Конспект урока русского языка по теме «Устаревшие слова» для 6 класса с применением технологии речевого критического мышления.
Урок направлен на создание условий для актуализации знаний обучающихся об устаревших словах, осознания определяющей роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств.
В конце урока дети приходят к выводу, что знание устаревших слов необходимо. Хотя нет уже таких предметов в нашем быту, они продолжают жить в виде музейных экспонатов, на страницах книг.
Таким образом, работа на данном уроке поможет ученикам узнать много нового и интересного, а главное, научит самостоятельно находить информацию, размышлять, бережно относиться к слову и культуре народа.
Автор-разработчик Прохорова Оксана Александровна
Урок проводится при изучении § 40 («Устаревшие слова»). При обучении используется учебник по русскому языку для 6 класса под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской и др. М., «Просвещение», 2024.
Урок русского языка в 6 классе на тему «Устаревшие слова»
Цель урока: познакомить обучающихся с термином «Устаревшие слова», научить работать с ним на примере конкретных текстов.
Задачи:
1) формировать орфографическую зоркость;
2) воспитывать поликультурную личность;
3) развивать интерес к предмету;
4) обобщить и углубить знания по теме «Лексика»;
5) воспитывать трудолюбие и аккуратность.
Оборудование: музейные экспонаты, иллюстрации к русской избе, пословицы и поговорки, карточки с заданиями, клубок, ключ, загадки о предметах быта русского народа, аудиозаписи народных песен, запись на карточках старинных мер счёта и веса.
Ход урока
I. Организационный момент (эмоциональный настрой)
1) Учитель: Ребята, перед вами красивая старинная вещь. В старину каждая хозяйка умела пользоваться прялкой. Я сейчас попрошу каждого из вас привязать на колесо цветную ленточку.
А теперь по очереди покрутите колесо прялки и скажите для всех доброе пожелание на сегодняшний урок.
Учитель тоже крутит колесо прялки говорит всем пожелание:
«Будьте на уроке легкими, веселыми, уверенными, как эти летящие ленточки».
2) Подписать число, классную работу.
3) Определить степень готовности всех учеников к уроку.
II. Основная часть
1. Актуализация знаний
Дискуссия:
- Давайте немного вспомним ранее изученный материал и ответим на вопросы.
- Какой раздел русского языка изучаем? (Лексика)
- Что такое лексика? (Все слова языка)
- Как называется наука, изучающая лексику? (Лексикология)
- Что такое лексикон? (Словарный запас отдельного человека)
- Может ли лексикон быть широким или узким? Объясните?
- Что нужно делать, чтобы у вас лексикон расширялся?
- Зачем нужен человеку широкий лексикон?
2. Ввод в новую тему урока
- Ребята, перед вами музейные экспонаты из раздела «Предметы быта» (ступа, прялка, лапти, ухват).
- Известно ли вам значение этих слов?
- Давайте обратимся к толковому словарю и найдем значение этих слов.
- С какой пометой помещены эти слова в словарной статье?
- Я хочу вам прочитать стихотворение. Послушайте его и подумайте, о каких словах там идет речь?
Они во мне звучат едва-едва,
Старинные, забытые слова.
«Долонь», «десница», «выя», «рамена»,
Как некогда в иные времена…
В. Перкин «Старинные слова»
(Речь идет о старых словах, о тех, которые забываются и уходят из языка)
Как можно определить нашу сегодняшнюю тему урока?
3. «Устаревшие слова» (запись темы урока)
- А как, по – вашему, могут слова уходить из языка и почему?
- Вот для этого мы с вами изучим новый материал учебника.
- Откроем стр. 127 учебника.
- Знакомиться с новым материалом мы будем с помощью приема
«Пометы на полях»
III. Стадия осмысления
Чтение материала учебника.
Выполнение пометок на полях.
Маркировка:
V «галочкой» помечается то, что уже известно обучающимся;
- знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;
+ знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;
? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.
Выполнение маркировочной таблицы индивидуально.
Пример.
«V» |
«-» |
«+» |
«?» |
Лексика меняется быстро. |
Двоякого рода слова. |
В словарях помещается с пометкой устар. |
Слова двоякого рода |
Устаревшие слова, которые устарели и ушли из языка |
|
Устаревших слов два вида. |
Историзмы. Архаизмы. |
Выполнение маркировочной таблицы на доске.
Обсуждение с выяснением всех непонятных моментов.
Дети самостоятельно делают выводы
Выводы:
Устаревшие слова те, которые устарели и ушли из языка.
Их два вида: архаизмы и историзмы.
Архаизмы: ушли предметы, явления – ушли слова. (Примеры)
Историзмы: слова заменились современными синонимами. (Примеры)
Встречаются в художественных произведениях.
В словарях с пометой устар.
IV. Практический блок
Задание № 1: найдите в тексте «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина устаревшие слова и поясните значение:
Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьет их, за чупрун таскает.
Говорит старик своей старухе:
«Здравствуй, барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна».
Ключ:
Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьет их, за чупрун таскает.
Говорит старик своей старухе:
«Здравствуй, барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна».
Толкование слов:
Терем (Большой энциклопедический словарь) (от греч. teremnon - жилище) - в Древней Руси верхний жилой ярус богатых хором, палат; были и отдельные терема (над воротами, на высоком подклете).
Душегрейка (Толковый словарь Ожегова) -и, ж. (устар.). Женская теплая кофта, обычно без рукавов, со сборками по талии.
Чупру́н (Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов.1998), -а́; м.нар.-разг. Прядь волос, спадающая на лоб; чуб (обычно у мужчины). Перед нею усердные слуги; Она бьёт их, за чупрун таскает (Пушкин).
Барин (Толковый словарь Ожегова), -а, мн. господа, -од и (прост.) баре и бары, м. 1. В дореволюционной России: человек из привилегированных классов (помещик, чиновник), а также обращение к нему. Сидеть барином (перен.: бездельничать; разг.). Жить барином (перен.: жить в достатке и праздности; разг.). 2. перен. Человек, к-рый не любит трудиться сам и предпочитает перекладывать работу на других (разг.). || ж. барыня, -и; тин. и ласк. барынька, -и, ж. (к 1 знач.). || прил. барский, -ая, -ое. Барская усадьба. Барская прихоть.
Суда́рыня, сударыни (устар.). женск. к «сударь». «Скажите, сударыня, вы верите в предчувствия?»Чехов. «А ты, сударыня, чуть из постели прыг, с мужчиной!»Грибоедов.
Дворяни́н, -а, мн. -я́не, -я́н, м. Лицо, принадлежащее к дворянству.
Задание № 2 «Делу время – потехе час», - говорили наши предки. Но находили они время и для праздников. Надевали они на себя в праздники самую нарядную одежду и выходили на людей посмотреть да себя показать.
- Давайте заглянем в бабушкин сундук и посмотрим во что наряжались наши предки.
Учитель зачитывает слова:
Армяк, душегрея, ермолка, зипун, картуз, кафтан, кокошник, кушак, малахай, ногавки, онучи, понёва, порты, рубаха, сарафан, сорока, шушун, тулуп.
- Вот так наряжались наши бабушки и прабабушки, дедушки и прадедушки. А слова, обозначающие предметы одежды, являются историзмами, так как вышли из употребления, исчезли предметы, которые они называли.
Задание № 3
Перед вами сейчас находятся старинные меры счёта и веса. Решите задачи, которые приходилось решать нашим предкам. Помните, что использовать при счёте нужно старинные меры.
Работа в парах:
- На Рождество для одной семьи готовят 3 больших жбана сбитня. Сколько всего в деревне за праздник выпивают сбитня, если известно, что там проживает всего 25 семей, а объём одного жбана – 10 чарок.
(Чарка – мера жидкости = 0,123 л).
Решение: 3 жбана умн на 25 семей =75 жбанов умн на 10 чарок = 750 чарок умн 0,123 л.= 92,25 литров.
- Аннушка насобирала в лесу пять коробов грибов. Полтора короба она отдала бабушке на зимний запас, а остальные увезла с батюшкой на ярмарку. Сколько денег получила Маша, если известно, что один короб грибов стоит гривенник?
(Гривенник – старинная монета = 10 копеек).
Решение: 5 коробов – 1,5 короба умн на 1 гривенник = 3,5 гривенника умн на 10 копеек = 35 копеек.
- Колос ячменя, со времени посева в конце мая, вырастает за месяц в среднем на 9 вершков. Какой высоты будет колос во время жатвы в конце августа?
(Вершок – мера длины = 4,44 см).
Решение: 9 вершков умн на 3 месяца =27 вершков умн на 4.44 см = 119,88 см.
Задание № 4 «Историческая анатомия»
- Посмотрите на слайд, на нем слова, обозначающие части тела.
- Прочитайте эти слова, сможете ли вы объяснить, что они обозначают?
Чело – лоб
Уста – рот
Перст – палец
Око – глаз
Ланита – щека
Выя – шея
Шуйца – левая рука
Десница – правая рука
-Давайте проверим, как вы запомнили.
- К какой группе устаревших слов мы их отнесем? (Архаизмы)
- Сейчас мы немного отдохнем.
- Посмотрите фрагмент художественного фильма «Иван Васильевич меняет профессию».
- Найдите в диалогах героев устаревшие слова. С какой целью они используются в современном фильме?
- Писатели и поэты употребляют в своих произведениях устаревшие слова, чтобы нагляднее, точнее показать, как жили люди в далеком прошлом.
Задание № 5 Некоторые историзмы остаются в устойчивых выражениях. Попробуй их растолковать
- бить баклуши - _________________________________________________________
- точить лясы - ___________________________________________________________
- не покладая рук - ______________________________________________________
V. Работа с учебником
Стр.136. Упр.265.
VI. Рефлексия
Учитель. С какой лексической группой слов мы познакомились на сегодняшнем уроке?
Сегодня мы познакомились с устаревшими словами,
Учитель. Расскажите все, что вы узнали об устаревших словах.
Ответы учеников.
Сегодня мы с вами путешествовали в небольшой пласт словарного состава русского языка – в слова, вышедшие из широкого употребления. Но из них и состоит главное наше наследие – наша культура.
Ведь уважение к прошлому – это то, что отличает образованных людей.
Учитель объясняет домашнее задание. Оценивает работу детей на уроке.
VII. Домашнее задание:
Написать ЭССЕ. Можно воспользоваться вопросами.
- Что изучили на уроке?
- Понятен ли вам новый материал?
- В чем вы не совсем разобрались?
- Какие вопросы по теме у вас остались?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
- А завершить наш урок я хотела бы стихотворением И. Михайлова.
А вам не горько, что в гримасах быта,
В толпе, привыкшей огрызаться зло,
Так много превосходных слов забыто,
Исчезло, кануло во мрак, ушло?
А вам не хочется, чтоб кто-то вдруг
Вас проводил такими вот словами:
«О, да хранит Вас небо, милый друг,
И благоденствие да будет с Вами!»