Урок посвящён быту и традициям русской деревни. Материалом для анализа послужил рассказ курского писателя М. Еськова.
Разработчик: Савычкина Елена Юрьевна
Тема урока: Русская деревня: быт и традиции (по рассказу М.Н.Еськова «Неосуществленное имя существительное») (Слайд-1)
Цель урока: выявить роль семьи, обычаев и традиций в становлении личности ребенка.
Задачи:
Образовательные:
1) познакомить с биографией курского писателя М.Н.Еськова;
2) совершенствовать навыки анализа художественного произведения;
3) вызвать размышления о прочитанном, переживания, душевный отклик.
Развивающие:
1) развивать навыки аналитического чтения;
2) развивать критическое мышление через анализ поступков героя;
3) развивать читательскую грамотность в работе со словом.
Воспитательные:
1) воспитывать уважение к семье, ее обычаям и традициям;
2) воспитывать гражданскую позицию через литературное произведение;
3) способствовать нравственному становлению личности учащихся.
Оборудование урока: компьютер, презентация, распечатки рассказа, Гимн семьи, раздаточный материал (кластеры, синквейн)
1. Оргмомент. Приветствие.
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке литературы мы будем анализировать новое произведение. Как вы думаете, зачем нужно читать произведения курских писателей, анализировать их? (ответы учащихся).
- Действительно, мы узнаем, как жили люди в разные времена истории, как поступали в той или иной ситуации, что для них было важно, знакомимся с обычаями и традициями своего народа.
- Ребята, что самое важное в жизни человека? (Дом, семья, здоровье, работа, учеба, дружба)
2. Кластер.
- Напишите, что самое важное в жизни человека (обучающиеся пишут на заранее розданных листах). Прочитайте написанное.
- Правильно, но силы на все это человек черпает в семье, в своей малой родине. Именно в деревенских семьях хранились и передавались традиции жизни и быта. Во все времена большое внимание уделялось семье. Выдавая девушку замуж, родители смотрели, в какую семью она попадет: дружную ли, работящую ли?
- Давайте прочитаем пословицу на доске. Почему в пословице говорится: «Дерево держится корнями, а человек семьей»? Как это понять? Почему сравнивается с деревом?
- Ответьте, есть ли одинаковые семьи? Почему? (одинаковых нет, потому что в каждой семье свои обычаи, традиции, образ жизни)
- Послушайте строки стихотворения (читает ученица)
Русская деревня, как же ты мила,
Теплая, родная — это не слова.
Это — голос сердца, это зов души,
Возле речки тихой — ива, камыши.
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
- Да, сегодня мы поговорим о русской деревне, о семье, семейных традициях, обычаях. Дома вы прочитали рассказ курского писателя Михаила Николаевича Еськова «Неосуществленное имя существительное». Давайте познакомимся с основными этапами жизни писателя.
3. Знакомство с биографией писателя. (Слайд-2)
Михаил Николаевич Еськов – писатель, врач, педагог. Родился на хуторе Луг Пристенского района Курской области в крестьянской семье. Ещё в школе увлекался литературным творчеством, писал стихи. В 1960 г. окончил Курский медицинский институт, работал врачом сельской больницы, преподавал в Курском медицинском институте.
В студенческую пору увлекся прозой. В 1960 г. в курской газете «Молодая гвардия» опубликовал первый рассказ «Первый шаг». В 1979 г. принят в Союз писателей СССР и начал профессионально заниматься литературным творчеством.
В центральных и региональных издательствах выходили его книги и сборники: «Дорога к дому – дорога светлая», «Черная рубаха», «Старая яблоня с осколком» и другие.
Он безотказно и бескорыстно оказывает помощь молодым авторам, для которых учредил личную литературную премию «Дорога к дому».
4. Аналитическая беседа. Вступительная часть
- Ребята, в начале урока мы с вами выяснили, что сегодня будем говорить о русской деревне, её быте, традициях, обычаях. На наш урок вы пришли нарядно одетые. Встаньте, пожалуйста, и мы посмотрим на эту красоту.
- Почему вы так оделись? Что можно сказать, глядя на ваши костюмы? (Мы надели красивую одежду, потому что сегодня у нас праздничный урок. Так одевались на праздник деревенские девушки. Была традиция: надевать расшитые своими руками наряды. Этим девушки и женщины занимались долгими зимними вечерами)
- В деревенской семье старались сами шить одежду. По традиции матери учили своих девочек рукоделию, потому что к замужеству девушка сама готовила приданное, шила, украшала вышивкой свои изделия.
Сегодня у нас в гостях заезжий коробейник из соседнего села Мелехино. Он приехал не с пустыми руками. Посмотрите, сколько красивых, интересных вещей привез он нам. Здесь плетеные корзины, различная вышивка, поделки из открыток, свистульки, вязаные изделия. Это работы сельских мастериц. О них мы поговорим немного позже.
- Традиции деревенского быта свято сохранялись в семье и передавались из поколения в поколение. Одной из важных традиций является изучение культуры своего народа, села, района, области. Литература является одной из составляющих культуры. В традициях нашего народа дарить хорошие книги друзьям. Курские писатели занимают достойное место среди писателей современности. Мы продолжаем знакомиться с их творчеством.
- Один из них, М.Н.Еськов, подарил нам возможность узнать, как жили куряне в тяжелые времена. Тема малой родины с её укладом, обычаями и традициями проходит через все творчество писателя. В основу сюжетов его произведений легли эпизоды жизни самого автора. Вот произведения, написанные Михаилом Николаевичем. (Слайд-3)
- А сегодня мы знакомимся с его рассказом «Неосуществленное имя существительное». Заранее вам были даны вопросы к тексту рассказа, вы готовили ответы на них. Давайте о нем и поговорим.
Анализ рассказа.
- Кто является героем этого рассказа?
- Как вы думаете, какое время изобразил писатель? (послевоенное)
- Как проходило детство мальчика? (Он жил на хуторе Лог, что в семи километрах от железнодорожной станции. Учился в школе. Время было трудное: жили голодно, бедно, обновки случались редко).
- Почему два дня в неделе он не учился? (Он ходил на железнодорожную станцию, носил на спине мешок картошки на рынок. На вырученные деньги покупал в сельском магазине хлеб. Положив в этот же мешок хлеб, забрасывал его себе на плечи и нес домой. Это была его обязанность в семье, так как его мама работала. Отца не было.)
- Трудно было мальчику? Какие эпитеты использует автор для изображения дороги? («привычная и не однажды проклинаемая» – тяжело ребенку выполнять мужскую работу. Казалось, что никогда он не избавится от этого мешка)
- Но однажды благодатный день настал. Как вы понимаете это слово? Что значит «благодатный»?
- Почему он стал таким? Расскажите. (Мама послала его в сельский магазин покупать новые штаны.)
- А что случилось со старыми? Как относились к одежде в их семье?
- Какие разговорные слова использует рассказчик, описывая свою одежду? Что они означают? («Шлындать, втихаря, негоже). Зачем автор использует эти слова? (так говорят в народе)
- Какие еще слова разговорного стиля вы нашли в этом рассказе?( В разговоре с продавщицей – вчёрашний, седняшний, в аккурат, помирай, лисапед)
- Какой фразеологизм встретился вам в этом отрывке? (куда ни шло – сойдет и так, пусть уж будет так; ладно уж).
- Мальчику, конечно же, мечталось сразу же надеть новые штаны, но нельзя было этого делать. Почему? Как к новой одежде относилась мама? Какая установилась традиция в их семье? (Мамин порядок. Редкие обновы, которые случались в нашей семье, она до последнего рубца дотошно исследовала, и только потом та или иная вещь передавалась для носки)
- На пути к промтоварному магазину находился хлебный ларек. Там всегда было много народу, но сегодня никого не было. Почему? (Была Пасха. Люди пекли дома свой хлеб и пироги. Это традиционный праздник русского народа.) (Слайд -4)
- Бывал ли мальчик там раньше?
- Почему не смог пройти мимо него наш герой? (Потому что ларек был соблазнительно открыт. Он зиял, был открыт во всю дверь. Мальчику было интересно посмотреть, что внутри.) – Что значит «зиял»? (был открыт)
- Давайте прочитаем, что он там увидел. («Не забыть той картины:…лишил всякого воображения») (Слайд-5)
- Как вы понимаете фразу «житный дух»? (от слова «жито» – зерно, где-то это рожь, а где-то ячмень, но в целом – зерно, хлеб)
- Почему он даже вспотел? (Столько хлеба он никогда не видел)
Выберите правильный ответ (Слайд -6)
|
Как поступил мальчик, увидев большое количество хлеба в магазине? |
1 |
Быстро ушел из магазина, испугавшись продавщицы. |
2 |
Ушел покупать штаны. |
3 |
Купил несколько буханок хлеба. |
4 |
Купил хлеба на все имеющиеся деньги. |
- Продавщица разрешила купить сколько захочет. Паренек купил на все имеющиеся деньги.
- Откуда взялся мешок? (Мешок ему с собой навязала мама, будто знала, для чего он может понадобиться. Возможно, она втайне надеялась, что сын на оставшиеся от покупки деньги купит хлеба, ведь голодно жили.)
- Как предполагал распорядиться этим богатством мальчик? (Часть съедят свежим, а из остального насушат сухарей.)
- Давайте прочитаем, как он собирал мешок?
«С небывалым возбуждением буханку за буханкой я укладывал в мешок, находя его отрадно вместительным. Денег в аккурат хватило. Волоком вытащил мешок наружу, найденной проволокой заплёл горловину, чтобы буханки не растерялись по дороге.»
- Почему он это проделал? О чем это говорит? (Боялся растерять, был опытным)
- Мальчик попытался поднять этот мешок и не смог. Что почувствовал? (что не сможет забросить его себе на спину, попросил об этом продавщицу).
- Прочитайте, как он нес хлеб.
«С первых шагов почувствовал: на всю дорогу меня не хватит. Отошёл от станции на полкилометра, а хоть ложись и помирай. Был момент, когда красные круги перед глазами слились в багровое месиво, и ноги стали самопроизвольно вихляться. Чуть не упал, бессильно остановился. Мысли не было, что купил лишнее, беспокоился только, как донести домой».
«По дороге ещё встречались люди. При виде очередной помощи отдыхал у мешка, затем подставлял плечи и, хрипя под тяжестью, плёлся дальше».
- Почему не оставил этот тяжеленный груз парень, ведь мог надорваться? (Он не думал о себе, а только о семье. Знал, что это нужно сделать.)
- Донес ли парень хлеб? Как встретила его мать? Как назвала его? (кормильцем)
- Можно ли о мальчике сказать, что он станет настоящим мужчиной, сильным и заботливым?
- А что помогло выдержать все трудности?
- Скажите, какое же существительное осталось неосуществленным в этот раз? (штаны)
- А когда-то эта мечта осуществилась? (да, но позже, и это были уже другие штаны)
- Можно ли назвать дорогу домой дорогой испытаний? Какие качества характера мальчика здесь проявились?
5. Вывод:
- Какой нравственный урок вы усвоили, проанализировав это рассказ? (Интересы семьи нужно ставить выше своей выгоды)
- Какие традиции русского народа мы увидели в этом рассказе? (В традициях русского народа заботиться о своей семье, уважать старших, помогать друг другу, тяжелую работу берут на себя мужчины, женщины обустраивают быт)
Черты характера русского человека, ставшие традиционными. (Слайд-7)
1 Трудолюбие. Тяжелую работу мужчины берут на себя.
2 Работоспособность и выносливость
3 Упорство в достижении цели.
4 Интересы семьи ставить на первое место.
5 Доброта.
6 Уважение старших.
- Зачем нужно узнавать традиции, изучать их, передавать из поколения в поколение? (Так мы изучаем историю своего народа, его культуру, узнаем корни своего народа, как жили наши предки, чем интересовались, чем дорожили. Учимся у них жить.
- Вы заранее подготовили сообщения о традициях в ваших семьях. Познакомьте нас с ними.
6. Рефлексия
- Давайте построим синквейн. (Слайд-8)
Семья
Дружная, крепкая
Помогать, заботиться, уважать
В крепкой семье человек силен.
Счастье.
- Послушайте Гимн семье. (Слайд-9)
7. Задание на дом: Подберите и выучите 5 пословиц о семье, попробуйте объяснить их.