Подготовка в ОГЭ-2020 по русскому языку немыслима без подготовки к написанию сочинения-рассуждения. Одним из вариантов заданий 9 является задание 9.1 "Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему", которое предполагает раскрытие смысла высказывания о языке с привлечением двух примеров-аргументов из прочитанного текста.

Масленникова Ольга Викторовна предлагает алгоритм выполнения задания 9.1, напоминает композиционные особенности сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, дает речевые клише и образец получившегося сочинения.

На сайте ФИПИ в открытом банке заданий (далее – ОБЗ) размещены примеры заданий ОГЭ. Новые задания к текстам промаркированы годом 2020. К заданию 9.1  даны формулировки 80  высказываний о русском языке, которые можно разбить на темы: "Речь, язык", "Лексика, фразеология","Пунктуация. Знаки препинания", "Морфология", "Грамматика", "Синтаксис", "Средства художественной выразительности",  "Стилистика", "Морфемика".

Особую значимость данного материала представляет анализ вышеназванных 80 высказываний известных лингвистов, приведенных в ОБЗ ФИПИ.

        

Алгоритм  выполнения задания 9.1.

  1. Внимательно прочитайте цитату, вдумайтесь в её смысл. Определите, о каких языковых явлениях идёт речь.
  2. Перечитайте текст, найдите в нём предложения с языковыми средствами, упомянутыми/подразумеваемыми в цитате, подчеркните эти предложения (или их номера): чтобы не потерять, увидеть, с ними работать.
  3. В 1-м абзаце – вступлении – изложите своё понимание цитаты. Не просто переписывайте!
  4. Во 2-м абзаце приведите первый пример языкового средства (процитируйте или укажите номер предложения) и опишите его роль в тексте

 

Композиция сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (9.1).

  1. Тезис (формулировка цитаты) и рассуждение на его основе
  2. Аргументация:
  • первый пример языкового явления и его роль в тексте.
  • второй пример языкового явления и его роль в тексте.
  1. Вывод (заключение)

Так как тексты различных жанров предполагают использование стандартных речевых формул, которые обеспечивают наиболее лёгкий, экономичный и точный путь передачи информации, значительно облегчит написание сочинения клише (типовая конструкция).

         Внимание! Не забывайте соблюдать деление текста на смысловые части (абзацы), пишите его связно и логично.

 

Композиционные части сочинения-рассуждения

1. Тезис и рассуждение на его основе.  

Цель: сформулировать тезис и составить рассуждение на его основе.

Речевые клише

Тезис

Известный лингвист (или филолог, писатель и пр.) … утверждает (или пишет, замечает): «…».

Рассуждение на его основе

Я понимаю высказывание известного лингвиста … следующим образом: ...

Прочитав предложенный текст, я убедился (-ась) в справедливости слов известного лингвиста…, который писал: «…». По-моему, в этом высказывании речь идет о…

Я полностью согласен с автором и попробую доказать справедливость высказывания на примерах, взятых из текста.

 

Образец сочинения-рассуждения 9.1.

Тезис

Известный лингвист А.И. Тихонов утверждает: «Каждая часть слова что-то выражает, несёт какой-то смысл, для чего- то служит. Общий смысл слова всегда складывается из значений всех его составных элементов».

Рассуждение на его основе.

Прочитав предложенный текст, я убедился в справедливости слов ученого. А.И. Тихонов замечает, что в каждой морфеме как значимой части слова содержится определенный смысл, который она вносит в слово. Если соединить значения всех элементов слова, то мы получим общий смысл слова. Я полностью согласен с автором и попробую доказать справедливость высказывания на примерах, взятых из текста.

 

2. Аргументация.

Цель: привести два примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте:

- вспомните, о каком языковом явлении идет речь в данном высказывании,

- найдите примеры данного явления в тексте,

- выпишите их или укажите номер предложения,

- укажите роль этого языкового явления в тексте/предложении/словосочетании/слове,

- каждый аргумент выделяйте в отдельный абзац.

Аргумент 1

  • Мое рассуждение легко можно подтвердить примерами из текста…
  • Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту.
  • Проиллюстрировать это языковое явление можно на примере предложения… текста.
  • Пример этого языкового явления можно найти в предложении ….
  • Справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения…
  • Рассмотрим предложение…
  • Предложение…подтверждает мысль о том, что ….

Пример аргумента 1

Рассмотрим предложение 20. Например, в слове принесла (в корне -нес-) содержится основное лексическое значение слова, приставка при- имеет значение приближения, суффикс прошедшего времени -л- показывает, что перед нами глагол, обозначающий действие, которое уже совершилось, окончание -а указывает на форму единственного числа женского рода.

Аргумент 2

  • Также убедительным аргументом может стать…
  • В качестве второго аргумента я хотел бы привести пример из предложения…
  • Еще одним примером этого языкового явления может стать предложение…

Пример аргумента 2

Также убедительным аргументом может стать слово «сторожевой» из предложения 4, которое состоит из трех морфем: корня, суффикса и окончания. Значение корня - сторож- указывает на обязанности, назначение собаки, суффикс -ев-, с помощью которого прилагательное образовано от существительного «сторож», помогает понять значение данной части речи («предназначенный для охраны чего-либо»), окончание -ой указывает на то, что перед нами прилагательное в форме родительного падежа, единственного числа, мужского рода.

 

3. Вывод (заключение)

Пишем заключение:

Подведите итог своему рассуждению.

Подчеркните, что вы доказали верность тезиса и правоту ученого.

- Таким образом, предложенное для анализа высказывание известного лингвиста (писателя, филолога) … справедливо.

- Можно сделать вывод о том, что прав был известный лингвист …, утверждавший, что …

- Следовательно, можно сделать вывод: утверждение известного лингвиста… верно (справедливо, бесспорно).

Пример вывода

Итак, мы смогли доказать, что общий смысл слова составляется из смыслов каждой его части. Таким образом, предложенное для анализа    высказывание лингвиста А.Н. Тихонова справедливо.

 

Обращаем внимание на то, что примеры сочинений заимствованы из различных источников.

Список литературы

  1. Открытый банк заданий по русскому языку ФИПИ. [Электронный ресурс] URL: http://oge.fipi.ru/os/xmodules/qprint/index.php?proj=2F5EE3B12FE2A0EA40B06BF61A015416 (дата обращения 24.03.2020 г.).
  2. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. [Электронный ресурс] URL: http://feb-web.ru/feb/mas/ (дата обращения 24.03.2020 г.).
  3. 4 ЕГЭ. [Электронный ресурс] URL: https://4ege.ru/ (дата обращения 24.03.2020 г.).