24 августа 2018 года в рамках августовского педагогического совещания работников образования Курской области «Качество региональной системы образования: итоги, перспективы и механизмы роста» в ОГБУ ДПО КИРО состоялась дискуссионная площадка «Повышение качества преподавания русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ОО».

Среди 83 её участников были специалисты методических служб, руководители РМО, члены отделения учителей русского языка и литературы УМО в системе образования Курской области, учителя-словесники общеобразовательных организаций Курской области.

Открыло дискуссионную площадку выступление Марины Валентиновны Бабкиной, заведующей кафедрой СГО ОГБУ ДПО КИРО, кандидата педагогических наук, которая рассказала о реализации Концепции преподавания русского языка и литературы в Курской области. Марина Валентиновна назвала наиболее значимые мероприятия, организованные кафедрой СГО КИРО в рамках реализации Концепции, прошедшие в г.Железногорске, г.Курчатове, Рыльском, Хомутовском, Большесолдатском, Глушковском, Октябрьском, Железногорском, Суджанском районах Курской области.

Выступление М.В. Бабкиной продолжили учителя русского языка и литературы МКОУ «Ленинская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского района Курской области Дюмина Татьяна Петровна, Семерова Анжелика Ивановна, Скворцова Ирина Николаевна, которые рассказали об  опыте своей педагогической деятельности. Творческий коллектив учителей-словесников смог оживить слушателей своим выступлением, полно раскрывающим принципы работы каждого учителя-словесника школы.

Также по данному вопросу слушали учителя русского языка и литературы МБОУ «Рыльская средняя общеобразовательная школа № 4» Рыльского района Курской области Татьяну Николаевну Залунину. Интерес слушателей вызвали материалы об организации встречи обучающихся с рыльской поэтессой А.И. Галанжиной, которая приготовила для школьников собственные задания по развитию творческой активности. Татьяна Николаевна отметила, что подобные встречи с мастерами художественного слова особенно важны для формирования ключевых компетенций обучающихся.

О реализации ФГОС СОО в общеобразовательных организациях, являющихся апробационными площадками, рассказала Нежданова Елена Юрьевна, заместитель директора ОБОУ «Лицей-интернат поселка имени Маршала Жукова» Курской области. Елена Юрьевна рассказала о модульном обучении, которое диктует ФГОС СОО, о базовом и углубленном уровнях. В своем выступлении Е.Ю. Нежданова особое внимание обратила на то, что при изучении русского языка в старших классах основное внимание уделяется формированию коммуникативной компетенции путем совершенствования речевых и языковых навыков.

Особое впечатление на участников дискуссионной площадки произвело выступление методиста издательства «Русское слово» (г. Москва) Виноградовой Елены Алексеевны, которая познакомила педагогов с новинками издательства, рассказала об усовершенствовании учебника русского языка для 10-11 Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина, М.А. Мищериной. Елена Алексеевна отметила особенности учебника, среди которых – неразрывная связь русского языка и литературы, работа с научными понятиями, наличие ресурсов для организации активной познавательной деятельности, возможность уровневой дифференциации, наличие заданий для подготовки к итоговой аттестации. Также Е.А. Виноградова продемонстрировала возможности учебника литературы для 10-11 классов В.А. Чалмаева, С.А. Зинина, в котором, помимо богатого биографического материала, представлены взгляды современных литературоведов на проблемы произведений классической литературы, изучаемых в школе.

Ирина Дмитриевна Постричева, доцент кафедры СГО ОГБУ ДПО КИРО, кандидат педагогических наук, рассказала об использовании результатов НИКО, ВПР, ГИА для обеспечения качества образования. Ирина Дмитриевна отметила, что на Всероссийском совещании педагогических работников в Сочи, которое состоялось в июне 2018 года, были представлены результаты выполнения некоторых заданий НИКО. В ходе анализа был отмечен низкий уровень понимания текста обучающимися, а также отсутствие прогресса в развитии базовых умений и видов познавательной деятельности при изучении литературы в 6-8 классах. Были намечены пути совершенствования методической работы словесников в этом направлении.

Активную дискуссию вызвало выступление Ольги Николаевны Зимневой, доцента кафедры СГО ОГБУ ДПО КИРО, кандидата филологических наук, которая рассказала о подготовке обучающихся к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе. Ольга Николаевна обозначила цель и задачи введения ИС, рассказала о процедуре проведения, а также проанализировала опыт проведения апробации ИС в школах Курской области. Ольга Николаевна разобрала типичные ошибки не только учеников при выполнении заданий ИС, но и учителей-экзаменаторов при организации диалога с собеседником.

Информативным оказалось сообщение Гуляевой Екатерины Витальевны, учителя русского языка и литературы МБОУ «Шумаковская средняя общеобразовательная школа» Курского района Курской области, которая познакомила участников мероприятия с опытом своей деятельности по выявлению и поддержке одаренных детей и молодежи. Екатерина Витальевна представила интересный практический материал.

Продолжила выступление Гуляевой Е.В. по обозначенному вопросу методист кафедры СГО ОГБУ ДПО КИРО Якунина Татьяна Владимировна, которая рассказала об особенностях проведения и результатах Всероссийского конкурса сочинений за 2015-2017 гг., являющегося одним из способов выявления и поддержки филологически одаренных детей.

Хохлова Ольга Викторовна, доцент кафедры СГО ОГБУ ДПО КИРО, кандидат филологических наук, обозначила основные проблемы преподавания русского языка обучающимся, для которых русский язык не является родным. Также О.В. Хохлова сообщила, что кафедра СГО  ОГБУ ДПО КИРО предлагает курсы повышения квалификации «Методика преподавания русского языка обучающимся, для которых он не является родным» для учителей, работающих в полиэтнических классах.

Завершило плодотворную работу дискуссионной площадки обсуждение проекта резолюции и вручение сертификатов участников мероприятия.


Резолюция по итогам работы дискуссионной площадки

«Повышение качества преподавания русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ОО»

в рамках августовского педагогического совещания работников образования Курской области от 24 августа 2018 г.

В работе дискуссионной площадки приняли участие специалисты методических служб по русскому языку и литературе, руководители городских и районных методических объединений учителей русского языка и литературы, члены отделения учителей русского языка и литературы регионального учебно-методического объединения в системе общего образования Курской области, учителя-словесники города Курска и области.

Цель дискуссионной площадки – определение путей повышения качества преподавания русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ОО, анализ мероприятий, осуществляемых в рамках реализации  Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденной Правительством РФ от 9 апреля 2016 г. № 637-р., определение механизмов реализации ФГОС СОО в общеобразовательных организациях региона, планирование работы по организации углубленного изучения русского языка и литературы, подготовке обучающихся к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе, преподаванию русского языка обучающимся, для которых русский язык не является родным, определение способов выявления и поддержки одаренных детей и молодежи.

Участники дискуссионной площадки отметили актуальность обсуждавшихся проблем:

  • реализация Концепции преподавания русского языка и литературы в Курской области;
  • реализация ФГОС СОО в общеобразовательных организациях, являющихся апробационными площадками;
  • организация углубленного изучения русского языка и литературы;
  • использование результатов НИКО, ВПР, ГИА для обеспечения качества образования;
  • подготовка обучающихся к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе;
  • выявление и поддержка одаренных детей и молодежи;
  • преподавание русского языка обучающимся, для которых русский язык не является родным.

В ходе дискуссии подчеркнута важность обеспечения высокого качества изучения и преподавания  русского  языка  и  литературы  в образовательных организациях Курской области в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества.

Проанализировав проблемы мотивационного, содержательного и методического характера изучения и преподавания русского языка и литературы, участники дискуссионной площадки рассматривают систематическое профессиональное саморазвитие, популяризацию русского языка и литературы с применением различных методических подходов и форм организации образовательной деятельности, выявление и поддержку одаренных детей как способы повышения качества работы учителей русского языка и литературы.

Проанализировав опыт практической деятельности  РМО учителей русского языка и литературы Октябрьского, Курского, Рыльского районов по реализации Концепции преподавания русского языка и литературы, выявлению и поддержке одаренных детей и молодежи, участники дискуссионной площадки считают необходимым одобрить, поддержать и внедрять в собственную практику работы представленные направления и формы работы.

Заслушав и обсудив выступления, проанализировав опыт практической деятельности, рассмотрев организационные, содержательные и методические аспекты обсуждаемых проблем, участники дискуссионной площадки выработали согласованную позицию.

Основными задачами развития системы  изучения и преподавания русского языка и литературы на современном этапе являются:

  • модернизация содержания образовательных программ русского языка и литературы на всех уровнях общего образования;
  • сочетание процессов освоения знаний по русскому языку и литературе с интенсивным развитием речемыслительных, духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника;
  • повышение качества работы преподавателей русского языка и литературы;
  • популяризация русского языка и литературы.

Участники дискуссионной площадки рекомендуют:

  1. В целях повышения качества изучения и преподавания русского языка и литературы учитывать в своей практике результаты НИКО, ВПР, ГИА, опыт апробационных площадок Курской области по реализации ФГОС СОО.
  2. В рамках подготовки обучающихся к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе и ГИА в целом усилить контроль за уровнем владения не только письменной, но и устной речью школьников.
  3. В целях популяризации русского языка и литературы, выявления и поддержки одаренных детей и молодежи распространять успешные практики внеурочной деятельности, направленные на развитие филологических способностей школьников, в том числе с использованием возможностей учреждений культуры.
  4. В поисках механизмов комплексного совершенствования профессиональных компетенций педагогов активизировать работу муниципальных и региональных стажировочных площадок по продвижению лучших педагогических практик (технологий и методик) преподавания русского языка и литературы в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы.
  5. В целях повышения эффективности работы учителей в полиэтнических классах направить на курсы повышения квалификации по программе «Методика преподавания русского языка обучающимся, для которых он не является родным» специалистов по русскому языку, администрации образовательных организаций с полиэтническими классами находить возможности выделять дополнительные часы для обучения детей-инофонов.

Из выступления Залуниной Т.Н., учителя русского языка и литературы МБОУ "Рыльская средняя общеобразовательная школа №4" Рыльского района Курской области:

Уважаемые коллеги!

Ни для кого не секрет, что переход на новые государственные стандарты буквально заставил нас, учителей, совершенствоваться. На базе нашей школы с 2013 года работает несколько стажировочных площадок по реализации ФГОС, где коллеги со всех наших районов могут обменяться опытом, другими словами, обучая других, мы учимся сами.

Учителям Рыльского района неоценимую помощь оказала и оказывает кафедра социально-гуманитарного образования, в лице Бабкиной Марины Валентиновны, Зимневой Ольги Николаевны, Якуниной Татьяны Владимировны.

В октябре 2016 года на базе нашей школы прошел первый теоретический семинар, главной темой которого стала Концепция преподавания русского языка и литературы. Благодаря этому состоялся конструктивный разговор специалистов кафедры социально-гуманитарного образования и филологов Рыльского района. Это послужило отправной точкой для практической реализации ключевых положений концепции.

И уже в апреле 2017 года у нас прошел областной семинар учителей русского языка и литературы по теме «Формирование базовых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности». При поддержке кафедры социально-гуманитарного образования, методиста управления по образованию Варваниной Людмилы Алексеевны были проведены уроки, мастер-класс, внеклассное занятие, посвященное литературному краеведению.  

Встреча с рыльской поэтессой Анной Игнатьевной Галанжиной на внеклассном занятии, я думаю, многим запомнилась. Она не просто была гостьей, но и наравне с учителем организовывала  работу с детьми. У вас на столах есть задание, предложенное Анной Игнатьевной для обучающихся. Формулировка этого задания, как вы все, я уверена, заметили, соответствует видам учебной деятельности по ФГОС.

Хотелось бы отметить, что встреча с поэтессой Галанжиной способствовала открытию в Ивановской средней школе Рыльского района филиала курского литературного музея. А это, естественно, хорошая возможность талантливым детям проявить себя и поучиться у земляков-поэтов.

Кроме того, во время урока литературы по рассказу Евгения Носова «Живое пламя» при актуализации темы очень уместно прозвучало стихотворение другой рыльской поэтессы Марии Пироженко, которое позволило легко определить обучающимся тему урока.

С вашего позволения  прочту это стихотворение.

 

Никто не забыт

Давно той войны позалечены раны,

Но память о павших народ наш хранит.

Не спят по ночам старики-ветераны,

Ничто не забыто, никто не забыт.

В сражениях павшие воины наши

В бессмертье вошли, превратившись в гранит.

Спасли нашу землю, легендою ставши,

Ничто не забыто, никто не забыт.

На свете весна, мир, любовь и веселье,

И яркое солнце восходит в зенит.

Отцов наших подвиг зовет к вдохновенью,

Ничто не забыто, никто не забыт.

 

Проникновенные строчки, не правда ли…

Уважаемые коллеги, исходя из своего личного опыта участия в областных семинарах и опыта моих коллег, могу с уверенностью сказать, что подобные формы работы, конечно, полезны тем, что учителя из разных районов могут обменяться опытом. Но не менее важно то, что на уроках, внеурочных занятиях есть возможность проявить себя, показать любовь к своей малой родине, рассказать о достопримечательностях района, города, об интересных людях.

Я уверена, что в каждом районе есть о ком и о чем говорить, есть чем похвастаться.