. Не грубые выкрики, а благородство, уваже­ние к женщине, любовь к жене и детям, помощь им во всем, защита более слабого - вот образец мужской роли, которую ребенок должен видеть в семье.

(Слайд 22) От матери больше ожидается умение создать уют, атмосферу душевной теплоты, способность чутко реагировать на радости и огорчения всех членов семьи, готовность всегда прийти на помощь.

(Слайд 23)  «Что посеешь, то и пожнешь!» - говорит народная мудрость. Зоркие глаза и чуткие уши детей видят все, что творится в семье. В детстве они еще не могут разобраться в конфликтах между родителями, но пройдет время, и кто знает, к каким выводам они придут, какие дела и поступки станут совершать! Самый главный и нужный воспитатель - это пример высокой нравственности родителей. Он сильнее всяких поучений. Огромный вред воспитанию наносят родители, которые в присутствии детей пьянствуют, сквернословят, рассказывают непристойные анекдоты, обнажают интимные человеческие отношения, не уважают друг друга. Отец может сто раз твердить сыну о бережном рыцарском отношении к женщине, но это не даст положительного результата, если он сам по-хамски относится к своей жене или цинично говорит о других женщинах. Мать не вырастит высоконравственную дочь, если сама допускает вольное поведение.

Решение любой проблемы возможно, если правильно подобран ключ. Предлагаю вам на символических ключах написать свой вариант решения проблемы гендерного воспитания. Для этого необходимо завершить предложение:

  1. В воспитании девочек важно…..
  2. В воспитании мальчиков важно…
  3. В воспитании детей главным является…

(Слайд 24)  Здоровый психологический климат в семье, атмосфера любви и дружбы, взаимоуважение - это залог правильного семейного воспитания. 

(Слайд 25)  Пусть в ваших семьях царят любовь, взаимное уважение, понимание и растут счастливые дети!

Рефлексия. Подчеркните слова, которыми можно определить эмоции от нашей встречи. Дополните это слово пояснением:  что именно вызвало эти чувства. Для этого у  вас есть пространство  на листе бумаги.

 

Список литературы

  1. Баранникова Н.А. О мальчишках и девчонках, а также их родителях. Методическое пособие. - Москва, Творческий центр СФЕРА, 2012.
  2. Бороздина Г.В. Психология и педагогика. Учебник для вузов и ссузов. Гриф МО, 2011.
  3. Гендерное образование: учебное пособие / под общ. ред. Л.И. Столярчук.- Краснодар: Просвещение-Юг, 2011.
  4. Гендерный подход в воспитании личности/Авт.-сост. Л.В. Астапович. Мн.: Красико-Принт, 2011.
  5. Градусова Л.В. «Гендерная педагогика», Учебное пособие, ФЛИНТА, Москва, 2011.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ