Урок литературы в 9 классе знакомит обучающихся с фактами из биографии Сергея Есенина, обогащает представление о его личности, определяет истоки творчества, демонстрирует детям безграничную любовь поэта к Родине и матери, раскрывает душевную драму любовных переживаний поэта.
Автор урока: Коровина Людмила Александровна
В урок включены мини-проекты, подготовленные детьми по трём направлениям:
Страница 1 – Детство поэта. Истоки творчества;
Страница 2 – «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моём творчестве»;
Страница 3 – Мир любви Сергея Есенина.
Подобное построение урока позволяет составить представление о судьбе и личности поэта, выявить его связь с эпохой, охватить главные для старшего школьного возраста темы творчества, а также способствует формированию собственного отношения обучающихся к поэту Есенину и его творчеству. Подборка стихотворений к уроку отличается задушевностью, трогательностью и искренностью.
Цели урока:
- Обучающая: углубить представление учащихся о жизни и творчестве поэта; раскрыть основные темы его лирики, глубину поэтического мастерства, выявить отношение к личности и творчеству поэта.
- Развивающая: совершенствовать навыки выразительного чтения, монологической речи; развивать музыкальную культуру.
- Воспитывающая: воспитывать внимательное и критическое отношение к эпохе, интерес к творчеству поэта, воспитание любви к родине; воспитание любви к литературе.
Планируемые результаты:
Личностные: проявление творческого отношения к процессу обучения;
проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;
проявление чувств сопереживания, сочувствия, доброты.
Метапредметные
Познавательные:
умение воспринимать и анализировать художественный текст; перерабатывать полученную информацию; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные
умение принимать и сохранять учебную задачу, умение контролировать, корректировать, оценивать.
Коммуникативные
умение передавать свои мысли и чувства, умение формулировать собственное мнение, умение договариваться и приходить к общему мнению, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками.
Предметные
выразительно читать стихи; работать с книгой, из общего выделять главное.
Межпредметные связи: музыка.
Вид урока: усвоение нового материала.
Оборудование:
- портрет С. А. Есенина, ваза с гроздьями рябины и берёзовыми веточками;
- портреты адресатов есенинской любовной лирики;
- записи песен, отрывка из фильма «Есенин», видеоролики.
ТСО: ноутбук, проектор, экран.
План урока:
- Организационный момент.
- Определение темы и целей урока.
- Знакомство со сведениями из биографии и творчества С.А.Есенина. (Представление мини-проектов)
- Рефлексия.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте, ребята! Пожалуйста, садитесь. Сегодня у нас необычный урок – присутствует в классе много гостей, но все они доброжелательны. А мы в свою очередь рады видеть каждого из них. Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи.
В этом имени – слово «есень» .
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нём от русских песен –
Поднебесье, тихие веси,
Сень берёзы и синь – рассвет.
Что-то есть в нём и от весенней,
Грусти, Юности и Чистоты…
Только скажут: «Сергей Есенин», —
Всей России встают черты…
2. Определение темы и целей урока.
Учитель: Вы, конечно же, поняли, о каком поэте пойдёт речь. О Сергее Александровиче Есенине.
Тема нашего урока - “Не напрасно я живу… Страницы жизни и творчества С. А. Есенина”.
Цели урока: Углубить представления о жизни и творчестве поэта; раскрыть основные темы его лирики, глубину поэтического мастерства, выявить отношение к личности и творчеству поэта; совершенствовать навыки выразительного чтения, монологической речи; развивать музыкальную культуру.
Сегодня мы познакомимся с атмосферой, в которой вырос великий поэт, рассмотрим, как время и личное отражаются в поэзии Есенина, увидим особенности его стихотворений. Ребята, во время урока вы будете слушать, восхищаться, что-то запоминать, сострадать, потому что будут звучать красивые, трогательные стихи, которые мог создать только человек с тонкой, ранимой душой. Несмотря на свою молодость, Есенин воспринимал мир так, как будто познал все его непознаваемые грани. Тончайший лирик, удивительно чуткий к земным краскам, звукам и запахам. И все эти чувства передаются читателю с такой легкостью, что каждый может сказать, что познал весь смысл его доброй души, мысли. Но все мы ошибаемся. Есенин – это большее, особенное, совсем не то, что нам преподносят литературоведы в его биографии. И вот я хотела бы, чтобы вы, слушая наш рассказ об этом великом поэте, подумали: так кто же такой – поэт Сергей Есенин и что он хотел сказать своим творчеством, почему в одном из своих ранних стихотворений «Чую радуницу Божью…» он откровенно заявил: «Не напрасно я живу»…?
Ученица: (подходит к портретам С. Есенина и, глядя на них, мечтательно читает наизусть)
Есенин!
Как о нем сказать?
Весенним словом иль осенним?
Сказать,
Как боль перевязать,
Как по ножу пройти – Есенин!
Есенин – в профиль и анфас,
Есенин – в мраморе и бронзе
Запечатлен.
И все ж для нас
Он ближе в клене и березе.
Есенин - все, что сам сказал
И в смех,
И в плач,
И в посвист снега...
Есенин - горше, чем слеза,
Родней родни
И дальше эха.
(Егор Исаев)
Учитель: Сергей Есенин – это человек удивительно яркой, трагической судьбы. О нём, его жизни и творчестве наш рассказ.
Свою работу на уроке мы построим следующим образом: мы разделили класс на три группы, каждая из которых готовила свой мини-проект. Каждой группе будет предложено время для выступления, в ходе которого можно задавать вопросы и обсуждать определённые моменты, а в заключение мы подведём итог своей работы.
3. Знакомство со сведениями из биографии и творчества С.А. Есенина. (Представление мини-проектов)
Страница 1.
Мини-проект 1. Детство. Истоки творчества поэта Сергея Есенина
Ученица 1: Родился Сергей Александрович Есенин 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии (ныне с. Есенино Рязанской области). Здесь с высокого берега Оки открывается потрясающий вид: необъятный простор заливных лугов, поблескивающая гладь многочисленных малых озер; убегающие вдаль перелески, а у самого горизонта – дымка лесов Мещеры. Здесь крестьянствовали прадеды поэта, выбивались в люди деды, здесь вырос его отец, провела свою нелегкую жизнь его мать; в Константиново отшумело деревенское детство будущего поэта.
/на экране демонстрируются картины природы рязанских мест/
Ученик 2: Родители Сергея Есенина Татьяна Федоровна и Александр Никитич были выходцами из крестьянской среды. С двухлетнего возраста мальчик воспитывался в доме Титовых – бабушки и дедушки со стороны матери. Они, люди верующие, православные, хорошо знали истину, полученную от своих предков: родная земля – это подножие Престола Божия. Такое мироощущение они постарались передать и своему внуку.
Ученица 1: От отца Есенин унаследовал светлые волосы, выразительные глаза: то грустные и печальные, то теплые и лучистые, необыкновенного василькового цвета. От матери поэту достались независимость, добросердечие, хорошая память. Голос и музыкальный слух унаследовал поэт от родителей: отец пел в церковном хоре, мать прославилась на всю округу как замечательная песенница. Поэтому сам Сергей Есенин любил народную песню под тальянку (гармонику) и балалайку. А вот что рассказывал поэт о себе сам.
Сценка.
(Звучит балалаечный напев, и выходит Есенин в русской рубахе)
Есенин. Я, Сергей Есенин – сын крестьянина, озорной и бедовый.
Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном.
Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой...
И теперь вот, когда простыла
Этих дней кипятковая вязь,
Беспокойная, дерзкая сила
На поэмы мои пролилась.
Золотая словесная груда,
И над каждой строкой без конца
Отражается прежняя удаль
Забияки и сорванца.
«Все живое особой метой...»
(Появляются дед и бабка).
Бабка. Ну, нешто так можно, Сергуша, весь в царапинах, опять с соседскими
мальчишками подрался! Али на яблоню лазил?
Дед. Ты, это, у меня, старая, не трожь, он так крепче будет!
Бабка. Только в субботу помыли, голову нагофрили, аж гребень поломали о кудри, а он.
Видать, не выйдет из него учителя, вон весь чумазый.
Дед. Как не выйдет! Вот отдадим его в земское училище, потом в церковно-
учительскую школу, а потом и в Москву дальше на учителя учиться.
Есенин. Не буду учителем.
Дед. А кем тогда?
Есенин. Никем, частушки буду сочинять!
Дед. Частушки. Ах, ты деду перечить! Бабка, розги! (Уходят)
Ученица 1. Подрастая, Есенин чутко воспринимал радужный мир земной красоты. Вспомним, как любовался он зарей, которая, подобно котенку на крыше, “моет лапкой рот”; как переживал, что лошади на Оке чуть-чуть было “не выпили” луну; как однажды был удивлен, увидев, что “словно яйцо, расколовшись, скользнул месяц за дальним холмом”; как вслушивался в звонкий говор дубрав, что “кличут ветками к реке”.
Сколько раз позднее согревали и успокаивали поэта бесконечно дорогие его сердцу воспоминания детских лет! Вновь и вновь наполняли они его музу чувством любви к родине.
Ученик 2.
Вывод: Поэт не мыслит себя без родной русской природы, народной песни, православной веры, деревенской Руси. Таким образом, можно сделать вывод: К вершинам поэзии Сергей Есенин поднялся из глубин народной жизни.
Учитель: Спасибо, ребята. Садитесь на свои места. А мы продолжаем. Несмотря на серьёзное заявление («Не буду учителем»), диплом сельского наставника Есенин всё-таки получил (весной 1912 года), но от распределения в деревенскую школу при самом искреннем сочувствии «забитому», неграмотному народу наотрез отказался, невзирая на слёзы матери и гнев отца, которым очень-очень хотелось, чтобы их сын, такой пригожий да умный, всему селу на зависть, стал учителем. И не потому, что боялся «пропасть в глуши», а потому, что уже понял: он – поэт.
Страница 2.
Мини-проект 2. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве».
Ученик 1. В 1916 году Есенин издал свою первую книгу «Радуница» (название сборника связано с православным праздником Воскресения из мёртвых на второй неделе Пасхи). Критики откликнулись на сборник поэта, подчеркивая, что «для Есенина нет ничего дороже Родины», что он любит её и «находит для неё хорошие, ласковые слова». Они отмечали задушевность и естественность его лирики: «На всём его сборнике лежит прежде всего печать подкупающей юной непосредственности... Он поёт свои звонкие песни легко, просто, как поёт жаворонок». Убедитесь в этом, послушав одно стихотворение из этого сборника.
Ученик читает стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…»
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты – в ризах образа…
Не видать конца и края –
Только синь сосёт глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и мёдом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах весёлый пляс.
Побегу по мятой стёжке
На приволь зелёных лех,
Мне навстречу, как серёжки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
Ученик 2. Родина, Россия была для Есенина началом всех начал. Даже имя ее он произносил с восхищением: «Россия... какое хорошее слово... и «роса», и «сила», и «синее что-то». Это им сказано: «Нет поэта без Родины». Для нее берег он самые заветные эпитеты. Слово «Русь» было для него любимой рифмой. Есенин часто повторял: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моём творчестве.
Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.
Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй, всякого спроси –
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси.
Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы...
«Спит ковыль. Равнина дорогая...»
Ученик 3. Время Есенина – время крутых поворотов в истории России. Оно отмечено и пожарами мировой войны, и крушением самодержавия в февральские дни 1917 года, и октябрьским залпом «Авроры». Поэт пытался разобраться в происходящем: «Учусь постигнуть в каждом миге // Коммуной вздыбленную Русь». Ему до боли в сердце жаль разрушенную гражданской войной страну, ее русские деревни, ведь Есенин считал себя певцом русской деревни, продолжателем традиций крестьянской поэзии.
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.
«Край ты мой заброшенный...»
Ученик 4. Природу России поэт всегда воспринимал чутким сердцем русского человека. Помните, как он писал: «Спит черемуха в белой накидке», «Словно белою косынкой, подвязалася сосна», «Отговорила роща золотая березовым, веселым языком». С родиной связана лучшая метафора Есенина – «страна березового ситца».
Звучит романс «Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком» в исполнении Надежды Кадышевой.
Ученик 4. Вывод по своей теме мы сделали следующий: от изумительных стихов о «стране березового ситца» до тревожных раздумий о судьбе Родины. От Руси полевой, патриархальной, уходящей в прошлое – к России советской – таков путь поэта. Но и в радости, и в печали всегда его сердце тянулось к родному очагу, к полевым тропинкам.
А сейчас мы прочитаем стихотворение, которое понравилось нам больше всего.
(Дети читают стихотворение на фоне отрывка из фильма «Сергей Есенин» )
СЕРГЕЙ ЕСЕНИН «Я ИДУ ДОЛИНОЙ. НА ЗАТЫЛКЕ КЕПИ...»
Я иду долиной. На затылке кепи,
В лайковой перчатке смуглая рука.
Далеко сияют розовые степи,
Широко синеет тихая река.
Я – беспечный парень. Ничего не надо.
Только б слушать песни - сердцем подпевать,
Только бы струилась лёгкая прохлада,
Только б не сгибалась молодая стать.
Выйду за дорогу, выйду под откосы, -
Сколько там нарядных мужиков и баб!
Что-то шепчут грабли, что-то свищут косы.
"Эй, поэт, послушай, слаб ты иль не слаб?
На земле милее. Полно плавать в небо.
Как ты любишь долы, так бы труд любил.
Ты ли деревенским, ты ль крестьянским не был?
Размахнись косою, покажи свой пыл".
Ах, перо не грабли, ах, коса не ручка -
Но косой выводят строчки хоть куда.
Под весенним солнцем, под весенней тучкой
Их читают люди всякие года.
К черту я снимаю свой костюм английский.
Что же, дайте косу, я вам покажу -
Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий,
Памятью деревни я ль не дорожу?
Нипочём мне ямы, нипочём мне кочки,
Хорошо косою в утренний туман
Выводить по долам травяные строчки,
Чтобы их читали лошадь и баран.
В этих строчках – песня, в этих строчках – слово.
Потому и рад я в думах ни о ком,
Что читать их может каждая корова,
Отдавая плату тёплым молоком.
18 июля 1925
- Ребята, очень хочется задать вам вопрос. Вы сказали, что это стихотворение понравилось вам больше всего. А почему?
(Ответы детей)
Учитель. Ребята, ни для кого не секрет, что любовь к Родине начинается с любви к матери!!! И в преддверии замечательного праздника наших дорогих мам невозможно не вспомнить, что и в творчестве Есенина есть эта тема.
Стихи, обращенные к матери! Сколько русских поэтов прикасались к этой священной теме, и только, пожалуй, Некрасову да Есенину удалось со всей непосредственностью и теплотой передать в стихах неизбывность сыновнего чувства к матери.
«Письмо к матери» Видеоролик.
Анализ стихотворения Есенина.
Учитель: Такое простое стихотворение о себе, о своей любви к матери. А кажется, что оно касается каждого из нас. Почему так происходит?
Ученик: Мы обижаем, волнуем матерей, а они прощают, потому что любят, потому что жалеют. Щемящие нежные слова нашел поэт для матери.
Учитель: Какую картину рисует поэт? (Поэт воспевает материнскую любовь. Нам видится женщина в избе, бревенчатые стены, дощатый стол, кринку с молоком. Дома все просто. Но в простоте таится поэзия жизни)
Учитель: Что значит «несказанный»? (Неизреченный, какой невозможно высказать словами)
Учитель: Закончите фразу: Дом в поэзии Есенина – это воплощение... (тепла, уюта, спокойствия. Святой материнской любви).
Страница 3.
Мини-проект 3. Мир любви Сергея Есенина.
Ученица 1: Такой человек, как Сергей Есенин – талантливый, обладающий при этом необыкновенным обаянием, красотой, влюбчивый, иногда безудержно увлекающийся не мог не привлекать женщин. Его любили, любил он.
Имена этих женщин известны всему миру, благодаря поэту Сергею Есенину:
Анна Изряднова (сын Юрий) – ПЕРВАЯ
Зинаида Николаевна Райх (дети Константин и Татьяна) – ЛЮБИМАЯ
Айседора Дункан – ДОРОГАЯ
Галина Бениславская – ХОРОШАЯ
Августа Миклашевская – ЕДИНСТВЕННАЯ
Шаганэ Тертерян – ВОСТОЧНАЯ
Софья Андреевна Толстая – МИЛАЯ
Ученица 2: Прекрасной и трагической для каждого из них оказалась встреча русского поэта Сергея Есенина и американской танцовщицы Айседоры Дункан, которая состоялась осенью 1921 года, а уже через полгода они зарегистрировали свой брак… До сих пор почитатели есенинского таланта спорят, привлекла ли поэта популярность известной танцовщицы, творческое ее обаяние, неотразимая женственность – что именно и в каком соотношении..? Но, без сомнения, можно сказать одно: поэзия танца Айседоры Дункан столь же прекрасна, как музыка есенинских стихов.
/Ученица танцует с шарфом/
Ученица 2. Чтобы вырвать его из пучины бесконечной гульбы, Айседора вышла за Есенина замуж и увезла его в Европу, а оттуда в Америку. Но едва они пересекли границу, в личных отношениях начались проблемы. В Берлине Есенин сбежал и довольно быстро наладил контакты с соотечественниками. Его стихи имели там большой успех. Брак с Дункан вскоре распался, и Есенин вновь оказался в Москве. Но он не смог найти себе места в новой большевистской России. По свидетельству современников, когда он впадал в запои, то мог страшно "ругать" советскую власть. Спецслужбы его не трогали и, продержав некоторое время в милиции, вскоре отпускали – к тому времени Есенин был знаменит в обществе как народный, “крестьянский” поэт.
Ученица3.
В декабре 1924 года Есенин путешествует по Закавказью. В этот период он знакомится с Шаганэ Тальян, учительницей, которой поэт посвятил изумительный сборник «Персидские мотивы», где воспета чистая, радостная, молчаливая и неподкупная любовь. Такой была и Шаганэ Тальян, которую Сергей Есенин часто посещал в Батуми, дарил цветы, читал стихи. Девушке в ту пору было 24 года, по происхождению она армянка. Шаганэ отличалась необыкновенной красотой, и с нее писал поэт свою персиянку. Расставаясь с ней, Есенин преподнес ей книгу своих стихов с надписью: «Дорогая моя Шаганэ, Вы приятны и милы мне».
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ.
Потому, что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
Потому, что я с севера, что ли.
Я готов рассказать тебе поле,
Эти волосы взял я у ржи,
Если хочешь, на палец вяжи -
Я нисколько не чувствую боли.
Я готов рассказать тебе поле.
Про волнистую рожь при луне
По кудрям ты моим догадайся.
Дорогая, шути, улыбайся,
Не буди только память во мне
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Там, на севере, девушка тоже,
На тебя она страшно похожа,
Может, думает обо мне...
Шаганэ ты моя, Шаганэ.
1924
Вывод
Ученица 1:
– Стихи Есенина о любви различны по степени совершенства. Но они безгранично искренни, предельно чисты и задушевны. «Я сердцем никогда не лгу…» – писал о себе Есенин. Поэтому его стихи волнуют сердца читателей, ибо во все времена они звучат истинной музыкой и истинной поэзией.
В жизни, вне творчества, Есенин пережил несколько любовных трагедий и разрывов с женщинами. Но и после разрыва с ним эти женщины продолжали любить поэта, относясь к этому, как к божественному подарку жизни. Они оказались правы. Мир любви Сергея Есенина стал бесценным достоянием культуры всего человечества.
Учитель. На смену плодотворному периоду литературной деятельности Есенина, на смену радостным, светлым дням его жизни пришла полоса душевного кризиса.
Много передумал и перечувствовал Есенин в то время. Уже началась травля крестьянских поэтов, которая привела к вычеркиванию из жизни Сергея Клычкова, Николая Клюева... Одинок и неприкаян был Есенин в последние месяцы перед гибелью. Все это осложнилось физическим нездоровьем поэта. Ослабленный болезнью, издерганный поэт не выдержал очередного приступа депрессии, в Ленинграде, в гостинице «Англетер», ночью 27 декабря поэт ушел из жизни. Покончил ли он с собой или это было преднамеренное убийство? – Нет пока точного ответа на этот вопрос.
Звучит запись стихотворения «Устал я жить в родном краю…». Читает Сергей Безруков.
Учитель. Ленинград простился с Есениным холодно. Жалкий оркестр, толпа зевак, дежурные протокольные речи официальных лиц… Но пока спецвагон добирался из слегка омрачённого Ленинграда до столицы, Россия опомнилась и осознала величину и тяжесть утраты: в день похорон 31 декабря 1925 года на улицы вышла вся Москва. Газеты в некрологах ещё затруднялись в выборе подходящего эпитета – кого, товарищи, хороним? Как обозначить литературный ранг отошедшего: большой, талантливый или, может, поскромнее известный национальный поэт?
Но траурный транспарант над Домом печати, где был установлен гроб с телом Сергея Есенина, выражая мнение народное, уже выбрал единственно верное слово: ВЕЛИКИЙ.
По Никитскому бульвару траурный кортеж направился на Страстную площадь, к памятнику Пушкину. Трижды вокруг памятника был обнесен гроб с телом Есенина, символизируя живую связь народных поэтов России. Затем путь лежал на Ваганьковское кладбище.
Несметное число людей шло за гробом Есенина. Со дня похорон Некрасова в Петербурге – почти полвека – Россия не видела такого величественного прощания народа с поэтом.
Ученица(читает стихотворение Т. Смертиной).
Да кто ж так до сердца проймет?
Да кто же плакать так заставит?
Да кто ж так Русь свою поймет
И сгоряча бел свет оставит?
Уже водица мерзнет в сенях.
Опять октябрь...
Грусть деревень...
Вспахали зябь...
Сергеев день...
Хоть годы – счастливы, быстры,
Есенин...
Это имя в сердце носим,
В помин его летят листы
Со всех берез русоволосых!
Заплакав,
гуси даль пронзают.
Звенит осинник в синь дождей.
И в честь его себя сжигают
Рябины по России всей!
4. Рефлексия.
- А сейчас мне хотелось бы услышать ваше отношение к поэзии Есенина.
- Давайте попробуем составить синквейн к фамилии Есенин:
Поэт
Талантливый, необыкновенный.
Вдохновляет, волнует, завораживает.
Ярчайшее проявление русской души.
Есенин.
Учитель: Сегодня было сказано много теплых слов о замечательном русском поэте С. Есенине. Я хотела бы вернуться в начало урока, где прозвучал вопрос: так кто же такой – поэт Сергей Есенин, и что он хотел сказать своим творчеством? Почему слова «Не напрасно я живу…» особенно трагично звучат в его устах? Какой он, ваш Есенин?
5. Итог урока:
-Я благодарна Есенину за патриотизм, за то, как он красиво, красочно (и синь, и голубень) в своих стихах изобразил Россию, страну, которую по-настоящему любил. «Никакая родина другая не вольёт мне в грудь мою теплынь». Теплынь, это слово особенно зацепило меня. Я в полной мере ощущаю его двойственный смысл: тепло и телу, и душе.
-Есть поэты, которые пришли на время, за пределы своего времени они не выйдут, а есть те, кто приходит навсегда. Вот Есенин пришёл навсегда. Его стихи не могут состариться, слишком они сильные и яркие. И, на мой взгляд, будут жить вечно. Не напрасно прожита жизнь великого поэта.
-А я ценю Есенина за его талант и за внешнюю красоту, ведь это здорово, согласитесь, когда по жизни идут просто красивые люди, красивые внешне и красивые внутренне.
-Есенин замечательный! Его стихи, мелодичные, задушевные, трогательные, никого, наверное, не могут оставить равнодушным. Особенно меня потрясло стихотворение «Письмо к матери». В нём столько любви, нежности, столько боли и сожаления! Искреннего сожаления о причинённых матери страданиях!
-А я восхищён тем, сколько женщин рядом с ним познали любовь. Пусть не всегда она была счастливая, порой трагическая, но ценность в том, что она была. И ещё я уверен, что Есенин и поэт, и человек замечательный, ведь плохого человека так любить никто не будет.
Учитель: Ребята, большое спасибо вам за такие тёплые, трепетные слова в адрес поэта. Спасибо за то, что у каждого они свои, осознанные и продуманные. Вы проделали огромную работу при подготовке к уроку, и каждый из вас открыл для себя своего Есенина. Всем вам я ставлю «5» за урок.
6. Домашнее задание: «Письмо Сергею Есенину» (написать несколько строк признания в любви великому поэту, слова благодарности за прекрасные стихи и сожаления о том, что его рано не стало.
Автор урока: Коровина Людмила Александровна