Тестовые задания составлены на основе  произведений Е. И. Носова.

Это рассказы «В чистом поле за проселком», «Варька», «Шуба», «Шуруп», «Яблочный спас», «Белый гусь», «Как патефон петуха от смерти спас», «Ракитовый чай».

Автор-разработчик: Росманова Марина Викторовна

 

Вариант 1

Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.

(1) На Шпалерной улице горел большой черный дом. (2) Из его многочисленных продолговатых окон с тугим натужным воем выбивались языки пламени, и Верхоланцеву показалось издали, что дом оброс светлыми крыльями и вот-вот взлетит. (3) Люди стояли спиной к нему, а напротив на мостовой теснились пожарные. (4) В пропитанном гарью воздухе метались тяжкие, как булыжники, слова. (5) Верхоланцев понял, что толпа у дома отстаивает его гибель, не подпуская пожарных.

 №2 Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера этих ответов.

  1. горел дом (предложение 1)
  2. выбивались языки (предложение 2)
  3. теснились пожарные (предложение 3)
  4. метались булыжники (предложение 4)
  5. толпа отстаивает (предложение 5)

Ответ: ______________________

 

№3 Укажите номера ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

  • В предложении 1 содержится одна грамматическая основа.
  • Предложение 2 сложное с сочинительной и подчинительной связью между частями.
  • Предложение 3 сложносочиненное с соединительным союзом.
  • Предложение 4 сложное с подчинительной связью.
  • Вторая часть сложного предложения осложнена обособленным обстоятельством.

Ответ: ______________________

 

№4 Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведенных пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.

Б) Между частями сложносочиненного предложения перед союзом ставится запятая.

В) После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  • Тогда была золотисто-начальная заря в небе, была сиреневая тишина в улицах, а в глубинах пустынных дворов еще копились потемки, пахнувшие яблоками и укропом.
  • Всю ночь, минуя шоссейные дороги, мы пробирались навстречу своим наступавшим войскам, а на ее исходе путь нам благословенно преградил брошенный лесной хутор.
  • В машине он не то что присмирел, а как-то затаился и напрягся: мне показалось, что он не предпринял бы никакой попытки к отступлению.
  • А озеро было, как заревой сон в детстве.
  • Тетя-кондуктор подошла к Леньке, взяла его двумя пальцами за подбородок и спросила: «Заяц?».

Ответ: ______________________

 

№5 Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Совсем осиротела кузница (1) стоит в чистом поле (2) с угрюмо распахнутыми воротами. Серпилковцы (3) привыкшие к веселому перезвону молотков за садами (4) чувствовали себя так (5) будто (6) в их хатах остановились ходики. Сразу стало как-то глухо и неуютно в Серпилках (7) очень уж не хватало им этого перестука на выгоне. Сильно жалели серпилковцы (8) что в свое время не приставили к Захару какого-нибудь смышленого мальца (9) чтобы усвоил и принял тонкое Захарово искусство.

Ответ: ______________________

 

№6 Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

  • (по) безветренным (утрам) – на конце приставки перед звонким согласным пишется буква З.
  • серебряный – в имени прилагательном, образованном с помощью суффикса -АН-, пишется одна буква Н.
  • не терпящий – деепричастие с частицей НЕ пишется раздельно.
  • фигура – в корне слова пишутся непроверяемые безударные гласные.
  • блестела – написание безударной чередующейся гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором этот гласный звук находится в ударной позиции.

Ответ: ______________________

 

№7 Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.

Озеро прост(..1)ралось в темной раме в(..2)черних сум(..3)речных берегов. Плотной стеной т(..4)мнели по сторонам камыши, чернела пр(..5)чал(..6)нная Емельянова лодка, чернели верши. З(..7)ркально ясная гладь озера была заполн(..8)на подрумян(..9)нными облаками.

Ответ: ______________________

 

№8 Раскройте скобки и запишите слово «мандарины» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

На первом этаже универмага Пелагея купила два килограмма (мандарины).

Ответ: ______________________

 

№9 Замените словосочетание «утиные лапы», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Ответ: ______________________

 

Прочитайте текст и выполните задания 10-12.

(1)Дело уже двигалось к весне. (2)Замаслилась дорога, снег во дворе осел и потемнел, а в полдень на солнцепеке все настойчивее барабанила капель. (3)Витька вытер насухо лыжи и спрятал их на чердак до будущей весны.

(4)И вдруг как-то ночью трахнул морозище. (5)Да такой лютый, что и среди зимы не часто случается. (6)К утру деревья, телефонные провода, заборы покрылись лохматой изморозью.

(7)По радио объявили, что занятий в школе не будет, и Витька засел дома на целую неделю.

(8)Однажды утром бабушка принесла из курятника петуха, и все ахнули. (9)Его широкий, короноподобный гребень, большие, до самого зоба бурды и не покрытые перьями щеки были белы от инея.

(10)- Пропал петух! – заахала бабушка.

(11)Все домашние собрались вокруг пострадавшего и с озабоченностью смотрели на его обмороженную голову.

(12)- Надо зарезать, - сказал наконец отец. – (13)Все равно сдохнет…

(14)У Витьки при этих словах похолодела спина. (15)Ему стало очень жаль петуха. (16)Он был такой красивый и смелый. (17)На шее – огненное ожерелье, спина серая, в мелких пестринках, а в пышном хвосте длинные серпообразные иссиня-черные перья. (18)Держался он гордо и был храбр, как истинный гвардеец. (19)На улице не было петуха, который смел бы подойти к нему близко.
(20)И вот теперь отец велел отрубить ему голову. (21)Мать и отец ушли на работу. (22)Дома остались только он да бабушка. (23)В горле у Витьки заскребло.

(24)- Бабушка, а бабушка, - тихо позвал он, - ты не будешь петуха резать? (25)Пусть еще поживет немножко, а? (26)Может, ничего… оттает?

(27)- Ишь ты какой! -  погладила бабушка Витьку по стриженной голове. – (28)Сердчишко у тебя, видать, жалостливое. (29)Ну что ж… (30)Пусть побудет! (31)Авось отойдет. (32)Мы его сейчас гусиным жиром смажем. (33)Это от морозов помогает.

(34)Бабушка смазала петуху уже успевшие посинеть в тепле гребень и бороду и насыпала на пол пшена. (35)Но петух даже и не взглянул на корм. (36)Голова его с каждой минутой распухала, наливалась какой-то прозрачной жижей, петух все больше сутулился и гнулся.

(37)Между тем мороз не сдавался. (38)Витька давно не казал нос на улицу и порядком соскучился по своим друзьям, как вдруг заявился одноклассник Колька.

(39)Бабушка напоила приятелей чаем с вареньем, и они пошли играть. (40)Когда все это наскучило, Витька сказал:

(41)- Я тебе сейчас новую пластинку заведу. (42)Хочешь?

(43)- Ну, давай…

(44)Пластинка оказалась хорошей. (45)Рассказывали басню Крылова «Кукушка и Петух». (46)Умиляясь друг другом, Петух и Кукушка поочередно раздавали похвалы. (47)Но вот, не находя больше слов, они перешли на песни. (48)Из трубы вылетало то звонкое петушиное «ку-ка-ре-ку!», то вкрадчивое, разнеженное кукование. (49)Вдруг Витька и Колька услыхали, как откуда-то издалека, будто из-под земли, донесся настоящий, живой петушиный голос. (50)Витька вернулся в комнату, поставил патефон в кухне на пол и вытащил из-под печки петуха. (51)Петух вдруг выпятил грудь, вытянулся на голенастых ногах, замахал крыльями, развевая по полу пшено, и вдруг закукарекал, да так, что у ребятишек заложило уши.

(52)Витька ликовал. (53)Он с гордостью посмотрел на своего золотоперого друга и радостно воскликнул:

(54)- Вот черт! (55)Оттаял-таки!

(56) После этого он уже не сомневался, что никто не посягнет на его петушиную голову.

Ответ: ______________________

 

№10 Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  • Дело уже двигалось к весне, а морозы все не отступали.
  • По радио объявили, что занятия в школе отменяют на месяц.
  • Витьке стало жалко петуха, потому что он был красивый и смелый.
  • Отец не верил, что петух поправится, и велел отрубить ему голову.
  • Патефон вернул петуха к жизни.

Ответ: ______________________

 

№11 Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности является олицетворение. Запишите номера этих ответов.

  1. Я углубился в лес, вырезал палку и принялся разыскивать грибные места.
  2. На одном из пней я обнаружил веселую семейку тонконогих рыжих опят.
  3. Опята толпились между двух узловатых корневищ, совсем как озорные ребятишки.
  4. Уж и октябрь на исходе – глухая пора дождей, - и совсем где-то рядом затаилась зима.
  5. Найти грибы в пестрой мозаике из опавших листьев – дело нелегкое.

Ответ: ______________________

 

№12 Среди предложений 1-6 найдите слово с лексическим значением «трескучий, свирепый».

Ответ: ______________________

 

Вариант 2

 

Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.

(1)Я снял котелок. (2)Когда чай немного остыл, мы принялись пировать. (3)Алексей отхлебнул первым. (4)Я достал свой сахар, заранее откусил от него маленький кусочек и принял в озябшие ладошки закопченную посудину. (5)Чай пах дымом, горелым деревом, вязал язык, немного горчил, но все-таки был удивительно вкусен.

 

№2 Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера этих ответов.

  • снял котелок (предложение 1)
  • мы принялись пировать (предложение 2)
  • отхлебнул первым (предложение 3)
  • я достал (предложение 4)
  • чай пах дымом (предложение 5)

Ответ: ______________________

 

№3 Укажите номера ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

  • Предложение 1 простое, нераспространенное.
  • Предложение 2 сложноподчиненное с придаточным обстоятельственным.
  • Предложение 3 простое, распространенное.
  • Предложение 4 простое, осложнено однородными сказуемыми.
  • Предложение 5 сложное с бессоюзной и союзной связью между частями.

Ответ: ______________________

 

№4 Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведенных пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.

Б) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет первую, то между частями ставится двоеточие.

В) Вводная конструкция выделяется запятыми.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  • Дедушка предугадал: пришлось потом и нам на войне вот так же охлопываться.
  • Стайки мальков безбоязненно проплывали прямо под моими валенками, лишая меня ощущения какой-либо тверди под собой.
  • Тут и там в крепях замелькали сорочьи гнезда, похожие на сухих ежей, запутавшихся в ветках.
  • Она все подберет: и съестное, и несъестное.
  • Одним словом, Белый гусь был самой важной птицей на всей кулиге.

Ответ: ______________________

 

№5 Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Разумеется (1) у каждого человека (2) своя малая родина (3) и ее приметы тоже разные.

Но такого невеликого окоемного обиталища хватит всем (4) чтобы за Божий день набегаться и навпечатляться до предела сил (5) когда за вечерней кружкой молока начнет безвольно клониться (6) опаленная солнцем и вытрепанная неуемная головушка (7) и мать подхватит исцарапанное (8) исклеванное паутами (9) пахнущее рогозом и тиной обмякшее чадо и понесет к постели…

Ответ: ______________________

 

№6 Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

  • (в) межъярусной (пустоте) – после приставок, заканчивающихся на согласную, перед гласными «Е», «Ё», «Ю», «Я» пишется разделительный твердый знак «Ъ».
  • устремленную (ввысь) – в суффиксе полного страдательного причастия совершенного вида прошедшего времени пишется НН.
  • рубашонка – в суффиксе имени существительного после шипящего согласного под ударением пишется буква О.
  • издавна – в наречии с приставкой ИЗ – пишется окончание а.
  • не ведая – частица НЕ с глаголами пишется раздельно.

Ответ: ______________________

 

№7 Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.

С запавшим дыханием и н(..1)выпл(..2)снувш(..3)мся воплем, ломая и руша встречную н(..4)разб(..5)риху ветвей и сучьев, мальчонка немо низв(..6)ргается в зеленую пучину. Самое страшное в таких снах вовсе не пр(..7)вращение сердца в ледышку, не мерзкое чувство своего бессилия что-либо сделать, а роковая цеп(..8)нящ(..9)я невозможность позвать маму.

Ответ: ______________________

 

№8 Раскройте скобки и запишите слово «сапоги» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Денис Иванович, сощурясь, склонив голову набок, долго глядел на торчащие головки (сапоги)…

Ответ: ______________________

 

№9 Замените словосочетание «ночь перед праздником», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Ответ: ______________________

 

Прочитайте текст и выполните задания 10-12.

(1)Замок наконец открылся, и я вслед за Лукьяновной машинально вошел в жилье, на большей части которого располагалась обширная печь древних времен, занавешенная посконью. (2)Все здесь в пору лишь для одного человека, другой был бы уже лишним. (3)От чаепития я отказался, сославшись на брошенную у обочины машину.

(4)Еще раз оглядев коморку и набредя взглядом на рамку с фотографиями, я поинтересовался, есть ли она на этих снимках.

(5)- Я-то теперь не вижу, кто где… (6)Гляди сам… (7)Мы там трое на карточке.

(8)- Здесь втроем только какие-то военные…

(9)- Ну, дак это и есть мы… (10)Я с подружками.

(11)- Ты разве и на фронте побывала? – изумился я.

(12)- Была, была я, милай, а то как же… (13)Была-а.

(14)Я приблизился лицом к давней пожелтевшей открытке: в самом деле, это были три девушки, которых я сперва принял за парней. (15)Все трое – коротко подстриженные, в сдвинутых на висок пилотках, просторные воротники гимнастерок обнимали тонкие подростковые шеи.

(16)- И которая из них ты? – спросил я, не узнавая молодую Лукьяновну.

(17)- А вот гляди: справа – Зина Крохина, слева – Хабиба… забыла фамилию… а промеж ими – я, востроносая…

(18)- А тебя-то как звать? (19)Я слыхал, женщины тебя бабой Пулей кликали. (20)Это что – имя такое?

(21)- Да не-е… - отмахнулась Лукьяновна, будто отстранила ненужное. – (22)Меня в девках Дусей звали… (23)Евдокией, стало быть. (24)А Пуля – это по-уличному. (25)Это ребятишки, охальники, такое прозвище прилепили, да и пошло…

(26)Лукьяновна сидела на краю топчана, расслабленно опустив руки на колени. (27)Ее правая кисть мелко подрагивала, и она бережно, как ушибленную, оглаживала ее левой ладонью.

(28)- Ить я на фронте снайперкой была… - сказал она, глядя на свои руки.

(29)- Снайпером? Да ну! -  изумился я такой неожиданности. – (30)И как же так получилось?

(31)- Да вот так и получилось… (32)Я девкой и ружья-то близко не видела, не то чтоб стрелять… (33)А тут собралась учиться. (34)Спроворила торбочку, попрощалась с Ухналями, с отцом-матерью и укатила в Тамбов. (35)Подала учиться на повара. (36)Проучилась я девять месяцев, вот тебе война. (37)Ученье наше порушилось… (38)Говорили, всех на окопы повезут. (39)А немец уж от Москвы близко. (40)Тут приехал какой-то дядька. (41)Собрали нас, а он и спрашивает: кто из девушек хочет на радистку учиться? (42)Сичас, говорит, очень радистки нужны. (43)Многие стали записываться, ну и я с ними. (44)Выдали нам хлеба с консервами, повезли аж в Казань. (45)День сидим, другой – никто ничего. (46)А потом приходит тот дядька и говорит, что радисток уже набрали, а нас направят учиться на снайперок… (47)Сперва винтовку разбирали, учились залезать на дерево, ползать по-пластунски, чтоб ни одна ветка не хрустнула. (48)Потом стали по бумажным фашистам стрелять. (49)Я сперва сильно мазала: больно винтовка тяжелая. (50)А на ту карточку мы снялись перед самой отправкой. (51)Крохину вскорости на позиции убило, и месяца не пробыла. (52)А с Хабибой – вот не вспомню фамилию – вместе аж до Лук дошли. (53)А уже там она пропала без вести. (54)Мне тоже досталось.

(55)Лукьяновна крюковатыми пальцами отгребла с левой стороны клок пожелтелой седины и повернулась ко мне виском:

(56)- Во, вишь?

(57)Под откинутой прядью я с содроганием увидел багровые лохмотья уха.

(58)- Это меня ихний снайпер. (59)Промахнулся малость. (60)Далековато было…

Ответ: ______________________

№10 Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  • Автор увидел фотографию в рамке и сразу узнал на ней Евдокию.
  • По-уличному Евдокию звали Пулей.
  • Когда началась война, Евдокия поехала учиться в Тамбов на снайпера.
  • Крохину убило на позиции, Хабиба пропала без вести, Евдокию ранил немецкий снайпер.
  • Евдокия не погибла, потому что немецкий снайпер промахнулся.

Ответ: ______________________

 

№11 Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности является эпитет. Запишите номера этих ответов.

  • … Денис Иванович, в чистой исподней рубахе, с очками на носу, сидел тут же, подле капусты, и, пощипывая серебряный ус, читал районную газету…
  • Птичницы томились знойной скукой августовского дня и обрадовались случаю побалагурить.
  • Она все еще виднелась серой полоской соломенных крыш среди черной зяби и полос подросшей озими.
  • С радостным трепетом надевала Дуняшка пальто.
  • В ее руках был совсем такой же пакет, как и Дуняшкин, почти такого же размера, в той же белой бумаге с красными треугольниками…

Ответ: ______________________

 

№12 В предложениях 17-26 найдите синонимы (синонимическую пару). Выпишите эти синонимы.

Ответ: ______________________