Основное внимание на данном уроке в 7 классе уделяется воспитанию качеств толерантности, умению сострадать, выражать своё отношение к поднятой проблеме через поступки героев, через связь с современностью.
Автор урока: Коньшина Наталья Анатольевна
Цель: Знакомство с рассказом И. Бунина «Лапти» и определение его проблематики.
Задачи:
совершенствовать навык анализа художественного текста;
развивать коммуникативные навыки, речевую культуру, познавательные и творческие возможности учащихся;
воспитывать милосердие, доброту, толерантность.
Оборудование: экран, компьютер, мультимедийный проектор.
Наглядно-демонстрационный материал: презентация «Жизнь и творчество И. Бунина», тексты, картины Н. Ярошенко «Крестьянин в лесу», И. Прянишникова «Крестьянин с рогатиной», И. Крамского «Пасечник», иллюстративный материал «Лапти».
Результаты:
Предметные: умение воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, потомку; умение анализировать прочитанное; развитие творческих способностей и читательской наблюдательности; умение оценивать художественное произведение, понимать авторский замысел.
Метапредметные: способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; извлечение информации из различных источников; самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор на тему.
Личностные: воспитание милосердия, доброты, толерантности; стремление к речевому самосовершенствованию, к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
ХОД УРОКА
Организационный.
Учитель приветствует, настраивает учеников на успешную работу.
Демонстрирует ролик «Пальто» https://www.youtube.com/watch?v=jkrir6UiOgo
– Как вы думаете, о чём пойдет сегодня речь на уроке»?
Постановка проблемы.
Демонстрирует портреты К. Хабенского и М. Матвеева, Е. Боярской.
– Знаете ли вы этих людей?
Это актёры театра и кино. К. Хабенский, М. Матвеев, Е. Боярская.
Константином Хабенским был создан Благотворительный фонд, который занимается организацией помощи детям с онкологическими и другими тяжелыми заболеваниями головного мозга.
Максим Матвеев и Елизавета Боярская работают в фонде «Доктор Клоун». Фонд работает для детей, которые находятся на длительном стационарном лечении, плохо переносят пребывание в больничных стенах. Команда актеров и медиков вот уже на протяжении 10 лет помогает малышам преодолеть боль и страх перед сложным, но таким жизненно необходимым лечением.
– Как вы думаете, зачем они это делают?
– Как называют таких людей и их дела?
– Филантроп – человек, занимающийся благотворительностью в помощь нуждающимся. (Интернет)
– Благотворительность – творить благо.
Милосердие (мил сердцу) - готовность помочь кому-нибудь (С.И.Ожегов).
Произнесите эти слова, правильно ставя ударение.
– Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?
– На примере рассказа И. Бунина «Лапти» мы попробуем ответить на вопросы:
В какие минуты жизни люди могут проявлять милосердие?
Кто способен проявить милосердие?
Зачем это им нужно?
Обучающиеся слушают учителя. Отвечают на вопросы, работают в картах-схемах: записывают термины благотворительность, милосердие, «филантроп», дают им трактовку. Работают с толковыми словарями, ищут в сети Интернет понятие «филантроп». Занимаются орфоэпическим тренингом. Познавательные: умение сопоставлять информацию с имеющимися знаниями, выдвигать предположения, обосновывать их.
Актуализация знаний.
– Иван Алексеевич Бунин, выдающийся русский писатель, почётный академик императорской Академии наук и лауреат Нобелевской премии, прожил 34 года за границей, но продолжал любить Россию, восхищался её природой и удивлялся загадочности русской души.
Дети слушают подготовленных обучающихся о жизни и творчестве писателя, просматривают презентацию.
Поиск путей решения проблемы.
– Мы продолжаем знакомиться с творчеством И. Бунина. И перед нами его рассказ «Лапти»
Чтение рассказа.
Учитель просит обсудить, какие проблемы поднимает автор в рассказе, обосновать свои мнения. Предлагает проанализировать текст, организует фронтальную работу, применяя приём «Толстые и тонкие вопросы».
Примерный круг вопросов:
С какими героями вы познакомились?
В какое время года происходит действие рассказа?
Какая стоит погода и сколько дней? Найдите описание в тексте.
Какое художественное средство использует автор в 1-ом предложении?
Что просит больной ребёнок?
Как вы думаете, где мог видеть лапти сын барыни?
Ребята, как вы поняли, кем в доме барыни был Нефёд?
Каким вы его себе представляете? (устное словесное рисование, просмотр репродукций на тему «Крестьянин», сравнение ответов учащихся с видением художников).
Дети читают, обсуждают, выявляют круг проблем, формулируют их. Участвуют в фронтальной беседе по содержанию текста. Рассматривают картины художников, визуально определяя, что наиболее верно подходит под описание Нефёда полотно И. Прянишникова «Крестьянин с рогатиной» (Крестьянин на фоне снега, в зимней одежде и т.п.).
Физминутка.
Упражнения для снятия зрительного утомления.
Решение проблемы.
Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.
Самостоятельная работа в парах. Просит в группах обсудить проблемы рассказа, обосновать своё мнение.
«Чтение с пометками»
Каждой группе даётся задание:
– Какие чувства испытывает мать больного ребенка? (Подтвердить текстом).
– Почему Нефед хочет выполнить просьбу больного мальчика, ведь его никто не просил об этом?
– Почему трудно было решиться идти за лаптями?
– Какие изобразительно-выразительные средства использует автор, описывая вьюгу? (Найти в тексте).
Ученики работают в парах. Зачитывают отрывки из рассказа, находят ИВС, формулируют ответ.
Примерные ответы обучающихся:
«Плакала горькими слезами от страха и от беспомощности». «Ночь была еще страшнее». «…не отходившая от постели», «Мать кидалась на колени и била себя в грудь» (безысходность)
«Значит, душа желает. Надо добывать.» Испытывает чувства жалости, сострадания к маленькому ребёнку. Нефёд был чутким, добрым человеком, с горячим сердцем. На Руси было народное поверье, что если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет.
«Обыденкой в такую погоду не вернешься»
«…пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море»
«Пятый день несло непроглядной вьюгой», «бездне снежного урагана и мрака», «сквозь гул и грохот вьюги», «бешено несущемся степном море» (эпитеты, метафоры, олицетворения).
Коррекция знаний.
– Обратите внимание, только один персонаж наделен именем. Почему?
– Нефёд – старинное имя, образовалось от имени Фёдор. Найдите в словарях трактовку имени Фёдор.
– Нефёд – значит НЕ БОГ. Не БОГ, а сотворил чудо – вылечил ребёнка. Какой вывод можно сделать, ребята?
– Составьте синквейн на тему НЕФЁД – Это свидетельствует о том, что он главный герой рассказа.
Работа со словарями.
«Фёдор — мужское русское личное имя греческого происхождения; восходит др.-греч. («дарованный Богом», «Божий дар»)»
– Люди могут творить чудеса своими руками.
Составление синквейна.
Нефёд,
Добрый, чуткий,
Добывает, спасает, погибает,
Нефёд ценой собственной жизни спасает ребёнка.
Милосердие.
Систематизация знаний.
– Ребята, а почему рассказ называется «Лапти».
– Как вы думаете, что хотел сказать автор этим рассказом?
– Так, о чем же этот рассказ.
– Вернёмся к вопросам, поставленным в начале урока:
В какие минуты жизни люди могут проявлять милосердие?
Кто способен проявить милосердие?
Зачем это им нужно?
Ответы детей:
– Лапти – это зов души ребёнка, зов души Нефеда: совершить добро. А в результате спаслись и мужики в поле.
Лапти – это связность человеческих душ, поэтому и рассказ так называется.
– Мы должны помнить о других людях, заботиться о них, уметь сострадать, оказывать помощь больным людям, близким людям.
– Этот рассказ о доброте, о самопожертвовании. О жизни и смерти, о том, кто способен на добрые поступки.
Примерные ответы учащихся.
– В минуты одиночества, духовного падения, когда не могут переносить боль страждущего человека, когда хотят благосклонного отношения к себе и т.п.
– Люди с чутким и открытым сердцем, люди, умеющие чувствовать чужую боль, любящие ближнего и т.п.
– Они хотят стать лучше, добрее, быть полезными. Просто помочь, чтобы облегчить боль нуждающемуся, потому что они – ЛЮДИ!
Оценивание. Рефлексия.
Учитель, используя приём «Письмо по кругу», предлагает обучающимся написать (одно, два предложения), какие законы нравственности они уяснили на уроке.
Список литературы:
1. Читаем, думаем, спорим…: дидактические материалы по литературе: 7 класс/авт.-сост. В.Я. Коровина. – 10 изд., дораб. – М.: Просвещение, 2007.