Тестовые задания  составлены на основе  рассказа Евгения Ивановича Носова «Белый гусь».

Автор-составитель:  Ломакина Елена Ивановна

 

Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.

1)Если бы птицам присваивали воинские чины, то этому гусю следовало бы дать адмирала. 2)Всё у него было адмиральское: и выправка, и походка, и тон, каким он разговаривал с прочими деревенскими гусями. 3)Ходил он важно, обдумывая каждый шаг. 4)Прежде чем переставить лапу, гусь поднимал её к белоснежному кителю, собирал перепонки, подобно тому как складывают веер, и, подержав этак некоторое время, неторопливо опускал лапу в грязь. 5)Так он ухитрялся проходить по самой хлюпкой, растележенной дороге, не замарав ни единого пёрышка.                                                               

ЗАДАНИЕ 2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) присваивали чины (предложение 1)
2) все было адмиральское (предложение 2)
3) ходил он (предложение 3)
4) гусь поднимал, собирал (и) опускал (предложение 4)
5) он ухитрялся (предложение 5)

Ответ: ____________________

 

ЗАДАНИЕ 3.  Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным обстоятельственным.
2) В предложении 2 содержатся однородные составные именные сказуемые.
3) Предложение 3 осложнено обособленным обстоятельством..
4) Предложение 4 осложнено однородными обстоятельствами.
5) Предложение 5 осложнено обособленным определением.

Ответ: ____________________

 

ЗАДАНИЕ 4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.
Б) Вводные конструкции выделяются запятыми. 
В) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.

 

 

 

 

 

 

1) Так называют лесную поляну, расчищенную для земледелия.
2) Всё у него было адмиральское: и выправка, и походка, и тон, каким он разговаривал с прочими деревенскими гусями.
3) Заметив меня, гусь пригнул шею к траве и с угрожающим шипением двинулся навстречу
4) Очевидно, Белый гусь считал, что всё в этом мире существует только для него одного, и, наверное, очень бы удивился, если бы узнал, что сам-то он принадлежит деревенскому мальчишке Стёпке, который, если захочет, оттяпает на плахе Белому гусю голову, и Стёпкина мать сварит из него щи со свежей капустой.
5) Этой весной, как только пообдуло просёлки, я собрал свой велосипед, приторочил к раме пару удочек и покатил открывать сезон.

Ответ:

А

Б

В

 

 

 

 

ЗАДАНИЕ 5. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Одним словом(1)Белый гусь был самой важной птицей на всей кулиге [Так называют лесную поляну(1)расчищенную для земледелия]. В силу своего высокого положения в лугах он жил беспечно и вольготно. На него засматривались лучшие гусыни деревни. Ему безраздельно принадлежали отмели (3)которым не было равных по обилию тины(4)ряски(5) ракушек и головастиков. Самые чистые (6) прокалённые солнцем песчаные пляжи(7) его(8) самые сочные участки луга(9) тоже его.

Ответ: ____________________

 

ЗАДАНИЕ 6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ПРИСВАИВАЛИ – выбор приставки определяется её значением, близким к значению «пространственная близость».
2) СВЕРКАЮЩИХ (трав) – правописание гласной в суффиксе действительного причастия настоящего времени определяется принадлежностью к спряжению глагола, от основы которого это причастие образовано. 
3) РАЗБРЕЛИСЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква З. 
4) УЛЕТАВШЕЙ  (туче) – написание безударной гласной в корне слова проверяется подбором однокоренного слова, в котором этот гласный звук находится в ударном слоге.
5)    Немигающий взгляд – прилагательное при отсутствии противопоставления  пишется с НЕ слитно.

Ответ: ____________________

 

ЗАДАНИЕ 7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Переруг..(1)ваясь с гусем и поправляя размытую половодь..(2)м пр..(3)ваду, я и не замет..(4)л, как из-за леса наползла туча. Она росла, подн..(5)малась серо-синей тяжёлой стеной, без просветов, без трещ..(6)нки, и медленно и неотвратимо пожирала синеву неба. Вот туча краем накатилась на солнце. Её кромка на мгновение сверкнула расплавл..(7)нным свинцом. Но солнце н..(8) могло растопить всю тучу и б..(9)сследно исчезло в её свинцовой утробе.

Ответ: ____________________


ЗАДАНИЕ 8. Раскройте скобки и запишите слово «гусята» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Под его широко раскинутыми крыльями тихо копошилась дюжина (гусята)

Ответ: ____________________


ЗАДАНИЕ 9. Замените словосочетание «осторожно склоняя», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. 

Ответ: ____________________

 

Прочитайте текст и выполните задания 10-12

1)Туча свирепствовала с нарастающей силой. 2)Казалось, она, как мешок, распоролась вся, от края и до края. 3)На тропинке в неудержимой пляске подпрыгивали, отскакивали, сталкивались белые ледяные горошины.

4)Гуси не выдержали и побежали. 5)Они бежали, полузачёркнутые серыми полосами, хлеставшими их наотмашь, гулко барабанил град по пригнутым спинам. 6)То здесь, то там в траве, перемешанной с градом, мелькали взъерошенные головки гусят, слышался их жалобный призывный писк. 7)Порой писк внезапно обрывался, и жёлтый «одуванчик», иссеченный градом, поникал в траву.

8)А гуси всё бежали, пригибаясь к земле, тяжёлыми глыбами падали с обрыва в воду и забивались под кусты лозняка и береговые обрезы. 9)Вслед за ними мелкой галькой в реку сыпались малыши — те немногие, которые ещё успели добежать.

10)Туча промчалась так же внезапно, как и набежала. 11)Град в последний раз прострочил мою спину, поплясал по прибрежной отмели, и вот уже открылась на той стороне деревня, и в мокрое заречье, в ивняки и покосы запустило лучи проглянувшее солнце.

12)Я сдёрнул плащ.

13) Под солнечными лучами белый, запорошённый луг на глазах темнел, оттаивал. 14)Тропинка покрылась лужицами. 15) В поваленной мокрой траве, будто в сетях, запутались иссеченные гусята. 16) Они погибли почти все, так и не добежав до воды.

17)Луг, согретый солнцем, снова зазеленел. 18)И только на его середине никак не растаивала белая кочка. 19) Я подошёл ближе. 20) То был Белый гусь.

21) Он лежал, раскинув могучие крылья и вытянув по траве шею. 22) Серый немигающий глаз глядел вслед улетавшей туче. 23) По клюву из маленькой ноздри сбегала струйка крови.

24) Все двенадцать пушистых «одуванчиков», целые и невредимые, толкаясь и давя друг друга, высыпали наружу. 25) Весело попискивая, они разбрелись по траве, подбирая уцелевшие градины. 26) Один гусёнок, с тёмной ленточкой на спине, неуклюже переставляя широкие кривые лапки, пытался взобраться на крыло гусака.

27) Но всякий раз, не удержавшись, кубарем летел в траву.

28) Малыш сердился, нетерпеливо перебирал лапками и, выпутавшись из травинок, упрямо лез на крыло. 29) Наконец гусёнок вскарабкался на спину своего отца и замер. 30) Он никогда не забирался так высоко.

31) Перед ним открылся удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца.

(По Е. И. Носову*)

* Евгений Иванович Носов (1925–2002) – русский советский писатель, прозаик.


ЗАДАНИЕ 10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Гуси во время непогоды остались на лугу и спасли свое потомство.
2) Из темного облака сыпал мелкий дождь.
3) Луг снова зазеленел, только на его середине никак не растаивала белая кочка.
4) Туча уплыла медленно.
5) Все двенадцать пушистых «одуванчиков» Белого гуся были невредимы.

Ответ: ____________________



ЗАДАНИЕ 11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение. Запишите номера ответов.
1) Перед ним открылся удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца.
2) Казалось, она, как мешок, распоролась вся, от края и до края..
3) Весело попискивая, они разбрелись по траве, подбирая уцелевшие градины.
4) Луг, согретый солнцем, снова зазеленел.
5) А гуси всё бежали, пригибаясь к земле, тяжёлыми глыбами падали с обрыва в воду и забивались под кусты лозняка и береговые обрезы.

Ответ: ____________________



ЗАДАНИЕ 12. В предложениях 27–30 найдите разговорное слово с лексическим значением «перевёртываясь, кувыркаясь при движении, падении»

Ответ: ____________________