Урок входит в цикл, предназначенный для последовательного и планомерного обучения написанию сочинения-рассуждения.
В основу цикла было заложено понятие «ДОМ», на основе которого осуществлялась работа, направленная на формирование коммуникативной компетенции обучающихся в игровой форме с использованием путевых листов дорожной карты игры «ВЪДАТИ».
Материал может быть использован на уроках литературы по развитию речи для подготовки к написанию сочинения-рассуждения по повести А. С. Пушкина «Дубровский» для обучающихся основной школы.
Автор-разработчик: Никулина Софья Вячеславовна
Предмет: Литература
Класс: 6
Учебник: под редакцией В.Я. Коровиной
Тема: Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по роману А. С. Пушкина «Дубровский»
Цель урока: формирование у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных высказываний.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; осознание российской гражданской идентичности в контексте изучения произведения; ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора литературного персонажа; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из романа А. С. Пушкина «Дубровский»; овладение основными навыками исследовательской деятельности.
|
Устанавливать и выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений по аналогии; делать выводы и самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную информацию; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; публично представлять результаты выполненного опыта; использовать преимущества групповой и индивидуальной работы при решении конкретной задачи. |
Осуществлять элементарный смысловой анализ романа А. С. Пушкина «Дубровский»; пересказывать прочитанное произведение, используя выборочный пересказ, участвовать в беседе и диалоге, давать аргументированную оценку прочитанному; создавать устные и письменные высказывания, писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на текст; развивать умения коллективной исследовательской деятельности под руководством учителя и учиться публично представлять полученные результаты.
|
Ресурсы урока: листы самооценки для учащихся; средства мультимедиа; толковый словарь русского языка под редакцией С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой.
Этапы урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учеников |
1. Оргмомент |
Сегодня мы продолжаем работу, которая направлена на отображение чувственного восприятия героев художественных произведений при ассоциативном мышлении, связанного с понятием «Дом». |
Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку. |
2. Мотивация |
Ребята, посмотрите на картинку, которая изображена на экране. Что изображено на картинке? Какие ассоциации возникают у вас с данным понятием? Школа → Учитель→Ученик→Школьные принадлежности… Вспомним значение слова ассоциация. |
Отвечают на вопросы учителя. Составляют ассоциативный ряд. Повторяют ранее изученные понятия. Работают с толковым словарем (интерактивная доска). |
3. Формулирование темы урока и целеполагание |
-Что изображено на экране? -Какие ассоциации у вас возникли с данным понятием? -А теперь давайте попробуем составить ассоциативный ряд к предложенному понятию. Дом→ семья→ земля→ страна→ Родина. -Обратимся к значению слова «Дом». Работа с толковым словарем С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой. -Давайте вспомним основные чувства и эмоции. -Какие чувства и эмоции вы испытываете, когда думаете о своем доме? |
Работают с толковым словарем при помощи мобильного приложения QRbot. |
4. Актуализация знаний |
-Над каким художественным произведением А. С. Пушкина мы работали на предыдущих уроках? - Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. Предложите свои варианты темы после выполнения задания: -Из каких частей состоит сочинение – рассуждение. При оценивании устного ответа используем правило пяти «П». 1. Правильно 2. Полно 3. Последовательно 4. Примеры 5. Пояснение -С чего же начинается трагическая история Владимира Дубровского? (пересказ текста) Вы уже поняли, что сегодня на уроке мы будем готовиться к написанию сочинения-рассуждения по роману А.С.Пушкина «Дубровский». На доске вы видите ключевые слова, из которых нужно сформулировать тезис (вопрос) нашего сочинения. ПОТЕРЯ, ДОМ, СУДЬБА, ВЛАДИМИР ДУБРОВСКИЙ Как повлияла потеря дома на судьбу Владимира Дубровского? |
Формулируют тему и цель урока, сверяют с образцом; отвечают на вопросы учителя; пересказывают.
|
5. «Открытие» нового знания |
На доску выводится изображение карты игры «ВЪДАТИ». (Приложение 1) -Давайте обратимся к ранее изученному произведению и попробуем проследить, как поменялось отношение главного героя повести В. Г. Короленко «В дурном обществе» к своему дому. (Приложение 2) -Что значило для Васи слово дом, когда присутствовали проблемы во взаимоотношениях с отцом? -А сейчас давайте мы поговорим о герое произведения А.С. Пушкина «Дубровский». Определим, что значил дом для него, какие изменения произошли с героем при полной утрате дома? |
Отвечают на вопросы учителя, вспоминают ранее пройденное произведение, анализируют, работают с текстами в группах, развивают речевые навыки, подбирают аргументацию, учатся сопоставлять предметы, которые связаны с душевным состоянием человека. Лидеры групп представляют свои работы.
|
6. Включение нового знания в систему знаний |
В начале урока мы с вами составляли ассоциативный ряд для слова ДОМ. Давайте подумаем и попробуем составить ассоциативный ряд данного понятия для Владимира Дубровского. Итак, ДОМ-отец-мать,-письма-няня-портрет матери-слуги, усадьба. (Дети называют, учитель записывает на доске) Мы с вами уже поняли, что Кистенёвка имела особое место в жизни нашего героя, и потеря дома сыграла ключевую роль в причинах изменения жизненной позиции молодого офицера. Очень часто именно чувства и эмоции приводят к трагическим последствиям жизни человека Для того, чтобы лучше понять причины поведения нашего героя, мы обратимся к путевому листу лист №2 игры «ВЪДАТИ». (Приложение 3) Групповая работа. Делим класс на 3 группы. Каждая группа работает с отрывком художественного произведения. 1 группа. Похороны отца. 2 группа. Письма матери. 3 группа. Пожар. Каждая группа получает конверт (с раздаточным материалом и заданиями), который будет использован при оформлении плаката –иллюстрации. (Приложение 4) Данный вид работы позволит проиллюстрировать чувства и эмоции главного героя при потере дома; провести работу над развитием ассоциативного мышления. Публичное представление проделанной групповой работы. |
|
7. Оценочно – рефлексивный этап |
Обобщение и систематизация полученных и имеющихся знаний. (Приложение 5. В приложении представлен примерный вариант плаката) Подведение итогов урока. |
Дети оценивают свои результаты, заполняя лист самооценки, учатся анализировать индивидуальную деятельность и групповую работу, подводят итоги работы на уроке, обобщают результаты. |
8. Домашнее задание |
Написать сочинение – рассуждение. 1. Как повлияла потеря понятия дома на судьбу Владимира Дубровского? 2. Почему Владимир Дубровский стал разбойником? |
|
Список литературы
Литература:6-й класс: учебник: в 2 частях / В. П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П.Журавлев, В.И. Коровин; под ред. В. Я. Коровиной. -15-е изд.,стер.-Москва: Просвещение, 2024.
Интернет-источники
1.Большая российская энциклопедия: [сайт].-Санкт-Петербург, 2004-2017//https ://old.bigenc.ru/psychology /text/1835213
2.Толковый словарь русского языка[сайт]. – Москва, 1994// https://www.slovari.ru/default.aspx?p=244
ПРИЛОЖЕНИЕ (с картой урока, файл, docx)