На основе использования толковых словарей разных исторических эпох обучающиеся на уроке проводят словарно-семантическую работу со словом.

Автор-разработчик: Кучерявая Татьяна Владимировна

 

Тема учебного занятия: Исторические изменения в лексическом значении слова (на примере использования «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля)

Цели урока:

образовательная: повторение основных сведений о жизненном пути и научном наследии В.И. Даля; выявление особенностей «Толкового словаря живого великорусского языка»; рассмотрение изменений в семантике слова «подвиг» посредством словарно-семантической работы с толковыми словарями разных исторических эпох;

развивающая: совершенствование умений и навыков работы с лингвистическими словарями (словарными статьями); развитие умений анализировать текст, выделять главное;

воспитательная: формирование культуры работы со словарем (словарными статьями), воспитание уважения к языку и слову как основному средству общения, развитие культуры речи.

Задачи урока:

  • развивать умения и навыки работы со словарной статьей толкового словаря;
  • расширять представления о понятии «подвиг» – ключевом слове русской культуры;
  • совершенствовать практические навыки определения вида словаря;
  • знакомить с отдельным фактами биографии известного русского лексикографа В.И. Даля;
  • способствовать воспитанию уважительного отношения к историческому наследию русского языка, гордости за него, потребности сохранять чистоту русского языка как явления национальной культуры;

Основные термины и понятия: лексикология, лексикография, словарная статья, ключевые слова (концепт) национальной культуры.

 

СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

 

1.ЭТАП МОТИВАЦИИ (САМООПРЕДЕЛЕНИЯ) К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Преподаватель. Приветствует обучающихся. Настраивает студентов на продуктивную деятельность.

Преподаватель. Здравствуйте, ребята! Рада вас приветствовать на нашем сегодняшнем занятии.

Мы часто произносим слово «здравствуйте». Объясните его значение.

ОбучающиесяПредполагаемый ответ.

В русском языке слово «здравствуйте» – основное приветствие. Оно восходит к глаголу «здравствовать», что означает «быть здравым», то есть здоровым.

Преподаватель. Вы правы. Каждое слово имеет свою историю и значение. Но ведь невозможно знать значение всех слов. Что делать, если встречается слово, смысл которого нам не понятен?

Обучающиеся. Отвечают на поставленный вопрос. Предполагаемый ответ.

Обратиться к словарю.

Преподаватель. Жизнь не стоит на месте, что-то навсегда уходит в историю, появляется что-то новое, а для новых жизненных явлений нужные новые слова. И тут нашими помощниками, конечно, станут словари. Они не только помогают нам правильно произносить и писать слова, но и знакомят с разными новинками науки, техники, литературы, искусства. Уверена, что среди вас нет ни одного, кто бы не обращался за подсказками к словарям.

Что такое слово, как оно живёт и как оно «работает» в нашей речи? Ответы на эти вопросы даёт наука лексикология, с которой теснейшим образом связана лексикография. Что такое лексикография?

ОбучающиесяПредполагаемый ответ.

Лексикография – раздел языкознания, который занимается вопросами составления и изучения словарей.

Преподаватель. Предположите, о чём мы будем говорить на занятии?

Обучающиеся. Отвечают на поставленный вопрос. Предполагаемый ответ.

Сегодня на занятии мы будем говорить о словарях русского языка.

 

2. ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Преподаватель. Давайте вспомним основные типы лингвистических словарей. Перед вами словарные статьи из разных словарей. Вам необходимо указать тип словаря.

Примеры словарных статей отображаются на слайде в электронной презентации.

Обучающиеся. Выполняют задания. Студентам необходимо прочитать словарную статью и указать тип словаря, из которого она взята.

Преподаватель. С какой профессией связаны слова, представленные в задании?

Обучающиеся. Отвечают на поставленный вопрос. Предполагаемый ответ. 

Представленные в задании слова связаны с профессией электрика/электромеханика.

Преподаватель. Как вы думаете, какой словарь является основным типом словарей и почему?

Обучающиеся. Отвечают на поставленный вопрос. Предполагаемый ответ. 

Толковый словарь является основным типом словарей, потому что в нем представлено всё лексическое богатство языка.  В нём мы можем узнать наиболее полные сведения о слове.

Преподаватель. Давайте вспомним, какую информацию о слове содержит в себе словарная статья толкового словаря.

В рабочей карте (приложение 1) приведена словарная статья из Большого толкового словаря русского языка (сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов). Обучающимся необходимо соотнести элемент словарной статьи с его характеристикой.

Обучающиеся. Предполагаемый ответ.

КИЛОВА́ТТ, -а; мн. род. -ва́тт; м. Спец. Единица измерения мощности электрического тока, равная 1000 ватт. Подрядчик начала прокладку двух кабельных линий на шесть киловатт.

Данная словарная статья включает заголовочное слово «киловатт» с указанием ударения. Дана грамматическая характеристика слова (в единственном числе в родительном падеже слово «киловатт» имеет окончание -а, во множественном числе в родительном падеже – нулевое окончание, слово относится к мужском роду. Терминологическая помета спец. указывает, что данное слово используется в определенной профессиональной сфере. Далее следует толкование слова (единица измерения мощности электрического тока, равная 1000 ватт) и иллюстративный материал (Подрядчик начала прокладку двух кабельных линий на шесть киловатт)

Преподаватель. Прочитаем цитату из одного лексикографического издания и прокомментируем её: «Писал его не учитель, не наставник, не тот, кто знает дело лучше других, а кто более многих над ним трудился; ученик, собиравший весь век свой по крупице то, что слышал от учителя своего, живого русского языка».

Что подразумевается под словами «ученик» и «учитель»?

Обучающиеся. Отвечают на поставленный вопрос.

Вероятно, под учеником подразумевается человек, который «весь свой век», то есть, всю свою жизнь занимался составлением словаря, а под учителем подразумевается язык народа, страны.

Преподаватель. Как называют человека, который занимается составлением словарей?

ОбучающиесяПредполагаемый ответ. Лексикограф.

Преподаватель. Эта цитата принадлежит Владимиру Иванову Далю – известному лексикографу, составителю «Толкового словаря живого великорусского языка» и сборника «Пословицы русского народа».

В день рождения В.И. Даля, 22 ноября, в России отмечается уже ставший традиционным День словаря – праздник русской словесности, посвященный известному лексикографу и вопросам формирования и развития культуры использования словарей.

Уже прошло более 200 лет со дня рождения В.И. Даля, но его труд – «Толковый словарь живого великорусского языка» – не перестает интересовать и привлекать внимание всех любителей русского языка, ученых-лингвистов. В мировой практике не известен другой подобного рода лексикографический труд.

Исходя из вышесказанного, попробуйте определить тему сегодняшнего урока.

Обучающиеся. Формулируют тему. Предполагаемые ответы:

– «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля;

– Особенности «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля.

Преподаватель. Корректирует, уточняет тему урока. Вы правильно определили тему урока, но я её немного дополню.

Вы знаете, что в процессе исторического развития русского литературного языка происходили сложные процессы взаимодействия, сцепления и переплетения слов, что привело к изменению их лексического значения. Попробуем сегодня выявить эти изменения, обратившись к толковым словарям разных исторических эпох, в том числе и к словарю В.И. Даля.

Я предлагаю обозначить тему урока как «Исторические изменения в лексическом значении слова (на примере использования «Толкового словаря живого великорусского языка В.И. Даля)».

Обучающиеся. Записывают тему урока в рабочей карте (приложение 1).

Тема урока отображается на слайде в электронной презентации.

Преподаватель. Как вы полагаете, каковы цели нашего урока?

Обучающиеся. Пытаются определить и сформулировать цели урока.

Преподаватель. Уточняет и конкретизирует цели урока:

1) сегодня мы вспомним основные этапы жизненного пути В.И. Даля;

2) поговорим об особенностях «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля;

3) проведём словарно-семантическую работу по выявлению различий в определении значений одного и того слова в толковых словарях разных исторических эпох.

 

3. РАБОТА НАД НОВОЙ ТЕМОЙ. «ОТКРЫТИЕ» НОВОГО ЗНАНИЯ

Преподаватель. В прошлом семестре вы были участниками ежегодной студенческой научно-теоретической конференции «Русская лексикография в XXI веке», приуроченной к Международному дню словаря. На данном мероприятии не раз упоминалось имя В.И. Даля. Давайте вспомним, как не раз менялась судьба известного лексикографа. Прокомментируйте представленные высказывания.

В.И. Даль – морской офицер.

В.И. Даль – талантливый врач.

В.И. Даль – инженер.

В.И. Даль – писатель.

В.И. Даль и А.С. Пушкин.

В.И. Даль – языковед.

 

Обучающиеся. Обучающиеся выполняют задания, комментируя каждое высказывание.

Преподаватель. Какие факты биографии В.И. Даля вам показались наиболее интересными?

Обучающиеся. Отвечают на поставленный вопрос.

Преподаватель. В.И. Даль создал труд поистине грандиозный. Он не только показал во всей красоте и выразительности живое русское слово, но и фактически создал энциклопедию быта, нравов, обычаев, ремёсел, игрищ, обрядов прошедших столетий.

Давайте познакомимся с фрагментом текста писателя Владимира Воробьева, в котором идёт речь о словаре В.И. Даля. Затем выполним задания к тексту.

Обучающиеся. Читают предложенный текст и выполняют задания.

С помощью сервиса «Яндекс. Формы» были сгенерированы задания в тестовой форме по тексту В. Воробьева. Обучающиеся по QR-коду переходят на сервис и выполняют задания. Результаты выполненной работы автоматически отображаются в личном кабинете преподавателя. Тестовые задания представлены в приложении 2.

В русском языке есть прекрасное слово «подвижник». Оно сродни слову «подвиг» и означает: «Славный великими делами на каком-либо поприще; доблестный деятель» храбрый, удачливый воитель…».

И что самое удивительное – все эти определения, которые взяты из словаря В.И. Даля, можно справедливо соотнести с личностью создателя великого собрания русских слов. Главным подвигом и столбовым путём, «путём веры и праведничества» для В.И. Даля до последних часов его жизни оставалось собирание слов.

К созданию будущего Словаря, и этому есть много свидетельств, В.И. Даля подтолкнул А.С. Пушкин. «Словом человека не убьёшь», – где-то услышит поговорку Даль, а верной оказалась другая: «Слово пуще стрелы ранит».

В.И. Даль собрал за свою долгую жизнь более 200 тысяч слов. Если их просто выписать столбиком, понадобится 450 ученических тетрадей. Но Владимир Иванович ещё и объяснил каждое слово, и привёл примеры их употребления в пословицах и крылатых выражениях. Так, слово «добро» он проиллюстрировал 60 пословицами.

Свой труд В.И. Даль назвал «Толковым словарём живого великорусского языка». Создатель словаря шутил: «Толковым не оттого назван словарь, что мог получиться и бестолковым, а оттого, что он слова растолковывает».

За неделю до смерти В.И. Даль обратился к дочери с последней просьбой – записать для нового издания Словаря четыре незнакомых ему слова, услышанных им от прислуги.

Подвиг, по В.И. Далю, – «доблестный поступок, дело или важное, славное деяние», отсюда и слово «подвижник». Трепетное отношение великого собирателя к Слову, к Отчизне, к Правде – равнозначным для него понятиям! – убеждает нас сегодня в подвижничестве В.И. Даля. Не так ли?

(По В. Воробьеву)

 

Преподаватель. Опираясь на предложенный текст, выделите особенности словаря В.И. Даля.

Обучающиеся. Отвечают на поставленный вопрос. Предполагаемый ответ.

1) Словарь В.И. Даля включаем в себя более 200 тысяч слов.

2) Каждому слову В.И. Даль дал толкование и привёл примеры их употребления в пословицах и крылатых выражениях.

3) В основе словаря – живой народный язык.

Преподаватель. Посмотрите видеофрагмент сюжета «150 лет «Толковому словарю» В.И. Даля» и дополните свой ответ информацией об особенностях словаря В.И. Даля.

Обучающиеся. Смотрят видеофрагмент сюжета «150 лет «Толковому словарю» В.И. Даля». Дополняют ответ:

1) В.И. Даль использует алфавитно-гнездовой порядок расположения слов в словаре, отказываясь от привычного алфавитного порядка.

2) В.И. Даль дает синонимическое толкование слов.

3) В.И. Даль отказывается от иностранных слов, заменяя их русскими синонимами.

Преподаватель. «Толковый словарь живого великорусского языка» – это история русского народа, воплощенная в словах, пословицах, поговорках, песнях, преданиях.

Каждый народ обладает своим наборов ключевых слов, подчёркивающих его национальное своеобразие (концепты национальной культуры). Это обширный класс словесных единиц, имеющих высокую культурно-историческую значимость, соотносящиеся с наиболее важными в духовном и материальном отношении явлениями русской культуры. Их исследование и анализ лучше любых хроник позволит узнать о нравах, интересах, обычаях, способах мышления народа.

Подумайте, какие ключевые слова характерны для русской культуры, назовите их.

Обучающиеся. Предполагаемый ответ.

Родная земля, душа, судьба, милосердие, хлеб, добро, дом, счастье.

Преподаватель. Как видим, большинство ключевых слов русской культуры отражают духовно-нравственные идеалы народа. По мнению некоторых учёных, ключевые слова по значимости можно сравнить с русской литературной классикой. Попытаться исключить такое слово из русской культуры – то же самое, что попытаться убрать из русской литературы роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» или роман Л.Н. Толстого «Война и мир».

 

Этап «Знакомство со словом»

Преподаватель. Как вы думаете, какое ключевое слово, связанное с русской культурой, можно выделить в прочитанном тексте В. Воробьева?

Обучающиеся. Предполагаемый ответ.

Подвиг.

Преподаватель. О каком подвиге идёт речь?

Обучающиеся. Предполагаемый ответ.

Речь идёт о той кропотливой, трудоёмкой работе, которую сделал В.И. Даль при составлении своего словаря. Это было делом всей жизни известного лексикографа.

Преподаватель. Самостоятельно сформулируйте значение слова «подвиг».

Обучающиеся. Отвечают на поставленный вопрос.

Далее обучающиеся выстраивают смысловое поле концепта «подвиг».

Преподаватель. Попробуйте подобрать синонимы и антонимы к слову «подвиг».

Обучающиеся. Предполагаемый ответ.

Синонимы: поступок, действие, дело, деяние. Но нужно сказать о том, что подвиг – это героический, самоотверженный поступок.

Антоним: преступление.

Преподаватель. Подберите однокоренные слова к слову «подвиг». А в качестве подсказки я приведу вам слова Д.С. Лихачёва, который отметил, что «в корне слова «подвиг» … «застряло движение»: «по-двиг», то есть то, что сделано движением, побуждено желанием сдвинуть с места что-то неподвижное».

Обучающиеся. Предполагаемый ответ.

Можно предположить, что однокоренными словами к слову «подвиг» будут движение, двигаться, подвигнуть. В тексте В. Воробьева упоминается слово «подвижник», его тоже можно считать однокоренным словом.

Преподаватель. О каком движении идёт речь?

Обучающиеся. Предполагаемый ответ.

Движение самого себя, своей души, внутреннего мира.

Этап «Работа со словом»

Преподаватель. О понятии «подвиг» рассуждают литературоведы и языковеды, философы, писатели, общественные деятели, его обсуждают в СМИ, оно вызывает дискуссии в Интернете. Д.С. Лихачёв в «Заметках о русском» назвал его лучшим русским словом, выражающим какие-то сокровенные черты русского человека.

Удивителен тот факт, что ни один европейский язык не имеет слова хотя бы приблизительного значения. Соберите из разных языков ряд слов, означающих лучшие идеи продвижения, и ни одно из них не будет эквивалентно сжатому, но точному русскому термину «подвиг».

Попытаемся сегодня установить, как совершалось «познание в слове»: выявим этапы формирования и изменения содержания слова подвиг. В этом нам помогут толковые словари русского языка разных исторических эпох.

 

Словарная работа со словом «подвиг»

Преподаватель. Охарактеризуйте значение слова «подвиг», которое приведено в Словаре русского языка XI–XVII вв. (сост. Богатова Г.А.; Выпуск 15).

Обучающиеся. Читают словарную статью из Словаря русского языка XI–XVII вв. (сост. Богатова Г.А.; Выпуск 15) и анализируют её.

 

Подвигъ

  1. Изменение, перемена. Не бо оць въ сна или в дхъ пременуется… ни дхъ въ сна или въ оца бес подвига бо суть своиства Изб. Св.1073, 21.
  2. Движение, перемещение // Путешествие, поход // Военный поход. … и подвигъ ихъ царский на ихъ царский престолъ въ царствующий градъ Москву будетъ вскоре…1613 г.
  3. Старание, усердие, рвение; хлопоты // Забота о ком-, чем-л. И сего ради подобает пастырем всяко тщание, и попечение, и подвиг имети о стаде овец христовых… 1622 г.
  4. Богоугодная деятельность, дела, требующие большого труда, связанные с перенесением страданий; подвижничество. Не плаче постьнааго ради подвига положения деля, нъ мира деля… XII в.
  5. Борьба, состязание, сражение // Воинский подвиг. Но в Словаре даны также и значения, заключающие в себе идею движения-преодоления (4, 6):
  6. Душевная борьба, борение, смятение, тревога, утомление. И бывъ въ подвизе, прилежьнее молеашеся, и бысть потъ его, ако капле крови. Остр.ев. 1057 г. [8].

 

Обучающиеся. Анализируют словарную статью. Предполагаемый ответ.

В Словаре русского языка XI–XVII вв. слово «подвиг» имеет 6 значений. Большая часть определений связана с идеей движения, которая представлена разными направлениями.  Значение 1 и 2 выражают движение как изменение, в том числе перемещение (например, путешествие, связанное с большими трудностями). Значение 3 и 5 связаны с действием-побуждением: есть определённое условие (устремление), заставляющее двигаться (рвение, хлопоты, сражение). Значение 4 и 6 связано с преодолением чего-либо (страданий, смятения, тревоги и т.д.).

Преподаватель. Какое из значений слова «подвиг» можно применить к труду В.И. Даля?

Обучающиеся. Предполагаемый ответ.

Ближе всего значение 2 – движение, перемещение в пространстве (мы знаем, что В.И. Даль много путешествовал по России, собирая материал для своего словаря) и 4 – дело, требующее большого труда.

 Преподаватель. Обратите внимание, что в данной словарной статье упоминается однокоренное слово к концепту «подвиг». Назовите его.

Обучающиеся. Предполагаемый ответ.

Подвижничество.

Преподаватель. Как вы думаете, для какого понятия слово «подвижничество» стало основой для образования?

Обучающиеся. Предполагаемый ответ.

Подвижник.

Преподаватель. Обратимся к «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И. Даля.

В соответствии с алфавитно-гнездовым принципом расположения слов в словаре определение концепта «подвиг» вы найдёте в статье с понятиями «подвига́ть, подвинуть», связанных с глаголами движения: сдвигать, пододвинуть, подать впередъ двигая. Давайте рассмотрим значение слова «подвиг» в словаре В.И. Даля.

Обучающиеся. Читают словарную статью из «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля и анализируют её.

 

Подвигъ

По́двигъ м. стар. подвигъ, движеніе, стремленіе. Ядро по́двигъ свой чинитъ дугою. Ратный Устав. И какъ его царскій подвигъ будетъ къ Москвѣ, стар. путь, путешествіе, поѣздка, движеніе. || Доблѣстный поступокъ, дѣло, или важное, славное деяніе. Воинскіе подвиги шумятъ и блѣстятъ, гражданскіе темны и глухи.

Подви́жникъ, подви́жница, славный великими дѣлами, на какомъ-либо поприще; доблѣстный дѣлатель; храбрый, удачливый воитель; || подвизающійся на пути веры и пра́ведничества. Великій подвижникъ христіанства Св. Владимиръ Такъ принято писать у насъ — но едва ли не ошибочно: вѣроятно это не всемирный, а мірный владѣтель. Подвижникъ за отечество Мининъ.

 

Обучающиеся. Анализируют словарную статью. Предполагаемый ответ.

В словаре В.И. Даля значение слова «подвиг» так же, как и в Словаре русского языка XI–XVII вв., связано со значением перемещения (движение, путешествие, путь) и побуждения – доблестный поступок, дело или важное, славное деяние. В данном словаре значение слова «подвиг» сужается.

Стилистическая помета (стар. – старинное) свидетельствует о том, что отдельные значения слова перестали употребляться: движение, стремление, путь.  Однако именно они помогают узнать, от чего было образовано слово «подвиг».

В словарной статье также представлено определение слова «подвижник» («подвижница»). Оно означает «носитель подвига».

Преподаватель. Понятия «подвиг» и «подвижничество» близкие, но не тождественные. Почему?

Обучающиеся. Предполагаемый ответ.

В словаре русского языка XI–XVII вв. «подвижничество» связано с «богоугодной деятельностью», а родственное слово «подвижник» из словаря В.И. Даля имеет пояснение «подвизающийся на пути веры и праведничества» (продвигаться путем веры и праведничества). Можно сделать вывод, что «подвижничество» связано с подвигом христианским. Слово «подвиг» более широкого, общего значения.

Преподаватель. Верно. С течением времени формируется два представления о подвиге: подвиге христианском (подвижничество) и подвиге светском (героизм). В каком значении слово «подвижник» синонимично понятию «герой»?

Обучающиеся. Предполагаемый ответ.

«Доблестный делатель; храбрый, удачливый воитель».

Преподаватель. В чём существенное отличие в определении концепта «подвиг» в словаре В.И. Даля?

Обучающиеся. Предполагаемый ответ.

У В.И. Даля слово «подвиг» употреблено с прилагательными, которые дополняют значение анализируемого слова: славный, доблестный, важный.

Преподаватель. Давайте обратимся к словарю нового времени.

Обучающиеся. Читают словарную статью из Большого толкового словаря русского языка (сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов) и анализируют её.

 

Подвиг

ПО́ДВИГ, -а, м.

  1. Героический, самоотверженный поступок, совершённый в опасных условиях, связанных с риском. Воинские подвиги. Патриотический подвиг || чего или с опр. Самоотверженный, тяжёлый труд; важное дело, начинание. Исторический, литературный, научный п. П. труда. П. чести, славы. П. искусства. || чего. Самоотверженный поступок, поведение, вызванные каким-л. чувством. П. любви. П. страсти. П. преданности, самопожертвования.
  2. мн.: подвиги, -ов. Разг. Ирон. О неблаговидных поступках, похождениях, проделках. Подвиги на любовном поприще.

 

Преподаватель. Охарактеризуйте значение слова «подвиг», представленное в «Большом толковом словаре русского языка» (сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов).

Обучающиеся. Предполагаемый ответ.

В «Большом толковом словаре русского языка» в пределах одного значения составитель указывает, что «подвиг» – 1) героический поступок, связанный с опасностью, риском; 2) тяжелый труд, важное дело; 3) поступок, поведение, вызванное определённым чувством. Следует отметить, что утрачивается связь со словом «подвижничество», которое было представлено в двух других словарях.

Преподаватель. Вы правильно отметили. В языковом сознании современных носителей языка закреплено знание о подвиге как героическом поступке, совершенном в трудных обстоятельствах, чаще на войне, тогда как значение подвига-подвижничества, в котором отражено христианское представление о внутреннем преодолении, духовном совершенствовании, не актуализовано в современном повседневном бытовании этого слова.

В словарной статье несколько раз указывается одно и то же прилагательное – «самоотверженный». Что оно означает?

Обучающиеся. Предполагаемый ответ.

Самоотверженный – жертвующий собой, своими интересами ради кого-либо или чего-либо.

Преподаватель. Это одно из положительных качеств человека. Оно подразумевает умение личности усилием воли отказаться от собственных желаний и интересов. С какими понятиями можно уравнять значение слова «самоотверженный»?

Обучающиеся. Предполагаемый ответ.

Смелость, решительность, самопожертвование, героизм.

Преподаватель. Какое дополнительное значение появляется у слова «подвиг»?

Обучающиеся. Предполагаемый ответ.

Стилистические пометы (ироническое и разговорное) указывают, что данное слово стало употребляться в разговорной речи с отрицательным значением неодобрения.

Преподаватель. Мы проанализировали словарные статьи трех словарей разных исторических эпох. Давайте выделим определение концепта «подвиг», которое сохраняется во всех словарях.

Обучающиеся. Предполагаемый ответ.

Можно выделить только одно значение концепта «подвиг», которое остается неизменным на протяжении всего времени существования слова в языке: поступок, дело, требующее большего труда.

Преподаватель. Как изменялось с течением времени лексическое значение слова «подвиг»?

Обучающиеся. Предполагаемый ответ.

С течением времени значение слова сужается.

Преподаватель. Как видим, со временем может меняться не только внешний облик и звучание слов, но и их смысловое наполнение. Как вы думаете, чем обусловлены исторические изменения в лексическом значении слова?

Обучающиеся. Предполагаемый ответ.

Во-первых, на лексическое значение слова влияют изменения в жизни общества (в культурной, социальной и других сферах общества). Во-вторых, это может быть обусловлено особенностями мировосприятия людей разных поколений.

Преподаватель. Верно. Вы сейчас перечислили причины, связанные с развитием человечества и общества. Их называют экстралингвистические. Лингвистические причины изменения значения слова предполагают обращение к собственно языку, взаимодействию единиц языка. Подумайте, какие лингвистические причины могли повлиять на изменения в слове «подвиг»?

Обучающиеся. Предполагаемый ответ.

Возможно, в языке закрепляется то значение слова, которое является самым частотным по употреблению. Нельзя исключать и влияние других слов (синонимов). Так, разграничение в процессе исторического развития слов «подвиг» и «подвижничество» привело к появлению двух разных по значению, но одинаковых по происхождению слов.

Преподаватель. Вернёмся к тексту В. Воробьёва. Почему автор называет В.И. Даля подвижником, а не героем?

Обучающиеся. Отвечают на поставленный вопрос. Предполагаемый ответ.

Автор текста называет В.И. Даля подвижником за создание «Толкового словаря живого великорусского языка». Подвижник обычно совершает невидимые миру подвиги, часто это незаметный ежедневный непрекращающийся труд ради достижения высокой цели. Лексикограф шёл к этому, по словам автора текста, «путём веры и праведничества». Герой совершает видимый доблестный поступок.

 

4. РЕФЛЕКСИЯ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Этап «Слово и его окружение»

Преподаватель. Давайте обобщим все сказанное на уроке.

 

Приём «ПОПС–формула» (интерактивный прием обратной связи)

Обучающиеся.  Составляют по заданному началу четыре предложения. 

1 вариант ­– научный

2 вариант – героический

3 вариант – трудовой

4 вариант – творческим.

Для выполнения задания предлагается 4 прилагательных: научным, героическим, трудовым, творческим.

  1. «Я считаю, что подвиг может быть …»
  2. «Потому что/ так как …»
  3. «Например…»
  4. «Поэтому/ подводя итог/значит/ таким образом…»

 

Подведение итогов урока.

Преподаватель. Благодарит обучающихся за участие в подготовке к уроку. Оценивает работу студентов.

 

5. ИНСТРУКТИРОВАНИЕ О ВЫПОЛНЕНИИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Преподаватель. В.И. Даль по происхождению не был русским, но всегда говорил: «Отец мой выходец, а мое отечество Русь». Предлагаю вам выполнить словарную работу со словом «отечество» и определить, какие исторические изменения произошли в лексическом значении данного слова.

Наш урок окончен. Всего доброго!

 

Образовательные ресурсы:

Основные источники

  1. История слов: Ок.1500 слов и выражений и более 5000 слов, с ними связ. / В.В. Виноградов; Рос. акад. наук. Отд-ние лит. и яз. Науч. совет «Рус. яз.». Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. – М., 2018. – 1138 с.
  2. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М.: АЙРИС-пресс, 2019. – 448 с.
  3. Русский язык: технология педагогических мастерских / авт.-сост. Л.А. Кобзарева. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2018. – 191 с.

Дополнительные источники

  1. Большой толковый словарь русского языка/ Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: «Норинт», 2000. – 1536 с.

  2. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. 25 000 слов, значений и примеров. Современное написание/ Ред. Медведева Ю. – Изд. АСТ. Классические словари, 2020. – 448 с.

  1. Словарь русского языка XI–XVII / Богатова Г.А.; Выпуск15 [Электронный ресурс] https://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_15.pdf

  2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – М.: ООО «АТЕМП», 2010. – 944 с.

Интернет-ресурсы

  1. Дидковская В.Г. Подвиг, подвижник, герой// Ученые записки Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. – 2019. – №2 (20) [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podvig-podvizhnik-geroy/viewer