В разработке рассказывается о том, как построить работу по подготовке к написанию 27 задания ЕГЭ по русскому языку в 2025 году.
Представлены основные формы и методы по развитию основных компетенций, способствующих написанию сочинения – рассуждения по проблеме, поставленной в исходном тексте. В работе особое внимание уделяется структуре 27 задания, критериям оценивания, речевым клише.
Автор: Мазурова Елена Владимировна
Наиболее сложное задание из всей экзаменационной работы по русскому языку — это сочинение (задание 27). За его выполнение можно получить 22 первичных балла (почти половину от всех баллов!). Структура сочинения ЕГЭ по русскому языку в 2025 году изменилась. Теперь не надо будет находить проблему исходного текста, она уже указана в формулировке задания (отходить от проблемного вопроса нельзя). Упростилось или усложнилось 27 задание, однозначно не скажешь. Но, бесспорно, придётся внести коррективы в привычную для учителя практику подготовки к сочинению в формате ЕГЭ.
Учителю необходимо создать наиболее приемлемую для его учеников модель подготовки к написанию сочинения.
На мой взгляд, в первую очередь нужно обратить внимание выпускников на формулировку задания 27 [3], которая в 2025 году претерпела изменения и выглядит так:
Напишите сочинение-рассуждение по проблеме, поставленной в исходном тексте.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика), по указанной проблеме.
Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не учитываются примеры-аргументы, источниками которых являются комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра и другие подобные виды представления информации.)
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно и разборчивым почерком, соблюдая нормы современного русского языка.
В отличие от сочинений предыдущих лет комментировать нужно не сформулированную самостоятельно проблему, а позицию автора, исходя из проблемного вопроса, который уже обозначен в задании.
Согласно формулировке задания 27, можно располагать части сочинения в любой последовательности, но при этом помнить, что любое монологическое высказывание (устное или письменное) состоит из трёх частей: вступления, основной части и заключения. Сочинение ‑ рассуждение тоже строится по стандартной трёхчастной схеме. Надо помнить, что структура работы предполагает последовательно расположенные и логически связанные друг с другом компоненты (части).
По моему мнению, 27 задание может соответствовать следующему плану (см. таблицу 1)
Таблица 1
Структура, абзацное членение и критерии оценивания письменной экзаменационной работы
Абзацное членение |
Структура сочинения-рассуждения |
Критерий |
|
1 абзац |
Проблемный вопрос. Отражение позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста |
К1 |
1 балл |
Комментарий к сформулированной проблеме |
К2 |
3 балла |
|
2 абзац |
1-й пример-иллюстрация + пояснение первого примера-иллюстрации |
||
3-й абзац |
1-й пример-иллюстрация + пояснение первого примера-иллюстрации |
||
4 абзац |
Анализ смысловой связи между примерами |
||
5 абзац |
Отражение своего отношения к позиции автора + обоснование отношения к позиции автора |
К3 |
1 балл |
6 абзац |
Заключение |
||
Всего баллов по критериям |
К1 – К3 |
5 баллов |
Составлена автором по материалам: [2]
Немаловажным считаю ознакомление обучающихся со всеми критериями оценивания сочинения.
Ещё 17 баллов выпускники могут получить за речевое оформление сочинения и грамотность (Приложение 1).
Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом 150 слов или более.
Далее переходим к практической части. На мой взгляд, первый опыт написания письменной работы может носить совместный характер. Учителю необходимо направить учеников в правильное русло, показать возможные способы раскрытия проблемы, поднятой в предложенном для анализа тексте.
Предлагаю для облегчения процесса понимания, как должна создаваться творческая работа (задание 27), конструктор. В него входят структура сочинения, шаблоны для создания речевых конструкций.
Вначале для работы берём тексты, формулировка проблемы которых близка: А.Г. Алексина «Андрей туманно представлял себе, что именно нужно дарить женщинам…» (Приложение 2) и С.А. Алексиевич «Мы недавно поженились (Приложение 3).
Начинаем конструировать первый вариант сочинения «Как может проявляться любовь к близким?» по тексту А.Г. Алексина (Приложение 4). Вместе с обучающимися формулируем позицию автора по проблеме исходного текста. Далее в конструкторе даются подсказки, какие можно привести примеры – иллюстрации для обоснования позиции автора. Переходим к связи между примерами – иллюстрациями [1, 2]. Важно установить, как приведённые примеры зависят друг от друга. В этом нам помогут слова – помощники и типовые конструкции (Приложение 5).
Далее учащиеся выражают и обосновывают своё отношение к позиции автора. На данном этапе поможет опыт, полученный при написании итогового сочинения.
И завершает работу общий вывод.
Второй и третий варианты сочинений по тексту А.Г. Алексина обучающиеся стараются писать без помощи учителя, но с опорой на конструктор.
Надо отметить, что все три работы по одному тексту отличаются примерами – иллюстрациями, связью между примерами – иллюстрациями, использованием для обоснования собственного отношения к позиции автора разных примеров из художественной литературы.
Таким образом, учащиеся понимают, что заявленная в 27 задании проблема не ограничивает их в выборе примеров – иллюстраций в предложенном для анализа тексте. А значит, ученик может выбрать те примеры из текста, связь между которыми для него более очевидна. Это позволит получить максимальные баллы за эту часть работы.
Затем переходим к написанию сочинения по второму тексту. (Приложение 3). Применяем работу с конструктором (Приложение 6). Однако уже во втором шаблоне не будут представлены подробные речевые конструкции, как это было в первом варианте. Выпускникам необходимо будет самим составлять предложения, следуя подсказкам.
Как показала практика, использование конструктора при подготовке к 27 заданию является эффективной формой овладения практическими навыками написания сочинения – рассуждения. Постепенно обучающие преодолевают боязнь создания творческих письменных работ. В дальнейшем выпускники пишут сочинение по исходному тексту уже без использования конструктора. Так, применение конструктора приемлемо только на начальном этапе подготовки к сочинению в формате ЕГЭ.
Использованная литература
- Васильевых, И.П. ЕГЭ 2025 на отлично. Русский язык/ И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева. – М.: Издательство «Экзамен», 2025. – 164-167 с.
- Мальцева, Л.И. Подготовка к ЕГЭ 2025 в 2-х книгах/ Л.И. Мальцева Л.И. – Книга 2. – М.: Народное образование, 2024. – 361-363 с.
- Демоверсии, спецификации, кодификаторы// Федеральный институт педагогических измерений [Электронный ресурс]. – URL: https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory (Дата обращения 08.02.2025)