Впервые Костомаровский форум состоялся в мае 2021 года и вызвал большой интерес профессионального сообщества в России и за рубежом.
Торжественное открытие Костомаровского форума состоялось в День славянской письменности и культуры 24 мая в 10:00 в Институте Пушкина (ул. Академика Волгина, 6).
В этом году программа данного образовательного мероприятия включала традиционные Кирилло-Мефодиевские чтения, дискуссию о детской литературе с современными детскими писателями и издателями, обсуждение положения русского языка в странах СНГ и презентацию Индекса русского языка в мире, мастер-классы и дебаты по новым методикам обучения, Школу русского слова профессора Аннушкина.
Дискуссия «Поговорим по-детски: дискуссия о детской литературе» заинтересовала Е.А. Гридунову, зам. директора по УВР МБОУ «СОШ №61 им. П.А. Михина» г.Курска, Н.И. Агибалову, учителя русского языка и литературы «Клюквинской школы-интерната» Курской области, Г.В. Дунаеву, учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ №5 г.Щигры».
В начале встречи организаторы обратили внимание на то, что этом году исполняется 140 лет К.И.Чуковскому. Почему же его книги самые издаваемые сейчас... Именно у него легкий слог, интересный сюжет, как говорят, экшен…
Далее участников форума познакомили с книгами Крюковой Т.Ш., которые построены на игре слов: «Маг на два часа», «Опасайся волшебства». Тамара Шамильевна рассказала об особенностях языка своих произведений: непривычные названия, необычные говорящие имена.
«Кирилло-Мефодиевские чтения». Идею этой конференции более 20 лет назад подарил сотрудник института Виталий Костомаров. С тех пор не раз менялся формат этого научного форума: от конференций, чтений до фестиваля… Но неизменна идея, главная цель этого проекта: укрепление связей между русской культурой и культурами других стран, обмен научным опытом по актуальным вопросам лингвистики, литературоведения, методики преподавания русского языка как иностранного; научное осмысление современных тенденций филологического (вузовского и школьного) образования, диалог культур в системе «Запад–Восток».
В этом году в рамках конференции состоялись заседания, дискуссии, которые охватили широкий спектр научных направлений:
НАПРАВЛЕНИЕ 1. РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ
Русский язык как иностранный: традиции и инновации
Русский язык как иностранный: новые векторы обучения
Русский язык как иностранный: цифровая лингводидактика
Русский язык как иностранный: обучение видам речевой деятельности
Русский язык как иностранный: формы и приемы обучения
Русский язык как иностранный: педагогические технологии обучения
Русский язык как иностранный: интеграция информационных технологий
Русский язык как иностранный: формирование межкультурной компетенции при обучении инофонов
Билингвизм: учебные ситуации и художественные тексты
Русский язык: векторы развития общей дидактики
НАПРАВЛЕНИЕ 2. ЛИНГВИСТИКА
Активные процессы в современных языках
Национальные стереотипы и лингвокультурные концепты
Аспекты изучения текстов разных типов
Актуальные вопросы лексической семантики
Семиотика языковой образности
Актуальные проблемы современного речеведения
Сетевая и медийная коммуникация
Тенденции цифрового развития контента
Межкультурная коммуникация: универсальные и специфические характеристики
Межкультурная коммуникация: сопоставительные лингвокультурные исследования
НАПРАВЛЕНИЕ 3. ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
Аксиология русской литературы
Поэтика русской классической литературы
Литературные стратегии XX века: от классики к современности
Русская литература в цифровую эпоху
Мировая литература в диалоге: Россия – Запад
Мировая литература в диалоге:Россия – Восток
Литературное образование в XXI веке
НАПРАВЛЕНИЕ 4. СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Диалог культур в современном мире
Актуальные вопросы страноведения России
Новые векторы социально-гуманитарных исследований
Особое внимание привлек конкурс «AзБукиМедиа». Его просмотрели Е.Н. Калина, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №2» г. Курчатова и Е.А. Гридунова, зам. директора по УВР МБОУ «СОШ №61 им. П.А. Михина» г.Курска, познакомившиеся с презентацией проектов-победителей данного конкурса.
В конкурсе принимают участие команды столичных организаций, участвующих в проекте «Медиакласс в московской школе». На отборочном этапе предусмотрены такие тематические номинации, как «Мегаполис знаний: зачем учить русский язык?», «Языковой облик моего района», «Русский язык в массмедиа и соцсетях», «Самый читающий мегаполис», «”Языки” Москвы: как по-разному мы общаемся».
В ходе финального этапа онлайн конкурсанты выполняли творческие задания и проходили иные испытания творческого характера по предложенным организаторами темам.
В состав жюри конкурса входят эксперты Института Пушкина и специалисты-практики медиасферы.
Кроме того, Г.В.Дунаева, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №5 г.Щигры», благодаря научному заседанию «Школа русского слова» изучила материалы, посвященные историко-культурным вопросам эволюции понятия «слово», его связям с нравственным образом человека в традициях духовной культуры.
Мероприятие «Дебаты «Анализировать нельзя понять!» и другие вопросы использования художественных текстов в языковом учебном процессе» и литературную гостиную цикла «Слово и космос» с онлайн подключением к МКС (ведущие – доктор филологических наук Эльмира Афанасьева (Институт Пушкина), кандидат филологических наук Александр Пашков (Институт Пушкина), Николай Марченко (Роскосмос ТВ) посетила Н.И. Агибалова, учитель русского языка и литературы «Клюквинской школы-интерната» Курской области.
Интересным оказалась панельная дискуссия «Русский язык на постсоветском пространстве: навстречу Году русского языка – 2023», привлекшая внимание Е.Н.Калины, учителя русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №2» г.Курчатова.
25 мая мастер-класс «Как разговорить студента в онлайне? Магия коммуникативного онлайн-урока» заинтересовал С.И. Арцыбашеву, учителя русского языка и литературы МКОУ «Леженская ООШ» Тимского района, и Т.В. Валикову, учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ №10 им. Е.И. Зеленко» г.Курска.
Коллеги Н.И. Агибалова и Т.В. Валикова приняли участие (в качестве слушателей) в научной конференции «Векторы и перспективы преподавания РКИ», посвященной юбилею доктора педагогических наук, профессора Анатолия Николаевича Щукина, а также в заседаниях круглых столов «Культурный код кириллицы» и «Концептуальные аспекты билингвизма: теория и практика», которые позволили расширить круг вопросов, связанных с историей и современным состоянием кириллического письма, и обсудить ряд современных проблем билингвизма, функционирующего как явление во всех сферах социальной жизни.
С материалами Костомаровского форума можно познакомиться подробнее в записях: https://www.kostomarovforum.ru/