Основное внимание на данном уроке в 7 классе уделяется воспитанию семейных ценностей, умению выражать своё отношение к поднятой проблеме через поступки героев.

Автор урока: Батлук Наталья Викторовна

 

Тема: Доверие и любовь в рассказе А. Гайдара «Голубая чашка»

Цель: знакомство с рассказом А. Гайдара «Голубая чашка» и определение его проблематики, обучение навыкам анализа текста.

Задачи:  совершенствовать навык анализа художественного текста;

развивать коммуникативные навыки, речевую культуру, познавательные и творческие возможности учащихся;

воспитывать любовь  и уважение к членам своей семьи.

Оборудование: экран, компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстрационный материал: презентация «Жизнь и творчество А. Гайдара», толковый словарь С. И. Ожегова, тексты, картины Н. Бондаренко «Семья на отдыхе», И. Куликова «Чаепитие в крестьянской избе», М. Богатырева «Мирные будни», С. Григорьев «В родной семье», А. Пластова «Жатва», рабочие тетради.

Результаты:

Предметные: умение воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, потомку; умение анализировать прочитанное; развитие творческих способностей и читательской наблюдательности; умение оценивать художественное произведение, понимать авторский замысел.

Метапредметные: способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; извлечение информации из различных источников; самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор на тему.

Личностные: воспитание семейных ценностей, стремление к речевому самосовершенствованию, к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.

Приемы технологии критического мышления:

– речевые облака

– Кубик Блума.

 

Ход урока

1. Организационный этап.

Положительный психологический настрой на урок. Слово учителя.

2. Актуализация знаний.

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы с вами обратимся к творчеству нашего земляка, писателя Аркадия Петровича Гайдара. Аркадий Гайдар родился и вырос в дружной семье, поэтому его произведения  отличаются теплотой семейных отношений.

Именно в семье человек учится любить, заботиться, дружить.

Тема нашего урока «Доверие и любовь в рассказе А. Гайдара «Голубая чашка». Запишите тему урока в тетрадь.

Учитель: Какие задачи мы будем решать на уроке (узнаем биографию А. Гайдара, будем анализировать текст, отвечать на вопросы).

 Учитель: О взаимоотношениях в семье писали многие, но особенно интересно – Гайдар. И сегодня мы в этом убедимся,  работая с  текстом рассказа   Аркадия Гайдара «Голубая чашка»,  в котором как раз и увидим  семейные отношения. Автор рассказа «Голубая чашка» –  Аркадий Гайдар, курский писатель, наш земляк.

3. Первичное усвоение новых знаний.

Учитель: Ребята, прочитайте, пожалуйста, этот эпиграф:

«Только в семье можно получить любовь, заботу, ласку родных нам людей, которые любят нас и которых любим мы» Л.Н. Толстой.

- О чем это высказывание? Какую мысль хотел донести автор этих слов до читателей? (Это высказывание о семье, семья – это самое главное в жизни человека).

Учитель: Домашним заданием у вас было чтение рассказа «Голубая чашка».

Давайте вспомним, о чем и о ком этот рассказ? (ученик пересказывает текст).

Словарная работа

Учитель: Перед началом работы давайте посмотрим, какие слова вам были непонятны. Давайте попробуем их объяснить..

1) «Ветхие». В значении: «старые». Например: «ветхие заборы».
2) «Клейстер». В значении: «заваренная мука в рассказе, использовавшаяся как клей». Например: «получился клейстер».

3) «Силосная башня». В значении: «довольно высокое сооружение, в котором находятся корма».

4) «Суровые нитки». В значении: «грубые, не тщательно обработанные нитки».
5) «Плетень». Забор, в основе которого находятся переплетённые вокруг столбиков прутики". Например: «деревянный плетень».

Учитель: Теперь начинаем работать с текстом. Чтобы достичь нашей цели нашего урока, понять рассказ, предлагаю вам поработать в группах.

Учитель: Ребята, почему рассказ называется «Голубая чашка»? Именно в названии обозначена сюжетная деталь, которая оказывается важной для завязки. Злополучная разбившаяся чашка, послужила причиной ссоры в семье. А почему она голубая? Ведь голубой цвет чашки – цвет мира и согласия. Вот о таком мире и хочет рассказать нам автор текста.

Учитель: На столе у вас лежат карточки с вопросами. Вы будете работать с ними надо сообща. Ответы на вопросы мы будем подтверждать цитатами из текста.

 

1) Группа

  1. Назовите главных героев? Как их зовут? (Главные герои – рассказчик, его жена Маруся и их дочь Светлана.)
  2. С какой целью они приехали на дачу? (Семья приехала на дачу, в отпуск. Рассказчик и его шестилетняя дочь Светлана;

ЦИТАТА из текста: «думали ловить рыбу, купаться, собирать в лесу грибы и орехи. А пришлось сразу подметать двор, подправлять ветхие заборы…») Это стало причиной взаимного недовольства Маруси, с одной стороны, и отца с дочерью — с другой).

  1. Какое событие произошло в жизни этой семьи? (Кто-то разбил в чулане голубую чашку мамы. «Лучше сознавайтесь озорной народ, что в чулане мою голубую чашку разбили. А я чашки не разбивал и Светлана тоже. Посмотрели мы друг на друга и подумали оба, что ж на нас Маруся говорит напрасно. Но Маруся нам не поверила.)
  2. На кого и на что отец и Светлана обиделись? (Рассказчик и его дочь обиделись на маму)

 

2) Группа

  1. Куда ушли отец и Светлана? (Цитата из текста: «Возьмем мы из-за печки мою походную сумку, положим туда твое яблоко, мой табак, спички, нож, булку и уйдем из этого дома куда глаза глядят.) То есть герои пошли гулять по дачному поселку. Фразеологизм «Куда глаза глядят» означает «очень далеко»
  2. При каких обстоятельствах познакомилась главные герои? Сколько лет было Марусе, когда она познакомилась с отцом Светланы? («Было тогда нашей Марусе 17 лет. Увидала девчонка на моей папахе красноармейскую звезду, обняла меня и заплакала. Вот тут-то мы с ней Марусей познакомились»)
  3. Как члены семьи относились друг другу? (Они любили друг друга, уважали, в семье был лад, взаимопонимание.)
  4. В каком настроении была Маруся, когда Светлана с отцом вернулись домой? (Цитата из текста: «Глаза Маруси смотрели ласково. Видно было, что ждала она нас долго, наконец-то дождалась и теперь крепко рада).

 

3) Группа

  1. Как вы думаете, простили ли отец со Светланой Марусю? Почему? (Рассказчик и его дочь простили Марусю, они не обижались на неё, потому что любили.)
  2. Так кто же разбил чашку? (В тексте написано: «Это все только серые злые мыши. И мы не разбивали. И Маруся ничего не разбивала тоже»).
  3. Какова главная мысль рассказа? (Смысл рассказа в том, что незаслуженные обвинения способны очень обидеть и ранить близкого человека. Если в семье царит любовь и взаимное уважение, то никакие преграды не разрушат счастья).
  4. О чем заставляет задуматься произведение? (В жизни не всегда все проходит гладко, бывают ссоры и размолвки, иногда разбиваются стаканы, появляются тайны. Главное – доверие и понимание родных и близких людей. Рассказ «Голубая чашка» учит доверять друг другу, любить, прощать).

4. Физминутка.

Учитель: Ребята, давайте отдохнем: закроем глаза, возьмемся за руки и послушаем спокойную музыку и передадим через рукопожатие положительные эмоции. Поделимся капелькой доброты и тепла.

Учитель: Ребята, давайте с вами прочитаем отрывок в конце рассказа и выпишем средства выразительности от слов «Долго втроем сидели мы в саду….»

Учитель: Также на уроке мне хотелось бы обратиться к живописи. Посмотрите, пожалуйста, на картины художников.

 

Что объединяет эти картины? (На картинах изображена семья.)

Учитель: Да, все верно. Обратите внимание на лица героев. Какие они? (Все счастливые, видно, что любят друг друга).

Учитель: Семья – это начало и продолжение каждого человека. Ощущение рода и родственных связей формировалось уже тогда, когда еще не было ни летописей, ни языков.С появлением изобразительного искусства талантливые художники писали картины, посвященные теме рода, семьи и материнства. В лучших живописных произведениях изображали не только совместные чаепития, но и трудовые будни. Художники передавали искренние отношения, душевную теплоту, дружественность чувств. Все те уникальные черты семьи, которые ценятся превыше всего, дарят чувство защищенности и любви.

5. Первичная проверка понимания

Учитель: Какова основная мысль текста? Что хотел сказать и показать автор? (Автор хотел показать, какими могут быть отношения в семье. Семья – самое важное в жизни человека).

Какая, по вашему мнению, должна быть семья? (ответы детей).

Учитель: Все правильно, Если все любят друг друга, то обязательно простят.

Семейные отношения строятся на взаимопонимании, любви, доверии, уважении. Давайте посоветуем героям нашего рассказа, как жить в мире и согласии,  и напишем на облаках наши советы.

Почему вы сделали именно такой вывод? Поясните, пожалуйста.

Учитель: Все правильно, Если все любят друг друга, то обязательно простят.

Семейные отношения строятся на взаимопонимании, любви, доверии, уважении.

Учитель: Я предлагаю вам поиграть в кубик Блума.

Вам необходимо ответить на вопрос или придумать продолжение предложения.

-Придумай правила дружной жизни в семье (Нужно любить друг друга, помогать друг другу, доверять, заботиться, иметь общие интересы).

-Назови,  какие книги о семье или семейных ценностях ты знаешь А. Гайдар («Чук и Гек», М. Зощенко «Лёля и Минька», Л. Толстой «Детство»).

-Почему для тебя важна семья (семья – это самые близкие и родные люди, это дом).

-Объясни, почему так важно сохранять теплые отношения в семье.

-Предложи, чем ты можешь помогать семье (заботиться о младших братьях и сестрах, помогать родителям).

-Поделись, какие традиции есть в твоей семье (празднование дней рождения, отдых на природе).

6. Рефлексия

Учитель: Ребята, семья – важное, что есть у нас. Для сохранения семьи нужно научиться прощать друг друга и помогать друг другу. Именно семья поддержит и поможет в трудную минуту.

7. Домашнее задание.

Учитель: Домашнее задание на выбор:

  1. Написать сочинение «Моя семья»
  2. Развернутый ответ на вопрос «Чему учит рассказ А. Гайдара «Голубая чашка»?