Урок по теме «Приставки» проводится в 5 классе. Дети учатся находить и выделять в слове приставки.

Автор-разработчик: Калашникова Ирина Валерьевна

 

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Цели урока:

Обучающие: дать представление о приставке как значимой части слова; учить детей выделять приставку из состава слова.

Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитание бережного отношения к природе.

Развивающие: развить мышление, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся.

Оборудование: интерактивная доска, тетрадь, учебник.

Методические приемы: наблюдение, беседа по вопросам, объяснение учителя, выполнение упражнений, морфемный разбор.

Формировать УУД:

- умение доверять людям, готовность к сотрудничеству, самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (личностные УУД);

- умение оформлять свою мысль в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (коммуникативные УУД);

- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, высказывать свою версию, работать по предложенному учителем плану (регулятивные УУД);

- умение формулировать проблему, выдвигать гипотезы, перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт. Умение контролировать и оценивать результаты своей   деятельности (познавательные УУД).

Планируемый результат:

Предметные:

Получить знания о новой части слова – приставке.

Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности, оценивать жизненные ситуации, поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей (личностные УУД).

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, высказывать свою версию, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки, работать по предложенному учителем плану (регулятивные УУД).

Уметь оформлять свою мысль в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе и следовать им (коммуникативные УУД).

Уметь перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (познавательные УУД).

Основные понятия:

Приставка.

Межпредметные связи:

Окружающий мир, ОБЖ.

Организация пространства:

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, дети, уважаемые гости. Ребята, я рада всех вас видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение, я улыбнусь вам, вы улыбнетесь мне. Я желаю вам, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножечко добрее.

II. Индивидуальная работа у доски.

  1. Морфологический разбор прилагательного.

Птичьего (гама)

Птичьего – прилагательное, обозначает общее грамматическое значение признак предмета.

  1. Н/ф (чей?) птичий.

Постоянные признаки: притяжательный разряд.

  1. Непостоянные признаки: употребляется в форме ед. ч., муж. р., Р.п.
  2. Определение
  3. Задание по карточке.

(Написать предложение, выполнить синтаксический разбор, дать характеристику и составить схему)

Пушистым одеялом накрывает снег луга и гнет к земле деревья. (Повеств., невоскл., полн., простое, распр., двусост., осложнено однородными сказуемыми)

III. Фронтальный опрос. (Работа с классом).

Ребята, с какими морфемами вы уже знакомы?

(Окончание, основа слова, корень, суффикс)

Что называется суффиксом? (Суффикс – значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов. Например: рыбак, суффикс ак).

Дети, образуйте от слова стол слово с суффиксом. (Столик).

Что такое корень? (Это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Однокоренные слова могут быть одной части речи. Например: трава, травка корень трав. Могут относиться к разным частям речи. Например: трава – имя сущ., травяной имя прил.)

Что называется основой слова? (Основа слова – все слово без окончания, в основе заключено его лексическое значение. Например: грузовой – грузового. Неизменяемые слова состоят лишь из основы. Например: наречие сегодня).

Что называется окончанием? (Окончание – значимая часть слова, которая образует форму слова. Назовите примеры. Например: дома , дом – имеет нулевое окончание, а также существительные множественного числа. Например: много рук, нулевое окончание, множественное число).

IV. Физкультминутка

Дети, сейчас давайте привстанем и немного отдохнем; помашем руками, потопаем ногами, поднимемся на цыпочки, присядем и опять за работу.

V. Обратимся к презентации. (Слайд 2)

Иллюстрация зимнего леса.

- Какое время года изображено на иллюстрации? (Зима)

- Поговорим о приметах зимы. Какая погода зимой? (Холодная, ненастная)

- Что бывает зимой? (Мороз, ветер, снег, вьюга, метель)

- Подберите, опираясь на иллюстрацию, к существительному зима подходящие прилагательные. Зима, какая? (Холодная, морозная, сказочная, суровая, снежная, вьюжная, студеная, белая).

Введение в тему (Слайд 3)

Ребята, обратите внимание на доску, прочитайте данные слова (предзимний, перезимовать, заморозило).

Если вы внимательно прочитали их, то вы сможете найти ту морфему, которую мы еще не изучали.

Что это за морфема?

Совершенно верно «Приставка». Откройте тетради и запишите число, классная работа, «Приставки».

- Поставьте цели урока. Чему мы будем учиться? (Будем учиться образовывать новые слова при помощи приставок, находить приставки в словах).

Дети читают параграф 77 (работа с учебником). Вслух читает один человек.

Учитель. Вопрос к классу:

- Дети, почему приставка «значимая часть слова?»

(Ответ: я считаю, потому что при помощи приставки образуются новые слова, имеющие новый смысл. Например: уехать, приехать, наехать, заехать. Приставка не изменяет, а дополняет смысл слова).

Приставки используются в большинстве языков. В русском языке их 70. Такое количество приставок дает возможность образовывать огромное количество новых слов, имеющих смысл.

Обратимся к слайду 4.

Работа в паре.

Списать текст, раскрыть скобки, обозначить приставки.

Проверка Слайд 5.

Дети, теперь проверим.

Дети, знаете ли вы стихотворения о зиме? (Слайд 6)

Послушайте стихотворение Федора Тютчева. (Слайд 7)

Прочитает его Щепеткин Андрей.

- Найдите слова с приставками. Назовите их. (Околдован, неподвижною, очарован, опутан).

Внимание на экран. Групповая работа. (Слайд 8)

Дети, восстановите нужный порядок следования морфем в каждом слове, и запишите получившиеся слова в тетрадях, выделите приставку.

ок, лес, пере -        перелесок
к, беж, про, а -       пробежка
ок, гор, при -         пригорок
ушк, корм, а -        кормушка
за,енн,снеж, ый -    заснеженный
н , зим, ий –           зимний

 

VI. Работа с учебником.

Упр. №418

С этим упражнение выходят три человека к доске.

Первый ученик находит слова с корнем и суффиксом.

Второй ученик находит приставку и корень.

Третий ученик находит приставку, корень и суффикс.

  1. Ответ: паркетный, грузчик.
  2. Привезут, переход, выбегут, безголосый.
  3. Переписчик, пришкольный, безвредный.

VII. Проверка упр. 418.

У нас есть консультанты, которые проверят упражнение.

VIII. Выполнить упр. 417 самостоятельно

Взаимопроверка.

Ответ: сероватый, ракетчики, домик, вывезут, безлюдный, кожаный, беспосадочный, шахматистка, слышим, бескрайний, удалец, прошумит, посадка, приедешь.

Составить два предложения.

На безлюдной улице было темно и страшно. Моя сестра – известная в нашем городе шахматистка.

IX. Работа в группах.

Карточка №1.

Прочитать текст. В словах выделить приставку. Озаглавить его.

 

Пришла зима. Снежинки закружились в воздухе. Лес весь белый и пушистый. Птицы прямо с деревьев нырнули вниз, в мягкий красивый снег, и они закопались в нем. Ветер не дует, и от врагов спрятаться можно. Хорошо там!

 

Карточка №2.

Составить 3-5 предложений на тему «Зимний лес».

 

Карточка №3.

Вставить подходящие по смыслу приставки и суффиксы.

Вдруг лес …гудел, все в нем …шипело. По лесу …бежала поземка, …летел ветер, деревья …качались. С еловых шапок …летели сугробы.

X. Закрепление материала.

Игра «Собери слово».

Взять корень у слова «зимний», суффикс у слова «верхушки», окончание у слова «птица».

Ответ: зимушка.

Взять приставку у слова «занос», корень у слова «морозец», суффикс у слова «горка», окончание у слова «санки».

Ответ: заморозки.

XI. Подведение итогов.

 - Над какой темой работали сегодня на уроке?

- Достигли ли мы целей урока?

XII. Задание на дом.

Параграф 77, упр. 416.

XIII. Рефлексия. (Слайд 9)

Оценки.

Спасибо, мне приятно было работать с вами.