Внеклассная работа по русскому языку является важнейшей составной частью профессиональной деятельности учителя.

Автор статьи: Агибалова Наталья Ивановна

 

Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. К 7-8 классам интерес к изучению русского языка пропадает у большинства детей. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому главная задача внеклассной работы - развитие у школьников интереса к русскому языку и воспитание потребности изучать его. Педагогами и психологами доказано, что познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения, по­этому развитие познавательного интереса к русскому языку оказывается столь важным для обучающихся. Понятно, что этот интерес развивается прежде всего на уроках, но несомненно и то, что внеклассная работа предоставляет учителю огромные возможности для того, чтобы заинтересовать учеников своим предметом, сделать его занимательным и увлекательным.

Интерес, по мнению методистов, это «такое эмоциональное отношение обучающихся к предмету, которое вызывает у детей желание познать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом. Внешне это отношение выражается в пытливости, в любознательности детей, в их внимании и активности на уроке». У обучающихся одного и того же класса познавательный интерес часто проявляется по-разному.

Опытный учитель всегда может установить, на каком уровне в настоящий момент находится познавательный интерес каждого ученика. Уровень познавательного интереса выражается прежде всего в характере познавательной деятельности, с которой справляется и к которой стремится ученик: репродуктивно-фактологической, описательно-поисковой или творческой. Ведя ученика по ступеням от одного вида деятельности к другому, учитель развивает познавательный интерес школьника.

Исходя из основной цели внеклассной работы по русскому языку, можно выделить частные задачи, которые решаются учителем в процессе такой деятельности:

  • воспитание коммуникативной культуры школьников;
  • расширение и углубление запаса знаний учеников и формирование лингвистической компетенции;
  • выявление и поддержка лингвистически одаренных обучающихся;
  • поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, слабоуспевающих по русскому языку;
  • развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.

Внеклассная работа – это неотъемлемая часть всей учебно-воспитательной работы в школе, организуется для развития разнообразных способностей обучающихся в области русского языка и литературы. Она помогает учителю более тщательно изучить воспитанников и совершенствовать их подготовку, повышает общий культурный уровень школьников, вызывает стойкий интерес к предмету, вырабатывает художественный вкус, способствует популяризации русского языка и литературы.

Внеклассная работа имеет свои цели и задачи, свое содержание, виды и формы проведения, свои методы и приемы. Прежде всего, необходимо отметить, что и урок, и внеклассные занятия имеют одни и те же цели:

  • развитие у обучающихся интереса к русскому языку и литературе как учебным предметам;
  • формирование бережного отношения к слову, воспитание любви и уважения к русскому языку и литературе как неисчерпаемому богатству великого русского народа.

Указанные цели определяют задачи внеклассной работы по русскому языку:

  • расширить, углубить и дополнить приобретаемые на уроках знания, тем самым помогая обучающимся лучше усвоить программный материал;
  • научить обучающихся самостоятельно работать с книгами, словарями, справочниками, подбирать материал на нужную тему;
  • формировать коммуникативную компетенцию обучающихся (выступать перед аудиторией, защищать и презентовать рефераты, проекты, организовывать вечера, конкурсы и т.д.);
  • выявлять одаренных в лингвистическом отношении обучающихся, а также воспитывать у слабоуспевающих учеников веру в свои силы,  возможность преодолевать трудности при изучении русского языка и литературы.

Для себя же я определила ещё ряд основных задач внеклассной работы по русскому языку и литературе:

  • осуществление нравственного, патриотического, эстетического воспитания школьников путем вовлечения их в разнообразные внеклассные мероприятия, связанные с приобщением к сокровищнице русского языка и литературы;
  • развитие творческих способностей обучающихся, удовлетворение их индивидуальных запросов, интересов, склонностей;
  • активизация познавательной и мыслительной деятельности;
  • воспитание толерантности, уважительного отношения друг к другу.

К подготовке и проведению внеклассных мероприятий стараюсь привлечь как можно больше заинтересованных, влюбленных в идею людей: учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, библиотекаря, обучающихся и родителей. Чтобы добиться определённых результатов и получить настоящее удовлетворение от проведенного мероприятия, нужно работать всем вместе.

Учитель является организатором и непосредственным участником мероприятий, отбирает и рекомендует тематический материал.

Библиотекарь школы-интерната помогает педагогу в пропаганде чтения (подготовка рекомендательных списков литературы для самостоятельного чтения, литературные выставки, библиотечные уроки, вечера книги, беседы, литературные игры и т.д.).

Родители осуществляют помощь детям в оформлении костюмов, декораций, и, конечно, сами являются активными участниками конкретного мероприятия. Но самая главная задача стоит перед обучающимися школы-интерната. Они – главные действующие лица, они – исполнители.

Формы организации внеклассной работы по русскому язы­ку и литературе в нашей школе-интернате  разнообразны: беседы, конкурсы, викторины, игры, КВН, утренники и вечера, конференции и устные журналы, выпуски школьной газеты,  олим­пиады различного уровня, литературные гостиные, экскурсии в музеи, театры, встречи с интересными людьми  и т. д.   

Как уже было сказано, внеклассная работа по предмету является продолжением учебного процесса с целью вовлечь каждого ученика в активную познавательную деятельность. Внедрение информационных технологий способствует развитию такому важному направлению работы, как проектной деятельности. Проект предполагает как индивидуальные формы работы, так и групповые. Например, для выпуска школьной газеты «Клюквинский квартал» группа заинтересованных учеников подбирает материал, продумывает, как преподнести его в интересной форме.

В процессе создания проекта удаётся сформировать сплочённый разновозрастной коллектив единомышленников, объединённый общими идеями, целями, повысить эффективность и качество обучения по русскому языку и литературе. Результаты проделанной работы дополняют учебный процесс, пополняют дидактическую копилку учителя, открывают новые возможности самореализации обучающихся.

Проектная деятельность носит проблемный характер, повышает познавательную деятельность обучающихся, позволяет учиться на собственном опыте и опыте других, на практике применять полученные знания и умения.


Проект «Частушка – живое наследие предков»

You have no rights to post comments