Внеурочное мероприятие обладает большим дидактическим и воспитательным потенциалами, отвечает требованиям современной лингвистической науки.

Она опирается на новейшие образовательные технологии и способствует духовно-нравственному воспитанию, интеллектуальному и речевому развитию обучающихся; позволяет не только проверить знания, умения, навыки, полученные студентами на учебных занятиях, но и погрузить их в атмосферу творчества, азарта, соперничества. Игра включает три раунда, содержащих разнообразные разноуровневые задания. Методическая разработка будет полезна преподавателям русского языка и литературы в системе СПО и старшей школе.

Авторы-разработчики: Панькова М.А., Прокопова Н.А., Сорокина И.С.

 

Сценарий интеллектуально-познавательной игры

«Слово.РУ»

Интеллектуально-познавательная игра «Слово.РУ» представляет собой форму внеурочного мероприятия, основной целью которого является создание условий для формирования и развития коммуникативной компетенции будущего выпускника через погружение игровую деятельность.

Задачи:

  • формирование познавательного интереса обучающихся к изучению русского языка и литературы как учебных дисциплин;
  • развитие логического, аналитического, креативного мышления, творческой активности обучающихся;
  • совершенствование навыков кооперативной компетенции, умения работать в команде;
  • воспитание любви и уважения к родному языку, приобщение к национальным культурным ценностям;
  • выявление талантливой молодежи для участия в профессиональных конкурсах, научно-исследовательской деятельности, олимпиадных движениях.

Интеллектуально-познавательная игра «Слово.РУ» обладает большим дидактическим и воспитательным потенциалами, так как отвечает всем требованиям современной лингвистической науки, опирается на новейшие образовательные технологии и способствует духовно-нравственному воспитанию, интеллектуальному и речевому развитию обучающихся. Такой формат организации внеурочной работы по дисциплинам ООД.01 «Русский язык» и ООД.02 «Литература»  позволяет не только проверить знания, умения, навыки, полученные студентами на учебных занятиях, но и погрузить их в атмосферу творчества, азарта, соперничества. Игра включает три раунда, содержащих разнообразные разноуровневые задания.

Использованные технологии:

  • ИКТ-технология
  • технология разноуровневого обучения
  • игровая технология
  • кейс-технология

Оборудование:

  1. мультимедиа (презентация в формате Power Point);
  2. музыкальное сопровождение (при обсуждении ответов командами включается легкая фоновая музыка);
  3. раздаточный дидактический материал (карточки с заданиями);
  4. портреты писателей XIX века ;
  5. наградные документы (грамоты, дипломы).

 

Ход мероприятия

 

Преподаватель 1: Добрый день, уважаемые гости и участники! Мы приветствуем вас на интеллектуально-познавательной игре по русскому языку и литературе «Слово.РУ»

Преподаватель 2: Наше мероприятие посвящено празднованию Дня родного языка. Для нас родным языком является русский язык, самый образный, самый лиричный, самый богатый и один из самых сложных языков в мире.  

Преподаватель 3: Сегодня за звание самых умных, самых талантливых, самых эрудированных будут бороться три команды.

 

Представление команд

Команды озвучивают названия, девизы и представляют капитанов.

Преподаватель 1: Наша игра состоит из трех раундов. В первом раунде вам пригодятся знания по русскому языку и культуре речи.

Преподаватель 2: Второй раунд будет посвящен русской литературе, где вы продемонстрируете знание текстов произведений известных авторов, их жизненного и творческого пути.

Преподаватель 3: Третий раунд поможет вам проявить свои творческие способности, актерское мастерство и креативное мышление. Итак, мы начинаем!

Преподаватель 1: И для начала предлагаю вам немного размяться!

 

Разминка

Командам по очереди задаются вопросы. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Побеждает команда, набравшая максимальное количество баллов.

Вопросы для разминки:

Команда 1

  1. Назовите дату празднования Дня славянской письменности. (24 мая).
  2. В 863 году в жизни славянских народов произошло важное событие. Назовите его. (Два брата, ученых монаха Кирилл и Мефодий составили славянский алфавит).
  3. Короткий текст, помещаемый автором перед текстом произведения и выражающий его идею (Эпиграф).
  4. Созвучие в окончании стихотворных строк (Рифма).

 

Команда 2

  1. Назовите дату, когда мы отмечаем день русского языка (6 июня).
  2. В Древней Греции на этих зданиях было написано: «Здесь живут мертвые и говорят живые» (На библиотеках).
  3. Назовите самую дневную букву в алфавите (О).
  4. Фольклорный жанр, героико-патриотическая песня о народных героях (Былина).

 

Команда 3

  1. Назовите, когда мы отмечаем День родного языка (21 февраля).
  2. Подпись, которой некоторые писатели заменяют собственную фамилию. (Псевдоним).
  3. Наивысшая точка развития сюжета, произведения (Кульминация).
  4. Как называют человека, знающего несколько языков? (Полиглот).

Подведение итогов разминки

 

Раунд 1. «О великий, могучий, правдивый и свободный русский  язык..»

На экране слайд 2

Преподаватель 1: Уважаемые команды. Внимание. Раунд 1.

Задание 1. «УДАРЬ МЕНЯ!»

Расставьте ударения в словах. (Карточки)

Время на выполнение задания 1 минута.

Команда 1

Команда 2

Команда 3

каталог

красивее

кладовая

закупорить

средствами

добыча

баловать 

плесневеть

жалюзи

форзац

банты

столяр

торты

ходатайство

черпать

щавель

эксперт

обеспечение

кухонный

позвонишь

мельком

новорожденный

сливовый

туфля

сироты

цыган

квартал

оптовый

донельзя

кашлянуть

Задание 2.  «КАК ЭТО ПО-РУССКИ»

Преподаватель 1: Уважаемые команды, вы получили карточки с заданием. В течение 2 минут вам необходимо подобрать к фразеологизмам из других языков русские аналоги.

Команда 1

Команда 2

Команда 3

Как псу муха (польск.) 

Когда свинья в жёлтых шлёпанцах вскарабкается на грушу (болг.) 

Тот не заблудится, кто спрашивает (фин.)

И в хороших огородах есть гнилые тыквы (осетин.)

Неторопливый слон раньше достигает цели, чем резвый жеребец (вьетнам.)

Где нет фруктовых деревьев, там и свёкла сойдёт за апельсин (иран.)

Словно кошка на горячих кирпичах (француз.)

Жить как петух в мармеладе (франц.)

Не мой цирк, не мои обезьяны (польск.)

Преподаватель 1: А теперь давайте сравним ваши ответы с правильными. 

На экране слайд 4 для проверки

 

Задание 3. «ЕСЛИ ВИДИШЬ НА КАРТИНЕ»

На экране слайд 5

Преподаватель 1: На экране вы видите картину, на которой при внимательном рассмотрении можно найти 8 омонимов. Давайте вспомним, что такое омонимы и приступим к выполнению задания. Время на выполнение задания 1 минута.

Команды по очереди озвучивают свои ответы.

 

Задание 4. «ЖИТЕЛИ»

Преподаватель 1:  Жителей Москвы называют москвичами, жителей Петербурга — петербуржцами, а как будут называться жители следующих городов. У вас минута на размышление.

Команды получают карточки с заданием

Команда 1

Команда 2

Команда 3

Архангельск — ... (архангелогородцы)

Копейск — … (копейчане)

Нижний Новгород — … (нижегородцы)

Пермь — ... (пермяки)

Тула - … (туляки)

Ростов-на-Дону— ... (ростовчане)

Вологда — … (вологодцы)

Курск — … (куряне)

Пенза — ... (пензенцы, пензяне)

Тыва — … (тувинцы)

Иркутск — … (иркутяне)

Братск —  … (братчане)

Орел —  … (орловчане)

Томск —  … (томичи)

Самара —  … (самарчане)

Преподаватель 1: Первый раунд успешно завершен. Подведем промежуточные итоги. И переходим ко второму раунду.

 

Раунд 2. Литературный мир

На экране слайд 7

Преподаватель 2: Уважаемые участники, вас приветствует удивительный мир литературы: «Люди, которые читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор». В этом раунде мы узнаем, как вы проводите свой досуг: Читаете ли вы книги или все ваше время занимают гаджеты. Итак, приступим.

 

Задание 1. «ПОРТРЕТЫ»

Преподаватель 2: Команды, для вас мы подготовили кейсы, в состав которых вошли:

1) портреты великих русских писателей: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Гончарова, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, А.Н. Островского, А.П. Чехова, Н.А. Некрасова;

2) карточки с указанием ФИО русских классиков;

3) карточки с названиями произведений русских классиков.

Ваша задача: 1) соотнести портрет писателя, его фамилию, имя и отчество; 2) определить 4 произведения, автором которых он является.  Время выполнения - 2 минуты.

 

Задание 2. «ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭКСПЕРТ»

Преподаватель 2: Вопросы к следующему заданию представлены на слайдах. Каждой команде предстоит ответить на три вопроса о жизни и творчестве писателей, интересных фактах биографии, о композиционных особенностях художественных произведений. Внимание на экран.

Команда 1

Команда 2

Команда 3

Задание 3. «ЗАГАДОЧНОЕ МЕНЮ»

Преподаватель 2: Уважаемые студенты, следующее задание напрямую связано с вашей будущей специальностью. И называется оно «Загадочное меню». Команды получают карточки с описанием блюда. Необходимо определить, из какого произведения взято это описание. Назвать произведение, его автора, и жанр. Время на размышление 1 минута.

Меню №1

«Суп с потрохами, лапша или желудок, рубцы, красная или белая подливка к соусу»;

«варенья, соленья, печенья, меды, квасы, пироги…»

И.А. Гончаров «Обломов»

роман

Меню №2

«roast-beef окровавленный» «лимбургский сыр», «ананас золотой», «трюфели», «Стразбурга пирог нетленный», «вино кометы»

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

роман в стихах

Меню №3

«Щи со слоеным пирожком… мозги с горошком, сосиски с капустой, пулярка жареная, огурец соленый и вечный слоеный сладкий пирожок, всегда готовый к услугам…»

 

Н.В. Гоголь «Мертвые души»

поэма

 

Задание 4. «ЛИТЕРАТУРНЫЙ МИКС»

На экране слайд 17

Преподаватель 2: Это задание мы назвали «Литературный микс», так как оно состоит из двух этапов. 1 этап «Сладкая парочка».

Команды получают карточки с именами и фамилиями литературных персонажей. В течение минуты необходимо подобрать пару литературному герою из того же произведения.                              

Команда 1

Команда 2

Команда 3

Онегин - ...  (Татьяна Ларина)

Базаров - ...  (Анна Одинцова)

Болконский - ...  (Наташа Ростова)

Алена Дмитриевна - … (Степан Калашников)

Ярославна - … (Князь Игорь)

Софья - ... Александр Чацкий)

Ольга Ильинская - … (Илья Обломов)

Катерина Кабанова - ... (Борис)

Родион Раскольников - … (Соня Мармеладова)

Мастер - … (Маргарита)

Маша Миронова - … (Петр Гринев)

Бэла - ... (Григорий Печорин)

Этап 2. «МОЯ ФАМИЛИЯ СЛИШКОМ ИЗВЕСТНАЯ».

Преподаватель 2: Отгадайте фамилии литературных героев.

Команда 1

Команда 2

Команда 3

Петр Кириллович

Евгений Васильевич

Анна Сергеевна

Иван Александрович

Григорий Александрович

Аркадий Николаевич

Татьяна Дмитриевна

Павел Иванович

Илья Ильич

Андрей Николаевич

Петр Андреевич

Софья Семеновна

Родион Романович

Любовь Андреевна

Андрей Иванович

Слова для справок: Печорин, Чичиков, Ларина, Обломов, Штольц, Болконский, Безухов, Базаров, Одинцова, Кирсанов, Раскольников, Раневская, Хлестаков, Гринев, Мармеладова.

Задание 5. «СТИХОБОЙНЯ»

Преподаватель 2: Уважаемые команды! Вы получаете карточки, на которых предложены рифмы. Ваша задача: за две минуты придумать стихотворение, используя данные рифмы. По истечении отведенного времени представитель команды выразительно зачитывает полученное стихотворение.

Команда 1

Команда 2

Команда 3

Цветы, мечты, мосты, лишь ты, кусты, листы, красоты, коты.

 

Весна, сосна, не до сна, тишина, у окна, до дна, волна, луна.

Березы, прогнозы, занозы, слезы, угрозы, морозы, мимозы, психозы.

Раунд 3.  Творческая мастерская  «Слово.РУ»

На экране слайд 19

Преподаватель 3: Третий раунд мы назвали «Творческая мастерская  «Слово.РУ». Здесь вы сможете раскрыть свой творческий потенциал. В помощь вам родной язык, воображение, креативность и чувство юмора. Для этого раунда требуется небольшая разминка. Чтобы настроить свой голос, предлагаю вам поработать со скороговорками. 

А что такое скороговорка? (выводим на слайд)

Скороговорка – это наивный по содержанию, несложный, даже примитивный текст, который построен на запутанных и трудных слогосочетаниях и словосочетаниях. Скорее их можно назвать трудноговорками.

Команды получают карточки со скороговорками.

1) Саша шапкой шишку сшиб

2) Тортилла тортами не торгует

3) Валин валенок провалился в прогалинок

Ваша задача: прочитать скороговорки со следующими интонациями:

- радость

- злость

- сожаление

- удивление.

Преподаватель 3: Уважаемые команды, мы подошли к самой креативной части нашего мероприятия. Вам было дано опережающее задание: подготовить ремейк любого художественного произведения русской литературы XIX века.

Команды представляют домашнее задание.

Подведение итогов. Награждение команд.

Список литературы и интернет-источников

  1. Игровые технологии в образовательном процессе ОУ СПО (из опыта работы) [Текст] : сборник материалов семинара-практикума «Управление процессом внедрения игровых технологий в образовательную деятельность ОУ СПО», 25 октября 2018 г. – Часть І /под общ. ред. Н. В. Пашковой. – Донецк: ГО ДПО ИРПО, 2019. – 169 с.
  2. Фразеологический словарь современного русского литературного языка Т.1 и Т.2 / под ред. Тихонова А.Н. : Москва: 2004. - 832 с. + 832 с.
  3. https://slovarina.ru/russkie/slovari/orfoepicheskij-avanesov-1988/orfoepicheskij-avanesov-1988_0234.htm