Урок русского языка «Односоставные предложения» учитель начала с пословиц «Встречают по одежке, а провожают по уму», «По речам узнают человека», тем самым подчеркнув, насколько важно умение красиво и грамотно говорить.

Этап актуализации знаний был богат разнообразными приемами: орфографическое бинго, интеллектуальная раскраска, квадродомино. Цель – повторить орфографические и грамматическое нормы, обратившись к заданиям 6,7,9 ОГЭ по русскому языку.

Полученные знания «ученики» постарались применить на практике. Составляли отзыв, поздравление и фрагмент резюме, используя односоставные предложения. В процессе работы убедились, что это необходимые умения, повод для применения которых есть в жизни каждого человека.

На этапе рефлексии говорили о том, что на уроке было трудным, что удивило, что точно пригодится в жизни. Закончился урок выводом с включенными в него словами В.И. Даля: «С языком шутить нельзя: словесная речь человека — это видимая связь, звено между душой и телом, духом и плотью». 

Урок провела Бобринева Олеся Николаевна

 

Ход урока:

1. Организационный момент

Добрый день! Любите ли вы праздники? (прием кроссенс) Как думаете: что общего между М.В.Ломоносовым, В.И.Далем, и … буквой Ё (день рождения у них в ноябре: у М.В.Ломоносова – 19 ноября,  у В.И.Даля – 22 ноября, у буквы Ё – сегодня, 29 ноября). Поздравляю!

Познавательная разминка о дне рождения буквы Ё (прием «Шестеренка»)

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Продолжите пословицу: «Встречают по одежке, а провожают … (по уму)».  А еще есть пословица: «По речам узнают человека». Сегодня на уроке мы продолжим исследование тайн русского языка, русского слова, в котором, по убеждению Владимира Ивановича Даля, «не менее жизни, чем в самом человеке».

А языковым материалом для сегодняшнего исследования будут…  (на доске предложения ВСТРЕЧАЮТ ПО ОДЕЖКЕ, А ПРОВОЖАЮТ ПО УМУ.      ПО РЕЧАМ УЗНАЮТ ЧЕЛОВЕКА) односоставные предложения.

Словарная работа. Самопроверка

Манёвр, киоскёр, режиссёр, фольклористика, афоризм, диалектолог   

3. Актуализация знаний.

Задания выбираются вслепую.

1 группа - БИНГО (правописание производных предлогов (подготовка к заданию 6 ОГЭ).

2 группа – ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАСКРАСКА (типы подчинительной связи (задание 9 ОГЭ)).

3 группа – КВАДРОДОМИНО (орфография, задания 6, 7 ОГЭ).

4. Первичное усвоение новых знаний. Исследование

Работа в группах, заполнение таблицы (распределение по группам случайное, в зависимости от выбранной для повторения карточки).

1 группа ищет в тексте назывные предложения (текст о букве Ё)

2 группа ищет определенно-личные предложения (текст о влиянии Пушкина на русский язык)

3 группа ищет неопределенно-личные предложения (текст о М.В. Ломоносове)

4 группа ищет безличные предложения (текст о В.И. Дале)

Тип односоставного предложения

Пример

Чем выражен главный член  (подлежащее/сказуемое)

Вывод.

Закончи фразу

НАЗЫВНОЕ

 

 

 

Сообщают о существовании в настоящем  

 

ОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНОЕ

 

 

Сказуемое указывает на

НЕОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНОЕ

 

 

Важно не лицо, которое выполняет действие, а само

БЕЗЛИЧНОЕ

 

 

В этих предложениях нет и не может быть

Итак, давайте вместе составим подсказку «КАК БЫСТРО ОПРЕДЕЛИТЬ ВИД ОДНОСОСТАВНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ» (совместно в гугл-презентации).

НАЗЫВНОЕ                  О – Л                          Н – Л                          БЕЗЛИЧНОЕ

                                                                 

СУЩ в И.П.             Я, ТЫ, МЫ, ВЫ                  ОНИ               НЕТ и НЕ может быть лица

 

5. Первичная проверка понимания

Односоставные предложения часто используются в художественной речи.

Учитель читает предложения, ученики во вклейках ставят букву, соответствующую типу предложения (Н, О-Л, Н-Л, Б). Взаимопроверка.

 

1.Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья… (А.Фет)

 

2.Переправа, переправа…
Берег левый, берег правый,
Снег шершавый, кромка льда… (А.Т.Твардовский)

 

3.Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!  (А.С.Пушкин)

 

4.Двадцать первое. Ночь. Понедельник… (А.Ахматова)

 

5.Хорошо бродить среди покоя голубой и ласковой страны. (С.Есенин)

 

6.Вам не видать таких сражений. (М.Ю.Лермонтов)

 

7.Люблю грозу в начале мая. (Ф.И,Тютчев)

 

8.Чему смеётесь? Над собой смеётесь! (Н.В.Гоголь)

 

9.Ведут ко мне коня. (А.С.Пушкин)

 

10.Снова пьют тут, дерутся и плачут
Под гармоники жёлтую грусть. (С.Есенин)

Вывод: Односоставные пред­ложения оказываются более выразительными, чем их синонимичные варианты; они живее, эмоцио­нальнее, непосредственнее передают авторский замысел, помогают передать тончайшие оттенки речи.

6. Первичное закрепление

Односоставные предложения мы используем и в повседневной речи (устной и письменной), когда нужно кратко и ёмко выразить свою мысль (отзыв, поздравление).

И по особым случаям, когда необходимо, например, рассказать о себе коротко и интересно (резюме).

Составление отзыва, поздравления, фрагмента резюме

увидели их особую красоту, так как односоставные предложения обладают удивительной эмоциональностью.  

Кроме  того,  определенно-личные  и  неопределенно-личные предложения  более лаконичны, в них больше подчеркивается действие, чем деятель.  А  выразительная  емкость  назывных  предложений  делает  их незаменимым  средством,  когда  надо  немногословно  обрисовать  картину, создать впечатление стремительности действия.

 

7. Домашнее задание. Инструктаж по его выполнению

Учитель дает скриншот со ссылкой на электронное издание книги. Необходимо прочитать одну из статей и найти односоставные предложения, выписать их в тетрадь, определить тип, подчеркнуть грамматические основы.

Решить лингвистические задачи (дифференцированное задание).

 

Лингвистические задачи

 Задание 1.  Является ли данное предложение односоставным? Свой ответ аргументируйте. Устно объясните значение указанного слова.

Бриллианты в лунном свете,

Бриллианты в небесах,

Бриллианты на деревьях,

Бриллианты на снегах....

(А. Фет «Знаю я, что ты, малютка...»)

Решение

Данное предложение не является односоставным и назывным, т. к. распространить назывное предложение могут только согласованные или несогласованные определения (то есть те второстепенные члены, которые относятся к группе подлежащего), а в данном предложении есть второстепенный член с обстоятельственным значением. Следовательно, это неполное двусоставное предложение с опущенным сказуемым, а обстоятельства напоминают о его существовании.

Задание 2. Чем отличаются (по смыслу и синтаксически) следующие два предложения:

А) Не нужно золота ему.

Б) Не нужно золото ему.

Решение

Первое – безличное, а второе – личное.

Первое – односоставное, а второе – двусоставное.

Задание 3. Чем интересен следующий отрывок из стихотворения А.Фета «Вечер»?

Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу.

Решение

Все четыре предложения безличные.

Глаголы выражены безличной формой личных глаголов.

 

8. Рефлексия (ученик выбирает на доске понравившуюся фразу и продолжает ее)

Я УЗНАЛА…

МНЕ БЫЛО ИНТЕРЕСНО…

МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ…

БЫЛО ТРУДНО…

МЕНЯ УДИВИЛО…

ТЕПЕРЬ Я МОГУ…

ЗНАНИЯ МНЕ ПРИГОДЯТСЯ…

МОГУ ПОХВАЛИТЬ СЕБЯ…

Учитель просит ученика подвести итог урока, введя в повествование слова В.И. Даля: «С языком шутить нельзя: словесная речь человека — это видимая связь, звено между душой и телом, духом и плотью».

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Материалы к уроку прилагаются.