Урок литературы знакомит учащихся 5 класса с произведениями русских поэтов о родной природе.

Форма проведения урока – урок-календарь. Учитель предлагает учащимся перелистать страницы календаря и побывать в гостях у времён года. Интеграция с музыкой, изобразительным искусством помогает учащимся узнать не только стихотворения о природе, но о произведения композиторов, художников, народные промыслы, изображающие  времена  года.

Автор-разработчик: Миронова Ирина Анатольевна

 

Цели урока:

Предметные: ознакомить учащихся со стихотворениями русских поэтов о родной природе; научить читать стихи выразительно, передавая настроение с помощью интонации; развивать умение воспринимать художественный текст как произведение искусства, понимать авторский замысел; развивать творческие способности и читательскую наблюдательность.

Метапредметные: развивать способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, извлекать информацию из различных источников.

Личностные: воспитывать любовь к родной природе, народным традициям, стремление к речевому самосовершенствованию, к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.

Задачи урока:

- познакомить с произведениями разных видов искусства, создающих образ времён года,

- формировать навык анализа поэтического текста,

- развивать устную и письменную речь обучающихся,

- развивать образное мышление и воображение,

- воспитывать любовь к родной природе, народным традициям,

- развивать интерес к искусству – помогать вызвать зрительные образы при чтении стихов, понимать настроение, чувства поэтов, художников, музыкантов.

Тип урока: интегрированный.

Форма урока: урок-календарь.

Оборудование урока: презентация; репродукции картин; выставка изделий народных промыслов; музыкальные записи Вивальди, Чайковского, Доги; рабочие листы.

Методические приемы: рассказы учащихся, выразительное чтение стихотворений и их анализ, прослушивание музыкальных произведений, анализ репродукций, устное рисование, разгадывание загадок, работа с рабочими листами, самооценивание.

 

Ход урока

Организационный момент.

Минутка приятных воспоминаний.

Добрый день, ребята! Давайте наш урок начнём с минутки приятных воспоминаний. Закройте, пожалуйста, глаза, вспомните о чём-нибудь приятном и улыбнитесь.

Вы улыбнулись, а значит, вы вызвали в себе добрые чувства и сделали наш мир немного добрее. А в каждом деле что самое главное? Это доброе начало. Вот с этой верой в доброе начало мы и начнём наш урок литературы.

Рефлексия настроения.

Но прежде чем мы будем говорить по теме урока, хочется узнать, с каким настроением вы пришли сегодня. Выберите тот смайлик, который соответствует вашему настроению (учащиеся выбирают).

Хочется верить, что ваше хорошее настроение не изменится в течение урока.

Слово учителя.

Предлагаю вам фольклорную разминку, которая поможет определить тему нашего урока. Для этого необходимо ваше внимание, наблюдательность и хорошее настроение.

Загадывание загадок о временах года.

- Кто уже догадался, какой будет тема нашего урока? А как вы думаете, что мы сегодня будем с вами делать на уроке?

Слово учителя.

Ребята, сегодня наш урок будет немного необычным. Эго будет урок- календарь. Мы с вами перелистаем странички календаря и побываем в гостях у времён года.

Видеозарисовка «У природы нет плохой погоды».

Слово учителя.

Все времена года прекрасны, каждое неповторимо и загадочно, каждое несёт в себе тайну, которую нужно разгадать. Эту тайну стремились разгадать поэты, художники, композиторы, учёные. Каждый из них по-своему видел, понимал времена года. Сегодня это попытаемся сделать и мы с вами.

Сейчас зима. Всё занесено снегом. Снег, словно мягким пушистым ковром закутал озябшую землю. Деревья как бы одеты в белые шубы и шапки. Тихо кружась, падают на спящую землю невесомые снежинки. Ледяным панцирем покрыты озёра, реки, сказочным сном объята природа.

- Ребята, а какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово зима? (мороз, снег, метель, иней, холод и т.д.)

Давайте перелистаем зимний календарь и посмотрим, какая зима в средней полосе России. Три зимних месяца – три белых коня, как поётся в песне: декабрь, январь и февраль.

Выступления учащихся с сообщениями о зимних месяцах.

Декабрь – первый месяц зимы. Ещё вчера всё чернело вокруг, а наутро всё кругом бело. Снег лежит на земле, на крышах домов, сараев, на заборах и даже на ветках деревьев. Хорошо! Воздух чистый, свежий. И морозец пощипывает уши и нос.

За декабрём приходит январь. Это самая середина зимы, пора лютого холода Мороз рисует узоры на стёклах окон. Холодно. Пруды и реки скованы льдом. Посмотрите зимним утром во двор. По снегу прыгают воробьи. От холода они нахохлились, распушились, стали похожи на шарики. Прыгают серые шарики на снегу, подбирают крошки.

Февраль-самый снежный, самый метельный месяц. Снег всё сыплет и сыплет. Кажется, что зима решила всю зиму упрятать в непролазных белых сугробах. Ветер кружит, поднимает снег и гонит его белым кружащимся вихрем.

Слово учителя.

А сейчас я предлагаю вам совершить путешествие в далёкое прошлое, в то время, когда жил Пушкин. Приготовились слушать? Очень хорошо! Будьте внимательны, представьте себе то, о чём я буду рассказывать.

Никогда зима не приходила ещё так рано. Пушкин, гуляя по парку, вышел к берегу реки. Перед ним открылась такая картина: голубая лента реки, а за нею одетые в золото леса, застывшие в тишине. При малейшем движении ветра на землю слетали разноцветные листья. Поэт с волнением смотрел на эту красоту. Он радовался и грустил, предчувствуя её скорую гибель. Вечером он долго не мог заснуть, вышел на крыльцо. Звёзд не было видно. Дул холодный ветер с севера. Он всегда приносит снег и приводит с собой зиму. Его раньше так и называли Север. Заснул поэт поздно. А утром он выбежал на улицу и увидел, что всё белым-бело. Как чудо явилась зима и по-новому украсила природу. Под впечатлением от увиденного поэт написал такие строки.

Чтение учащимся стихотворения А.С. Пушкина «Вот Север, тучи нагоняя».

Беседа с обучающимися.

- Как поэт называет зиму?

- Почему поэт называет зиму волшебницей?

- Подберите синоним к слову волшебница. (чародейка)

- Какие чудеса творит «волшебница зима»?

- Но ведь зима – явление природы и по-настоящему идти, повиснуть, лечь, резвиться не может. А кто это может делать?

- А если поэт наделяет этими качествами явления природы, как это называется? (олицетворение)

- Кто, кроме зимы, действует как живой? (Север)

- Для того, чтобы создать яркий, необычный образ зимы-волшебницы, автор использует и другое изобразительно-выразительное средство. Какое? (эпитеты)

- Найдите эпитеты в стихотворении.

Слово учителя.

Эти строки Пушкин написал 195 лет назад, а звучат они так, как будто написаны нашим современником. Кстати, нейросеть предположила, как мог бы исполнить это стихотворение Александр Сергеевич в наши дни. Давайте посмотрим.

Просмотр видеоклипа «Вот Север, тучи нагоняя», созданного нейросетью.

- Когда смотришь видеозарисовку к этому стихотворению, то вспоминаешь, что зима – это время многих христианских праздников. Какие зимние праздники вы знаете?

- В стихотворении Пушкин пишет, что все рады проказам матушки-зимы. А за что вы любите зиму?

Слово учителя.

Россия – снежная страна,

Где есть сугробы и снега.

Но, несмотря на холода,

Всем людям нравится зима.

Наверное, поэтому многие русские поэты рисовали это время года в своих стихотворениях. Давайте послушаем стихотворение А.А. Фета «Чудная картина».

Выступление учащегося с чтением стихотворения Фета «Чудная картина».

Беседа с обучающимися.

- Вам понравилось стихотворение? И мне оно тоже нравится.

- О чём оно? Какова тема этого стихотворения?

- Какие чувства вы испытали, когда слушали это стихотворение?

- Как вы думаете, что чувствовал поэт, когда писал эго стихотворение?

- Это стихотворение было написано более 100 лет назад. А что бы вы сказали поэту Фету о его стихотворении, если бы он был нашим современником

- Как вы думаете, почему эта картина так дорога автору? Можно ли сказать, что эта картина – воспоминание?

- Какие художественные средства использует А.А. Фет, чтобы передать «чудную картину» зимнего вечера (эпитеты «белая равнина», «полная луна», «небес высоких», «саней далёких», «одинокий бег»)

- В стихотворениях Фета всегда можно найти краски, звуки, запахи. Какие краски вы встретили в этом стихотворении? (белый, блестящий)

- Сколько предложений в стихотворении? (одно)

- Какое предложение перед нами: простое или сложное? Разберем его по составу.

(Все стихотворение представляет собой одно сложное предложение)

- Есть ли в предложении глаголы?

(Мы совсем не видим глаголов. Нет ни одного действия, ни одного движения. Таким приёмом автор добивается эффекта застывшей картины. Она не меняется, постоянна. Стихотворение «Чудная картина» словно картина в раме).

- Какие элементы пейзажа описывает поэт?

(Поэт передает величественность, широту и простор русских зимних полей, делая это с помощью отбора самых значимых элементов пейзажа. Мы не видим мелких деталей, все крупно и важно в нарисованной картине: над белой, покрытой снегом равниной — полная луна. Благодаря яркости луны даже ночное небо кажется высоким, с него льется свет, от которого блестит снег. Как луна одинока на небе, так на равнине, далеко, мы видим только одинокие сани).

- Ночной пейзаж затрагивает тему одиночества. Как вы думаете, она тяготит лирического героя?

(Нет, она не тяготит героя, а, наоборот, вдохновляет. Ночью в тишине он остаётся наедине с собой и чувствует единство природы с собственной душой. Он любуется и наслаждается этим уединением, и это доставляет ему истинное удовольствие. И он приглашает читателя полюбоваться красотой и безмятежностью.)

Слово учителя.

Известный поэт И. Бунин очень любил зиму. Вот что он писал в своих дневниковых записях: «Зимой пишу стихи… Вечер. На дворе, не смолкая, бушует страшная вьюга. Только сейчас выходил на крыльцо. Холодный резкий ветер бьёт в лицо снегом. В непроглядной крутящейся мгле не видно даже строений. Едва-едва, как в тумане, заметен занесённый сад. Холод нестерпимый. Лампа горит на столе слабым тихим светом. Всю ночь будет бушевать метель и к рассвету нанесёт высокий снежный сугроб».

Давайте послушаем одно из его зимних стихотворений.

Чтение учащимся стихотворения И.А. Бунина «Помню – долгий зимний вечер».

Работа с рабочим листом над выполнением заданий по стихотворению И.А. Бунина «Помню – долгий зимний вечер».

Чтение учащимся стихотворения С.А. Есенина «Поёт зима-аукает».

Давайте поразмышляем о прочитанном.

Работа с рабочим листом по стихотворению С.А. Есенина «Поёт зима – аукает» (см. приложение)

Слово учителя.

Ребята, вы познакомились со стихотворениями о зиме, а я хочу поведать вам очень интересную сказку – послушайте.

Жили-были в селе Гжель, что под Москвой, гончары – умелые, искусные мастера. Добывали они белую глину и делали из неё посуду. Однажды заглянула в окно к гончару зима да ахнула: стоит посуда белая блестящая, тонкая, аж светится. Целых три месяца наблюдала зима за работой умельцев и решила забрать их с собой. Отказались мастера. Обозлилась зима, завьюжила, дохнула холодом небывалым. Покрылась посуда инеем. А гончары растопили печи пожарче да посмеиваются над зимушкой. А посуда оттаяла, и появились на ней рисунки невиданные: синие бутоны и распустившиеся розы, голубые листочки с серебристыми прожилками, а вот кисть смородины и рядом – фиолетовый одуванчик и паутинка с капелькой росы.

Ребята, интересная сказка? А речь в ней идёт о народном промысле – гжельская керамика, по названию села Гжель, что в Московской области. Мастера здесь создают разные изделия из белого фарфора, украшенного яркой кобальтовой росписью. Умельцы перенесли на свои работы голубое морозное небо, синие леса, покрытые инеем, белый снег и катание на санках, поэтому этот вид народного промысла связывают с зимой.

А сейчас я предлагаю вам послушать музыкальное произведение Шопена «Зима».

Прослушивание пьесы Шопена «Зима».

- Какие картины вы представляли, слушая музыкальное произведение Шопена?

- Ребята, а всегда ли будет зима?

- Какое время года придёт на смену зиме?

Слово учителя.

Пройдёт ещё немного времени, и ласковое солнышко, шум ручейков, таяние снега, радостные крики птиц, возвращающихся с юга, возвестят нам о приходе весны.

- С каким чувством мы ждём приближения весны? Почему радуемся, её ожидая?

Слово учителя.

Давным-давно на Руси был обычай- звать весну-кликать. Давайте посмотрим, как делали это наши предки.

Инсценирование обряда закликания весны.

 

1 Чтец

Жаворонки, прилетите,

Теплу весну принесите.

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

 

2 Чтец

Весна, весна красная,

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с великой милостью,

Со льном высоким,

с корнем глубоким,

С дождями обильными,

С калиной, малиною.

Слово учителя.

Русские поэты очень часто обращались к теме весны. После зимы весна являлась людям праздником жизни, победы добра. Давайте послушаем стихотворение Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится».

Чтение учащимся стихотворения «Зима недаром злится».

Беседа с обучающимися.

- Кто является героем стихотворения?

- Почему эти слова написаны с большой буквы?

- Какую картину вы представляли, слушая это стихотворение? (ссора старой Зимы и задорной Весны)

- Тютчев очеловечивает Зиму и Весну. Как называется этот приём?

Слово учителя.

В представлении древних славян время года Зима всегда было одушевлённым. В ноябре красавица Зима, одетая в белую душегрейку, приезжает на пегой лошади. Она дышит на всё встреченное леденящим дыханием. Слуги Зимы – метели, вьюги, позёмки тянутся по следу госпожи. Со временем зима стареет и к марту, накануне прихода девицы-красавицы Весны, Зима, по народным представлениям, превращается в уродливую старуху, которую все мечтают как можно скорее спровадить туда, откуда пришла, в снеговые хоромы, чтобы уснувшая земля пробудилась и расцвела.

А сейчас я предлагаю послушать, как наступление весны описал композитор Вивальди в своём музыкальном произведении, которое так и называется «Весна».

Прослушивание пьесы Вивальди «Весна».

- Что вы услышали в музыке Вивальди?

А мы с вами возвращаемся к нашему календарю. Давайте выделим особенности весенних месяцев.

Выступления учащихся с сообщениями о весенних месяцах.

Март. На земле ещё по-прежнему лежит снег, да и мороз иной раз ударит не хуже, чем в декабре. А то и метель может разыграться, и кажется, будто снова вернулась зима. Но кончилась вьюга, метель, выглянуло солнышко, и сразу весной повеяло.

А вот настоящий весенний месяц – это апрель. Весело звенит капель. На потемневшем снегу сверкают лужи, в которых купаются воробьи. По карнизам домов гуляют голуби. Вскрываются реки, появляется зелёная травка. Небо по-весеннему ярко-синее.

Май-месяц цветения земли. Кругом пахнет весной, талой землёй. Дует свежий, тёплый ветерок. Земля с каждым днём становится всё наряднее, одевается в пёстрый убор свежих трав и цветов. Повсюду от зари до зари распевают птицы.

Слово учителя.

Ребята, я предлагаю вам послушать одно из весенних стихотворений Ф.И. Тютчева «Весенний дождь».

Чтение учащимся стихотворения «Весенний дождь».

Беседа с учащимися.

- Назовите тему стихотворения.

- Какая картина дана в стихотворении – спокойная или движущаяся?

(Да, в этом стихотворении Фета природа в движении.)

- А какая часть речи помогает ему в этом? (глагол). Приведите примеры. «блещет», «трепещет», «движется», «брызнули», подошел», «барабанит».)

- Давайте найдем изобразительно-выразительные средства (Эпитеты – «золотая пыль», «душистый мед», «свежие листья».

Метафоры – «солнце блещет, «качаясь, движется завеса», «что-то подошло и барабанит». Олицетворения – «воробей купается», «опушка стоит». Сравнения – «будто в золотой пыли стоит опушка леса».

Слово учителя.

А сейчас давайте послушаем одно из весенних стихотворений Сергея Александровича Есенина. Попробуйте угадать, о чём оно.

Королевой весны называют эту душистую белоснежную цветущую красавицу. Она открывает дивное весеннее цветение деревьев и кустарников весной, известное в народе как «зелёный шум». Примечательно, что в природе много событий по срокам совпадает с цветением этого дерева. Например, непродолжительный возврат холодов в мае приходится на цветение этого растения.

Будто снежный шар, бела

По весне она цвела,

Нежный запах источала.

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна.

Название этого стихотворения «Сыплет черемуха снегом ...»

Просмотр видеоклипа к стихотворению Есенина «Сыплет черёмуха снегом».

Работа с рабочим листом (см. приложение).

Беседа с учащимися.

- Ребята, только ли о природе это стихотворение? (Нет. Это стихотворение о любви. О том, что всё живое наполнено любовью: и природа и люди.)

- Какую картину вы бы нарисовали к этому стихотворению?

- Русский художник Виктор Борисов-Мусатов (1853—1902) в 1901 году пишет картину «Весна», главное достоинство которой-совершенная гармония. Художник обращает внимание не на каком-либо действии, а на цвете, музыкальности линий.

- Подходит ли данная картина к стихотворению Есенина?

- Какие строчки из стихотворения можно поместить под этой картиной?

Слово учителя.

Ну и, конечно же, весну в нашей области всегда связывают с курским соловьём. А соловьи у нас особенные. Ученые полагают, что наши птицы способны издавать до 40 колен – куплетов песни. Такого богатства мелодий нет у птиц других регионов. В 1910 году в Курске жил настоящий ас – соловей по кличке Монте-Кристо. Раньше в Купеческом саду (ныне парк имени 1 Мая) проходили состязания соловьиной песни. Птичники хвастались своими пернатыми. Держать дома певца было престижно. За хорошего соловушку в те времена платили столько, сколько стоило стадо коров. Репертуар нынешних соловушек сильно оскудел. Всё из-за того, что лучшие из лучших в своё время оказались в клетках. Мастерство частично было утрачено.

Просмотр видеозаписи «Пение соловья».

Слово учителя.

Пойдём по страницам нашего календаря дальше. Вслед за весной приходит лето, звонкое, голосистое, зелёное. Лето... Мы произносим это слово и сразу представляются прекрасные и бесконечно разнообразные картины: густая зелень, великаны-деревья, яркие цветы. Лето, ах, лето... Время каникул, отпусков, путешествий.

Давайте послушаем, как провел лето ваш одноклассник, который подготовил для вас презентацию «Как я провёл лето».

Выступление учащегося с презентацией «Как я провел лето».

- Какие они, летние месяцы?

Выступления учащихся с сообщениями о летних месяцах.

Июнь-начало лета. В этом месяце самые длинные дни и самые короткие ночи. В эту пору у большинства птиц выводятся птенцы, поэтому мы всё меньше и меньше слышим голоса пернатых

Самый разгар лета, самая тёплая, солнечная пора в июле. Весь день печёт солнце и хочется спрятаться куда-нибудь в тень. Уже давно поспели ягоды: земляника, малина. Над цветами гудят пчёлы, шмели, жуки.

Август – последний месяц лета. В народе его величают хлебосолом. В садах и огородах собирают овощи и фрукты, в лугах – лекарственные растения, в лесу – ягоды и грибы. Деревья пока зелёные, ещё можно купаться и загорать, но уже чувствуется, что лето уже на исходе.

Слово учителя.

В произведениях многих русских поэтов мы встречаем прекрасные описания природы этого времени года. Давайте послушаем стихотворение А.А. Блока «Летний вечер».

Просмотр видеоклипа к стихотворению А.А. Блока «Летний вечер».

Работа с рабочим листом по стихотворению А.А. Блока «Летний вечер» (см. приложение).

Летней поре поэт Фёдор Иванович Тютчев посвятил одно из своих стихотворений «Как весел грохот летних бурь…»

Беседа с учащимися.

- Что вы себе представляете, когда слышите выражение «летняя гроза», «летняя буря»?

- Ребята, с какими чувствами у вас ассоциируется слово «гроза»? (страх, опасность, беда)

- Посмотрите на картину художника Маковского «Дети, бегущие от грозы» и скажите, совпадают ли ваши ассоциации с тем, что на ней изображено?

- Давайте обратимся к толковому словарю Даля и узнаем, какое значение имеет слово «гроза».

Работа со словарём.

Гроза – гром и молния, а также опасность, беда, бедствие.

Итак, слово «гроза» у нас ассоциируется со страхом, бедой, тревогой.

- Какой же видит летнюю бурю Тютчев?

Чтение стихотворения Тютчева «Как весел грохот летних бурь…»

- Какое настроение грохот летних бурь вызывает у автора стихотворения? (ключевое слово-весел, он выражает восторг, восхищение)

- Гроза у Тютчева наступает внезапно. Давайте перечитаем первые 4 строчки.

- Какие звуки помогают «услышать» приближение бури, шум ветра? (Ш, Г, Р)

- Как называется этот приём? (звукопись)

- Лев Толстой отметил это стихотворение буквой «К!», то есть «Красота!» Давайте подумаем, что в нём так восхитило писателя?

- А с помощью каких слов вы бы выразили своё впечатление?

Ф.И. Тютчев описал грозу с помощью слов, художник Маковский с помощью красок, а сейчас я предлагаю вам послушать, как грозу описал композитор Вивальди в своей пьесе «Летняя гроза».

Прослушивание пьесы Вивальди «Гроза».

- Ребята, что вы услышали в музыке Вивальди?

Слово учителя.

Только что шёл дождь, сверкала молния, и вот на небе появилось солнце, и отовсюду чувствуется свежесть и благоухание цветов. Лето – это всегда большое количество цветов. А с цветами связан народный промысел в Павловском Посаде (на востоке Подмосковья), городе, где цветы печатают на ткани. Издавна по старой традиции платок – главное украшение русской женщины. Крестьянки ткали платки, украшали их вышивкой, набивали на них плотный узор. В орнаменте павлопосадских платков – мотивы пышных букетов, чаще всего розы, яркие зелёные листья. Фон – чёрный, красный, зелёный, белый. Основная нагрузка рисунка приходится на кайму и угол платка. Павловопосадские платки широко известны во всём мире.

Из жаркого лета мы отправляемся в прохладу осени.

Просмотр видеоклипа «Здравствуй, осень».

- Ребята, а какие приметы осени вы можете назвать?

Давайте перелистаем осенний календарь.

Выступления учащихся с сообщениями об осенних месяцах.

Сентябрь нехотя замыкает лето. Приметы осени видны повсюду: вянет трава, остыл воздух, срывается с деревьев первый жёлтый лист. С каждым днём их становится всё больше и больше. Сентябрь часто бывает хмурым и холодным.

Октябрь – месяц, когда серые тучи затягивают часто всё небо, сеет холодный дождь. Гуляет и свистит сердитый ветер, земля покрывается увядшей листвой. «В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печи подбирайся», – гласит народная мудрость.

А вот месяц самой неустойчивой погоды – ноябрь. Короткие серые дни похожи друг на друга, неприветливо шумит ветер. Вся природа в ожидании зимы.

Слово учителя

Многие русские поэты описывали это время года в своих стихотворениях. Давайте послушаем стихотворение Ф. И. Тютчева.

Чтение стихотворения Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной»

Слово учителя

Теперь представьте, что это стихотворение пересказал человек, совершенно не чувствующий поэзии. Получится приблизительно так: есть ранней осенью хорошая, но короткая пора. День, как хрусталь, вечера светлые. На поле пусто, просторно.

Беседа с учащимися.

- Посмотрите, вроде бы всё, что сказано в стихах, есть и в этой прозе, но стихи прекрасны, а проза нет. Что есть в стихах и чего нет в прозе? (Ритм и рифма). Правильно, нет ритма и рифмы, но ведь и многие слова не те.

Обычно по-тютчевски мы не говорим. У Тютчева особый язык, яркий, выразительный, придающий изображаемому необыкновенную красоту.

- Что придаёт красоту?

- Посмотрите на первое четверостишие. Найдите строку, где встречается слово хрустальный. С чем поэт сравнил осенний день?

- Посмотрите на эту вазу. Какой хрусталь по цвету? (чистый, прозрачный).

- А день? (Такой же чистый, прозрачный осенний воздух, когда в прозрачном неподвижном воздухе отчётливо видна каждая веточка дерева)

- Потрогайте стекло. Что вы чувствуете? (Оно прохладное)

- А день? (он тоже прохладный из-за осеннего ветерка)

- Хрустальная ваза красива? А день? (Красив и каждый осенний день этой краткой осенней поры)

- Ребята, а можно ли разбить хрупкий хрусталь? (Да, одно неосторожное движение и груда осколков)

Не так ли непрочна, хрупка красота осеннего дня? Сейчас светит солнце, радует природу и человека, но совсем скоро налетит холодный ветер, принесёт серые тучи и разобьётся радость в потоках дождей.

Композитор Андрей Петров создал очень красивое музыкальное произведение – «Осенний вальс». Давайте послушаем его.

Просмотр видеоклипа «Осенний вальс».

- Ребята, а какие краски осени вы назовете? (красный, желтый, оранжевый, зелёный).

- А какое прилагательное применительно к слову «осень»? (золотая осень)

Слово учителя.

Как золотая осень радует нас буйством красок, чарует, ласкает душу, вызывает восторг, так же мы восхищаемся золотой хохломой – изделиями мастеров из волжского села Хохлома.

Выросла золотая травка на ложке. Распустился цветок мальва на плошке. Ягода клюква поспела на поварёшке. Клюёт эту ягоду хохлатая птица – золотое перо. А вот и сказка началась. Откуда же появилась такая рукотворная красота? Разное рассказывают старики. Говорят, будто давным-давно поселился за Волгой весёлый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица он и её угостил. И вдруг птица-жар прикоснулась своим крылом к чашке, и чашка стала золотой. Прикоснулась к ложке, и ложка стала золотой. Конечно, это сказка, но сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

- Посмотрите, какие преобладают краски в посуде из села Хохлома? (золотые, желтые, красные, зеленые)

Именно поэтому этот вид народного творчества часто связывают с осенью.

Встречайте. В гости к нам пришла сама золотая хохлома!

Игра на ложках. 

Слово учителя.

Ну вот и перевернули мы последнюю страничку нашего календаря. Четыре времени года переходят друг в друга из года в год. Зима в весну, весна в лето, лето в осень, осень в зиму. Это перетекание происходит постепенно, незаметно. Год за годом, круг за кругом – так движется жизнь! Жизнь на Земле, жизнь страны, наша с вами жизнь!

Природа – великое чудо, и открывается далеко не каждому, а только человеку умному и доброму, чуткому и внимательному. Такими были наши поэты, художники, композиторы. Так давайте же и мы постараемся стать такими.

Рефлексия.

Подведение итогов урока.