Автор статьи делится опытом формирования активного Читателя, готового к творческому проявлению.
В статье Митасовой Н. Г. представлены приемы работы с художественным текстом, направленные на формирование читательской грамотности.
Диалог с текстом, бюро прогнозов, расшифровка, монтаж текста помогают в обучении школьников извлекать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию, позволяют сделать чтение увлекательным процессом.
Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности
(на основе методики Г.Г. Граник и ее коллег)
В современном мире, мире цифровых технологий, огромного потока и объема информации, проблема формирования читательской грамотности в образовательной сфере стоит особенно остро.
Удивительно, но в условиях стремительного развития информационно-коммуникационных технологий в обществе сокращается доля читающего населения. Почему же падает интерес к чтению и постоянно он уменьшается по мере взросления? Причин несколько: во многих семьях нет культа знаний, нет понимания их ценности (не понимаем сами - не можем привить детям;) время на чтение постоянно сокращается – чтение заменяется просмотром телевизора, многочасовой игрой на компьютере; нечитающие родители (если ребенок не видит родителей, читающими книги, то делает вывод, что в этом нет необходимости); круг чтения сужается, литературные вкусы делаются примитивными – простенькие сюжеты, такие же герои.
Школьники умудряются изучать произведения, входящие в программу по литературе, минуя художественный текст. Кто-то знакомится с произведением, прочитав краткое содержание, кто-то ограничивается нахождением готовых ответов на поставленные учителем вопросы.
Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой ко взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. А ведь если сегодня это нечитающий ребёнок, то завтра – это неконкурентоспособная личность.
Проблема масштабна, имеет значение для всего общества. Может ли такую глобальную проблему решить обычный учитель? Это сложно, но он может в каждом своём ученике раскрыть умения и направить их на приобретение знаний, необходимых ему для самосовершенствования, а также помочь ему научиться учиться - сформировать у обучающихся читательскую грамотность.
Читательская грамотность – способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать и использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни, т.е. умение пользоваться различными видами чтения (ознакомительным, просмотровым, смысловым), переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания и данному виду текстов (гибкость чтения).
Для работы с информацией, которая несет в себе определенную смысловую нагрузку и ценность, целесообразно использовать концепцию Г.Г. Граник. Она и ее коллеги в течение многих лет изучали психологические особенности восприятия школьниками текста, разрабатывали методики, позволяющие буквально «видеть» процесс понимания, и на основе полученных результатов создавали методики, обучающие школьников восприятию текста.
ВИДЫ ИНФОРМАЦИИ В ТЕКСТЕ
Ученые-методисты под руководством Граник Г.Г., опираясь на труды И.Р. Гальперина, считают, что понимание текста – это вычитывание разных видов текстовой информации:
- фактуальная информация,
- подтекстовая информация,
- концептуальная информация.
Фактуальную информацию составляет описание событий, героев, места и времени действия, повороты сюжета и т.д.
Мы понимаем, что ни один писатель не садится за письменный стол только для того, чтобы сочинить фабулу. Фактуальная информация излагается в соответствии с замыслом, т.е. теми мыслями и чувствами, которые автор хочет донести до читателя. С ее помощью создатель текста не «в лоб», а через судьбы людей передает то, что его волнует. Поэтому главным в тексте, тем, что его «держит», благодаря чему он не рассыпается на множество отдельных фактов и рассуждений, является его концептуальность, или способность содержать концептуальную информацию. Это система взглядов, мыслей и чувств автора, которую он отражает в тексте и не всегда выражает словесно.
Понять концептуальную информацию помогает и подтекстовая информация, или просто подтекст. Подтекст похож на чудо. Это смысл, который не выражен в тексте обычными словами и возникает как бы «из ничего». Но это только так кажется. Подтекстовая информация напрямую не выражена в словах, однако о ней можно судить по специфическому способу изложения фактуальной информации. Она содержится в текстовых «скважинах» (пропусках, которые читатель заполняет, опираясь на имеющиеся у него знания, опыт), в словах-образах (художественных средствах), в монтаже текста и т.д.
Обучение школьников выделению этих трех видов информации и их взаимный анализ является одним из условий понимания произведения. Но для этого нужно уметь «беседовать» с текстом, вести с ним диалог. Попробуем разобраться, как это делается.
ДИАЛОГ С ТЕКСТОМ
Текст и читателя мы рассматриваем как партнеров: настоящее чтение – это сотворчество, когда тексты прозаиков и поэтов «через буквы переходят в души» (выражение М. Жванецкого). Что означает такое сотворчество? Это прежде всего диалог, в котором участвуют автор и читатель. Текст является между ними посредником.
Современные психологи отмечают, что текст часто содержит в себе «скрытые» вопросы. При диалоге с текстом наша задача - их находить (если, конечно, они там есть). А когда вопрос возник, мы начинаем размышлять, пытаемся ответить на этот вопрос, выдвинуть гипотезу - одну или несколько. Нам, конечно, захочется узнать, верна ли наша гипотеза, и в дальнейшем чтении мы постараемся это проверить.
В – вопросы, Г – гипотезы (предположение или догадка).
Попробуем вступить в диалог с текстом.
В шесть часов вечера меня стало клонить ко сну,
В: Почему так рано? Личный опыт нам подсказывает, что так бывает, когда человек либо не выспался накануне (причин может быть очень много), либо его организм ослаблен (из-за болезни, старости и т.п.).
Ждем, когда нам объяснят, почему героя так рано стало клонить ко сну.
Г: Одновременно мы можем выдвинуть несколько гипотез относительно того, что будет дальше. Он ляжет спать? Или будет бороться со сном?
и я решил было улечься,
В: Раз решил было, значит, не улегся, что-то ему помешало. Что именно?
Г: Может быть, кто-то пришел? Или он вспомнил о чем-то, что должен был сделать? Ясно одно: дальше будет какое-то «но».
но меня остановило одно обстоятельство,
Значит, мы правильно предположили: что-то помешало ему лечь. Какое же это обстоятельство? Становится любопытно, что за обстоятельство, что будет с героем. Надо прочитать эту историю до конца.
Вот еще один пример диалога с текстом.
Поразительное на первый взгляд поведение бурундуков удалось подглядеть японским зоологам.
В: Поразительное, нетипичное, странное. Как, чем удивили зверьки опытных ученых?
Г: На первый взгляд. А может быть, что-то похожее уже встречалось в природе, такое поведение не редкость?
Наткнувшись на мертвую змею, бурундук набрасывается на нее и начинает с жадностью откусывать кусочки.
В: Зачем он это делает? Да, в таком случае не надо бороться со змеей, она уже мертва, нет угрозы жизни. Но зверек не искал добычу, он наткнулся на нее.
Г: Откусывает с жадностью. Наверное, бурундук очень голоден.
Но, как оказалось, движет им совсем не гастрономический интерес.
В: Не голод заставляет животное так поступать. А что же тогда?
Г: Возможно, это хитроумная ловушка для кого-то.
Пожевав немного мяса, зверек смазывает им свою шкурку.
В: Зачем наносить запах врага на свою шкурку? Мы знаем о животных, которые издают сильные запахи, чтобы защитить себя, отпугнуть врага.
Г: Может быть, и бурундуки так пытаются себя обезопасить.
Проделав серию опытов, ученые пришли к выводу, что таким образом бурундук предохраняет себя от нападения других змей.
Мир природы прекрасен и удивительно интересен! Диалог с текстом происходит в результате активного вычитывания текстовой информации с целью понять «загадки» текста, разглядеть позицию автора, осознать свое отношение к этой позиции.
БЮРО ПРОГНОЗОВ
Мы всегда с интересом слушаем прогноз погоды на завтра. Но человек и сам умеет предугадывать. Конечно, не все на свете, а только кое-что. Например, читая, он может догадаться, что будет дальше.
- Что можно сказать о предложении, которое начинается со слов:
а) Почему...; б) Ах, как...
(Первое предложение по цели высказывания будет вопросительным. Второе предложение по эмоциональной окраске - восклицательным.)
- Что можно сказать о типе предложения, в котором есть
такие слова: а) Та..., которая...; б) Везде, где...
(Все эти предложения будут сложные.)
Работу над прогнозированием с детьми можно начать с самого простого, например, предложить им угадать недостающие слова в стихотворении Даниила Хармса:
Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе ...
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый ...
Пирог, ножи и вилки тут,
Но что-то гости ...
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек ...
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту...
Когда же гости подошли,
То даже крошек ...
Вот еще несколько заданий на прогнозирование:
Задание 1. Предскажите смысл предложения, если в нем есть словосочетание никогда больше.
Ответ. Речь пойдет о чем-то, что невозможно, что никогда не может произойти, ни при каких условиях.
Задание 2. Продолжите предложение: Я взглянул на нее и испугался:…
Ответ. ...она изменилась в лице, или: ...она страшно побледнела, или: ...она покрылась красными пятнами, или: ...она рыдала ...
У М.Ю. Лермонтова: «...её лицо выражало глубокое страдание, на глазах сверкали слезы».
Задание 3. Прочтите текст и допишите его.
Известный английский писатель Бернард Шоу сказал однажды:
«Если у вас есть одно яблоко, и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея, и у меня есть идея, и мы обменяемся идеями...»
Ответ
… то у каждого будет по две идеи».
Ведь это прекрасно, что мы можем делиться идеями с коллегами, делать нашу работу интереснее, разнообразнее.
«РАСШИФРОВАТЬ» ПРЕДЛОЖЕНИЕ
А что значит «расшифровать» предложение или текст? Это значит, что из него нужно извлечь все, что сказал автор. В тексте заложены сигналы, которые остаются мертвыми, пока к ним не прикоснется читатель. Причем именно от читателя зависит, оживет ли этот текст.
Сигналы – это слова, словосочетания, предложения, ударение, интонация. Это связи между словами в предложении, наконец, это связи между предложениями. Наша задача - научиться эти сигналы расшифровывать. Чтобы извлечь из предложения или текста полный смысл, нужно знать, как устроен текст. Когда автор его создает, он не стремится «прописать» все от начала до конца: он рассчитывает на читателя, который сам восполнит недосказанное. Недосказанное, пропущенное в тексте ученые назвали «скважинами».
Попробуем вместе заполнить «скважины» в предложении: Но один взгляд в зеркало помогал ей как лучшее болеутоляющее средство.
Есть в этом предложении «скважины»? Есть. Жизненный опыт вам подскажет, что взгляд в зеркало поможет лишь тому человеку, который сам себе нравится. Итак, одна «скважина» заполнена.
Но есть еще одна: наверное, вы поняли, что этой женщине сейчас плохо, раз она нуждается в болеутоляющем средстве. Теперь мы заполнили две «скважины» и можем расширить рамки этого предложения и даже составить по нему текст. Вот возможный вариант такого текста:
У женщины произошла какая-то неприятность. Ей было плохо, больно, и она нуждалась в помощи. Эта помощь могла прийти от нее самой. Для этого ей достаточно было взглянуть в зеркало и увидеть, что она хороша собой. Вероятно, то, что она самой себе так нравилась, вселяло в нее надежду, что она сумеет справиться со своими невзгодами.
Наверное, такое с ней уже бывало, ведь здесь сказано, что один взгляд в зеркало помогал ей. Обратите внимание: не помог (законченное действие) один раз, а помогал, то есть так бывало неоднократно.
Теперь мы не только заполнили «скважины», но и внимательно отнеслись к каждому сигналу, заложенному в предложение.
Для того чтобы правильно организовать работу над «расшифровкой» предложения и созданием текста по нему, надо придерживаться некоторых правил:
- Прежде всего нужно вычерпать полный смысл из каждого слова, словосочетания, предложения. Но...
- Нельзя придумывать ничего того, что нельзя узнать из предложения. Иначе вы будете только фантазировать, отталкиваясь от предложения, а перед вами стоит совсем другая задача. Это, конечно, не означает, что вы не можете на основании этого предложения что-то предположить. Затем...
- Все, что вам удалось узнать из предложения, следует изложить в виде связного текста.
Вот какой текст написал ученик, расшифровавший предложение Я задрал голову к потолку, чтобы слезы вкатились в меня обратно.
Развертывание предложений в целый текст является хорошей тренировкой для развития умения пристально всматриваться в слова и находить в них информацию.
МОНТАЖ ТЕКСТА
С монтажом мы сталкиваемся чаще всего в кино. Каждый фильм состоит из множества кадров, и от того, как они соединены между собой, зависит их воздействие на зрителя.
Что же такое монтаж текста? — Это выстраивание предложений и отдельных частей текста, подчиненное основному замыслу автора.
Выполняя задания на монтаж, дети будут как бы "прощупывать" смысловые взаимосвязи в тексте. Будут учиться выбирать лучший монтаж, а для этого критически оценивать разные его варианты. Это поможет увидеть разные логические провалы в своих и чужих текстах и «перемонтировать» их.
Задание. Перед вами набор «рассыпанных» предложений. Составьте из них текст.
ГЕНИЯМ ЛЕГКО
(1) – Да я пишу… Стихи…
(2) – Как замечательно ты играешь! Мне никогда так не научиться.
(3) Собеседником Вольфганга Моцарта был Вольфганг Гете.
(4) – Это ведь тоже очень интересно. Писать хорошие стихи, вероятно, еще труднее, чем сочинять музыку.
(5) Когда юный Моцарт в семилетнем возрасте давал концерты во Франкфурте-на-Майне, к нему подошел мальчик лет четырнадцати.
(6) – Отчего же? Ты ведь совсем большой. Попробуй, а если не получится, начни писать ноты.
(7) – Отчего же, совсем легко. Ты попробуй…
Ответ: 5, 2, 6, 1, 4, 7, 3.
Когда юный Моцарт в семилетнем возрасте давал концерты во Франкфурте-на-Майне, к нему подошел мальчик лет четырнадцати.
– Как замечательно ты играешь! Мне никогда так не научиться.
– Отчего же? Ты ведь совсем большой. Попробуй, а если не получится, начни писать ноты.
– Да я пишу… Стихи…
– Это ведь тоже очень интересно. Писать хорошие стихи, вероятно, еще труднее, чем сочинять музыку.
– Отчего же, совсем легко. Ты попробуй…
Собеседником Вольфганга Моцарта был Вольфганг Гете.
Надеюсь, что предложенные приемы формирования читательской грамотности помогут нам вырастить интеллектуально, эмоционально, духовно активного Читателя, готового к сотворчеству в понимании и открытого к самостоятельным творческим проявлениям.
Использованная литература:
- Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Когда книга учит. М., 1988.
- Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить работать с книгой. М., 1995.
- Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Дорога к книге. М., 1996.
- Соболева О.В. Беседы о чтении (К проблеме понимания текста) // Журнал «Плюс до и после», 2008, №4.