С приближением экзаменов многие из вас начинают задумываться о подготовке к ОГЭ по русскому языку.
Одним из самых эффективных способов подготовки являются тестовые задания. Они не только помогают закрепить теоретические знания, но и позволяют ознакомиться с форматом экзамена.
Автор-составитель: Сергеева Лариса Сергеевна
Вариант 1
Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.
(1) Золотинки носовской прозы – исконно русские слова, бережно хранимые автором.
(2) Они открывают свои тайны только вдумчивому читателю.
(3) Примечательно, что золотые россыпи русского языка, его родниковая чистота будущему писателю достались по наследству от бабушки-крестьянки.
(4) Замечательным мастером слова, непревзойденным стилистом Евгения Ивановича Носова создала его малая родина.
(5) И голос Мастера слышен из Курска на всю Россию.
ЗАДАНИЕ 2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) золотинки прозы-слова
2) они открывают тайны
3) примечательно
4) создала мастером слова
5) голос слышен
ЗАДАНИЕ 3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 осложнено деепричастным оборотом.
2) Предложение 2 двусоставное.
3) Первая часть сложного предложения 3 представлена односоставным безличным предложением.
4) Предложение 4 осложнено однородными членами предложения.
5) В предложении 5 содержится простое глагольное сказуемое.
ЗАДАНИЕ 4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ А) Уточняющее обстоятельство обособляется. Б) Обособленное определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется запятыми. В) Вводная конструкция выделяется запятыми.
|
ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) Евсейке этой зимой минул десятый год, и ходит он в четвертый класс, который помещается на втором этаже фетовского особняка. 2) Из классных окон, с высоты птичьего полета, открывается просторная речная долина с островками деревенских ракитовых кущ у дальнего ее края. 3) Пегашка приняла это на свой счет, налегла на упряжь, забряцало колечко на дуге, отсчитывая торопливые лошадиные шаги. 4) Он с деловым усердием дул на блюдечко, покоившееся на растопыренных пальцах. 5) Евсей, видимо, решил, что и в самом деле ожидать нечего. |
ЗАДАНИЕ 5. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Я уселся поудобнее (1) и глубже натянул плащ. От нечего делать я следил (2) как дождевые капли (3) появляясь на верхнем краю капюшона (4) катились вниз (5) нагоняя друг друга (6) сталкивались (7) а слившись (8) и окончательно отяжелев (9) шлепались ко мне на колени. За таким занятием не мудрено было задремать. Проснулся я оттого (10) что кто-то дергал меня за рукав.
ЗАДАНИЕ 6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ПОЗДНЕЙ – написание непроизносимой согласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором согласный звучит отчетливо.
2) НЕСКОЛЬКО – в отрицательном местоимении под ударением пишется приставка НЕ –.
3) ДОЛИНА – в корне слова пишется непроверяемая безударная гласная.
4) (РАКИТОВЫХ) КУЩ – в имени существительном 2 склонения после шипящего согласного не пишется буква Ь.
5) ПРИБРЕЖНЫХ– написание приставки определяется ее значением-близость.
ЗАДАНИЕ 7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.
Пока я др…(1)мал, откуда-то наб…(2)жавший ветер расслоил на западе тучи, и к длинной, вполнеба, щели пр…(3)льнул нем…(4)гающий глаз солнца, будто желая подсмотреть: стоит ли ему завтра с…(5)ять или спрятаться еще на денек? Его золотистые луч…(6)-ресниц…(7) простерлись над мокрой, озябшей землей и своим пр…(8)косновением вновь вернули пр…(9)роде смытые дождями краски.
ЗАДАНИЕ 8. Раскройте скобки и запишите слово «колея» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
За околицей дорога раздваивалась, лошадь сама свернула влево и, выбирая путь полегче, пошла не промеж разъезженных и залитых грязью (колея), а по обочине, густо поросшей осотом и полынью.
ЗАДАНИЕ 9. Замените словосочетание «октябрьский дождь», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Прочитайте текст и выполните задания 10-13.
(1) – Дяденька! Смотри, какая радуга! (2) Вон там, над речкой!
(3) Вверху, над ликующей долиной Тускари, висела радуга – огромная, расцвеченная пестрыми лентами арка. (4) Она выходила откуда-то из прибрежных кустов и, сделав широкий, будто проведенный гигантским циркулем, полукруг, упиралась другим концом, километра за три, в сады какой-то деревеньки. (5) Я никогда не видел радуги поздней осенью. (6) А такой пышной и праздничной, как эта, не приходилось видеть даже летом. (7) Главное она была совсем близко от нас. (8) Ее концы упирались в землю не далее, как в километре. (9) И, может быть, оттого что радуга была так близко, она казалась необыкновенно яркой и широкой.
(10) – Смотри, смотри, а радуга-то движется! – приподнялся на колени Евсейка. – (11) Вон уже на село набежала!
(12) И действительно, радуга медленно, не забегая вперед и не отставая от нас, двигалась параллельно дороге, продолжая упираться своим левым концом в затерявшуюся в зарослях речушку. (13) Вот ее передний правый рукав шагнул на улицу села, белые хаты вдруг запестрели, становясь на мгновение то нежно-голубыми, то изумрудными, то вспыхивали золотом, чтобы тотчас залиться багрянцем.
(14) Нам нужно было проезжать через село, дорога шла туда задами. (15) Но Евсейка неожиданно резко поворотил лошадь и, лихо гикнув, помчал напрямик, по клеверищу.
(16) – Врешь, не уйдешь! – крикнул он, становясь во весь рост.
(17) Лошадь пустилась в тяжелый галоп, порывисто дергая повозку, из-под копыт летели комья земли, клеверные корневища. (18) Евсейка, широко расставив ноги, взмахивал в такт рывкам оттопыренными локтями.
(19) – Не уйдешь!
(20) Мне в ту минуту почему-то казалось, что стоит пегашке еще малость поднажать, и мы вкатим в огромные радужные ворота.
(21) Но вдруг я увидел, что радуги уже нет в селе. (22) Она перешагнула через хаты и висела над черным силуэтом ветряной мельницы. (23) И чем быстрее мы скакали, тем дальше от нас отодвигалась радуга.
(24) – Эх, уходит! – сплюнул Евсейка. – (25) За речку перешагнула.
(26) – Стой, Евсейка, – опомнился я. – (27) Зря гоним лошадь. (28) Все равно радугу не поймаешь.
(29) – Теперь я и сам вижу, что не догнать. (30) Надо кругом на мост объезжать. (31) Вот если бы я раньше догадался, пока она к селу подходила, тогда бы успел.
(32) Я рассмеялся:
– Дело-то не в этом… (33) Ее и на автомашине не догонишь, и посади тебя на самолет – все равно не поймал бы.
(34) – И на реактивном? – недоверчиво покосился на меня мальчик.
(35) – И на реактивном.
(36) – Да ведь он как пуля летает!
(37) – Все равно…- (38) И я стал объяснять Евсею, почему мы не догнали радугу.
(39) Кажется, Евсейка не понял моих объяснений или не хотел верить в них. (40) Потому что, когда мы въехали в село, он пристально осматривал стены хат, по которым прокатилась цветистая полоса радуги. (41) А когда навстречу попался кто-то из здешних ребятишек, он придержал лошадь и настороженно спросил, будто разыскивал пропавшую корову:
– Послушай-ка, у вас тут по улице радуга не проходила?
(42) – Какая радуга? – раскрыл рот парнишка.
(43) – Какая-какая! Обыкновенная радуга, что после дождя бывает.
(44) – Нет, не проходила.
(45) – Слепая ты тетеря! – рассердился Евсейка. (46) – Был тут и не видел. (47) – И маленький возница в сердцах хлестнул вожжами пегашку. (По Е. И Носову*)
* Евгений Иванович Носов (1925–2002) – известный курский писатель, представитель деревенской и военной прозы.
ЗАДАНИЕ 10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Радуга была совсем близко от нас.
2) Радуга упиралась своими концами в речушку.
3) И чем быстрее мы скакали, тем ближе к нам была радуга.
4) Евсейка бросился догонять радугу.
5) Я не смог объяснить Евсею, почему мы не догнали радугу.
ЗАДАНИЕ 11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение. Запишите номера ответов.
1) Вверху, над ликующей долиной Тускари, висела радуга – огромная, расцвеченная пестрыми лентами арка.
2) – Смотри, смотри, а радуга-то движется! – приподнялся на колени Евсейка. – Вон уже на село набежала!
3) Мне в ту минуту почему-то казалось, что стоит пегашке еще малость поднажать, и мы вкатим в огромные радужные ворота.
4) Она перешагнула через хаты и висела над черным силуэтом ветряной мельницы.
5) – Послушай-ка, у вас тут по улице радуга не проходила?
ЗАДАНИЕ 12. Среди предложений 12-13 Найдите антонимы (антонимическую пару). Выпишите эти антонимы.
Вариант 2
Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.
(1) Теперь уже редко бываю в тех местах: занесло, затянуло, залило, забило песком последние сеймские омута.
(2) Вот, говорят, раньше реки были глубже…
(3) Зачем же далеко в историю забираться? (4) В не так далекое время любил я наведываться под Липино, верстах в двадцати пяти от дома. (5) В самый раз против древнего обезглавленного кургана, над которым в знойные дни завсегда парили коршуны, была одна заветная яма.
ЗАДАНИЕ 2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) бываю
2) говорят
3) забираться в историю
4) я любил наведываться
5) яма была
ЗАДАНИЕ 3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 бессоюзное сложное предложение
2) Предложение 2 имеет две грамматические основы
3) Предложение 3 односоставное безличное
4) В предложении 4 содержится составное глагольное сказуемое.
5) В предложении 5 содержится три грамматические основы
ЗАДАНИЕ 4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА А) В неполном предложении на месте пропуска члена предложения ставится тире. Б) Обособленное определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется запятыми. В) Если вторая часть сложного предложения с бессоюзной связью содержит вывод или следствие из того, о чем говорится в первой части, то между частями ставится тире. |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) Утром – в школу, вечером – из школы. 2) Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги. 3) Мы пошли мимо школьной ограды по дороге, обсаженной старыми ивами, уже охваченными осенней позолотой. 4) Проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают. 5) Детишки бегают – привыкают к такому святотатству. |
ЗАДАНИЕ 5. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Прямо от школьной ограды (1) вернее (2) от проходящей мимо нее дороги (3) начиналась речная луговина (4) еще по-летнему зеленая (5) с белыми вкраплениями тысячелистника (6) гусиных перьев (7 ) и каких-то луговых грибов. И только вблизи придорожных ив луг был усыпан палым листом (8) узким (9) и длинным (10) похожим на нашу сеймскую рыбку-верховку. А из-за ограды тянуло влажной (11) перекопанной землей (12) и хмельной (13) яблочной прелью.
ЗАДАНИЕ 6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ВЫСТЛАЛ – написание непроизносимой согласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором согласный звучит отчетливо.
2) ОСЕННЕЙ – в суффиксах прилагательных ОНН-ЕНН пишется две Н
3) ОБРОВНЯЛ – написание безударной гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором этот гласный звук находится в ударной позиции.
4) ОБОЖЖЕНЫ – в суффиксе краткого страдательного причастия прошедшего времени пишется одна Н.
5) ЧЕРНО – БАРХАТНЫЕ – сложное имя прилагательное, образованное на основе подчинительной связи, пишется через дефис.
ЗАДАНИЕ 7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.
Русло суз…(1)лось, затрав…(2)нело, чистые п…(3)ски на излуч…(4)нах затянуло дурнишником и жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. Не стало пр…(5)глубых тягунов-быстрин, где прежде на вечерней зорьке бурав…(6)ли речную гладь л..(7)тые язи. Бывало, готов…(8)шь снасть для проводки, а пальц…(9) н…(10)как не могут попасть лесой в колечко – такой охватывает азартный озноб при виде крутых, беззвучно расходящ…(11)хся кругов… Ныне все это язевое пр…(12)волье ощ…(13)тинилось кугой и пиками стрелолиста.
ЗАДАНИЕ 8. Раскройте скобки и запишите слово «ездить» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
(Ездить) я и в район, и в область и вижу: то тут, то там – под забором ли, в мусорной куче – выброшенные куклы валяются.
ЗАДАНИЕ 9. Замените словосочетание «цинично глумился», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Прочитайте текст и выполните задания 10-13.
(1) Мы пошли мимо школьной ограды по дороге, обсаженной старыми ивами, уже охваченными осенней позолотой. (2) В природе было еще солнечно, тепло и даже празднично, как иногда бывает в начале погожего октября, когда доцветают последние звездочки цикория и еще шарят по запоздалым шапкам татарника черно-бархатные шмели. (3) А воздух уже остер и крепок и дали ясны и открыты до беспредельности.
(4) Все это время Акимыч шел впереди меня молча и споро, лишь когда минули угол ограды, он остановился и сдавленно обронил:
– Вот, гляди…
(5)В грязном придорожном кювете валялась кукла! (6) Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги. (7) Большая и все еще миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах. (8) Но светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожженная, должно быть, сигаретой.
(9) – Это чья же работа?
(10) – Кто ж их знает… – не сразу ответил Акимыч, все еще сокрушенно глядя на куклу, над которой кто-то так цинично и жестоко глумился . – (11) Нынче трудно на кого думать. (12) Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят. (13) А от них дети того набираются. (14) С куклой это не первый случай (15) Которые целиком прямо, в платье, с бантом в волосах, а бывает, – без головы или: без обеих ног… (16) Так мне нехорошо видеть это! (17) Аж сердце комом: сожмется… (18) Может, со мной с войны такое. (19) На всю жизнь; нагляделся я человечины… (20) Вроде и понимаешь: кукла. (21) Да, ведь облик-то человеческий. (22) Иную так сделают, что и от живого дитя не отличишь. (23) И плачет по-людски. (24) И когда это подобие валяется растерзанное у дороги – не могу видеть. (25) Колотит меня всего. (26) А люди идут мимо – каждый по своим делам, – и ничего… (27) Проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают. (28) Везут малышей в колясках – бровью не поведут. (29) Детишки бегают – привыкают к такому святотатству (30) Вот и тут: сколько мимо прошло учеников! (31) Утром – в школу, вечером – из школы. (32) Эх!
(33) Акимыч вдруг побледнел, лицо напряглось той страшной его окаменелостью, а губы сами собой вытянулись трубочкой, будто в них застряло и застыло что-то невысказанное.
(34) Я уже знал, что Акимыча опять «заклинило» и заговорит он теперь нескоро.
(35) Он сутуло, согбенно перешагнул кювет и там, на пустыре, за поворотом школьной ограды, возле большого лопуха с листьями, похожими на слоновые уши, принялся копать яму, предварительно наметив лопатой ее продолговатые контуры. (36) Ростом кукла была не более метра, но Акимыч рыл старательно и глубоко, как настоящую могилку, зарывшись по самый пояс. (37) Обровняв стенку, он все так же молча и отрешенно сходил к стожку на выгоне, принес охапку сена и выстлал им днище ямы. (38) Потом сложил ее руки вдоль туловища и так опустил в сырую глубину ямы. (39) Сверху прикрыл ее остатками сена и лишь после этого снова взялся за лопату.
(40)И вдруг он шумно вздохнул, будто вынырнул из какой-то глубины, и проговорил с болью:
– Всего не закопать…
(По Е. И Носову*)
* Евгений Иванович Носов (1925–2002) – известный курский писатель, представитель деревенской и военной прозы.
ЗАДАНИЕ 10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Действие происходит в начале осени.
2) Куклу можно отличить от живого дитя.
3) Люди стали жестокими и бессердечными.
4) Акимыч вырыл яму в придорожном кювете.
5) Кукла была более метра.
ЗАДАНИЕ 11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет. Запишите номера ответов.
1) Мы пошли мимо школьной ограды по дороге, обсаженной старыми ивами, уже охваченными осенней позолотой.
2) Но светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожженная, должно быть, сигаретой.
3) Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят.
4) Он сутуло, согбенно перешагнул кювет и там, на пустыре, за поворотом школьной ограды, возле большого лопуха с листьями, похожими на слоновые уши, принялся копать яму, предварительно наметив лопатой ее продолговатые контуры.
5) Акимыч вдруг побледнел, лицо напряглось той страшной его окаменелостью, а губы сами собой вытянулись трубочкой, будто в них застряло и застыло что-то невысказанное.
ЗАДАНИЕ 12. В предложениях 35-39 найдите слово с лексическим значением «место, где пасётся скот». Выпишите это слово.