В работе  представлены разные подходы к обучению написания сжатого изложения,  практические работы по отработке навыков компрессии текста.

Данная практика для подготовки к ОГЭ по русскому языку может быть использована как учителями-словесниками, так и обучающимися в качестве  самостоятельной подготовки. 

Разработчик: Дунаева Галина Владимировна

 

Подготовка к выпускному  экзамену по русскому языку  в 9 классе требует особого подхода к систематизации, закреплению, практическому применению  знаний, полученных за годы обучения в школе. Именно поэтому я начинаю подготовку к ОГЭ с 5 класса.

Первая часть экзаменационной работы по русскому языку в формате ОГЭ – написание сжатого изложения по прослушанному тексту – требует от выпускников умения выделять микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное.

Изложение – это самый распространенный метод школьной программы, позволяющий проверить знания школьников, и узнать, умеют ли они слушать то, что говорит им учитель. Он также показывает способность ученика излагать его мысли. Задача,  преследуемая при этом, – научить обучающихся правильно воспринимать информацию и выделять основную мысль в тексте. Изложение, как правило, выявляет уровень восприятия текста, который читает другой человек и показывает правильность его воспроизведения. Задача изложения – помочь ученику научиться правильно  формулировать мысли и выбирать из большого количества информации нужную.

Сжатое изложение рассматривается как письменный пересказ текста, основу которого составляет воспроизведение только основного содержания. Этапы работы над сжатым изложением сходны с последовательностью и приёмами работы над подробным изложением. Различия состоят лишь в методике работы над созданием нового текста. Сжатое изложение считаю наиболее трудным для учащихся видом работы. Это объясняется тем, что при написании сжатого изложения необходимо осуществить компрессию (сжатие) воспринятой информации, в результате чего добиться построения такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств. Таким образом, сжатые изложения требуют специальной подготовки.

Для того чтобы ученик научился писать изложение,  необходимо подготавливать его уже в начальных классах. В частности, развивать  память, учить его кратко фиксировать содержание и расширять словарный запас. Чтобы улучшить память,  надо  заучивать  наизусть. Необходимо научить ученика   читать осмысленно и пересказывать суть. Чтобы научить кратко фиксировать содержание произведения, необходимо показать ему, что любой текст можно разбить на смысловые блоки, суть которых кратко записывается в нескольких словах. Безусловно, в этом нам помогают уроки литературы (да и не только они).  Ещё в начальной школе обучающихся  учат пересказывать по плану, по картинкам и самостоятельно, внимательно слушать выступления своих одноклассников и задавать  им вопросы. Всё это пригодится при письменном пересказе-изложении.

При обучении сжатому изложению формирую следующие коммуникативно-речевые умения: вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами, правильно, логично и кратко излагать мысли, уметь находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания. На мой взгляд, такие умения необходимо формировать на уроках русского языка с 5 класса, используя практическую работу по тексту. Уже в 5 классе я знакомлю обучающихся с приемами сжатия текста, с такими понятиями, как «микротема», «ключевые слова». Конечно, на первых уроках применяю коллективное сжатие текста.

Обучение школьников написанию сжатого изложения, на мой взгляд,  включает в себя несколько этапов работы:

1.Знакомство школьников с критериями оценивания  изложения на ОГЭ.

2.Обучающиеся должны знать о максимальном количестве баллов за сжатое изложение, необходимом объёме изложения.

3.Знакомство учащихся с моделью проведения сжатого изложения.

4.Работа с текстом  (определение типа речи текста и выделение микротем).

5.Отработка навыков компрессии текста.

Так как же научить обучающихся писать сжатые изложения, научить их слушать и слышать текст, а затем воспроизводить его на письме?

При первом прослушивании школьнику нужно внимательно и сосредоточенно воспринимать текст, разделяя его мысленно на смысловые части, чтобы понять, о чём говорится в каждой из них, определить тему и основную мысль текста, обратить внимание на опорные слова, особенности повествования. После первого чтения текста ученик должен сформулировать основную мысль, выделить композиционные части, определить стиль и тип речи текста.

Во время второго прослушивания необходимо конкретизировать первые впечатления от текста, внести письменные исправления, определиться с количеством абзацев, соотнести отдельные части с опорными словами, при этом обратить внимание на логику авторского рассуждения. После второго прочтения текста следует написать черновой вариант сжатого изложения в соответствии с выделенными микротемами, перечитать текст. Далее нужно подумать над тем, что можно ещё сократить, сделать окончательные исправления и дополнения, проверить черновик не менее двух раз, переписать сжатое изложение на чистовой вариант.

Мы помним, что сжатое изложение текста – это краткий пересказ его основного содержания, в котором необходимо сохранить самое важное: основную мысль, художественные детали и языковые особенности.

При написании сжатого изложения на ОГЭ необходимо передать главное содержание каждой микротемы и всего текста в целом, сохраняя смысловую последовательность.

Существует много алгоритмов написания сжатого изложения, но я в своей работе   использую следующий:

  1. Определите тип речи прослушанного текста.
  2. Выделите в тексте существенные, важные мысли.
  3. Найдите среди них главную мысль.
  4. Разбейте текст на части (микротемы), сгруппировав его вокруг существенных мыслей.
  5. Озаглавьте каждую часть и составьте план.
  6. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей избавиться.
  7. Определите, какие факты можно обобщить в соседних частях текста.
  8. Переведите информацию на «свой» язык.
  9. Запишите сокращённый текст на черновике.

Мне кажется, что начинать нужно с определения типа речи прослушанного текста. Именно это поможет ученику написать сжатое изложение. Вот те вопросы, которые я советую обучающимся запомнить и применять при определении типа речи:

1.Что? Когда? Где? (текст-повествование)

2.Какой? Каков?( текст-описание)

3.Как? Почему? Зачем? (текст-рассуждение)

На уроках русского языка даю ученикам тексты различных типов речи с целью определения школьниками основных характерных особенностей текста того или иного типа речи. Мы определяет содержательные элементы, которые следует оставить или исключить из текста при компрессии и при этом передать его основное содержание.

Предлагаю обучающимся практическую работу по выбору содержательных элементов  текста.

Необходимо определить, какие элементы текста при сжатии следует сохранить, а какие – сократить, в зависимости от того, к какому типу речи относится текст.

Приведу пример практической работы на уроке.

Тип речи

Содержательные элементы компрессии текста

Предлагаемые элементы

СОХРАНИТЬ

СОКРАТИТЬ

Повествование (передача событий)

 

 

-последовательность событий;

-попутно сообщающиеся факты;

-примеры, иллюстрации;

-развёрнутые описания;

-авторские оценки;

-элементы рассуждения;

-динамику действий

Описание (передача деталей)

 

 

-дополнительно попутно сообщаемую информацию;

-описательную часть;

-элементы повествования и рассуждения;

-особенности авторских образов;

-приёмы и средства выразительности;

прямые авторские оценки, не связанные с описанием

Рассуждение (передача мыслей)

 

 

-развернутые иллюстрации;

-примеры, описание;

-тезис;

-основные аргументы;

−  дополнительные сведения;

-элементы повествования

После самостоятельной работы ученики сверяют свои ответы с правильными вариантами.

Тип речи

Содержательные элементы компрессии текста

СОХРАНИТЬ

СОКРАТИТЬ

Повествование (передача событий)

−   последовательность событий;

−   динамику действий

 

−  попутно сообщающиеся факты;

−  примеры, иллюстрации;

−  развёрнутые описания;

−  авторские оценки;

−  элементы рассуждения

Описание (передача деталей)

−   описательную часть;

−   особенности авторских образов;

-  приёмы и средства выразительности

−  дополнительно попутно сообщаемую информацию;

−  элементы повествования и рассуждения;

−  прямые авторские оценки, не связанные с описанием

Рассуждение (передача мыслей)

−   тезис;

−   основные аргументы

 

−  развернутые иллюстрации;

−  примеры, описание;

−  дополнительные сведения;

- элементы повествования

Вывод: при изложении текста-повествования необходимо сохранять последовательность событий и динамику действий, текста-описания – описательную часть, особенности авторских образов и приёмы и средства выразительности, при изложении текста-рассуждения – тезис и основные аргументы.

Как работаю  с учениками  по предложенному алгоритму?

После практической работы я перехожу   непосредственно к способам сжатия текста (исключение, упрощение и обобщение), основным языковым приёмам компрессии исходного текста и тщательно отрабатываю каждый из них.

Приёмы сжатия  текста

1.«Прием исключения подробностей при написании сжатого изложения».

Исключение – способ сжатия текста, где исключается второстепенная информация: подробности, детали, числовые данные, авторские пояснения, отступления, подробные описания, рассуждения и т. п..  Для того чтобы это сделать, нужно сначала разделить полученную информацию на главную с точки зрения основной мысли текста и второстепенную (несущественную), а затем исключить второстепенную.

К основным языковым приемам исключения относятся:

  • исключение повторов;
  • исключение фрагмента предложения;
  • исключение одного или нескольких синонимов;
  • исключение слов, словосочетаний, фрагментов предложений, поясняющих конструкций, синонимов в ряду однородных членов, целых предложений, частей сложного предложения.

Пример.

Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник – то, что находится под окном; подушка – то, что кладется под ухо; а вот слово “окно” не каждый свяжет со словом “око”, а ведь это родственные слова…

= Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: например, подоконник – то, что находится под окном (Исключение фрагмента предложения за счет удаления однотипных примеров).

Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему. Чувства –это неотъемлемая часть нашей личности. = Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему, неотъемлемая часть нашей личности.( Исключение повторов)

2.«Приём упрощения при написании сжатого изложения».

Упрощение – это способ сжатия текста, при котором большие по объему предложения упрощаются до простых предложений путем сокращения второстепенной информации, повтора мысли. Другими словами, не сокращая мысли, можно передать её в более простой языковой форме. В основе этого способа лежит упрощения:  сложные, развернутые синтаксические конструкции преобразовываются и упрощаются. Этот способ основывается на явлении избыточности речи. Дело в том, что в естественной речи используется гораздо больше слов, чем необходимо для выражения определённой мысли, поэтому её можно упростить.

 К основным языковым приемам упрощения относятся:

- слияние нескольких предложений в одно;

- замена предложения или его части указательным местоимением;

- замена сложноподчинённого предложения простым;

- замена фрагмента предложения синонимичным выражением.

Пример.

Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о школьных наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения.

= В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах и отличиях, здесь горячо любили искусство и работу. (Слияние нескольких предложений в одно.)

Настроение преимущественно зависит не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем. = Настроение зависит не от самих событий, а от их восприятия нами. ( Замена сложного предложения простым)

3.«Приём обобщения при написании сжатого изложения».

Обобщение – способ сжатия текста, при котором обобщается однородная информация. Другими словами, при обобщении материала сначала вычленяются единичные факты, однородные проблемы или мелкие вопросы, выделяется в них то, что их объединяет, является общим, а затем подбираются языковые средства для их обобщённой передачи.

К основным языковым приемам обобщения относятся:

- замена однородных членов обобщающим словом;

- замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением.

Пример.

На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки. = На лугу росли цветы. (Замена однородных членов обобщающим словом).

Многие утверждают, что слушать музыку дома лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами.

(Многие утверждают, что слушать музыку дома лучше, чем в зале: никто не мешает.)

К основным языковым приёмам компрессии исходного текста от­носятся следующие.

1.Замены:

  • замена однородных членов обобщающим наименованием;
  • замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
  • замена предложения или его части указательным местоиме­нием;
  • замена предложения или его части определительным или от­рицательным местоимением с обобщающим значением;
  • замена сложноподчинённого предложения простым;
  • замена прямой речи косвенной.

2.Исключения:

  • исключение отдельных членов предложения, некоторых од­нородных членов;
  • исключение повторов;
  • исключение фрагмента предложения, имеющего менее су­щественное значение;
  • исключение одного или нескольких синонимов;
  • исключение предложений, содержащих описания или рассу­ждения, представленные слишком широко и полно.

3.Слияния:

  • образование сложного предложения путём слияния двух про­стых, повествующих об одном и том же предмете речи.

Для этого на уроках русского языка предлагаю обучающимся предложения, тексты, которые они должны постараться сжать, используя известные приёмы компрессии текста. Безусловно, следует отметить, что при сжатии исходного текста выпускник создаёт новое речевое произведение, в котором предложения должны быть объединены общим смыслом, а содержание передано последовательно без нарушения абзацного членения и без логических ошибок. Но  при работе над созданием нового текста учащимся бывает трудно не только применить приемы компрессии, но и избежать речевых ошибок. Так, например, в 5-6 классах я предлагаю ученикам  следующее задание:

1.Попробуйте исправить предложения так, чтобы  избежать  повторения одинаковых слов, заменив их близкими по значению (местоимениями) .

 2.Образуйте сложные предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном  и том же предмете речи, вставляя нужный по смыслу   союз. Расставьте запятые.

Друзья крепко проспали всю ночь. Моховая Борода первым открыл глаза. По поляне гуляли веселые солнечные лучики. Разбудило его вовсе не солнце. Разбудило его странное ощущение. Кто-то копошился в его бороде. Моховая Борода решил расчесать бороду. Моховая Борода поднял руку. Моховая Борода тут же опустил ее. Моховая Борода испуганно вздрогнул. Из бороды выпорхнула птица. Это была крохотная серая птичка. Птичка отлетела в сторонку. Птичка уселась поблизости. Птичка уселась на ветвистом суку. Птичка стала смотреть на Моховую Бороду. (По Э. Рауду)

Возможный вариант:

Друзья крепко проспали всю ночь. Моховая Борода первым открыл глаза. По поляне гуляли веселые солнечные лучики. Разбудило его вовсе не солнце, а странное ощущение. Кто-то копошился в  бороде. Он решил расчесать, поднял руку, но тут же опустил,  испуганно вздрогнул. Из бороды выпорхнула птица. Это была крохотная серая птичка. Она  отлетела в сторонку,  уселась поблизости на ветвистом суку и  стала смотреть на Моховую Бороду. (По Э. Рауду)

Напоминаю ученикам, что текст изложения они прослушивают дважды. В связи с этим выстраиваю работу следующим образом.

I. ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ ТЕКСТА

 

Этап определения темы текста

Как определить тему текста?

Ответ на вопрос  «О чем текст?»

Тема определяется различными способами:

-по началу текста;

-по ключевым словам;

-по ключевым эпизодам;

-по поступкам или размышлениям героев (автора);

-по заглавию текста

 

Этап определения основной мысли текста

Как определить основную мысль текста?

Ответ на вопрос: «Зачем автор его написал?», «Какую мысль хотел выразить?»    

Что нам помогает сформулировать основную мысль текста?

-Общая тональность звучания текста;

- настроение, которое вызывает прочтение текста;

-отношение автора к событиям, героям;

- наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции).

 

Этап определения структуры текста (именно на этом этапе нам помогает определение типа речи текста).

Называем  композиционные части текста. Составляем  план.

Записываем основное содержание каждой композиционной части в форме тезиса.

(Вспоминаем: композиция текста – построение текста.Как правило, основными композиционными частями текста являются вступление, основная часть, заключение.)

Тезис – положение, сформулированное как предложение (простое или сложное), в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания.

Как сформулировать тезис?

Из нескольких предложений составляется одно, в котором факты, явления, признаки изложены обобщенно.

Формулирование тезиса – один из приемов сжатия текста.

 

Этап абзацного членения текста: определение микротем текста как частей общей темы

Определяем  на слух количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего. Определяем микротему каждого абзаца.

Записываем  ее кратко, отвечая на вопросы: «Одинакова ли роль каждого предложения в микротоме? Какие предложения являются основными? Абзацы нумеруем.

 

II. ВТОРОЕ ПРОЧТЕНИЕ ТЕКСТА

ВСПОМИНАЕМ ПРОЙДЕННОЕ!

Абзац – показатель микротемы, поэтому внимательно следим за интонационными паузами учителя, читающего текст изложения. Сколько больших интонационных пауз – столько в тексте абзацев.

Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац.

Микротема – это частная, небольшая тема, связанная с общей, основной темой текста и представляющая какой-либо её аспект или его часть.

Как определить микротемы текста?

По ключевым словам и ключевым предложениям абзаца.

ВСПОМИНАЕМ ПРОЙДЕННОЕ!
Слова, значимые для понимания текста, можно назвать ключевыми. Эти слова создают смысловую целостность текста, являются ключевыми для понимания его темы и основной мысли. Они создают единый смысловой контекст, вовлекая в него другие слова, связанные с контекстом. Иначе говоря, ключевые слова образуют каркас, на который «нанизывается» текст. Ключевое слово обычно присутствует в заголовке текста, в начале текста – зачине. Также нужно обращать внимание на повторяющиеся слова.

Как определить микротему кратко?

При написании сжатого изложения необходимо разграничивать основные и дополнительные (избыточные, пояснительные и др.) предложения микротемы.

( К основным относятся предложения, без которых невозможно раскрыть тему и идею текса, т.е. сохранить его цельность и связность.

К дополнительным относятся предложения, содержащие подробности, детали, описательные элементы (избыточное). Их можно опустить или сформулировать кратко на основе обобщения.)

 

Этап моделирования сжатого изложения

Снимаем  нумерацию абзацев – микротем.        

Соединяем  в текст, сохраняя абзацное членение.

Как соединить содержание микротем в текст?

 Используем  лексические и лексико-грамматические средства соединения частей текста

Лексические средства

Лексический повтор ключевых слов, повтор однокоренных слов, синонимы (в том числе и контекстуальные, то есть употребляющиеся как синонимы только в данном тексте), антонимы (в том числе и контекстуальные), родовидовые слова (цветы: иван-чай, ромашка...), описательные обороты.

Морфологические средства

Союзы, союзные слова, частицы, местоимения (особенно личные и указательные), наречия, единство видовременных форм глагола, степени сравнения прилагательных и наречий.

Синтаксические средства

Порядок слов, вводные слова и конструкции, вопросительные предложения, синтаксический параллелизм, неполные предложения, обращения.

 Раздаю ученикам  памятку.

ПАМЯТКА – СОВЕТ

1.Сосредоточьтесь перед первым прослушиванием текста. Приготовьте черновик, проверьте, как пишет ручка.

2.Настройтесь на то, что записывать текст необходимо с большими пробелами. Не жалейте бумаги: в пропущенные пробелы вы при втором прослушивании текста вставите то, что не успели записать в первый раз.

3.Записывайте все, что успели, сокращайте слова. Если что-то не успели записать,не расстраивайтесь: при втором чтении дополните.

4.Эффективно используйте те минуты, которые вам дают для осмысления текста между двумя чтениями. Постарайтесь дописать сокращенные слова. Но главное: пробежав по всем записям глазами, постарайтесь осознать, о чем этот текст.

5.При втором чтении текста вписывайте в оставленные пробелы то, что не записали в первый раз. Если останется место, не беда: это же черновик.

6.После прочтения текста постарайтесь соединить все, что вы записали, прочитайте то, что у вас получилось. Если мысль при чтении « не прыгает», все читается легко, значит, вы хорошо записали текст.

7.Приступайте к сокращению текста. Постарайтесь при этом учесть все три способа сокращения.

8.Сократив текст, перечитайте его. Если все читается на одном дыхании, если вы нигде не запнулись, значит, создали хорошее изложение. Проверьте, где вы написали с красной строки. Наличие абзацев – важный элемент работы.

9.Подчеркните все слова, написание которых вызывает у вас  сомнение. Возьмите орфографический словарь и проверьте правильность написания этих слов.

10.После этого можете переписывать работу в чистовик.

 

Предлагаю несколько практических работ своим ученикам.

Практическая работа №1

Перед учениками  лежат листы с текстом (без разделения на абзацы) и с таблицей, которую они заполняют  по мере выполнения заданий.

Текст

Одному человеку сказали, что его знакомый отозвался о нём в нелестных выражениях: «Да не может быть! – воскликнул человек. – Я ничего хорошего для него не сделал…». Вот он, алгоритм чёрной неблагодарности, когда на добро отвечают злом. В жизни, надо полагать, этот человек не раз встречался с людьми, перепутавшими ориентиры на компасе нравственности. Нравственность – это путеводитель по жизни. И если ты будешь отклоняться от дороги, то вполне можешь забрести в бурелом, колючий кустарник, а то и вовсе утонуть. То есть если ты неблагодарно ведёшь себя по отношению к другим, то и люди вправе вести себя по отношению к тебе так же. Как же относиться к этому явлению? Относитесь философски. Совершайте добро и знайте, что оно наверняка окупится. Уверяю вас, что Вы сами будете получать наслаждение от того, что делаете добро. То есть вы будете счастливы. А это и есть цель в жизни – прожить её счастливо. И помните: творят добро возвышенные натуры. (Из Интернета) 149 слов

Ключевые слова абзаца      

 

Микротема абзаца   

 

Вариант сжатого изложения абзаца

1

 

 

2

 

 

3

 

 

Задания

1.Ученики внимательно читают текст, делят его на три абзаца.

Одному человеку сказали, что его знакомый отозвался о нём в нелестных выражениях: «Да не может быть! – воскликнул человек. – Я ничего хорошего для него не сделал…». Вот он, алгоритм чёрной неблагодарности, когда на добро отвечают злом. В жизни, надо полагать, этот человек не раз встречался с людьми, перепутавшими ориентиры на компасе нравственности.

Нравственность – это путеводитель по жизни. И если ты будешь отклоняться от дороги, то вполне можешь забрести в бурелом, колючий кустарник, а то и вовсе утонуть. То есть если ты неблагодарно ведёшь себя по отношению к другим, то и люди вправе вести себя по отношению к тебе так же.

Как же относиться к этому явлению? Относитесь философски. Совершайте добро и знайте, что оно наверняка окупится. Уверяю вас, что Вы сами будете получать наслаждение от того, что делаете добро. То есть вы будете счастливы. А это и есть цель в жизни – прожить её счастливо. И помните: творят добро возвышенные натуры.

2.Ребята определяют тему и идею данного текста. (Обсуждение ответов)

3.Ученики выписывают ключевые слова первого абзаца, формулируют микротему, пишут свой вариант изложения первого абзаца.

Ключевые слова абзаца

Микротема абзаца

Вариант сжатого изложения абзаца

 Одному человеку сказали, что его знакомый отозвался о нём в нелестных выражениях: «Да не может быть! – воскликнул человек. – Я ничего хорошего для него не сделал…». Вот он, алгоритм чёрной неблагодарности, когда на добро отвечают злом. В жизни, надо полагать, этот человек не раз встречался с людьми, перепутавшими ориентиры на компасе нравственности.

Алгоритм чёрной неблагодарности – ответ на добро злом.

 

Алгоритм чёрной неблагодарности – это зло в ответ на добро. Так поступают люди, перепутавшие ориентиры на компасе нравственности.

(17 слов)

 

-Обсуждаем варианты.        

-Ученики называют  способы сжатия , которые они использовали ( Исключили прямую речь, вводное словосочетание, упростили 2 последних предложения абзаца).

4.Ученики выписывают ключевые слова второго абзаца, формулируют микротему, пишут свой вариант изложения второго  абзаца.

Ключевые слова абзаца

Микротема абзаца

Вариант сжатого изложения абзаца

Нравственность – это путеводитель по жизни. И если ты будешь отклоняться от дороги, то вполне можешь забрести в бурелом, колючий кустарник, а то и вовсе утонуть. То есть если ты неблагодарно ведёшь себя по отношению к другим, то и люди вправе вести себя по отношению к тебе так же.

Нравственность – это путеводитель по жизни.

 

Нравственность – это путеводитель по жизни, и, если отклониться от дороги, можно заблудиться или даже погибнуть. Если неблагодарно вести себя по отношению к другим, то в ответ можно получить то же самое.

(31 слово)

 

-Обсуждаем варианты.        

-Ученики называют  способы сжатия, которые они использовали. (Применили способ замены во 2 предложении и исключения  в 3 предложении ).

5.Ученики выписывают ключевые слова третьего абзаца, формулируют  микротему, пишут свой вариант изложения третьего  абзаца.

Ключевые слова абзаца

Микротема абзаца

Вариант сжатого изложения абзаца

Как же относиться к этому явлению? Относитесь философски. Совершайте добро и знайте, что оно наверняка окупится. Уверяю вас, что Вы сами будете получать наслаждение от того, что делаете добро. То есть вы будете счастливы. А это и есть цель в жизни – прожить её счастливо. И помните: творят добро возвышенные натуры.

Счастье творить добро дано только возвышенным натурам.

 

Относиться к явлению неблагодарности нужно философски: совершать добро, получая от этого наслаждение, а значит, и ощущение счастья, что и составляет цель жизни возвышенной натуры.

(24 слова)

-Обсуждаем варианты.        

-Ученики называют  способы сжатия, которые они использовали. (Исключили вопросительное предложение, применили способ упрощения, составив из нескольких предложений одно сложное с первой осложнённой частью (однородные члены, обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).

6.Считаем количество слов в сжатом изложении. Обращаю внимание учеников: в изложении должно быть не менее 70 слов.

Практическая работа №2

Перед учениками  лежат листы с текстом (без разделения на абзацы).

Текст

Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни. Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру. Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории – это Люди и Время. Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время. (По Ю. Бондареву) 152 слова

Работа с текстом

1.Ученики внимательно читают текст, делят его на три абзаца.

Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.

Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.

Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории – это Люди и Время. Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время. (По Ю. Бондареву) 152 слова

2.Ученики самостоятельно выделяют микротемы данного текста и записывают их в тетрадь.

1 абзац – Жестокая школа войны.

2 абзац – «Душевный опыт» военного детства.

3 абзац – Память о войне должна жить.

3.Редактируем 1 абзац:

Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.

( Исключаем одно из прилагательных в 1 предложении; исключаем одно из однородных обстоятельств места во втором предложении и обобщаем однородные подлежащие; упрощаем третье предложение).

Жестокую школу войны дети проходили в мёрзлых окопах с оружием в руках вместо тетрадей. У них ещё не было жизненного опыта, чтобы по-настоящему оценить то, чему не придаёшь значения в мирной жизни.

4. Редактируем 2 абзац:

Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.

( Упрощаем: из трёх предложений составляем одно, осложнённое обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.«Лучезарный и чистый мир» заменили на «чистоту мира»)

Война наполнила их душевный опыт, заставив не только плакать от ненависти, но и радоваться журавлиному клину,  хранить тепло уходящей юности, сберечь в себе чистоту мира, вер,  надежду, стать добрее,  непримиримее к несправедливости.

5.Редактируем 3 абзац:

Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории – это Люди и Время. Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время.

(Исключаем последнее предложение абзаца).

Война стала историей, но о ней надо помнить, ведь главные участники истории – Люди и Время.

Возможный вариант:

Жестокую школу войны дети проходили в мёрзлых окопах с оружием в руках вместо тетрадей. У них ещё не было жизненного опыта, чтобы по-настоящему оценить то, чему не придаёшь значения в мирной жизни.

Война наполнила их душевный опыт, заставив не только плакать от ненависти, но и радоваться журавлиному клину,  хранить тепло уходящей юности, сберечь в себе чистоту мира, веру, надежду, стать добрее, непримиримее к несправедливости.

Война стала историей, но о ней надо помнить, ведь главные участники истории – Люди и Время.  (79 слов)

 

Итак, на этапе обучения сжатому изложению знакомимся со способами сжатия текста,  учимся правильно воспринимать информацию и выделять основную мысль в тексте. Постепенно  учащиеся переходят к самостоятельному написанию изложений.