18 мая 2023 года на базе ОГБУ ДПО КИРО состоялась межрегиональная научно-практическая конференция «Эффективные практики формирования функциональной грамотности обучающихся».
В работе конференции приняли участие
- руководители органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;
- руководящие и педагогические работники общеобразовательных организаций г. Курска и Курской области;
- методисты муниципальных методических служб региона;
- муниципальные координаторы по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций г. Курска и Курской области;
- руководители и члены муниципальных методических объединений учителей-предметников общеобразовательных организаций г. Курска и Курской области;
- руководители и члены регионального учебно-методического объединения в системе общего образования Курской области;
- сотрудники институтов развития образования г. Калининграда, г. Смоленска, г. Екатеринбурга, г. Владимира, г. Ульяновска.
Всего в конференции приняли участие более 250 педагогических работников.
Целью научно-практической конференции стали интеграция и трансляция инновационного опыта (эффективных практик) общеобразовательных организаций, а также муниципальных методических служб по вопросам формирования функциональной грамотности при реализации обновленных ФГОС.
В соответствии с программой конференции состоялись пленарное заседание и проведены 3 тематических круглых стола.
С приветственным словом к участникам конференции обратилась И.В. Рагулина, проректор по организационно-методической работе ОГБУ ДПО КИРО, к.геогр.н.
В ходе пленарного заседания (модератор О.Н. Зимнева, доцент кафедры социально-гуманитарного образования ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования», региональный координатор по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Курской области, к.ф.н.) были рассмотрены концептуальные подходы к развитию функциональной грамотности в контексте задач повышения качества образования, представлен опыт Калининградской, Московской, Свердловской и Смоленской областей в решении задач формирования функциональной грамотности обучающихся; проанализированы меры методической поддержки учителей общеобразовательных организаций Курской области в развитии различных интегративных компонентов функциональной грамотности школьников.
В рамках тематического круглого стола №1 (модератор Е.А. Давыдова, доцент кафедры социально-гуманитарного ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования», региональный координатор по формированию и оценке креативного мышления обучающихся общеобразовательных организаций Курской области, к.п.н.) были рассмотрены успешные практики формирования и развития функциональной грамотности школьников, в том числе обучающихся с ОВЗ, на уроках литературы, математики, истории, географии, химии, иностранного языка через новые подходы в обучении. Современные подходы к проектированию современного урока, направленного на формирование ключевых компетенций, составляющих основу естественно-научной грамотности, продемонстрировали коллеги из Владимирской области Е.И. Антонова, А.О. Богданова, В.В. Братовская и Т.А. Антонова.
Работа тематического круглого стола №2 (модератор И.В. Булавкина, заведующий центром библиотечной и музейной педагогики ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования», региональный координатор по формированию и оценке читательской грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Курской области) была посвящена поиску и последующему анализу рациональных идей решения задачи развития функциональной грамотности во внеурочной деятельности школьников. Интересным оказался опыт формирования функциональной грамотности обучающихся в системе дополнительного образования, представленный директором муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования города Ульяновска «Детско-юношеский центр «Планета» Е.С. Стекловой.
Тематический круглый стол №3 «Роль педагогического коллектива и профессиональных сообществ в формировании и развитии функциональной грамотности обучающихся» (модератор М.Е. Чаплыгина, доцент кафедры естественно-математического образования ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования», региональный координатор по формированию и оценке математической грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Курской области) объединила представителей предметных отделений РУМО СОО, руководителей ОО Курской и Смоленской областей, а также методистов муниципальных методических служб. В ходе работы были рассмотрены современные механизмы по развитию функциональной грамотности школьников отдельных школ, представлены способы систематической методической поддержки профессиональных сообществ педагогов различных предметов в вопросах развития функциональной грамотности обучающихся.
Отрадно, что в работе конференции приняли активное участие члены отделения учителей и преподавателей РУМО СОО, учителя русского языка и литературы ОО Курской области. Спикерами же выступили учителя-словесники: Ольга Ивановна Ефремова и Екатерина Витальевна Самофалова (МБОУ «Полевской лицей» Курского района), Галина Владимировна Дунаева (МБОУ «СОШ №5 г.Щигры Курской области»), Татьяна Сергеевна Кузнецова (МБОУ «Косиновская СОШ» Курского района), Тамара Федоровна Ильина (МКОУ «Дмитриевская ООШ» Золотухинского района), Евгения Юрьевна Ивченкова (МОУ «СОШ №7» города Железногорска).
Рассмотрев широкий круг теоретических, методических, организационных вопросов, участники научно-практической конференции подчеркнули важность и значимость обозначенных проблем и тенденций. Отмечены наиболее эффективные и результативные практики в области формирования основ функциональной грамотности школьников, отличающиеся глубиной содержательного наполнения.
В целях распространения успешных педагогических практик и дальнейшего продвижения методологии и технологий развивающего, воспитывающего обучения школьников в образовательных организациях Курской области участники конференции рекомендуют:
- опубликовать представленные в работе научно-практической конференции материалы в научно-методическом журнале «Педагогический поиск»;
- продолжать работу по использованию электронного банка заданий по функциональной грамотности на образовательной платформе «Российская электронная школа» (РЭШ);
- систематически организовывать проведение региональных образовательных мероприятий для педагогических работников общеобразовательных организаций в различных практико-ориентированных формах: мастер-классы, тренинги, фестивали, круглые столы;
- продолжать на уровне региона, муниципальных районов, муниципальных и городских округов научно-методическое сопровождение развития компетенций педагогических работников по вопросам формирования функциональной грамотности;
- совершенствовать региональную систему контроля и оценки индивидуальных достижений школьников (предметных, метапредметных, личностных), используя в качестве средства формирования и диагностического инструментария групповую проектную деятельность, а также через овладение педагогами методологией и техникой формирующего оценивания;
- выявлять и транслировать опыт педагогических работников региона по формированию функциональной грамотности обучающихся посредством представления их на сайте ОГБУ ДПО КИРО;
- диссеминировать опыт стажировочных площадок по функциональной грамотности.