Предлагаемый урок посвящен творчеству Михаила Юрьевича Лермонтова.
Главное внимание на уроке отводится раскрытию темы Родины в творчестве поэта, определению смыслового наполнения Лермонтовым концепта «Родина», а также выявлению «странности» любви поэта к отчизне.
Понимание «родимого», «отеческого» пришло к Лермонтову отнюдь не сразу. Эта тема претерпевала изменения на протяжении всего его творчества. Любовь к Родине выговорилась в Лермонтове до конца, полностью раскрылась только в стихотворении «Родина», написанном незадолго до гибели. В нем он говорит о своей «странной» любви к Отчизне. Определение этой «странности», признание вовлеченности поэта в мир русского человека, мир его Родины составляют главную цель данного урока.
Для анализа были выбраны три стихотворения, которые давно стали программными: «Бородино», «Прощай, немытая Россия...» и «Родина». Выполняя анализ поэтического текста, обучающиеся прослеживают этапы изменения смыслового наполнения концепта «Родина». Они наблюдают, как от чувства гордости за славное прошлое своего народа, воспевания его героизма, мужества и отваги автор стихотворений приходит к критерию истинной любви к своей Отчизне, которую видит в восхищении русской природой и любви к русскому народу.
Разработчик: Савчук Ирина Владимировна
Тема: «Люблю отчизну я…»: тема Родины в лирике М.Ю. Лермонтова»
Цели урока:
образовательная: формирование представления об особенностях раскрытия темы Родины в творчестве М.Ю. Лермонтова и понимания «странной» любви поэта к отчизне; определение истинности лермонтовского патриотизма вследствие вовлеченности поэта в русский мир; закрепление сведений об основных этапах жизни и творчества М.Ю. Лермонтова;
развивающая: развитие умения осуществлять литературоведческий анализ поэтического текста с целью более глубокого его восприятия;
воспитательная: воспитание чувства патриотизма, любви к родине; осознание собственной причастности к русской земле и её людям; воспитание нравственности, эстетического вкуса, художественного восприятия поэтического слова и постижения прекрасного; развитие культуры речи обучающихся.
Задачи урока:
учебно-практические:
- обобщать сведения об основных вехах жизни и творчества М.Ю. Лермонтова;
- закреплять знания о ведущих темах и мотивах творчества М.Ю. Лермонтова;
- развивать умения и навыки литературоведческого анализа поэтического текста;
- закреплять умения и навыки исследовательской деятельности;
- формировать у обучающихся умение структурировать информацию, полученную в результате прочтения и анализа текста лирического произведения;
- развивать стремление приобщаться к мировоззрению автора текста через анализ и интерпретацию имеющейся в тексте информации;
- обогащать словарный запас, развивать культуру речи обучающихся;
- совершенствовать умения и навыки самостоятельной деятельности;
- развивать логическое мышление, совершенствовать умения ясно и логично излагать свою точку зрения;
- развивать умение грамотно строить речевое высказывание;
учебно-познавательные:
- развивать познавательную активность;
- развивать способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности;
воспитательные:
- формировать бережное отношение к поэтическому слову, а также чувство гордости за поэтическое наследие родной страны;
- содействовать воспитанию положительного отношения к знаниям и процессу обучения.
Основные термины и понятия: Лермонтов, поэт, Родина, пейзаж, народ, патриотизм, любовь к Отчизне.
СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Преподаватель. Добрый день!
В октябре этого года весь литературный мир, все, кому дорога русская словесность, русская культура, отмечают юбилей – 210 лет со дня рождения великого русского поэта и прозаика Михаила Юрьевича Лермонтова. Лев Николаевич Толстой откровенно сказал о нем: «Какие силы были у этого человека… Если бы этот мальчик остался жив, не нужны были бы ни я, ни Достоевский». А самый известный лермонтовед Ираклий Андроников утверждал: «Если бы Лермонтов прожил хотя бы столько же, сколько Пушкин, еще не известно, кто бы из них был Пушкин!» И как бы вторя этой мысли, в Париже, за 3 дня до своей смерти И.А. Бунин произнёс: «Я всегда думал, что наш величайший поэт был Пушкин. Нет, это Лермонтов! Представить себе нельзя, до какой высоты этот человек поднялся бы, если б не погиб двадцати семи лет».
Но то, что в наш 21 век, спустя почти 200 лет со дня гибели поэта, мы по-прежнему с восторгом читаем произведения Лермонтова – блистательную прозу, проникновенную лирику – говорит о том, что он достиг своим творчеством той высоты, о которой говорил Иван Бунин и которая позволяет назвать Лермонтова величайшим поэтом! Наш сегодняшний разговор будет о Михаиле Юрьевиче Лермонтове, о его поэзии, о раскрытии одной из главных тем его творчества. Какой, вы узнаете чуть позже.
2. Этап актуализации опорных знаний. Целеполагание
Преподаватель. Говорить о поэте нельзя без обращения к его поэтическому наследию. Я хотела бы, чтобы сейчас прозвучали строки знакомых и многими любимых стихотворений Лермонтова. Некоторым из вас было дано задание подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений поэта.
(Обучающиеся читают наизусть стихотворения «Смерть поэта» (отрывок), «Парус», «Тучи».)
Преподаватель. Вспомним основные темы и мотивы творчества М.Ю. Лермонтова. Вашему вниманию будут представлены отрывки из стихотворений поэта. Вы должны соотнести их с обозначенной тематикой. (Работа преподавателя и студентов на платформе wordwall)
https://wordwall.net/ru/resource/80644505/темы-и-мотивы-лирики-мю-лермонтова
На экране поочередно появляются карточки с отрывками из стихотворений Лермонтова. Рядом с появившейся карточкой прописаны основные темы творчества поэта. Обучающиеся должны соотнести стихотворные строки и тематику.
Карточка № 1
Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу,
Черногривого коня!
(«Узник»)
Ответ обучающихся.
Тема свободы, вольности, борьбы.
Карточка № 2.
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды...
Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят — все лучшие годы!
(«И скучно и грустно»)
Ответ обучающихся.
Тема одиночества, разочарования
Карточка № 3.
Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье;
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.
(«Нет, не тебя так пылко я люблю…»)
Ответ обучающихся.
Тема любви.
Карточка № 4.
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
(«Дума»)
Ответ обучающихся.
Осмысление судьбы своего поколения.
Карточка № 5.
С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
(«Пророк»)
Ответ обучающихся.
Тема поэта и поэзии.
Преподаватель. Назовите тему, которая не была представлена в данном задании, но которая занимает важное место в творчестве поэта.
Ответ обучающихся. Тема Родины.
Преподаватель. Верно. Важно отметить, что тема Родины пронизывает все творчество М.Ю. Лермонтова, но, в отличие от вышеперечисленных тематик, она раскрывается постепенно. Понимание «родимого», «отеческого» пришло к Лермонтову отнюдь не сразу. Понадобилось некоторое время, чтобы он открыл в себе любовь к России, к Родине, к её истории и корням, ко всему русскому.
Выделите для себя слова Лермонтов, Родина и попробуйте, опираясь на них, сформулировать тему урока.
Обучающиеся предлагают варианты формулировок темы урока.
Преподаватель. Каждый из предложенных вариантов звучит достойно. Обобщив сказанное вами, предлагаю сформулировать тему следующим образом: «Люблю отчизну я…»: тема Родины в лирике М.Ю. Лермонтова».
Тема урока отображается на слайде в электронной презентации.
Обучающиеся записывают тему в тетрадь.
Преподаватель. Попробуем сформулировать цель урока.
Обучающиеся. Проследить, как раскрывается образ Родины в стихотворениях М.Ю. Лермонтова.
Преподаватель. Какие задачи мы должны решить для достижения данной цели?
Обучающиеся.
- Вспомнить основные вехи жизни и творчества М.Ю. Лермонтова.
- Познакомиться со стихотворениями поэта, посвященными теме Родины.
- Выполнить их анализ.
- Определить смысловое наполнение понятия «Родина» для поэта и характер лермонтовского патриотизма.
3. Работа над новой темой («открытие» нового знания)
Преподаватель. Напомним основные вехи жизни и творчества М.Ю. Лермонтова.
(Студент, которому было дано опережающее задание подготовить информацию о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова, выступает перед группой с сообщением и подготовленной электронной презентацией.)
Сообщение студента.
Михаил Юрьевич Лермонтов родился 15 октября 1814 года в Москве в семье Марии Михайловны Арсеньевой и Юрия Петровича Лермонтова.
Когда Мише исполнилось 3 года, его мать умерла от чахотки. Лермонтова забрала на воспитание бабушка по материнской линии, Елизавета Алексеевна Арсеньева, с уговором воспитывать его до 16 лет, сделать своим единственным наследником и во всём советоваться с отцом. Но последнее условие не выполнялось — даже свидания отца с сыном встречали непреодолимые препятствия со стороны Арсеньевой. Детство будущего поэта протекало в поместье бабушки — селе Тарханы Пензенской губернии.
Молодой Лермонтов не отличался крепким здоровьем. В 1825 году бабушка привезла его на Кавказ, «на воды». Так в жизни Лермонтова возник самый важный для него топоним. «Горы кавказские для меня священны», — писал поэт.
Спустя два года после возвращения с Кавказа бабушка отправилась с Лермонтовым в Москву, где он готовился к поступлению в университетский благородный пансион — сразу в 4-й класс.
С сентября 1830 года поэт учится в Московском университете — сначала на нравственно-политическом, а затем на словесном отделении. В конце второго курса на репетиции экзаменов по риторике, геральдике и нумизматике, Лермонтов продемонстрировал начитанность сверх программы и… почти полное незнание лекционного материала. Возникли пререкания с экзаменаторами. Так в записях администрации напротив фамилии Лермонтова появилась пометка «посоветовано уйти». После этого юноша переехал в Петербург.
При поступлении в Санкт-Петербургский университет ему отказались засчитать два московских года обучения, предложив поступить снова на 1-й курс. Лермонтов оскорбился и по совету друга выдержал экзамен в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Накануне поступления Лермонтов написал стихотворение «Парус». Однако вместо «бури» поэта в школе ждали только муштра и рутина.
В Школе подпрапорщиков поэт держался независимо и дерзко, при этом в учебе был среди лучших студентов. В этот период поэт начал исторический роман «Вадим», написал стихотворения «Молитва», «Ангел», поэму «Боярин Орша», работал над драмой «Маскарад».
27 января 1837 года на дуэли с Дантесом погибает Александр Сергеевич Пушкин. Уже 28 января Лермонтов пишет стихотворение «Смерть поэта», которое оканчивалось словами «И на устах его печать». А 7 февраля поэт написал 16 заключительных строк стихотворения, в которых наряду с «убийцей» виновными в смерти поэта называл высший петербургский свет и приближенных к «трону».
В конце февраля Лермонтова взяли под арест. Разбирательство проходило при личном участии императора Николая I. В результате поэта «с сохранением чина» перевели в Нижегородский драгунский полк, действовавший тогда на Кавказе, куда Лермонтов уезжал скандальной знаменитостью.
Хлопотами бабушки в 1838 году Лермонтов снова вернулся в петербургский свет, став одним из самых популярных писателей столицы. Почти каждый номер журнала «Отечественные записки» выходил с новыми стихотворениями поэта.
Однако уже в 1840 году, после очередного участия в дуэли с сыном французского посла Эрнестом де Барантом, Лермонтов был переведён обратно на Кавказ, фактически на передовую Кавказской войны. Он участвовал во многих сражениях, в том числе битве на реке Валерик. Этому бою поэт посвятил стихотворение «Валерик».
На Кавказе Лермонтов работал над романом «Герой нашего времени». Произведение печатали отрывками в журнале «Отечественные записки», а позже выпустили отдельной книгой.
В начале февраля 1841 года Лермонтов добился короткого отпуска в Петербург. В записной книжке поэта в тот момент уже были записаны стихотворения «Утес», «Сон», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу». А уже в апреле поэт получил приказ в течение 48 часов выехать из города обратно в полк.
По пути на Кавказ, в Пятигорске, произошла ссора Лермонтова с 25-летним майором в отставке Николаем Мартыновым, и тот вызвал его на дуэль. Она состоялась 27 июля 1841 года у подножия горы Машук вблизи Пятигорска. Михаил Лермонтов был убит выстрелом в грудь навылет.
Лермонтова похоронили на старом пятигорском кладбище, где тело поэта покоилось 250 дней. В 1842 году по просьбе бабушки Лермонтова и с разрешения императора Николая I прах поэта был перевезен в Тарханы и перезахоронен в фамильной усыпальнице рядом с могилой матери.
Преподаватель. Обратимся к творчеству поэта, и главным образом, к раскрытию темы Родины в его лирических произведениях.
А что значит Родина для вас? Каковы составляющие этого понятия в вашем сознании?
Я предлагаю вам поработать в парах. Повернитесь друг к другу и назовите своему соседу три ассоциации, которые вызывает в вас понятие «Родина». На эту работу вам – 30 секунд.
Закончили. А теперь назовите мне одну самую яркую, на ваш взгляд, ассоциацию, среди озвученных вашим собеседником.
Обучающиеся называют по одной ассоциации, вызванной понятием «Родина». Преподаватель записывает их на доске, составляя тем самым ассоциативный ряд.
Преподаватель. Интересно понаблюдать, что значит Родина для Лермонтова. Литературный критик 19 века Николай Добролюбов писал, что поэт «понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно». Что это значит? Обратимся к стихотворениям Лермонтова.
Первое из них – «Бородино». Послушаем его.
Обучающийся читает наизусть стихотворение «Бородино».
Преподаватель. Как вы думаете: можно ли данное стихотворение тематически отнести к стихотворениям о Родине? Почему?
Обучающиеся. Несомненно. Оно посвящено героическому событию Отечественной войны 1812 года – Бородинскому сражению, когда русский народ встал на защиту своей Родины.)
Преподаватель.
В какой форме написано это стихотворение? (В форме диалога.)
Между кем ведется диалог? (Между молодым человеком и старым солдатом.)
Чьими глазами мы следим за ходом сражения? (Глазами очевидца – непосредственного участника боевых действий.)
Кто этот участник? (Простой солдат.)
Что он олицетворяет собой? (Образ всего русского народа.)
Верно. Лермонтов рисует героические события глазами народа, который встал на защиту Родины и усилиями которого сила врага была повержена.
Какое местоимение чаще употребляет солдат-рассказчик: я или мы? И почему? (Местоимение «мы». Он не отделяет себя от войска, он спаян с народом, участвует во всеобщем деле.)
Верно. Мысли старого солдата – это чувство всего русского народа, отстоявшего Родину в Бородинской битве. Любовь к Родине и готовность защитить её ценой жизни объединила всех воинов, придала им богатырские силы, вдохновила на подвиг.
Поэт Лермонтов, сам горячий патриот, воспевает патриотический подвиг народа. Главные герои для него – народ, участники битвы – богатыри.
Какие качества русского народа воспевает Лермонтов в данном стихотворении? (героизм, патриотизм, мужество, отвагу)
Все эти качества говорят о величии русского народа, вызывают чувство гордости за свой народ, его славное историческое прошлое. Давайте запишем ассоциации, которые появляются у Лермонтова рядом с понятием Родина.
(Записывают: героизм, патриотизм, слава предков, величие народного духа, народ.)
Преподаватель. Обратимся к еще одному стихотворению М.Ю. Лермонтова – «Прощай, немытая Россия…». Поэт написал его в 1841 году, отправляясь в ссылку на Кавказ. Послушаем это стихотворение.
(Обучающийся читает наизусть стихотворение «Прощай, немытая Россия...».)
Преподаватель. Почему данное стихотворение мы также можем отнести к стихотворениям о Родине? (Потому что самый яркий образ в нём – Россия, Родина поэта.)
Какой эпитет употребляет поэт по отношению к России и почему? (Немытая. В это понятие лирический герой вносит боль и разочарование оттого, что в стране царят темнота, невежество, чинопочитание.)
Какой предстает Родина в первом четверостишии? (Страна рабов, страна господ.)
Какой литературный прием использует здесь автор? (Прием антитезы. Он противопоставляет рабов и господ.)
Верно. Причем рабы безвольно подчиняются господам.
Какие чувства вызывает в нас это стихотворение? (Боль, разочарование, жалость.)
Какими ассоциациями мы дополним лермонтовский ряд, определяющий понятие «Родина»? (Немытая Россия, рабы, господа, преданный народ.)
Обучающиеся дополняют существующий ассоциативный ряд новыми понятиями: немытая Россия, рабы, господа, преданный народ.)
Преподаватель. А теперь обратимся к стихотворению «Родина», которое Лермонтов написал за несколько месяцев до своей гибели. Послушайте его.
(Преподаватель читает наизусть стихотворение М.Ю. Лермонтова «Родина».)
От чьего имени ведется повествование? (От первого лица.)
Перед нами уже личное лирическое изъяснение, размышление о своем отношении к отчизне, которое поэт выражает словом «люблю».
Посчитайте, сколько раз оно встречается в тексте? (5 раз с учетом слова «любовью» в первой строке.)
Поэт настойчиво убеждает читателя в истинности своего чувства: ЛЮБЛЮ! Этому способствует и литературный прием, который поэт использует в первой строфе. Назовите его. (Инверсия.)
Лирический герой любит свою отчизну, но «странною любовью». В чем же эта странность? Попробуем разобраться в этом.
На сколько частей можно условно разделить стихотворение? (На две.)
О чем говорится в первой части? (О том, что не волнует душу поэта, оставляет её равнодушной.)
Перечислим эти составляющие. («Слава, купленная кровью», «полный гордого доверия покой», «темной старины заветные преданья».)
Всё перечисленное представляет собой общепризнанные понятия высокого патриотического воодушевления. Но они оставляют лирического героя равнодушным и холодным. При этом мы не ощущаем снижение ценности патриотизма и величия славного прошлого России. Мы можем сделать вывод, что в первой части поэт называет те формы патриотизма, которые отдалены от него печатью официальности. Это официальная Россия, такая, какой её знают во всем мире. А его любовь к отчизне гораздо глубже, чем человеческий рассудок. Это чувство, которое нельзя понять умом, а вышеперечисленное – можно!
О чем говорится во второй части? (О том, что лирический герой любит.)
Перечислите эти понятия («Степей холодное молчанье», «лесов безбрежных колыханье», «разливы рек»…)
Что описывает лирический герой? (Природу. Русский пейзаж.)
Какие пространственные обозначения передаёт это описание? (Бесконечность, бескрайность, простор, ширь).
Откуда мы можем наблюдать за тем, как колышутся макушки деревьев в лесу, как разливаются реки, подобные морям, бескрайность степей? (С высоты.)
Действительно, лирический герой как будто летит по воздуху, скользит над водой. И все это сопрягается в его понятии с чувством свободы.
Продолжаем чтение стихотворения. Где оказывается теперь лирический герой? (На земле.)
Верно. Но движение при этом не прекращается! Он скачет в телеге. Что он наблюдает? («Огни печальных деревень», жниву, обоз, берёзы, гумно, избу, окно, пляску «пьяных мужичков».)
Обратите внимание: происходит сужение перспективы: воздух – вода – земля – это большой мир; а теперь мы наблюдаем мир конкретики. Поэт следует от большего к частному, от абстрактного к конкретному.
Познакомимся со значением слов жнива и гумно.
Жнива – остаток соломы на поле, где сжали хлеб.
Гумно – помещение, сарай для сжатого хлеба.
Почему у Лермонтова не одна береза, а чета? (Чета – это гармония, завершенность.)
Обратите внимание, Лермонтов первым из русских поэтов вводит в символику России образ берёзы. Позже она войдет в поэзию А. Фета, С. Есенина, Н. Рубцова и прочно закрепится за основным символом русской природы и России в целом.) Лермонтов первым увидел и показал это!
Скажите: гумно, изба, окно – чей это мир? (Мир человека)
Поэт изображает мир природы, который плавно переходит в мир человеческой жизни, жизни простого русского народа.
И вот, наконец, в последних строках стихотворения появляется и сам человек. Зачитайте. («И в праздник, вечером росистым, / Смотреть до полночи готов / На пляску с топаньем и свистом / Под говор пьяных мужичков».)
Что символизируют собой «мужички»? (Простой русский народ, такой, какой есть.)
В чем же состоит любовь Лермонтова к России? (В любви к русской природе, к простым русским людям. Это любовь искренняя, неподдельная, та, которую не объяснишь рассудком!)
Поэт принимает Россию такой, без излишней героизации, без идеализирования русского мужика, он полюбил русский уклад не за то, что он как-то особо величествен или чем-то особенно замечателен, а просто за то, что он существует.
Осознает ли поэт свою причастность к этому миру, к русскому миру? (Да. Он осознаёт свою причастность этому пейзажу, этой земле, этим людям.)
Хочу добавить, что ощущение своей причастности, своей вовлеченности в русский мир, своей неотъемлемости от него есть качества, составляющие истинный патриотизм.
Давайте запишем ассоциативный ряд, наполняющий для Лермонтова понятие «Родина».
Обучающиеся записывают: русская природа, русский народ.
4. Рефлексия. Подведение итогов учебного занятия
Преподаватель. Перед началом анализа стихотворений мы говорили о том, что осознание истинной любви к Родине пришло к поэту не сразу, оно претерпевало изменения. И мы с вами в этом сегодня убедились. Давайте еще раз визуализируем данную информацию. Размышляя о раскрытии темы Родины в лирике М.Ю. Лермонтова, я для себя выделила те же понятия, что и вы на сегодняшнем уроке. Обратите внимание на составленное в онлайн генераторе Wordcloud облако тематических слов, выделенных нами на уроке. Оно является отражением основных понятий, связанных с образом Родины в поэзии Лермонтова. Давайте еще раз их назовем.
На экране презентации отображается изображение Облака слов. Студенты называют основные понятия, представленные в нём, которые связаны с концептом «Родина».
Преподаватель. После сегодняшнего разговора о Лермонтове стало ли вам ближе и понятнее его творчество? Прониклись ли вы лермонтовским настроением, мировосприятием поэта?
Сейчас стало особенно популярным интервьюировать знаменитых, публичных людей. Лермонтов в этом плане был, как бы сказали сейчас, мегапопулярен. Представим, что берем интервью у самого Михаила Юрьевича. Мы зададим ему всего три вопроса. Предположите, учитывая полученные на уроке знания, какие бы ответы дал на эти вопросы Лермонтов.
Вопрос 1.
Михаил Юрьевич, Вы не любите свой народ и считаете слепую преданность господам главным его качеством?
Предполагаемый ответ. Я люблю свой народ и горжусь им. Рабское повиновение – это то качество, которое вызывает во мне боль и разочарование. Но в своем стихотворении «Бородино» я, напротив, возвеличиваю героическое прошлое моего народа. У меня вызывают гордость такие его качества, как мужество, героизм, отвага. И это главное, что свойственно русскому народу!
Вопрос 2.
Михаил Юрьевич! Именно эти качества: героизм, мужество, сила духа, – связаны для Вас с понятием «Родина»?
Предполагаемый ответ. Нет! Родина для меня, прежде всего, это бескрайняя русская природа и русский народ такой, каков он есть!
Вопрос 3.
Скажите, что значит для Вас быть патриотом и считаете ли Вы патриотом себя?
Предполагаемый ответ. Патриот для меня тот, кто чувствует сопричастность к своему народу, его истории, его настоящей жизни. Я считаю себя частью этого мира и смело говорю о себе, что я – патриот своей Родины.
5.Инструктирование о выполнении домашнего задания
Преподаватель. В 2014 году к 200-летию со дня рождения поэта режиссером Андреем Данилиным был снят документальный фильм «Неизвестный Лермонтов». Воспользовавшись Q-кодом, посмотрите фильм и выпишите в тетрадь те сведения из жизни и творчества поэта, которые стали для вас новыми и вызвали интерес.
Выучите наизусть стихотворение «Родина».
Наш урок подошел к концу.
Студенты записывают домашнее задание, преподаватель, комментируя, выставляет оценки за урок.
Образовательные ресурсы:
1. Беленький Г.И. Выстраданная любовь, или Еще раз о стихотворении М.Ю. Лермонтова «Родина» /Г.И. Беленький// Литература в школе. – 2010. – N 11. – С. 7–9.
2. Бражников И. Чувство России. «Родина» М.Ю. Лермонтова (эл. ресурс) URL: http://lermontov-lit.ru/lermontov/kritika/brazhnikov-chuvstvo-rossii.htm.
3. Лермонтов М. Солнце осени: [стихотворения] / Михаил Лермонтов. – СПб.: Амфора. ТИД Амфора: М.: ИД Комсомольская правда, 2012. – 238 с.
4. Онлайн генератор Wordcloud (эл. ресурс) URL: https://classic.wordclouds.com/
5. Онлайн-сервис wordwall (эл. ресурс) URL: https://wordwall.net/resource/62994422/aa-fet-der-große-russische-dichter-interessante-fakten https://wordwall.net/resource/64565600/fets-poesie-in-substantiven