Бинарный урок (музыка и литература) в 8 классе был проведен в рамках семинара для учителей музыки и русского языка и литературы города Курска 25.04.2024 года на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 49».
Авторы – Черных Татьяна Игоревна, учитель русского языка и литературы, и Сахненко Татьяна Александровна, учитель музыки – делятся опытом организации диалога искусств, развития навыков анализа литературного текста и музыкального произведения.

 

Альфред Шнитке «Гоголь-сюита» (от литературы к музыкальному спектаклю «Ревизская сказка»)

Тип урока: бинарный урок (музыка и литература).

Цели урока:

  1. Совершенствование навыков анализа художественного текста и музыкального произведения: определение темы, идеи, композиции.
  2. Развитие у учащихся умения критически мыслить при знакомстве с текстом, опираясь на жизненный опыт и имеющиеся знания по предмету, применяя эффективные приёмы технологии развития критического мышления.

Задачи:

- личностные: вызвать интерес к предметам; пробуждать стремление к вдумчивому  чтению и прослушиванию музыкальных произведений; воспитывать лучшие  нравственные  качества: сострадание, доброту, гуманизм, заботу;

- метапредметные: обучать умению отбирать материал для работы по теме урока; развивать навыки анализа литературного текста и музыкального произведения; развивать навыки групповой и индивидуальной работы, навыки работы со словарём; развивать монологическую и  диалогическую  речь;

- предметные: познакомиться с биографией А. Шнитке и Н. Гоголя, определить особенности стиля произведений; развивать умение объяснять литературоведческие понятия, подкрепляя  их  примерами из текста; развивать умение формулировать проблемы, поднятые автором в музыкальных и литературных произведениях.

Планируемые  результаты:

- личностные: использование читательского опыта в реальных жизненных ситуациях;

- коммуникативные: планирование  учебного сотрудничества  с учителем и сверстниками;

- регулятивные: целеполагание, планирование;

- метапредметные: работа с информацией из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, совершенствование читательских умений и культуры речи; овладения навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

- предметные: совершенствование навыков анализа текста,  умение объяснить термины; формирование представления о роли литературы и музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; формирование основ литературной и музыкальной культуры; формирование умения воспринимать музыку и выражать своё отношение к литературным и музыкальным произведениям.

Технология: технология развития критического мышления.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: ноутбук, проектор, толковый словарь, справочник музыкальных терминов, карточки для работы над портретом героя, карточки для составления кластера, вырезанные из бумаги ангелочки, цветные карандаши.

 

Ход урока

 

Учитель литературы (далее – Л): - Здравствуйте, ребята!

Учитель музыки (далее – М): - Добрый день, уважаемые гости!

Л: Сегодня у нас с вами необычный  урок, на котором  присутствуют два учителя, это значит, что сегодня мы будем говорить о музыке и литературе.

 М: По вашему желанию и вас, ребята, мы поделили на две группы. Группа музыкантов и литераторов.

Л:   Работа с эпиграфом   Слайд 1 (чтение)

Музыка — как порыв. Она вдруг, одним разом отрывает человека от земли его, оглушает его громом могучих звуков и разом погружает его в свой мир. Она властительно ударяет по клавишам, по его нервам, по всему его существованию и обращает его в один трепет. О, будь же нашим хранителем, спасителем, Музыка! Не оставляй нас. Н.В. Гоголь

Л: Это слова Н. В. Гоголя. Что вам известно об этом человеке, кто он? Знакомы ли вам произведения этого писателя?  (ответы детей)

М: Николай Васильевич Гоголь был большим почитателем музыки, он знал нотную грамоту, ценил искусство. Некоторые его произведения считаются сложными для восприятия, и вам это известно, но многие из них смогли вдохновить одного  композиторов для создания музыкального шедевра.

Слайд 2 (фото Гоголь и Шнитке)

М:    Ребята! На экране вы видите два портрета: писателя и композитора, о музыкальном произведении которого мы будем сегодня с вами говорить.

Целеполагание:

Что может связывать этих знаменитых творческих людей? (ответы детей)

Л: Скажите, ребята, какие цели хотим достичь на уроке? (ответы детей)

Мы покажем взаимосвязь литературы и музыки, диалог искусств.

Слайд 3

Тема нашего урока:  Альфред Шнитке «Гоголь-сюита» (от литературы к музыкальному спектаклю «Ревизская сказка»)

 

М: Итак, поговорим о композиторе. Давайте мы послушаем сообщение, которое подготовила …………                           (доклад учащегося из группы музыкантов)

«Я немецкий композитор из России», -  так говорил о себе Альфред Шнитке. Свою композиторскую карьеру Шнитке начал в 1953 году, и за данный период был отмечен как талантливый автор  музыкальных произведений. Шнитке является автором четырёх опер, трёх балетов, написал 10 симфоний, 15 инструментальных концертов,  множество вокальных и инструментальных камерных произведений. Популярность Шнитке в кинематографической и театральной деятельности во многом подтверждена творческим наследием, включающим музыку к кинокартинам, мультфильмам и спектаклям. Одним из шедевров музыки того времени, безусловно, является «Гоголь-сюита,  или музыка к спектаклю «Ревизская сказка».

М: Ребята, а мне хочется дополнить ко всему сказанному, что  Альфред Шнитке написал музыку к  более тридцати художественным и документальным фильмам. Вы, может, ничего и не слышали об этом композиторе и на экране видите его первый раз, но я думаю, что такие фильмы, как «Экипаж», созданный в  1979 году, «Белорусский вокзал», «Мертвые души», вы смотрели. Зарубежные кинофильмы также не раз использовали музыку Шнитке (например, фильм с участием Леонардо Ди Каприо «Остров проклятых»)

В 1975 году знаменитый режиссер театра на Таганке Юрий Любимов  обратился к Альфреду Шнитке с большой просьбой. Необходимо было написать музыкальное оформление для нового спектакля «Ревизская сказка» по мотивам произведений Николая Васильевича Гоголя. Композитор был хорошо знаком с режиссером и поэтому с удовольствием согласился сотрудничать.

По мнению Юрия Любимова, именно музыке в этом спектакле отведена важная роль. Она должна наполнять пространство, отображать время действия и даже позволить отказаться от декораций.

Слайд 4   (найти правильный ответ на определение сюита)

М: Прежде чем мы познакомимся с произведением Альфреда Шнитке  «Гоголь-сюита», давайте вспомним, что такое сюита. Недавно мы изучали «Кармен-сюиту»  Родиона  Щедрина и знакомились с этим музыкальным произведением.

 (Сюитаэто набор музыкальных фрагментов, сгруппированных вместе)

В основу «Гоголь-сюиты» положено несколько музыкальных фрагментов, которые объединены общим названием «Ревизская сказка».

Л:  Предлагаем вам немного разобраться, что же такое ревизская сказка? Вспомним уроки начальной школы и литературный жанр - сказка (пояснения учащихся). В давние времена говорили – «сказывать, т.е. рассказывать».

А что же такое «ревизия»? Ревизия – это перепись населения (работа с толковым словарем). Ревизская сказка – это список населения каждой губернии (Оренбургской, Донецкой) с указанием имен, фамилий, возраста всех жителей. 

Почему «Ревизская сказка» стала названием для музыкального спектакля? (ответы литераторов)

Слайд 5

М: Ребята, «Гоголь-сюита» состоит из 7 частей, их названия можно соотнести с различными произведениями Гоголя. Обратите внимание на экран («Увертюра», «Детство Чичикова», «Портрет», «Шинель», «Чиновники» и «Завещание»). Поскольку все части сюиты на уроке мы охватить не сможем, поэтому  рассмотрим только две:

  Слайд 6

(видео увертюры  в исполнении симфонического оркестра)

Первая часть – «Увертюра» (у детей на столах чистые листы и справочник  музыкальных терминов)

М: Давайте  вспомним, что такое увертюра в музыкальном произведении? (вступление, которое раскрывает всё содержание и замысел композитора, это оркестровое вступление к музыкальному спектаклю).

Предлагаю   познакомиться с  увертюрой сюиты. А во время прослушивания воспользоваться справочником музыкальных терминов.

Музыка Шнитке всегда удивляла слушателей и была для них неожиданным сюрпризом. Композитор славился творческим мышлением и умением создавать яркие музыкальные образы. Скажите, ребята, как  можно охарактеризовать увертюру?

В  образный мир, каких персонажей вводит она слушателей? Какая знакомая интонация завершает эту часть? (восприятие произведения)

Слайд 7

М: Следующая часть сюиты -  «Шинель».

Л: Актуализация знаний учащихся по литературе.

  1. Сообщение ученика. Замысел повести Н.В.Гоголя «Шинель»

Замысел повести родился не сразу. В середине 30-ых годов Гоголь услышал анекдот о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей, который необычайной экономией и неутомимыми трудами сверх должности  накопил сумму, достаточную для покупки хорошего ружья. В первый раз на маленькой своей лодочке пустился он по Финскому заливу за добычей, положив драгоценное ружьё перед собою на нос лодки. Вдруг заметил, что ружья нет. Оно было стянуто в воду густым тростником, через который он проезжал. Все усилия отыскать его были тщетны. Чиновник возвратился домой, лёг в постель и уже не вставал: он схватил горячку. Его товарищи, узнав о происшествии, купили ему новое ружьё… Все смеялись анекдоту, исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову.

  1. Проблемный вопрос:«В чём разница между ситуацией с потерей ружья и ситуацией в повести Гоголя?»

 (Во-первых, в анекдоте чиновник сам виноват в утере драгоценного ружья, а у Акакия Акакиевича шинель отняли, во-вторых, в анекдоте чиновнику помогли товарищи,   в истории этой мы видим счастливый финал. В-третьих, в первом случае отсутствует обстановка жуткой нищеты, какую мы наблюдаем в гоголевской повести. Самое же главное: ружьё – всё-таки предмет роскоши. Без него вполне можно обойтись. Без шинели в Петербурге, где «есть сильный враг всех, получающих 400 рублей в год жалования, наш северный мороз», просто не выжить.)

  1. Анализ повести. Образ главного героя (частично-поисковый метод)

Работа по вопросам на слайде

- Расскажите о главном герое. Как было дано имя? Какие строки говорят о предопределенности судьбы? (найти подтверждение в тексте)

(Герой повести во всём обижен судьбой, даже имя при рождении он получил неблагозвучное, странное даже для того времени).

- Следует сказать, что каждое имя несёт определённый смысл. «Акакий» – не делающий зла, незлобивый, невинный. Вот и подумайте: случаен ли выбор имени?

- А о чём говорит фамилия «Башмачкин»?

(Во-первых, фамилия эта говорит о скромном и «тёмном» происхождении героя повести, совершенно не дворянском, а во-вторых, герой повести даже не «Башмаков», нет солидности, силы, твёрдости, характера, а мягкий, маленький, по-детски беззащитный).

- Какое отношение у читателя вызывает этот персонаж?

(Сочувствие к маленькому человеку ощущается в «Шинели» уже в самом характере повествования. За нею – скрытая теплота авторского сопереживания).

В раскрытии образа Акакия Акакиевича важную роль играет шинель. Шинель у главного героя – это его цель, ради которой он готов на многое. Можно сказать, он жил мечтой о новой шинели. Башмачкину трудно, но заветная мечта окрыляет его. И день, когда мечта, наконец, осуществляется, становится самым счастливым в жизни героя.

 С приобретением шинели жизнь его окрашивается новыми красками.

- И сейчас я вам предлагаю создать психологический портрет нашего героя в виде старой и новой шинели.

Вы разделены на 2 группы. Первая группа  работает над портретом нашего героя в старой шинели, описывая черты, присущие Акакию Акакиевичу.

Вторая группа работает над портретом героя в новой шинели.

(Просмотр фрагментов   фильма «Шинель» (1959), в роли Башмачкина - А. Баталов, музыка Н.Сидельникова)

Старая шинель

Новая шинель

Застенчивый, робкий

 «Акакий Акакиевич уже заблаговременно почувствовал надлежащую робость, несколько смутился и, как мог, сколько могла позволить ему свобода языка, изъяснил с прибавлением даже чаще, чем в другое время, частиц «того», что была-де шинель совершенно новая...»

Скромный – «Начали поздравлять его, приветствовать, так что тот сначала только улыбался, а потом сделалось ему даже стыдно...»

 

Счастливый -  «совершенно в праздничном настроении» отправляется в департамент, к нему проявляют внимание, чего за многие годы работы в департаменте никогда не было.

Экономный – по вечерам не зажигал свечи, не пил чай, редко отдает прачке белье.

Уверенный в себе - ходил с гордо поднятой головой, плечи его расправились, речь стала более внятной. В нём просыпается горделивое достоинство солидного чиновника в новой шинели.

Покорный - Он терпит неуважительное отношение и насмешки на службе, и в других местах: «...В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения...»

 «...существо, переносившее покорно канцелярские насмешки...»

Кропотливый, аккуратный

Старательный, трудолюбивый - красивый почерк, любит свою работу и никогда не прогуливает её.

 

Потеря веры в себя - ежедневно становится жертвой насмешек и безропотно сносит такое обращение.

 

Кроткий и смиренный - терпит насмешки и не лезет на рожон.

 

Старательный, кропотливый,

трудолюбивый, усердный и аккуратный - красивый почерк, любит свою работу и никогда не прогуливает её.

 

Обучающиеся делают ВЫВОД: 

Доброму и неспособному на злодеяние человеку  нет места в обществе, где царит беззаконие, лицемерие  и отсутствие истинных ценностей. Нравственность и гуманизм – вот что должно объединить  всех людей, уничтожив сословные различия. Главному герою нужна была не шинель, а признание в коллективе, уважение и поддержка. Таким образом, смысл «Шинели» в том, чтобы показать истинные ценности человеческой натуры и отделить их от ложных и вредных предрассудков.

Слайд 8

М: Слушаем четвертую часть сюиты «Шинель» (видео)

Во время прослушивания воспользуйтесь музыкальным справочником.

- Что вы увидели, что услышали в этой композиции? За основу, какой музыкальный жанр взял А. Шнитке? (ответы)

Учащийся: Мне мелодия напомнила польку. Мотив очень простой, почти веселый, тема повторяется несколько раз, делает его не весёлым, а даже трагичным.

М Верно, композитор за основу взял польку, таким образом  стараясь показать простоту и лаконичность этой части «Гоголь-сюиты».  В спектакле композитор показал шинель не вещью, не предметом гардероба, а любимой женой, подругой, которой герой посвящает все лучшие чувства и любовь.

Закрепление материала. Вывод.

Л: Сегодня на нашем уроке мы  перелистали страницы творчества выдающихся личностей – Гоголя и Шнитке. Они жили в разные эпохи, но интересны нам и сегодня. Гоголь писал почти 200 лет назад,

М:  А. Шнитке обратился к творчеству этого писателя, потому что это классика литературы, а произведение Шнитке в скором будущем станет классикой музыки.

Рефлексия.

Л: Для чего это нам нужно сегодня, актуальна ли эта тема? Составим кластер на доске.

(Это наша история, наше достояние, один из примеров связи поколений, что всегда нужно чтить и помнить).

М: Несите музыку всегда с собою, как и ангелов, которые являются маленькими музами каждого маленького гения, еще не до конца раскрывшего свой талант. Прошу вас    вырезанным из бумаги ангелам  нарисовать карандашом «лицо».

Домашнее задание.

М: Если вам понравилась услышанная музыка, дома вы можете прослушать остальные части сюиты с помощью Интернета, а на следующем уроке музыки поделиться своими впечатлениями.

Л: К следующему уроку литературы предлагаю вам подумать над вопросом: «Какие нравственные понятия можно прокомментировать при написании сочинения, используя в качестве аргумента  повесть «Шинель» Н.В.Гоголя?»

М: Пусть музыка вас не оставляет, будет вашим хранителем и спасителем!

Л: Спасибо за ваши мысли, ваши  эмоции.  Нам было очень интересно  общаться с  вами, такими активными и внимательными слушателями и читателями.