Урок литературы в 11 классе, посвящённый балу у Сатаны, можно назвать иначе: «С любимыми не расставайтесь…»
Автор разработки урока – Кондрашова Елена Николаевна
Цели:
Обучающие:
- Продолжить работу над анализом текста.
- Продолжить работу над деталями художественного произведения.
- Уяснить главные ценности, о которых говорит писатель .
- Показать значимость любви в жизни героев романа, проанализировать возможности человека, стремящегося не расставаться с любимым.
Развивающие:
- Развивать монологическую речь учащихся, умение логически излагать свои мысли.
- Развивать читательскую активность учащихся, создавая на уроке эмоциональные и мотивационные ситуации.
- Развивать умение размышлять и делиться своими размышлениями, чувствами.
Воспитательные:
1.Воспитывать любовь к ближнему, добро, милосердие, ответственность за свои поступки.
2.Формировать умения: а) общаться в коллективе; б) осуществлять самооценку и самоконтроль.
Тип урока: урок-размышление.
Методические приёмы: работа с текстом, беседа по вопросам, размышление, выступления учащихся и др.
Оборудование: портреты М.А. Булгакова, проектор, экран, художественный фильм «Мастер и Маргарита» (2005г., режиссер – Владимир Бортко), аудиозапись с вальсом И.Шуберта, карточки для каждого учащегося.
Ход урока
1. Определение темы урока.
Звучит «Баллада о прокуренном вагоне» А. Кочеткова.
Учитель:
- Ребята, знакомы ли вам эти стихи?
- Находите ли вы связь между прослушанным стихотворением и героями романа, который мы сейчас изучаем?
- На что готова Маргарита, чтобы вернуть Мастера?
- Определите тему нашего урока.
- Поставьте цели, обозначьте задачи урока.
- А теперь попробуем связать обозначенную вами тему и начало нашего урока.
(Маргарита не согласна с расставанием, поэтому «Великий бал у Сатаны, или «С любимыми не расставайтесь…»
Знакомство с ситуацией и ориентирование в ней. Слушание.
Проблемный диалог. Индивидуальное сообщение учащегося об истории создания стихотворения А. Кочеткова.
- Мастер покинул Маргариту, но она не готова расстаться с любимым.
- Принимает предложение Воланда стать королевой на его балу.
Учащиеся формулируют тему «Бал у Сатаны», цели, задачи. Понимание и осознание темы урока, направленности действий, его значимости.
2. Актуализация знаний.
- Вспомним, почему Маргарита была «избранной»?
- Почему она пошла на этот шаг (цитируем текст)?
- Булгаков пишет: «С совершенно облегчённой душой… (гл.20,) – Почему на душе стало легко? Ведь она продана Дьяволу?
-Что ж, к этому вопросу мы еще вернемся в конце нашего урока. А сейчас давайте поговорим о балах.
- Что такое бал?
- Каковы назначения балов?
- Кто туда является?
- Похож ли бал у Воланда на те самые балы, которые представляются нам?
Проблемный диалог. Учащиеся называют причины выбора, павшего не героиню. Дают предположительные ответы.
Значение слова «бал» своими истоками восходит к итальянскому и французскому языку - bal, ballo, что означает «танцевать». Существует и другая версия, согласно которой слово было заимствовано из польского или немецкого языков, в которых bal означает «кружить». Таким образом, бал – это светское мероприятие, центральным развлечением на котором являются танцы.
Извлечение из памяти усвоенной информации или опыта и подготовки их к немедленному использованию.
3. Открытие нового знания (размышление).
Учитель:
- Итак, начнем бал!
- Какое место занимает 23-я глава в романе?
- Какую композиционную роль играет этот эпизод?
- Какую роль играют потусторонние силы в романе в плане повествования о трех мирах: древнем, современном и потустороннем?
- Покажите, до каких пределов раздвинута бывшая квартира Берлиоза.
- Когда начинается действие в 23-ей главе?
- Чьими глазами показан бал?
Просмотр фрагмента художественного фильма (начало бала) «Мастер и Маргарита» (2005г., режиссер – Владимир Бортко).
- Что особенно отягощает положение Маргариты? (ответьте текстом Булгакова)
- О чем предупреждает ее Коровьев? (ответьте текстом Булгакова)
- Ребята, мы уже говорили о прототипах героев романа. Есть ли прототипы у гостей, приходящих на бал?
- Начнем со Штрауса.
Звучит вальс И.Штрауса.
- Продолжим знакомство с гостями. И..их прототипами.
Появление гостей.
- Думаю, вы не удивитесь, что у описанных Булгаковым гостей на балу тоже были прототипы. И сейчас они расскажут вам свои душещипательные истории. Слушая их, вам необходимо размышлять и думать над вопросом: вызвали ли они у королевы бала ответную реакцию и согласны ли вы с ней в ее выборе. После очередной истории вы поднимете 2 карточки или 1: черная – Маргарита держит себя в руках, красная – ей это не удалось, белая – вы ее поддерживаете, если нет-карточка одна.
- Итак, проследим за появлением гостей и поведением королевы. Кто появляется первым?
Учащиеся, работая с текстом романа, называют по порядку прибывающих гостей. После имени каждого выходит подготовленный ученик – «прототип преступника» и рассказывает «свою» настоящую историю.
- Господин Жак с супругой (Жак Ле-Кёра, 1400-1456гг.)
- Граф Роберт (Роберт Лейчестер, 1532-1588 гг.)
- Госпожа Тофана (Мария Александровна Спиридонова (1884-1941).
- Фрида (Фрида Келлер)
Учитель:
- Я обратила внимание на то, что большинство из вас поддержали Маргариту в ее неосторожном действии дать надежду Фриде. Почему? Разве она не преступница?
Учитель:
- Что ж, бал окончен. Кто из вас может от лица Маргариты поделиться своими размышлениями и чувствами о том, чего ей стоило перенести это испытание и что ждёт она по его окончании? (используем текст главы 24).
- Просит ли она Воланда вернуть ей любимого? (нет, она просит не подавать Фриде платок).
- Почему она так поступает?
- Может ли проданная Дьяволу душа оставаться такой милосердной и щедрой? (это любящая душа).
- Смогли бы вы пожертвовать ради страдающего своим счастьем?
- Почему Воланд даёт ей второй шанс?(он уважает Маргариту, мастера, он даже возвращает роман «рукописи не горят»)
Выявление тех свойств выделенного отношения, благодаря которым можно сделать общий вывод.
Сопоставление собственной позиции с позицией героя. Формирование собственного мнения на основе размышления. Отвечают на вопросы учителя.
Обращаем внимание на то, что Маргарита не должна никому ничего обещать.
Индивидуальное сообщение учащегося об И.Штраусе кратко.
« – Кто дирижер? – отлетая, спросила Маргарита.
– Иоганн Штраус, — закричал кот, — и пусть меня повесят в тропическом саду на лиане, если на каком-нибудь балу когда-либо играл такой оркестр. Я приглашал его! И, заметьте, ни один не заболел и ни один не отказался». (Булгаков М. А. Мастер и Маргарита (роман)
Факты о «разоблачении» присутствия вальсов Штрауса в художественном фильме.
Сообщение звучит на фоне вальса И. Штрауса.
Часть учащихся работает с текстом и слушает правдивые истории, подготовленные ученики играют роль прототипов.
Информация имеется на сайтах:
- http://www.litsovet.ru
- /works.doklad.ru
- /foto-history.livejournal.com
Выслушав историю каждого, дети поднимают соответствующие карточки. Учащиеся делятся своими размышлениями. Высказывают свои мнения, делятся размышлениями.
Осмысление текста, осознание возможности выбора, согласия или несогласия с главной героиней романа.
Совместное решение актуальных проблем общества.
4. Рефлексия.
- Послушайте стихотворение Г.Ахматовой «Гений».
- Ответьте на вопрос: почему Воланд – нечистая, злая сила – спасает возлюбленных ? (Он тоже считает мастера гением. Он видит чистую любовь)
- Какие строки стихотворения привели вас к этому умозаключению?
(Мой гений, говоривший с Богом
О тайном смысле бытия,
……………………………………….
Скитанье - трудная стезя
…………………………………………
Мой гений, смертью искушенный,
Ты ангел, взмывший в небеса.)
- Есть в романе ещё примеры героев, которые не готовы расстаться с любимыми?
(Левий Матвей, собака Банга)
- В каких ещё литературных произведениях вы читали о вечной любви и преданности?
- Кто из вас может сказать, что история мастера и Маргариты стала для вас примером любви и верности любимому человеку?
- Кто осмелился на данное признание, пусть даже не высказавшись на уроке, а в своих мыслях, может поставить себе в дневник «5».
Фиксация выявленных впечатлений. Знакомство с современными поэтами. Самооценка.
Читает ученица.
Мой гений, говоривший с Богом
О тайном смысле бытия,
Ты выбрал трудную дорогу,
Где я с тобой, но без тебя.
И было дале невозможно,
Скитанье – трудная стезя,
Гордыню пил, мешая с водкой,
Боялся жить, взахлеб любя.
Кто был ты: ангел или демон?
И мог ли душу излечить?
Вещун, мне доказавший делом,
Что трудно женщину учить.
С тобой бывало в стужу жарко,
А ты, плеснувши спирт в камин,
Смотрел, как прогорает ярко
Секундной вспышкой твоя жизнь.
Мне снится голос приглушенный,
Твои нездешние глаза,
Мой гений, смертью искушенный,
Ты ангел, взмывший в небеса.
5. Итог урока. Оценивание ответов.
Учитель:
- А зачем человеку нужна любовь?
- Конечно, можно долго рассуждать о значении любви в жизни человека. Но эта самая жизнь у вас еще впереди.
Мартин Лютер Кинг писал: «Любовь — самая стойкая сила в мире. Это творящая сила — самый могущественный инструмент, доступный человечеству в его стремлении к миру и безопасности».
- Я желаю вам обязательно обрести в своей жизни любовь, которая будет вести вас по верному пути, давать вам силы при любых испытаниях и сделает вас счастливыми».
Выставление отметок за урок.
Направленность на последующий результат. Оценивание. Воспитание доброты, бескорыстия, уверенности в силе добрых чувств.
6. Домашнее задание.
- Дочитать роман.
- Подготовить рассуждение «Что значит свобода для героев романа» (возможно, не только для мастера и Маргариты).
Автор разработки урока – Кондрашова Елена Николаевна