Зачем учителю создавать свой персональный сайт? Может, лучше иметь персональную страницу в сети Интернет?
Автор: Колесникова Елена Викторовна
Очевидно, сайт наиболее удобный инструмент для представления любых продуктов деятельности в отличие от бумажного носителя информации. Чем бы ни занимался человек, представить своё творчество или себя самого в многочисленных электронных форматах оказывается довольно интересным делом. Для этого хорошо подходят социальные сети.
Однако персональный сайт демонстрирует серьёзность намерения вести планомерную работу по демонстрации своего педагогического опыта: не один раз в пять лет что-то опубликовать для прохождения аттестации на категорию, а размещать материалы из практической работы, которыми можно воспользоваться и повторить любому педагогу.
При этом надо выделить два типа персональных сайтов: первые (назовем их условно «авторскими») создаются и поддерживаются усилиями, временем, энергией одного человека; вторые непосредственно автором не ведутся, но реализованы сторонними разработчиками, их заказчиками могут выступать и педагоги. Если первый тип предполагает затраты на оплату хостинга и домена и требует как знаний технических, так и постоянных материальных вложений, то второй – бесплатное место для накапливания публикаций и распространения опыта работы, где можно разместить презентации, фотоальбомы, текстовые форматы материалов без посторонней помощи. Уместнее было бы назвать второй тип сайта «персональной страницей», ведь у него нет сложного меню и разветвлённой структуры.
Персональная страница может представлять собой сайт-визитку. Сайт-визитка относится к имиджевому типу. На нём представлены общие сведения и контактная информация. По структуре такой сайт содержит не более 5-10 страниц. Или быть сайтом-портфолио. Его информация позволит составить впечатление о профессиональном уровне учителя, например, при решении вопроса о новом назначении или приёме на новую работу.
Предметный сайт создаётся не только для ознакомления, но и предоставления всего материала для скачивания и дальнейшего использования. Структура его ориентирована на различную аудиторию. Такие сайты, как правило, предлагают не только текстовые и графические, но и аудио- и видео-ресурсы.
Несмотря на то что сайт находится в постоянном доступе для пользователей, которые приходят на него в поисках нужной информации, нужно различать его уровень. Если это сайт муниципальной школы, то и уровень муниципальный, если сайт регионального сообщества педагогов, то и уровень его региональный. Другое дело порталы или платформы сторонних разработчиков. Они не привязаны к месту осуществления деятельности, и потому публикация у них имеет федеральный уровень, хотя это только страница педагога, а не собственно сайт. Весомость такой страницы зависит не от уровня портала или платформы, а от качества размещенных материалов учителя, которые оценивают эксперты аттестационной комиссии.
Если учитель задумался о создании персонального сайта, а не страницы, то ему нужно отыскать в себе силы его вести, поддерживать. Простотой использования известны конструкторы сайтов Tilda или Wix с бесплатным тарифом, который позволяет создать собственный веб-ресурс без специальных знаний в этой сфере, хотя видимость такого сайта не всегда гарантирована: не зная его точного названия, отыскать в поисковике невозможно. Чтобы сайт был виден, нужно правильно прописать его метатеги (указать авторство, цели, место, контакты).
Какие цели преследует создание персонального сайта?
Любой сайт и даже персональная страница дают представление об авторе и его «продукте». Сайт привлекает к себе единомышленников, создает предпосылки для налаживания профессиональных контактов и определения перспектив.
Сайт служит прекрасной визитной карточкой, ибо в одном месте содержит собрание дидактических материалов и портфолио, можно просто дать ссылку, что экономит время как автора сайта, так и пользователя (учеников или коллеги).
В каком-то смысле сайт – это собственная трибуна. Для многих людей, имеющих свои сайты, значимым является возможность периодического обращения к потенциальной аудитории для выражения собственного мнения и взглядов. Для этой цели часто используются блоги.
Какой бы вид сайта вы бы ни предпочли, его ведение даёт бесценный опыт. Многие авторы сайтов говорят о приобретении новых навыков, кроме умения создавать материалы. Во-первых, степень владения ИКТ технологиями налицо. Во-вторых, можно выразить свою оригинальность в стиле и дизайне.
Однако большинство учителей испытывают подсознательный страх и неуверенность в своей компетенции, имеют зависимость от чужого мнения у учителей. Так, лишь около 10% учителей на вопрос «Стали бы вы создавать свой сайт?» отвечали утвердительно, большинство же реагировало либо резким «нет», либо вопросами: «А откуда у меня столько времени, чтобы сайт вести?», «А что я туда буду класть, у меня ничего особенного нет», «А если кто-то придет и начнет критиковать или будет писать гадости?». Особенности менталитета заключаются в негласном порицании тех, кто «выставляет себя напоказ» (а создание персонального, пусть даже и профессионально ориентированного сайта именно так расценивается). Для многих создание учительского сайта – показатель нескромности, а мысль о том, что в этом случае профессионал может выше котироваться, пока что далека от педагогического большинства.
Рассмотрим с этих позиций новую образовательную реалию, как веб-проект, представляющий педагогические профессиональные достижения. Интересно, что наряду с полностью авторскими педагогическими сайтами, где личность учителя на первом месте, встречаются и созданные учителями проекты, посвященные своему предмету, на которых фигура автора отодвинута на второй план и замещена интересными разработками. В нашей практике есть примеры сайтов, которые представляют методическое объединение учителей русоведов и филологов «Русский язык и литература для всех» – ruslita.ru или группу разных учителей-предметников – sesony.ru. Эти сайты возникли из-за сложностей, связанных с размещением учительских разработок на школьном официальном сайте, к которому предъявляются обязательные требования по ведению.
Для учителей региона создан сайт регионального объединения учителей русского языка и литературы – umoslovo.ru. На сайте можно опубликовать свои разработки (конспекты уроков, разработки занятий внеурочной деятельности, методические статьи, проекты, исследования, материалы по краеведению, задания для обучающихся, подготовка к экзаменам) и лучшие конкурсные творческие работы учеников. На данный момент на сайте размещен передовой педагогический опыт 250 учителей города Курска и Курской области, более 1250 статей (текстовый контент, сопровождаемый фотографиями).
Пользователем этого сайта становится педагог-коллега, который рассматривает его как источник информации, использует его в монологическом режиме: «нашел-скачал-ушел». Вступить в дискуссию или обратиться с вопросом – эти формы сетевой активности пока не популярны для большинства педагогов.
Родителя ученика как адресата учительского сайта вряд ли имеет смысл рассматривать. Коммуникативная роль сайта (общение с учителем) у родителя может быть реализована в иных формах – очных.
Думается, что самым важным адресатом учительского сайта может выступать ученик. Здесь важно разграничить ученика «своего» (с кем ведется очное обучение) и «чужого», сетевого – с кем учитель непосредственно не знаком и контактирует опосредованно через материалы сайта. Наиболее вероятным потенциальным пользователем учительского сайта оказываются «свои» ученики. Эта форма взаимодействия «учитель-ученик» может дать интересные результаты.
Сайт учителя решает многие образовательные задачи.
1)Индивидуализация содержания.
В классе перед нами сидят ученики разного уровня подготовки, разного темпа освоения материала, слабые и сильные. Дифференциация заданий в условиях обычного урока не всегда реализуема. На сайте же можно размещать вариативный материал: для сильных и заинтересованных – дополнительные задания повышенной сложности, дополнительный материал, углубляющий и расширяющий содержание урока. Для слабых – задания тренировочного плана, задания с разъяснениями, как выполнять, комментарий к ошибкам, варианты заданий для исправления оценок. Что в этом случае мы получаем? Экономию времени на уроке и перенос части обучающего времени в Сеть.
2)Конспект урока. Как известно любому учителю, в обычном классе соседствуют ученики аудиального и визуального типов восприятия. Первым проще воспринимать материал на слух, вторым удобнее, если он представлен графически (например, на доске). Работа на уроке часто сводится к тому, что от ученика требуется динамическое переключение этих каналов (сейчас слушаем, потом обсуждаем, потом записываем). Электронные версии материалов после урока можно было бы найти на сайте учителя, это позволило ученикам работать более продуктивно.
3)Дополнительное образование. На многих учительских сайтах в различных формах можно увидеть список ссылок на веб-ресурсы (иногда они сопровождаются аннотациями). Это тоже расширение содержания образования, привлечение дополнительного учебного материала, новых информационных источников.
Не секрет, что практически освоение Интернета ученикам происходит более динамично, однако назвать ученический веб-серфинг содержательным и образовательно-ориентированным можно далеко не всегда. В этой связи учительский сайт может выступать в качестве Интернет-навигатора для учеников.
Учитель расширяет диалог с учеником: приглашает к обсуждению, обращается к внеклассному чтению и материалу, оставшемуся за рамками урока, приводит ссылки на интересные сетевые источники, рекомендуя ученикам познакомиться с ними. Понятно, что здесь разговор может быть более раскрепощенный, не скованный временными ограничениями.
4)Популяризация детских достижений, демонстрация продуктов деятельности. Очевидно, что красноречивее любых формальных категорий и грамот о качестве работы учителя свидетельствует уровень работ его учеников. Сайт – прекрасная выставка таких работ в различных форматах. Они могут стать поводом как для профессионального диалога с коллегами, так и быть фактором повышения ученической самооценки.
5) Реализация возможностей дистанционного образования. Есть дети, которые пропускают занятия (болезнь ученика, домашнее обучение, «спортсмены», активно занимающиеся в кружках, 11-классники, которые ходят на курсы, непогода, забота о безопасности). Можно размещать задания, ссылки на источники, дополнительный материал, комментировать выполнение каких-либо сложных заданий. То же самое – для организации индивидуальной учебно-исследовательской работы.
Что же представляют собой существующие сегодня учительские сайты? Просматривая страницы этих проектов, можно выделить ряд компонентов, из которых обычно состоит современный учительский сайт. Более всего распространён тип предметного сайта. Как правило, он разделён на 3 зоны: теория, практика и взаимодействие.
В первую очередь, это, естественно, содержательные компоненты сайта: ответы на ваши вопросы, трудные разделы по русскому языку, золотая полка (материалы по литературе), материалы к урокам, методические разработки, ученические работы, материалы в помощь ученику, тесты, олимпиадные задания.
Рассмотрим качественные показатели сайта. Среди них:
удобный интерфейс;
привлекательный дизайн;
раздел новостей;
наличие карты сайта;
наличие информационных зон для педагога, учащихся и родителей;
ссылки на полезные сайты;
гиперссылки к самым новым документам;
использование фотографий, видео;
социальные сети для взаимодействия с пользователями сайта.
Очевидно, что сайт должен быть инструментом решения уникальных образовательных задач, иначе он не будет востребован.