Данный урок поможет познакомить обучающихся с развитием темы дружбы и её эволюцией в лирике А.С. Пушкина.

А.С. Пушкин – истинный гений – был наделен особым талантом дружбы. Общительный, всегда имевший много друзей, поэт умел ценить дружбу, был верен ей на протяжении всей жизни. А отношения поэта с людьми, близкими ему по духу и мыслям, запечатлены в его стихах, которые остаются образцом верности, преданности, постоянства.

Разработчик: Разинькова Ирина Леонидовна

 

Тема учебного занятия: Дружба и друзья в лирике А.С. Пушкина

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цели урока:

методическая: применение элементов анализа художественного текста на уроке литературы для развития логического мышления обучающихся;

образовательная: развитие представления обучающихся об основных особенностях изображения темы дружбы в лирике А.С. Пушкина; выявление обучающимися изменений, происходящих в лирике, посвященной теме дружбы у А.С. Пушкина в юные и зрелые годы творчества;  

развивающая: развитие у обучающихся умения осуществлять анализ лирического текста с целью более глубокого восприятия произведения, а также умения выделять в тексте опорные понятия, сопоставлять их и составлять кластер на тему дружбы в лирике А.С. Пушкина;

воспитательная: воспитание нравственности, эстетического вкуса, художественного восприятия слова и постижения прекрасного, развитие культуры речи обучающихся.

 

Задачи урока:

учебно-практические:

  • формировать у обучающихся умения анализировать и структурировать информацию, полученную в результате прочтения и анализа текста лирического произведения;
  • развивать навыки определения в небольшом по объему тексте основных (базовых) понятий, объединять их в общие блоки, составлять кластер;
  • развивать стремление приобщаться к мировоззрению автора текста через анализ и интерпретацию имеющейся в тексте информации;
  • развивать умение распознавать основные творческие приемы поэта для более глубокого раскрытия изображения темы дружбы в лирике с целью более точного и глубокого раскрытия данной темы;
  • обогащать словарный запас, развивать культуру речи обучающихся;
  • совершенствовать умения и навыки исследовательской деятельности;
  • развивать логическое мышление обучающихся, совершенствовать их умения ясно и логично излагать собственную точку зрения;
  • развивать умение грамотно строить речевое высказывание;
  • совершенствовать умения и навыки самостоятельной деятельности;

учебно-познавательные:

  • развивать познавательную активность обучающихся;
  • развивать способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности;

воспитательные:

  • формировать бережное отношение к художественному слову, а также чувство гордости за литературное наследие родной страны;
  • содействовать воспитанию положительного отношения к знаниям и процессу обучения;
  • на примере произведений А.С. Пушкина воспитывать уважительное отношение к друзьям.

 

СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

 

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

(Слайд 1)

Преподаватель: Ребята, 6 июня весь читающий мир отмечает день рождения гениального поэта А.С. Пушкина. Его произведения раскрывают нам богатства русского языка, глубину и силу слова. Они заставляют верить в любовь, дружбу, верность и честь, и в то, что зло будет наказано. Произведения проникнуты высокой человечностью и гуманизмом, народностью, огромным идейным богатством и одновременно предстают перед нами в совершенной художественной форме.

Давайте вспомним некоторые факты из жизни и творчества Пушкина с помощью сигнальных карт. Если вы согласны с высказыванием, поднимите зеленую карточку, если нет – красную.

  1. Верно ли, что Пушкин родился 6 июля 1799 года? (нет, 6 июня 1799 года).
  2. Верно ли, что Пушкин родился в Вознесение? (да).
  3. Верно ли, что фамилия прадеда Пушкина – Ганнибал? (да).
  4. Верно ли, что Пушкин родился в Петербурге? (Нет, в Москве).
  5. Верно ли, что он учился в Московском университете? (Нет, в Царскосельском лицее).
  6. Верно ли, что Пушкину было 20 лет, когда он закончил писать поэму «Руслан и Людмила» (да).
  7. Верно ли, что няню, к которой был очень привязан поэт, звали Арина Родионовна Яковлева? (да).
  8. Верно ли, что читать Пушкина научил его крепостной слуга Никита Тимофеевич Козлов? (да).
  9. Верно ли, что строки «Чистейшей прелести чистейший образец» Пушкин посвятил няне? (нет, жене).
  10. Верно ли, что жену поэта звали Наталья Николаевна Гончарова (Пушкина) (да).
  11. Верно ли, что бывшее Царское село, где учился Пушкин, сейчас называется город Пушкин? (да).
  12. Верно ли, что Тютчев был выслан из Петербурга за стихотворение, посвященное гибели Пушкина? (нет, Лермонтов).
  13. Верно ли, что в нашей стране торжественно отмечается каждый день рождения Пушкина в селе Михайловское? (да).
  14. Верно ли, что ко дню рождения А.С. Пушкина в настоящее время приурочен государственный праздник День русского языка в РФ – Пушкинский день в России? (да).

 

2. Этап актуализации опорных знаний. Целеполагание

Преподаватель: Творчество Пушкина многогранно. Тему нашего урока вы определите сами, прослушав притчу, которую я вам расскажу.

В волчьей стае Старый Вожак решил назначить себе преемника. Он подошел к самому смелому и сильному Волку и сказал: — Я старею, поэтому назначаю тебя Новым Вожаком стаи. Но ты должен доказать, что достоин. Поэтому возьми лучших Волков, сходи на охоту и добудь еды на всю стаю. — Хорошо, — сказал Новый Вожак и ушел с 6 волками на охоту. И день его не было. И вечер его не было. И когда наступила ночь, стая увидела 7 волков, гордо несущих добытую еду. Все были целы и невредимы. — Расскажи мне, как все было, — попросил Старый Вожак. — О, это было легко. Мы искали добычу, а потом увидели 10 охотников, идущих с охоты с добычей. Мы напали на них, разорвали в клочья, а добычу взяли себе. — Молодец. Завтра пойдешь еще раз. На следующий день 6 волков и Новый Вожак опять пошли на охоту. И день их не было. И вечер. И ночь. И утро. И вот лишь днем на горизонте показался 1 истощенный волк. Это был Новый Вожак — весь в крови, с изодранной шерстью, хромой и еле живой. — Что случилось? — спросил Старый Вожак. — Мы зашли далеко в лес и долго искали добычу и увидели троих охотников, идущих с охоты с добычей. Мы напали на них, но они оказались сильнее нас. Они убили всех моих воинов, я кое-как смог спастись. — Но как же так?! — удивился Старый Вожак, — Вчера вы с легкостью победили 10 охотников, а сегодня не смогли справиться с тремя?!? — Да, но вчера это была просто группа из 10 охотников, а сегодня это были 3 лучших друга!

Преподаватель: О чем эта притча? Как вы поняли, о чем мы сегодня с вами поговорим?

-Верно, сегодня на уроке мы погрузимся в лирический мир дружбы Александра Сергеевича Пушкина, познакомимся с особо близкими его сердцу друзьями, составим кластер, что же понимал великий поэт под словом «дружба». Я думаю, что дружба присутствует в жизни каждого из нас. Пушкин, как истинный гений, был наделен великим чувством любви - к жизни, к человечеству вообще и к каждому человеку, как особому и неповторимому. Среди высоких и прекрасных талантов, которыми щедро был наделен Пушкин, есть один особый – талант дружбы. Отношения поэта с людьми, близкими ему по духу и мыслям, запечатлены в его стихах, которые остаются образцом верности, преданности, постоянства. А становление пера поэта происходило в лицейский период, и на протяжении всей жизни в его лирике появляются образы друзей. Значительное место в творчестве А.С. Пушкина занимает тема дружбы, ведь дружба и любовь — это те идеалы, которым поклонялась молодежь первой четверти XIX века. Общительный, умевший понимать и ценить людей, Александр Сергеевич всегда имел много друзей. Дружба для поэта всегда была той силой, которая объединяет людей в крепкий союз на всю жизнь. 

Запись в тетрадях (Слайд 2)

Тема: «Дружба и друзья в лирике Пушкина».

Друзья мои, прекрасен наш союз:

Он, как душа, неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз...

 

3. Работа над новой темой («открытие» нового знания)

Преподаватель: О чем это стихотворение?

Правильно. О дружбе, которая родилась в лицее, ставшем Родиной для его выпускников.

Лицей, действительно, стал родным домом для лицеистов, воспоминания о Лицее помогали им, поддерживали в трудную минуту. По словам А.С. Пушкина, дружба объединяет людей в крепкий союз на всю жизнь. Чувство товарищества, преданность друзьям – все эти качества воспитал в Пушкине Царскосельский лицей, ведь именно там он обрел верных, искренних и настоящих друзей. Их объединяли вольность, любовь к прекрасному и искусству.

(Слайд 3)

1 студент: Лицей был расположен в одном из красивейших мест пригородов Петербурга – Царском Селе. Пушкин провёл здесь 6 лет. Его отрочество, юность, пробуждение его гения неразрывно связаны с этим поэтическим зелёным городком. Аллеи старых лип, солнечные поляны, берёзовые рощи, масса воды – озёра, пруды, протоки, каскады, фонтаны; стройные дворцы и причудливые беседки, гроты и белеющие среди ветвей мраморные статуи – всё будило в мальчике фантазию, вдохновение, творчество. Четырёхэтажное здание Лицея было соединено аркой с Екатерининским дворцом.

(Слайд 4)

На третьем этаже располагался актовый зал – здесь 19 октября 1811 года состоялась торжественная церемония открытия, здесь же, три года спустя пятнадцатилетний Пушкин читал на публичном экзамене свои «Воспоминания о Царском Селе» перед старым Державиным.

Первый выпуск состоял из даровитых, незаурядных мальчиков

(фамилии лицеистов на слайдах № 5, 6)

Бакунин, Броглио, Вольховский, Горчаков, Гревениц, Гурьев, Данзас, Дельвиг, Есаков, Илличевский, Комовский, Корнилов, Корсаков, Корф, Костенский, Кюхельбекер, Ломоносов, Малиновский, Мартынов, Маслов, Матюшкин, Мясоедов, Пушкин, Пущин, Ржевский, Саврасов, Стевен, Тырков, Юдин, Яковлев – 30 человек).

Имена многих из них вошли впоследствии в историю русской культуры и общественной мысли. «Чугунниками» называл лицеистов директор Энгельгард, подаривший им по чугунному кольцу, которое они надевали на встречу 19 октября. Лицейские годы, лицейское братство — самая светлая полоса пушкинской жизни. Куда бы ни бросила судьбина лицеистов, они всегда оставались верны лицейскому братству.

Пущин посещает опального поэта в Михайловском (показывает изображение). Молодой дипломат Горчаков, рискуя вызвать недовольство начальства и пожертвовать карьерой, предлагает деньги и заграничный паспорт Пущину после разгрома восстания декабристов.

Данзас был последним из лицеистов, кто видел Пушкина живым. Он был секундантом на дуэли А. Пушкина и Дантеса. Федор Матюшкин, лицейский товарищ, которого все любили за добрый нрав и его мечту - стать адмиралом. И он стал им. Совершил не одно кругосветное путешествие, был героем морских сражений. Его именем назван мыс в Восточной Сибири.

По инициативе Ф. Матюшкина был поставлен первый памятник Пушкину. В 1825 году Пушкин писал:

Кому из нас под старость день Лицея

Торжествовать придется одному?

Этим последним лицеистом оказался Горчаков, трижды он один отмечал День лицея.

Преподаватель: Итак, давайте познакомимся с теми друзьями Пушкина, кто был ему наиболее близок.

(Слайд 7)

2 студент: Иван Пущин.

Дружба Ивана Пущина и Александра Пушкина началась в Лицее и продолжалась всю жизнь. Пущин с ранних лет был серьёзным и рассудительным, и его советы и заботы были необходимы вспыльчивому и увлекающемуся Пушкину. Все преподаватели отмечали ум, прилежность, способности к наукам и благородство в поведении Ивана Пущина. Когда опальный Пушкин был сослан в Михайловское, первым его навестил Пущин.

(Слайд 8)

14 декабря Пущин был среди восставших на Сенатской площади. Осуждённый на 20 лет каторги, прожил в Сибири до 1856 года. В Сибири Пущин получил письмо, в котором было стихотворение Пушкина, посвящённое Пущину и их встрече в Михайловском, в ссылке. Через своих высокопоставленных знакомых Пушкин даже пытался повлиять на решение властей, надеясь, что приговор о пожизненной каторге для Ивана Пущина все же будет смягчен. Однако император Николай I, переживший весь ужас покушения в день своего восхождения на престол, отказал декабристу в помиловании. Лишь спустя почти 30 лет Иван Пущин получил право вернуться в Петербург. Он побывал на могиле поэта, расположенной на территории Святогорского монастыря, а также в Михайловском, отдав дань уважения своему другу, который не отвернулся от него в трудную минуту. Когда Пущин вернулся из Сибири, его, больного, навестил Данзас. Много говорили о Пушкине. Данзас рассказал, что перед смертью Пушкин со вздохом проговорил: «Как жаль, что нет теперь здесь ни Пущина, ни Малиновского!». Пущин оставил очень ценные «Записки о Пушкине», в которых с любовью и нежностью говорит о своём друге.

Пущину (1826)

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

(Слайд 9)

3 студент: Вильгельм Кюхельбекер.

Вильгельм Кюхельбекер был однокурсником Александра Сергеевича Пушкина в Царскосельском лицее. Он был несколько неуклюж и рассеян, у него постоянно все валилось из рук. Буквально с самого первого дня в лицее над ним стали насмехаться. Ситуацию с травлей усугубляло еще то, что Вильгельм был чрезвычайно ранимым и все принимал близко к сердцу. Ему были обидны эпиграммы, он часто плакал от обиды. В учебе он был очень старательным и усердным. Вильгельм был одним из лучших по успеваемости учеников. С Пушкиным они были достаточно близкими друзьями. Если поэт шутил над другом, то делал это по-доброму. Однажды между Пушкиным и Кюхельбекером состоялась дуэль из-за эпиграммы, которую сочинил Пушкин. Это был первый поединок в жизни великого поэта, который состоялся. Кюхельбекер стрелял в воздух, а Пушкин отказался стрелять, друзья помирились. По окончании лицея Вильгельм был награжден серебряной медалью за успехи. После лицея он поступил вместе с Пушкиным в Коллегию иностранных дел. Участвовал в декабристском восстании, после чего был арестован, 10 лет провел в одиночной камере в тюрьме, затем 20 лет ссылки. В 1828 году Пушкин неожиданно встретился с ним, когда Кюхельбекера перевозили из Шлиссельбургской крепости в Динабургскую. Это было их последнее свидание.

Разлука (1817)

В последний раз, в сени уединенья,

Моим стихам внимает наш пенат.

Лицейской жизни милый брат,

Делю с тобой последние мгновенья.

Прошли лета соединенья;

Разорван он, наш верный круг.

Прости! Хранимый небом,

Не разлучайся, милый друг,

С свободою и Фебом!

Узнай любовь, неведомую мне,

Любовь надежд, восторгов, упоенья:

И дни твои полетом сновиденья

Да пролетят в счастливой тишине!

Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,

При мирных ли брегах родимого ручья,

Святому братству верен я.

И пусть (услышит ли судьба мои молитвы?),

Пусть будут счастливы все, все твои друзья!

(Слайд 10)

4 студент: Антон Дельвиг.

Антон Дельвиг – лицейский друг Пушкина, один из самых любимых, близких его друзей. Дельвиг никогда не вмешивался в игры, требовавшие проворства и силы; он предпочитал прогулки по аллеям Царского Села и разговоры с товарищами. В нём рано пробудилась любовь к поэзии, он знал наизусть Собрание русских стихотворений, изданное Жуковским. С произведениями Державина не расставался. Дельвиг – этот добрый увалень – всегда вызывал улыбку на лицах своих друзей-лицеистов, над ним часто беззлобно подшучивали все, Пушкин в том числе. Позже Дельвиг печатался: с 1814 года в «Вестнике Европы». Его стихи привлекали внимание. Поэтическое наследие Дельвига невелико, но он сыграл важную роль в развитии русской поэзии. Многие его стихи стали песнями, такие как «Соловей», «Ноченька», Не осенний частый дождичек…»; он писал идиллии, сонеты, элегии. «На днях попались мне твои прекрасные сонеты – прочёл их с жадностью, восхищением и благодарностью за вдохновенное воспоминание нашей дружбы», – писал Пушкин в одном из писем (16 ноября 1823). Дельвиг, несмотря на запреты, посетил Пушкина в ссылке в Михайловском. В молодости Дельвиг был членом кружка «Зелёная лампа».

С 1825 года он издавал альманах «Северные цветы», где печатались и стихи Пушкина. Дом Дельвига был одним из культурных центров столицы. На вечерах у него бывали поэты, писатели, музыканты. «Смерть Дельвига нагнала на меня тоску. Помимо прекрасного таланта, у него была незаурядная душа. Он был лучший из нас», – с горечью писал Пушкин 21 января 1831 года. Пушкин заботился о семье Дельвига. Имя лучшего друга Пушкин упоминает в романе «Евгений Онегин», ему посвятил много добрых строк.

Отрывок из стихотворения «Пирующие студенты» (1814)

Дай руку, Дельвиг! что ты спишь?

Проснись, ленивец сонный!

Ты не под кафедрой сидишь,

Латынью усыпленный.

Взгляни: здесь круг твоих друзей;

Бутыль вином налита,

За здравье нашей музы пей,

Парнасский волокита.

Остряк любезный, по рукам!

Полней бокал досуга!

И вылей сотню эпиграмм

На недруга и друга.

(Слайд 11)

5 студент: Петр Чаадаев.

Пушкин познакомился с Петром Чаадаевым летом 1816 года у Карамзиных. Юный поэт еще учился в Лицее, двадцатидвухлетний офицер, участник Бородинского сражения и заграничных походов служил в это время в лейб-гвардии Гусарском полку, расквартированном в Царском Селе. Подружились они несколько позже, по окончании Пушкиным Лицея. Своим исключительным умом и блестящим образованием Чаадаев оказал на мировоззрение молодого поэта очень большое влияние. В числе близких Пушкину друзей Чаадаев принимал участие в хлопотах о смягчении участи попавшего в немилость поэта; в результате этого ссылка в Сибирь или Соловецкий монастырь была заменена «переводом» поэта на службу в Бессарабию. В южной ссылке Пушкин не забывал своего друга, переписывался с ним. «Получил письмо от Чаадаева. Друг мой, упреки твои жестоки и несправедливы, – писал поэт в кишиневском дневнике. – Никогда я тебя не забуду. Твоя дружба мне заменила счастье. Одного тебя может любить холодная душа моя». Философские труды Чаадаева были запрещены к публикации в императорской России. В 1829 – 1831 создает своё главное произведение – «Философические письма». Публикация первого из них в журнале «Телескоп« в 1836 году вызвала резкое недовольство властей из-за выраженного в нём горького негодования по поводу отлучённости России от «всемирного воспитания человеческого рода», духовного застоя, препятствующего исполнению предначертанной свыше исторической миссии. Журнал был закрыт, издатель Надеждин сослан, а Чаадаев объявлен сумасшедшим.

Чтение наизусть стихотворения «К Чаадаеву»:

Чаадаеву (1818)

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман;

Но в нас горит еще желанье,

Под гнетом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем призыванье.

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена.

 

4.Включение нового знания в систему имеющихся знаний

На слайде отображаются названия стихотворений (Слайд 12):

«К другу стихотворцу» (1814), «Пирующие студенты» (1814), «К Пущину» (1815), «Элегия» (1817), «Дельвигу» (1817), «Разлука» (1817), «Чаадаеву» (1818), «Чаадаеву» (1821), «19 октября» (1825), «Пущину» (1826), «19 октября» (1827), «Во глубине сибирских руд…» (1827), «Чем чаще празднует лицей…» (1831), «Была пора» (1836).

Преподаватель: Все эти стихи посвящены друзьям. Как видите, к теме дружбы в своем творчестве Пушкин обращался на протяжении всей жизни. Что же такое дружба в понимании А.С. Пушкина? Сегодня мы обратимся к некоторым стихотворениям, написанным о дружбе, и составим кластер с этим понятием. Давайте вспомним, что такое кластер? Кластер – это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением связей между ними.

(Слайд 13, 14)

(Тексты стихотворений на столах)

Обратимся к стихотворению «Пирующие студенты», написанному в 1814 году.

Товарищ милый, друг прямой,

Тряхнем рукою руку,

Оставим в чаше круговой

Педантам сродну скуку:

Не в первый раз мы вместе пьем,

Нередко и бранимся,

Но чашу дружества нальем –

И тотчас помиримся.

Преподаватель: Какой основной мотив здесь присутствует? (Пир, радость, веселье). Действительно, рядом друзья, с ними весело, не страшат даже короткие размолвки, которые быстро заканчиваются. Прочитайте отрывок из стихотворения «К Пущину» (1815).

Преподаватель: Поменялся ли настрой поэта? (Нет, продолжается тема веселья и радости). Во время учебы в лицее поэт счастлив, весел и безмятежен. Что же для него дружба в этот период? Запишите в кластер. (Веселье, радость).

В 1817 году, закончив лицей, Пушкин прощается со своими друзьями, перечитаем отрывок из стихотворения «Разлука»:

Дай бог, чтоб я, с друзьями

Встречая сотый май,

Покрытый сединами,

Сказал тебе стихами:

Вот кубок; наливай!

Веселье! будь до гроба

Сопутник верный наш.

И пусть умрем мы оба

При стуке полных чаш!

Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,

При мирных ли брегах родимого ручья,

Святому братству верен я.

И пусть (услышит ли судьба мои молитвы?),

Пусть будут счастливы все, все твои друзья!

Преподаватель: Какой мотив звучит в этом стихотворении? (Мотив верности святому братству). Запишите в кластер.

Как мы уже узнали из сообщения Антона, дружба с Петром Чаадаевым способствовала гражданскому становлению писателя. Перечитаем строки из стихотворения «Чаадаеву».

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Преподаватель: Что в этом стихотворении главное для Пушкина? (Для Пушкина дружба становится неразрывна со стремлением служить Родине, Отчизне). Запишем в кластер, дружба – это и служение Отчизне.

В стихотворении, посвященном Чаадаеву в 1827 году, дружба у Пушкина поднимается на такую ступень, на какой она до Пушкина никогда не стояла. Давайте прочитаем это стихотворение.

Чаадаеву (1821)

Но дружбы нет со мной. Печальный, вижу я

Лазурь чужих небес, полдневные края;

Ни музы, ни труды, ни радости досуга -

Ничто не заменит единственного друга.

Ты был целителем моих душевных сил;

О неизменный друг, тебе я посвятил

И краткий век, уже испытанный судьбою,

И чувства – может быть спасенные тобою!

Ты сердце знал мое во цвете юных дней;

Ты видел, как потом в волнении страстей

Я тайно изнывал, страдалец утомленный;

В минуту гибели над бездной потаенной

Ты поддержал меня недремлющей рукой;

Ты другу заменил надежду и покой;

Во глубину души вникая строгим взором,

Ты оживлял ее советом иль укором;

Твой жар воспламенял к высокому любовь;

Терпенье смелое во мне рождалось вновь;

Уж голос клеветы не мог меня обидеть,

Умел я презирать, умея ненавидеть.

Преподаватель: Как вы понимаете слова:

Ни музы, ни труды, ни радости досуга –

Ничто не заменит единственного друга.

Предполагаемый ответ студентов: Дружбу Пушкин ставит превыше развлечений, радости, своих трудов и даже поэзии – святой для Пушкина

Преподаватель: Таким образом, дружба – это высшая ценность, запишите в кластер.

Преподаватель: Судьба развела лицеистов, но 19 октября лицеисты старались быть вместе. Те, кто остались, те, кто живы, те, кто не в ссылке.

«И последний лицеист один будет праздновать 19 октября», – любил говорить Пушкин. Этому дню Пушкин посвятил несколько стихотворений. В 1825 году Пушкин не смог приехать на встречу с друзьями, вспомните, почему?

Предполагаемый ответ студентов: Он находился в ссылке в селе Михайловское.

Преподаватель: Именно поэтому поэт грустит, но по-прежнему верен дружбе. Давайте прочитаем отрывок из стихотворения.

19 октября 1825 года

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас не бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

Преподаватель: Что значит здесь для Пушкина дружба?

Предполагаемый ответ студентов: Союз единомышленников.

Преподаватель: Запишите это в кластер.

Мысль о друзьях помогает поэту преодолеть трудные минуты жизни. Автор верит, что пройдет год, и следующий праздник он обязательно отметит в кругу верных товарищей. Но надеждам поэта не суждено было сбыться. 19 октября следующего года они не смогли отпраздновать вместе: в результате восстания 1825 года пятеро декабристов были казнены, другие, среди которых были многие друзья Пушкина, отправлены в ссылку в Сибирь. В стихотворении «19 октября 1827 года» Пушкин волнуется за друзей, мечтает им помочь. Давайте прочитаем отрывок из стихотворения.

19 октября 1827

Бог помочь вам, друзья мои,

В заботах жизни, царской службы,

И на пирах разгульной дружбы,

И в сладких таинствах любви!

Бог помочь вам, друзья мои,

И в бурях, и в житейском горе,

краю чужом, в пустынном море

И в мрачных пропастях земли!

Преподаватель: О ком так сильно можно переживать, о ком молиться Богу?

Предполагаемый ответ студентов: О своих родных людях, о семье.

Преподаватель: Верно, таким образом, друзья для Пушкина уже становятся семьей, запишите это в кластер.

С каждым прожитым годом все сильнее сгущаются над поэтом тучи, все печальнее становится его муза. Прочитаем стихотворение «Чем чаще празднует лицей»:

Чем чаще празднует лицей (1831)

Чем чаще празднует лицей

Свою святую годовщину,

Тем робче старый круг друзей

В семью стесняется едину,

Тем реже он; тем праздник наш

В своем веселии мрачнее;

Тем глуше звон заздравных чаш,

И наши песни тем грустнее.

Преподаватель: Найдите строчки, доказывающие, что друзья для поэта по-прежнему семья, которой он верен.

Предполагаемый ответ студентов: «старый круг друзей в семью стесняется едину».

 

5.Инструктирование о выполнении домашнего задания.

Преподаватель: Посмотрите на составленный кластер. Как же понимал дружбу Александр Сергеевич? Что еще о дружбе вы бы добавили в кластер?

(Слайд 15)

Дома вы составите кластер, отражающий ваше понимание значение слова «дружба».

 

6.Рефлексия. Подведение итогов учебного занятия

(Слайд 16)

Преподаватель: Сегодня на уроке мы с вами узнали подробнее о лицейских друзьях, прочитали и прослушали стихи, посвященные друзьям А.С. Пушкина, которые в свои юные годы думали о судьбе Отечества, о его благополучии, создавали идеи для воплощения светлого и счастливого будущего России.

А сейчас с помощью сигнальных карт мы проверим, насколько сегодня вы были внимательны. Если вы согласны с утверждением – то поднимаете зеленую карту, если нет – красную.

  • После окончания лицея дружба друзей сохранилась (да).
  • Дружба для Пушкина всегда только радость и веселье (нет).
  • В стихотворении «Чаадаеву» мотив дружбы неразрывно связан с мотивом гражданского служения Отечеству (да).
  • Никто из лицеистов не приехал к Пушкину в ссылку в Михайловское (нет).
  • Пушкин тоже поддерживает Пущина и передает ему в ссылку стихотворение (да).
  • Верность лицейским друзьям Пушкин сохранил на всю жизнь (да).

 

Преподаватель: Как вы поняли, чем же была дружба для Александра Сергеевича Пушкина?

Преподаватель: Дружба для Александра Сергеевича Пушкина была одной из важнейших жизненных ценностей. Именно она помогала ему не падать духом даже в самые тяжелые моменты, она же вдохновляла его на создание великолепных стихов.

 

Список использованной литературы

  1. Бабенко Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика: учебник; практикум / Л.Г. Бабенко, Ю.В. Казарин. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2004. – 496 с.
  2. Литература: книга для преподавателя [базовый и профильный уровни]: методическое пособие для учреждений нач. и сред. проф. образования / Г.А. Обернихина, Е.В. Мацыяка; под ред. Г.А. Обернихиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 208 с.
  3. Литература: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. Ч 1 / [Г.А. Обернихина, А.Г. Антонова, И.Л. Вольнова и др.]; под ред. Г.А. Обернихиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 432 с.
  4. Тюпа В.И. Анализ художественного текста: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / В.И. Тюпа. -3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 336 с.
  5. Волков Г.Н. Мир Пушкина: Личность, мировоззрение, окружение. – М.: Молодая гвардия, 1989. – 272 с.
  6. Красухин Г.Г. Доверимся Пушкину: анализ пушкинской поэзии, прозы и драматургии. – М.: Флинта: Наука, 1999. – 400 с.
  7. Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя: пособие для учащихся. – Ленинград: Просвещение, 1982. – 256 с.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ