Основное внимание на данном уроке в 7 классе уделяется воспитанию семейных ценностей, умению выражать своё отношение к поднятой проблеме через поступки героев.
Автор урока: Батлук Наталья Викторовна
Тема: Доверие и любовь в рассказе А. Гайдара «Голубая чашка»
Цель: знакомство с рассказом А. Гайдара «Голубая чашка» и определение его проблематики, обучение навыкам анализа текста.
Задачи: совершенствовать навык анализа художественного текста;
развивать коммуникативные навыки, речевую культуру, познавательные и творческие возможности учащихся;
воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.
Оборудование: экран, компьютер, мультимедийный проектор.
Наглядно-демонстрационный материал: презентация «Жизнь и творчество А. Гайдара», толковый словарь С. И. Ожегова, тексты, картины Н. Бондаренко «Семья на отдыхе», И. Куликова «Чаепитие в крестьянской избе», М. Богатырева «Мирные будни», С. Григорьев «В родной семье», А. Пластова «Жатва», рабочие тетради.
Результаты:
Предметные: умение воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, потомку; умение анализировать прочитанное; развитие творческих способностей и читательской наблюдательности; умение оценивать художественное произведение, понимать авторский замысел.
Метапредметные: способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; извлечение информации из различных источников; самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор на тему.
Личностные: воспитание семейных ценностей, стремление к речевому самосовершенствованию, к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.
Приемы технологии критического мышления:
– речевые облака
– Кубик Блума.
Ход урока
1. Организационный этап.
Положительный психологический настрой на урок. Слово учителя.
2. Актуализация знаний.
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы с вами обратимся к творчеству нашего земляка, писателя Аркадия Петровича Гайдара. Аркадий Гайдар родился и вырос в дружной семье, поэтому его произведения отличаются теплотой семейных отношений.
Именно в семье человек учится любить, заботиться, дружить.
Тема нашего урока – «Доверие и любовь в рассказе А. Гайдара «Голубая чашка». Запишите тему урока в тетрадь.
Учитель: Какие задачи мы будем решать на уроке (узнаем биографию А. Гайдара, будем анализировать текст, отвечать на вопросы).
Учитель: О взаимоотношениях в семье писали многие, но особенно интересно – Гайдар. И сегодня мы в этом убедимся, работая с текстом рассказа Аркадия Гайдара «Голубая чашка», в котором как раз и увидим семейные отношения. Автор рассказа «Голубая чашка» – Аркадий Гайдар, курский писатель, наш земляк.
3. Первичное усвоение новых знаний.
Учитель: Ребята, прочитайте, пожалуйста, этот эпиграф:
«Только в семье можно получить любовь, заботу, ласку родных нам людей, которые любят нас и которых любим мы» Л.Н. Толстой.
- О чем это высказывание? Какую мысль хотел донести автор этих слов до читателей? (Это высказывание о семье, семья – это самое главное в жизни человека).
Учитель: Домашним заданием у вас было чтение рассказа «Голубая чашка».
Давайте вспомним, о чем и о ком этот рассказ? (ученик пересказывает текст).
Словарная работа
Учитель: Перед началом работы давайте посмотрим, какие слова вам были непонятны. Давайте попробуем их объяснить..
1) «Ветхие». В значении: «старые». Например: «ветхие заборы».
2) «Клейстер». В значении: «заваренная мука в рассказе, использовавшаяся как клей». Например: «получился клейстер».
3) «Силосная башня». В значении: «довольно высокое сооружение, в котором находятся корма».
4) «Суровые нитки». В значении: «грубые, не тщательно обработанные нитки».
5) «Плетень». Забор, в основе которого находятся переплетённые вокруг столбиков прутики". Например: «деревянный плетень».
Учитель: Теперь начинаем работать с текстом. Чтобы достичь нашей цели нашего урока, понять рассказ, предлагаю вам поработать в группах.
Учитель: Ребята, почему рассказ называется «Голубая чашка»? Именно в названии обозначена сюжетная деталь, которая оказывается важной для завязки. Злополучная разбившаяся чашка, послужила причиной ссоры в семье. А почему она голубая? Ведь голубой цвет чашки – цвет мира и согласия. Вот о таком мире и хочет рассказать нам автор текста.
Учитель: На столе у вас лежат карточки с вопросами. Вы будете работать с ними надо сообща. Ответы на вопросы мы будем подтверждать цитатами из текста.
1) Группа
- Назовите главных героев? Как их зовут? (Главные герои – рассказчик, его жена Маруся и их дочь Светлана.)
- С какой целью они приехали на дачу? (Семья приехала на дачу, в отпуск. Рассказчик и его шестилетняя дочь Светлана;
ЦИТАТА из текста: «думали ловить рыбу, купаться, собирать в лесу грибы и орехи. А пришлось сразу подметать двор, подправлять ветхие заборы…») Это стало причиной взаимного недовольства Маруси, с одной стороны, и отца с дочерью — с другой).
- Какое событие произошло в жизни этой семьи? (Кто-то разбил в чулане голубую чашку мамы. «Лучше сознавайтесь озорной народ, что в чулане мою голубую чашку разбили. А я чашки не разбивал и Светлана тоже. Посмотрели мы друг на друга и подумали оба, что ж на нас Маруся говорит напрасно. Но Маруся нам не поверила.)
- На кого и на что отец и Светлана обиделись? (Рассказчик и его дочь обиделись на маму)
2) Группа
- Куда ушли отец и Светлана? (Цитата из текста: «Возьмем мы из-за печки мою походную сумку, положим туда твое яблоко, мой табак, спички, нож, булку и уйдем из этого дома куда глаза глядят.) То есть герои пошли гулять по дачному поселку. Фразеологизм «Куда глаза глядят» означает «очень далеко»
- При каких обстоятельствах познакомилась главные герои? Сколько лет было Марусе, когда она познакомилась с отцом Светланы? («Было тогда нашей Марусе 17 лет. Увидала девчонка на моей папахе красноармейскую звезду, обняла меня и заплакала. Вот тут-то мы с ней Марусей познакомились»)
- Как члены семьи относились друг другу? (Они любили друг друга, уважали, в семье был лад, взаимопонимание.)
- В каком настроении была Маруся, когда Светлана с отцом вернулись домой? (Цитата из текста: «Глаза Маруси смотрели ласково. Видно было, что ждала она нас долго, наконец-то дождалась и теперь крепко рада).
3) Группа
- Как вы думаете, простили ли отец со Светланой Марусю? Почему? (Рассказчик и его дочь простили Марусю, они не обижались на неё, потому что любили.)
- Так кто же разбил чашку? (В тексте написано: «Это все только серые злые мыши. И мы не разбивали. И Маруся ничего не разбивала тоже»).
- Какова главная мысль рассказа? (Смысл рассказа в том, что незаслуженные обвинения способны очень обидеть и ранить близкого человека. Если в семье царит любовь и взаимное уважение, то никакие преграды не разрушат счастья).
- О чем заставляет задуматься произведение? (В жизни не всегда все проходит гладко, бывают ссоры и размолвки, иногда разбиваются стаканы, появляются тайны. Главное – доверие и понимание родных и близких людей. Рассказ «Голубая чашка» учит доверять друг другу, любить, прощать).
4. Физминутка.
Учитель: Ребята, давайте отдохнем: закроем глаза, возьмемся за руки и послушаем спокойную музыку и передадим через рукопожатие положительные эмоции. Поделимся капелькой доброты и тепла.
Учитель: Ребята, давайте с вами прочитаем отрывок в конце рассказа и выпишем средства выразительности от слов «Долго втроем сидели мы в саду….»
Учитель: Также на уроке мне хотелось бы обратиться к живописи. Посмотрите, пожалуйста, на картины художников.
Что объединяет эти картины? (На картинах изображена семья.)
Учитель: Да, все верно. Обратите внимание на лица героев. Какие они? (Все счастливые, видно, что любят друг друга).
Учитель: Семья – это начало и продолжение каждого человека. Ощущение рода и родственных связей формировалось уже тогда, когда еще не было ни летописей, ни языков.С появлением изобразительного искусства талантливые художники писали картины, посвященные теме рода, семьи и материнства. В лучших живописных произведениях изображали не только совместные чаепития, но и трудовые будни. Художники передавали искренние отношения, душевную теплоту, дружественность чувств. Все те уникальные черты семьи, которые ценятся превыше всего, дарят чувство защищенности и любви.
5. Первичная проверка понимания
Учитель: Какова основная мысль текста? Что хотел сказать и показать автор? (Автор хотел показать, какими могут быть отношения в семье. Семья – самое важное в жизни человека).
– Какая, по вашему мнению, должна быть семья? (ответы детей).
Учитель: Все правильно, Если все любят друг друга, то обязательно простят.
Семейные отношения строятся на взаимопонимании, любви, доверии, уважении. Давайте посоветуем героям нашего рассказа, как жить в мире и согласии, и напишем на облаках наши советы.
Почему вы сделали именно такой вывод? Поясните, пожалуйста.
Учитель: Все правильно, Если все любят друг друга, то обязательно простят.
Семейные отношения строятся на взаимопонимании, любви, доверии, уважении.
Учитель: Я предлагаю вам поиграть в кубик Блума.
Вам необходимо ответить на вопрос или придумать продолжение предложения.
-Придумай правила дружной жизни в семье (Нужно любить друг друга, помогать друг другу, доверять, заботиться, иметь общие интересы).
-Назови, какие книги о семье или семейных ценностях ты знаешь А. Гайдар («Чук и Гек», М. Зощенко «Лёля и Минька», Л. Толстой «Детство»).
-Почему для тебя важна семья (семья – это самые близкие и родные люди, это дом).
-Объясни, почему так важно сохранять теплые отношения в семье.
-Предложи, чем ты можешь помогать семье (заботиться о младших братьях и сестрах, помогать родителям).
-Поделись, какие традиции есть в твоей семье (празднование дней рождения, отдых на природе).
6. Рефлексия
Учитель: Ребята, семья – важное, что есть у нас. Для сохранения семьи нужно научиться прощать друг друга и помогать друг другу. Именно семья поддержит и поможет в трудную минуту.
7. Домашнее задание.
Учитель: Домашнее задание на выбор:
- Написать сочинение «Моя семья»
- Развернутый ответ на вопрос «Чему учит рассказ А. Гайдара «Голубая чашка»?