На уроке в 7 классе учащиеся обобщают сведения о видах союзов и их роли в предложении.
Автор-разработчик: Калашникова Ирина Валерьевна
Цели урока:
- повторить и обобщить теоретические сведения о союзе как о служебной части речи, его роли в предложении;
- познакомить обучающихся с сочинительными и подчинительными союзами по их значению;
- показать отличия функций сочинительных и подчинительных союзов;
- научиться узнавать в тексте подчинительные и сочинительные союзы;
- отработать навыки постановки знаков препинания при подчинительных и сочинительных союзах.
Планируемые результаты: умения различать сочинительные и подчинительные союзы по их признакам.
Тип урока: комбинированный.
Обучающая цель: прочное усвоение программного материала.
Развивающая цель: развитие умений и навыков обучающихся в постановке запятой в сочинительных и подчинительных союзах.
Воспитывающая цель: формирование личности через трудолюбие.
Ведущая компетенция: знания обучающихся пунктуационных структур.
Ведущий принцип: доступность.
Подход: личностно-ориентированный.
Технология: разноуровневой дифференциации.
Оборудование урока: проектор, ТСО, учебники, раздаточный дидактический материал.
Задачи урока:
Личностные:
- создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;
- создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу;
- формирование сознательного отношения к собственному жизненному выбору.
Предметные:
- отличать сочинительные союзы от подчинительных;
- разграничивать виды сложных предложений;
- пунктуационно правильно оформлять предложения.
Метапредметные:
Регулятивные:
- формировать умения формулировать тему урока, цели урока, умение сохранять и принимать учебную задачу;
- контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
- развивать умение работать с текстом на уроке, связно излагать мысли;
- сохранять и развивать умение сотрудничать в паре;
- отвечать на вопросы, анализировать;
- формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные:
- извлекать нужную информацию;
- формировать умения работать с разными видами предложений в художественном тексте.
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте, дети, уважаемые гости. Ребята, я рада всех вас видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение, я улыбнусь Вам, Вы улыбнетесь мне. Я желаю Вам, чтобы сегодняшний урок обогатил Вас новыми знаниями, Вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножечко добрее. Садитесь.
II. Индивидуальная работа у доски.
Морфологический разбор причастия:
Остывшая за ночь степь окутана сизым туманом.
Остывшая – особая форма глагола – причастие.
I. (степь какая?) остывшая. Н.ф. – остывший.
II. Пост. пр.: действительное причастие, прошедшее время, совершенный вид.
Непост. пр.: Им. п., ед. ч., ж. р.
III. Какая степь? остывшая.
Разбор словосочетаний:
Весна пришла – не является словосочетанием.
У озера – не является словосочетанием, т.к. существительное с предлогом не являются словосочетанием.
Стоит и озаряется – однородные сказуемые не является словосочетанием.
Голубое небо – прил.+сущ. – именное.
Идти вверх – гл.+нар. – глагольное.
Синтаксический разбор предложений:
Вешняя вода проникла в глубь снега и разбудила сидящего на земле под снежным одеялом маленького розового лягушонка.
(повеств., невоскл., прост., полн., распростр., двусост., осложнено однородными сказуемыми).
III. Работа с классом. Фронтальный опрос. Повторение пройденного (слайд 2).
Ребята, какую мы вчера с Вами изучали тему? (союз).
Что мы называем союзом? (союз –служебная часть речи, которая связывает однородные члены и простые предложения в составе сложного).
Какие бывают союзы? (союзы бывают простые и составные, сочинительные и подчинительные).
Какое общее значение слова союз проявляется в понятии союз как часть речи? (связь, объединение).
Для чего созданы союзы? (союзы созданы для выражения логической связи между высказываниями, например: ураган прошел, однако связи с городом не было).
Является ли союз членом предложения? (союз не является членом предложения, а союзное слово является членом предложения). (слайд 3)
Союзы, состоящие из одного слова, – простые? Приведите примеры простых союзов. (простые: а, что, и).
Союзы, состоящие из двух и более слов, это какие союзы? (составные). Приведите примеры составных союзов. (потому что, не только, как будто).
Дети, и тема нашего сегодняшнего урока какая? (сочинительные и подчинительные союзы) (слайд 4)
Сформулируйте цели нашего урока?
Дети, внимание на слайд. Сравним предложения (слайд 5).
Ярко светит солнце, и тает снег.
Ребята, как Вы заметили, что части сложного предложения равноправны по отношению друг к другу.
Тает снег, потому что светит солнце.
Подчинительный союз связывает только такие предложения в составе сложного, которые зависят друг от друга, подчиняются они по смыслу одно другому. СПП состоит из главной части и придаточной.
IV. Закрепление. (слайд 6,7)
Понаблюдаем за союзами в тексте. Нас ждет станция «Литературная». Озаглавьте и спишите текст, расставьте необходимые знаки препинания. Союзы заключите в овал, определите их вид.
Вновь пр..шла весна. Зима улепётывала на полурастаявших и немощных ногах когда со..нце выталкивало её вон. Вслед за нею не отставая прибавлялись теплые дни чтобы поджеч.. старуху яркими пятнами и разорвать на (грязно)белые клочья. (Не) распустились ещё проснувшиеся почки и мертвые бурые листья пока л..жали пластом на земле. Обнажённые ветви не шелестели а только пот..хоньку трогали друг друга.
Определите вид союзов. При выполнении задания пользуйтесь таблицей «Сочинительные и подчинительные союзы», которая лежит на Вашем рабочем месте. (карточки)
V. Работа с учебником
Упражнение № 363
VI. Итоги урока. (слайд 8)
Дети, дайте оценку своей деятельности на сегодняшнем уроке. Пусть каждый проговорит это вслух.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Чем интересна для вас тема урока?
«На сегодняшнем уроке я понял, узнал, разобрался, что кроме сочинительных союзов существуют и подчинительные союзы».
VI. Выставление оценок.
VII. Домашнее задание.
60, упражнение 362.