Конспект урока русского языка по теме «Устаревшие слова» для 6 класса с применением технологии речевого критического мышления.

Урок направлен на создание условий для актуализации знаний обучающихся об устаревших словах, осознания определяющей роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств.

В конце урока дети приходят к выводу, что знание устаревших слов необходимо. Хотя нет уже таких предметов в нашем быту, они продолжают жить в виде музейных экспонатов, на страницах книг.

Таким образом, работа на данном уроке поможет ученикам узнать много нового и интересного, а главное, научит самостоятельно находить информацию, размышлять, бережно относиться к слову и культуре народа.

Автор-разработчик Прохорова Оксана Александровна

 

Урок проводится при изучении § 40 («Устаревшие слова»).  При обучении используется учебник по русскому языку для 6 класса под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской и др. М., «Просвещение», 2024.

 

Урок русского языка в 6 классе на тему «Устаревшие слова»

Цель урока: познакомить обучающихся с термином «Устаревшие слова», научить работать с ним на примере конкретных текстов.

Задачи:

1) формировать орфографическую зоркость;

2) воспитывать поликультурную личность;

3) развивать интерес к предмету;

4) обобщить и углубить знания по теме «Лексика»;

5) воспитывать трудолюбие и аккуратность.

Оборудование: музейные экспонаты, иллюстрации к русской избе, пословицы и поговорки, карточки с заданиями, клубок, ключ, загадки о предметах быта русского народа, аудиозаписи народных песен, запись на карточках старинных мер счёта и веса.

 

Ход урока

I. Организационный момент (эмоциональный настрой)

1) Учитель: Ребята, перед вами красивая старинная вещь. В старину каждая хозяйка умела пользоваться прялкой. Я сейчас попрошу каждого из вас привязать на колесо цветную ленточку.

А теперь по очереди покрутите колесо прялки и скажите для всех доброе пожелание на сегодняшний урок.

Учитель тоже крутит колесо прялки говорит всем пожелание:

«Будьте на уроке легкими, веселыми, уверенными, как эти летящие ленточки».

2) Подписать число, классную работу.

3) Определить степень готовности всех учеников к уроку.

II. Основная часть

1. Актуализация знаний

Дискуссия:

- Давайте немного вспомним ранее изученный материал и ответим на вопросы.

  1. Какой раздел русского языка изучаем? (Лексика)
  2. Что такое лексика? (Все слова языка)
  3. Как называется наука, изучающая лексику? (Лексикология)
  4. Что такое лексикон? (Словарный запас отдельного человека)
  5. Может ли лексикон быть широким или узким? Объясните?
  6. Что нужно делать, чтобы у вас лексикон расширялся?
  7. Зачем нужен человеку широкий лексикон?

2. Ввод в новую тему урока

- Ребята, перед вами музейные экспонаты из раздела «Предметы быта» (ступа, прялка, лапти, ухват).

- Известно ли вам значение этих слов?

- Давайте обратимся к толковому словарю и найдем значение этих слов.

- С какой пометой помещены эти слова в словарной статье?

- Я хочу вам прочитать стихотворение. Послушайте его и подумайте, о каких словах там идет речь?

Они во мне звучат едва-едва,

Старинные, забытые слова.

«Долонь», «десница», «выя», «рамена»,

Как некогда в иные времена…

                                                    В. Перкин «Старинные слова»

(Речь идет о старых словах, о тех, которые забываются и уходят из языка)

Как можно определить нашу сегодняшнюю тему урока?

3. «Устаревшие слова» (запись темы урока)

- А как, по – вашему, могут слова уходить из языка и почему?

- Вот для этого мы с вами изучим новый материал учебника.

- Откроем стр. 127 учебника.

- Знакомиться с новым материалом мы будем с помощью приема

«Пометы на полях»

III. Стадия осмысления

Чтение материала учебника.

Выполнение пометок на полях.

Маркировка:

V «галочкой» помечается то, что уже известно обучающимся;

- знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;

+ знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;

? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

Выполнение маркировочной таблицы индивидуально.

Пример.

«V»

«-»

«+»

«?»

Лексика меняется быстро.

Двоякого рода слова.

В словарях помещается с пометкой устар.

Слова двоякого рода

Устаревшие слова, которые устарели и  ушли из языка

 

Устаревших слов два вида.

Историзмы.

Архаизмы.

Выполнение маркировочной таблицы на доске.

Обсуждение с выяснением всех непонятных моментов.

Дети самостоятельно делают выводы

Выводы:

Устаревшие слова те, которые устарели и ушли из языка.

Их два вида: архаизмы и историзмы.

Архаизмы: ушли предметы, явления – ушли слова. (Примеры)

Историзмы: слова заменились современными синонимами. (Примеры)

Встречаются в художественных произведениях.

В словарях с пометой устар.

IV. Практический блок

Задание № 1: найдите в тексте «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина устаревшие слова и поясните значение:

Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьет их, за чупрун таскает.
Говорит старик своей старухе:
«Здравствуй, барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна».

Ключ:

Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьет их, за чупрун таскает.
Говорит старик своей старухе:
«Здравствуй, барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна».

Толкование слов:

Терем (Большой энциклопедический словарь) (от греч. teremnon - жилище) - в Древней Руси верхний жилой ярус богатых хором, палат; были и отдельные терема (над воротами, на высоком подклете).

Душегрейка (Толковый словарь Ожегова) -и, ж. (устар.). Женская теплая кофта, обычно без рукавов, со сборками по талии.

Чупру́н (Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов.1998), -а́; м.нар.-разг. Прядь волос, спадающая на лоб; чуб (обычно у мужчины). Перед нею усердные слуги; Она бьёт их, за чупрун таскает (Пушкин).

Барин (Толковый словарь Ожегова), -а, мн. господа, -од и (прост.) баре и бары, м. 1. В дореволюционной России: человек из привилегированных классов (помещик, чиновник), а также обращение к нему. Сидеть барином (перен.: бездельничать; разг.). Жить барином (перен.: жить в достатке и праздности; разг.). 2. перен. Человек, к-рый не любит трудиться сам и предпочитает перекладывать работу на других (разг.). || ж. барыня, -и; тин. и ласк. барынька, -и, ж. (к 1 знач.). || прил. барский, -ая, -ое. Барская усадьба. Барская прихоть.

Суда́рыня, сударыни (устар.). женск. к «сударь». «Скажите, сударыня, вы верите в предчувствия?»Чехов. «А ты, сударыня, чуть из постели прыг, с мужчиной!»Грибоедов.

Дворяни́н, -а, мн. -я́не, -я́н, м. Лицо, принадлежащее к дворянству.

Задание № 2 «Делу время – потехе час», - говорили наши предки. Но находили они время и для праздников. Надевали они на себя в праздники самую нарядную одежду и выходили на людей посмотреть да себя показать.

- Давайте заглянем в бабушкин сундук и посмотрим во что наряжались наши предки.

Учитель зачитывает слова:

Армяк, душегрея, ермолка, зипун, картуз, кафтан, кокошник, кушак, малахай, ногавки, онучи, понёва, порты, рубаха, сарафан, сорока, шушун, тулуп.

- Вот так наряжались наши бабушки и прабабушки, дедушки и прадедушки. А слова, обозначающие предметы одежды, являются историзмами, так как вышли из употребления, исчезли предметы, которые они называли.

Задание № 3

Перед вами сейчас находятся старинные меры счёта и веса. Решите задачи, которые приходилось решать нашим предкам. Помните, что использовать при счёте нужно старинные меры.

Работа в парах:

  1. На Рождество для одной семьи готовят 3 больших жбана сбитня. Сколько всего в деревне за праздник выпивают сбитня, если известно, что там проживает всего 25 семей, а объём одного жбана – 10 чарок.

(Чарка – мера жидкости = 0,123 л).

Решение: 3 жбана умн на 25 семей =75 жбанов умн на 10 чарок = 750 чарок умн 0,123 л.= 92,25 литров.

  1. Аннушка насобирала в лесу пять коробов грибов. Полтора короба она отдала бабушке на зимний запас, а остальные увезла с батюшкой на ярмарку. Сколько денег получила Маша, если известно, что один короб грибов стоит гривенник?

(Гривенник – старинная монета = 10 копеек).

Решение: 5 коробов – 1,5 короба умн на 1 гривенник = 3,5 гривенника умн на 10 копеек = 35 копеек.

  1. Колос ячменя, со времени посева в конце мая, вырастает за месяц в среднем на 9 вершков. Какой высоты будет колос во время жатвы в конце августа?

(Вершок – мера длины = 4,44 см).

Решение: 9 вершков умн на 3 месяца =27 вершков умн на 4.44 см = 119,88 см.

Задание № 4 «Историческая анатомия»

- Посмотрите на слайд, на нем слова, обозначающие части тела.

- Прочитайте эти слова, сможете ли вы объяснить, что они обозначают?

Чело – лоб                               

Уста – рот

Перст – палец

Око – глаз

Ланита – щека

Выя – шея

Шуйца – левая рука

Десница – правая рука

-Давайте проверим, как вы запомнили.

- К какой группе устаревших слов мы их отнесем? (Архаизмы)

- Сейчас мы немного отдохнем.

  • Посмотрите фрагмент художественного фильма «Иван Васильевич меняет профессию».
  • Найдите в диалогах героев устаревшие слова. С какой целью они используются в современном фильме?
  • Писатели и поэты употребляют в своих произведениях устаревшие слова, чтобы нагляднее, точнее показать, как жили люди в далеком прошлом.

Задание № 5 Некоторые историзмы остаются в устойчивых выражениях. Попробуй их растолковать

  • бить баклуши - _________________________________________________________
  • точить лясы - ___________________________________________________________
  • не покладая рук - ______________________________________________________

V. Работа с учебником

Стр.136. Упр.265.

VI. Рефлексия

Учитель. С какой лексической группой слов мы познакомились на сегодняшнем уроке?

Сегодня мы познакомились с устаревшими словами,

Учитель. Расскажите все, что вы узнали об устаревших словах.

Ответы учеников.

Сегодня мы с вами путешествовали в небольшой пласт словарного состава русского языка – в слова, вышедшие из широкого употребления. Но из них и состоит главное наше наследие – наша культура.

Ведь уважение к прошлому – это то, что отличает образованных людей.

Учитель объясняет домашнее задание. Оценивает работу детей на уроке.

VII. Домашнее задание:

Написать ЭССЕ. Можно воспользоваться вопросами.

  1. Что изучили на уроке?
  2. Понятен ли вам новый материал?
  3. В чем вы не совсем разобрались?
  4. Какие вопросы по теме у вас остались?
  5. Как вы оцениваете свою работу на уроке?

- А завершить наш урок я хотела бы стихотворением И. Михайлова.

А вам не горько, что в гримасах быта,

В толпе, привыкшей огрызаться зло,

Так много превосходных слов забыто,

Исчезло, кануло во мрак, ушло?

А вам не хочется, чтоб кто-то вдруг

Вас проводил такими вот словами:

«О, да хранит Вас небо, милый друг,

И благоденствие да будет с Вами!»