Внеурочное мероприятие (игра-квест) по русскому языку «Год за годом к Победе».

Патриотическое воспитание актуально во все времена, как и знание русского языка. Данное мероприятие совмещает командную игру, историю и правила русского языка в единое целое с целью пробуждения в учащихся интереса к истории своей страны, а также служит материалом для повторения правил русского языка за курсы 5-6 класса.

Игра предназначена для учащихся 6-7 классов.

Материал подготовила Королёва Мария Николаевна

 

Внеурочное мероприятие (игра-квест) по русскому языку:

 «Год за годом к Победе»

Цель: нравственное и патриотическое воспитание через освоение знаний и умений по русскому языку, формирование знаний о Великой отечественной войне.

Задачи:

Образовательные:

– систематизировать знания учеников о событиях Великой Отечественной войны;

– создать условия для практического применения полученных умений и навыков в рамках программы по русскому языку;

– сформировать интерес к истории страны, особенностям речи в военное время, расширить кругозор.

Развивающие:

– содействовать сплочению детей в коллективе путем решения коллективных задач;

– развивать духовно-нравственные качества;

– развивать интуицию, память, активность, внимание, мышление;

– содействовать развитию креативных и познавательных способностей.

Воспитательные:

– воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну;

– воспитывать уважение к друг другу, ответственности.

Планируемые результаты: ученики повторят и закрепят знания по русскому языку, сформируют интерес к истории своей страны, улучшат навыки работы в коллективе.

Подготовка к реализации мероприятия:

Сдвинуть парты, чтобы могли разместиться команды.

Учащиеся разделены на равные группы (принцип деления может быть различным).

Может присутствовать жюри, а также можно предусмотреть награды.

Оборудование: возможно использование презентации по материалам данного мероприятия, аудиозаписи песен, раздаточный материал с заданиями (приложение 1).

 

Ход мероприятия:

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Тема Великой Отечественной войны была и еще долго будет актуальной. Навсегда вошли в историю нашей страны те страшные события. Написано много книг, снято много фильмов, передач. Мы не имеем права забывать ужасы той войны, мы не имеем право забывать тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны все помнить! Мы помним! Нам предстоит сегодня повторить основные события Великой Отечественной, а для этого отправиться в историческое путешествие.

Команды, я приветствую вас на патриотической квест-игре «Год за годом к Победе». Вам нужно пройти препятствия – станции, заработать максимальное количество баллов для победы! Я желаю вам удачи и напоминаю, что для успеха вам нужно слушать друг друга, быть внимательными и сплочёнными.

  1. Станция «Брестская крепость»

Картина «Защитники Брестской крепости» (1951 год). П. А. Кривоногов

https://rutube.ru/video/50f2876514c86083afc9e1df715dbf74/?r=wd

(Видео о картине можно включить на проекторе, можно ребятам посмотреть самостоятельно на телефоне, отсканировав QR-код).

 

Героическая оборона Брестской крепости – одно из первых сражений Великой Отечественной войны. Ранним летним утром фашистские захватчики вероломно напали на нашу страну. Брестская крепость, стоящая на границе, первой приняла удар. Фашисты рассчитывали захватить ее за несколько часов, но встретили ошеломляющее сопротивление советских пограничников. Защитники крепости стойко сражались с врагом, отбивая атаку за атакой. Противник имел почти 10-кратное превосходство в силах. Бои приняли ожесточённый, затяжной характер, которого враг не ожидал. Крепость была окружена вражеским кольцом, но гарнизон продолжал сражаться с необыкновенной стойкостью и упорством. Оборона длилась больше месяца.

На стенах крепости сохранились надписи, оставленные ее защитниками: «Умрем, но из крепости не уйдем», «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина.»

Имена героев Брестской крепости: майор Гаврилов, лейтенант Кижеватов, полковой комиссар Фомин и тысячи безымянных бойцов – навсегда вписаны в историю. Их подвиг стал символом несгибаемой воли и любви к Родине.

Сегодня Брестская крепость – это мемориал, напоминающий нам о тех, кто ценой своей жизни защитил наше будущее. Мы помним их героизм и гордимся их подвигом.

Вечная память защитникам Брестской крепости!

 

Задание:

Подберите определения, характеризующие основные черты защитников Брестской крепости. (за каждое определение команда получает балл).

Примерный ответ: Смелые, мужественные, стойкие, решительные, волевые, гордые, бесстрашные, отважные, храбрые, любящие Родину, ответственные, верные воинскому долгу, сильные духом, ненавидящие врага.

 

  1. Станция «Оборона Москвы»

Ведущий: Я приветствую вас на станции «Оборона Москвы». Согласно плану «Барбаросса» фашисты собирались взять Москву уже к концу октября 1941 года, но двухмесячное сражение за Смоленск, оборона Киева (70 дней), Одессы (73 дня) срывали график немецкого наступления.

Гитлер говорил: «Я сотру этот город с лица земли, а на его месте построю искусственное озеро». Эта операция носила название «Тайфун». С захватом Москвы Гитлер связывал решающий успех в войне Советским Союзом.

Битва за Москву делится на два периода «оборонительный» и «наступательный».

Оборонительный:

Мирное население участвует в сооружении оборонительных рубежей, вступает в народное ополчение. Днем и ночью работали московские заводы. Они готовили оружие для борьбы с врагом.

Мужчин, ушедших на фронт, заменили женщины, старики, подростки. 15 октября Государственный Комитет обороны СССР принял решение об эвакуации Москвы. 20 октября ГКО ввёл в Москве и в прилегающих районах осадное положение, в срочном порядке сюда перебросились все резервы. 16-18 ноября под командованием Василия Клочкова панфиловцы сорвали прорыв немецких танков у Дубосеково.

Наступательный:

5 декабря 1941 г. началось успешное контрнаступление советских войск.

За короткий срок были освобождены Калинин, Елец, Клин, Тихвин, Керчь.

Противник был отброшен на 100-350 км. Московская и Тульская области были полностью освобождены.

Ребята, есть замечательная книга нашего курского писателя Константина Воробьева «Убиты под Москвой», которая рассказывает о страшных боях. Предлагаю вам отсканировать QR-код и почитать эту книгу дома.

 

Задание:

Перед вами текст, в котором нужно грамотно и правильно записать числительные.

Текст:

Панфиловцы – бойцы сформированной в городе Алма-Ата Казахской ССР и в городе Фрунзе Киргизской ССР 316-й _________________________________________________стрелковой дивизии (впоследствии 8-я ________________________ гвардейская), под командованием военного комиссара Киргизской ССР генерал-майора Ивана Васильевича Панфилова, участвовавшие в 1941 ______________________________________________году в обороне Москвы. Наибольшую известность из воинов дивизии получили 28 __________________________________человек («герои-панфиловцы» или «28 героев-панфиловцев») из личного состава 4-й__________________ роты 2-го _________________батальона 1075-го ____________________________________________стрелкового полка. 16 _____________________ ноября, когда началось новое наступление немцев на Москву, бойцы 4-й _______________роты во главе с политруком В.Г. Ключковым, осуществляя оборону в районе разъезда Дубосеково в 7 _____________км к юго-востоку от Волоколамска, совершили подвиг, в ходе 4-______________часового боя уничтожив 18 ___________________ вражеских танков. Большинство бойцов отряда погибли, остальные были тяжело ранены (хотя долгое время считалось, что погибли все 28 человек). Фраза: «Великая Россия, а отступать некуда – позади Москва!», – которую произнёс перед смертью политрук Клочков, стала крылатой и облетела весь фронт.

(максимальное количество 12 баллов)

 

  1. Станция «Блокадный Ленинград»

Блокада Ленинграда длилась 872 дня. Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества.

Кольцо блокады замкнулось 8 сентября 1941 года.

Блокада Ленинграда – это неслыханное испытание людей на человечность, достоинство, любовь к близким, сострадание, сердечность. Эти испытания были ежедневными, страшными, потому что голод представить невозможно, не пережив его. Жителям города пришлось многое преодолеть: систематические бомбардировки, обстрелы, пожары. Продовольствия в городе катастрофически не хватало, так как немецкие войска уничтожили Бадаевские продовольственные склады, обеспечивавшие не только город, но и часть армии. Единственным путем сообщения с Ленинградом оставался маршрут через Ладожское озеро, находившийся в пределах досягаемости артиллерии и авиации фашистов. В городе начался голод. Норма хлеба – 250 г. на рабочую карточку, 125г. – всем остальным. Голодные измученные люди находили в себе силы работать! Мужчины, женщины и подростки стояли у станков. Заводы продолжали выпускать военную продукцию.

В январе 1943 года, в ходе операции «Искра», кольцо блокады было прорвано. Немецкая армия была разгромлена и отброшена от Ленинграда в январе 1944 года.

 

Задание:

Ведущий: Ребята, давайте подумаем, каким способом люди в военное время передавали информацию, общались с близкими? Я прочитаю вам отрывок письма из блокадного Ленинграда. Вера Алексеевна Вечерская писала своему сыну Павлу на фронт. (Из сборника «Письма с фронта», составитель Т.А. Василевская)

Письмо:

«Только вчера послала тебе, мой мальчик, письмо. А сегодня вечером пишу снова. Знаешь, Пашенька, я давно хотела написать тебе РАДОСТНОЕ письмо. Думала, что так и не смогу. Смерть папы, бабушки, Валечки. Казалось, ничего в жизни не обрадует меня, кроме встречи с тобой.

А сегодня был день чудес, радостных, нежданных. Поверишь, я была на праздновании дня рождения Пушкина! Музей был закрыт с начала войны... И вдруг получаю розовенький листочек – приглашение в музей!

Пришло восемь человек из близлежащих домов. Выступали Вс. Вишневский, В. Инбер и Николай Тихонов. С какой пронзающей душу верой Вишневский сказал: «Голод уйдет! Поверьте: мы победим!» В. Инбер читала «Памяти Пушкина». На бюсте Пушкина был венок, настоящий, из живых цветов. А я вспоминала, как малышом ты потерялся в музее, и я с трудом отыскала тебя у этого самого бюста. Ты тогда сказал: «Я с каменным дядей гулял!» Помнишь! Знаешь, сынок, нас было 8 человек. Всего. Но мы были в центре Вечности... и Бессмертия.

Жизнь будет! Она бесконечна.

Дом Пушкина не пострадал. Бомба упала в Мойку и не взорвалась! Есть в мире места, неприкасаемые, хранимые свыше!

Я, Пашенька, пока не очень хорошо хожу (только не волнуйся – ничего серьезного), а из дома Пушкина пошла (первый раз) на Стрелку. Силы появились! А день какой сегодня чудесный! Солнце! Нежная зелень деревьев! Ах, какое чудо!!! Ты не представляешь, Румянцевский садик разбили на квадратики... под огороды! А на набережной разрыхлили газон для ЦВЕТОВ!

Милый, меня так взволновал запах парной земли... Я целыми пригоршнями подносила ее к лицу и до головокружения вдыхала ее запах – запах жизни! Господи, скоро я увижу ЦВЕТЫ! Павлик! Какие у нас ЛЮДИ! Город, в котором сажают в блокаду цветы, победить нельзя!

Вечером у меня стала кружиться голова. Тетя Дуся (бывшая лифтерша – помнишь ее?) говорит: «От слабости, Лексевна, поди, долго не протянешь». А я ей: «От радости!» Не поняла, посмотрела, словно я умом тронулась. А я, Павлик, поверила сегодня, что у нас будет ЖИЗНЬ. И ты вернешься, сынок! Я это ЗНАЮ, ЗНАЮ, ЗНАЮ!

Видишь, сынок, получилось!!!! у меня РАДОСТНОЕ письмо.

Будем жить, Павлик!

Целую тебя, мой ненаглядный мальчик, кровиночка моя, надежда, жизнь моя! Береги себя, сынок!

Мне кажется, что прожитый сегодня СЧАСТЛИВЫЙ день – Божье знамение.

Твоя мама 6 июня 1943 г.»

 

Вера Алексеевна Вечерская умерла 8 июня 1943 года. О ее смерти Павлик узнал через полгода. РАДОСТНОЕ письмо матери хранил всю войну в кармане гимнастерки.

Фронтовые друзья не однажды просили прочитать это последнее РАДОСТНОЕ материнское письмо. И обязательно кто-то вслед за Верой Алексеевной повторял: «Будем жить, будем!» Павлик вернулся.

Из сборника «Письма с фронта», составитель Т.А. Василевская.

 

– Ребята, какие основные черты личных писем?

Примерный ответ: непринужденность, эмоциональность, передача личных впечатлений.

– Вспомните виды писем

Примерный ответ: письмо-поздравление, письмо-рассказ, письмо просьба, благодарственное письмо.

– Какова тема этого письма?

Примерный ответ: надежда на встречу, на победу

– Мы вам предлагаем поработать с отрывком из этого письма. В данном отрывке расставить знаки препинания:

Милый меня так взволновал запах парной земли... Я целыми пригоршнями подносила ее к лицу и до головокружения вдыхала ее запах – запах жизни! Господи скоро я увижу ЦВЕТЫ! Павлик! Какие у нас ЛЮДИ! Город в котором сажают в блокаду цветы победить нельзя!

Вечером у меня стала кружиться голова. Тетя Дуся говорит От слабости Лексевна долго не протянешь. А я ей От радости! Не поняла посмотрела словно я умом тронулась. А я Павлик поверила сегодня что у нас будет ЖИЗНЬ. И ты вернешься сынок! Я это ЗНАЮ ЗНАЮ ЗНАЮ!

(20 баллов за правильное выполнение задания)

 

  1. Станция «Сталинград»

Сталинградская битва – одно из крупнейших сражений Великой Отечественной войны. Битва длилась 200 дней. В Сталинградской битве участвовало более 2 миллионов человек; считается, что по размаху она превзошла все предшествующие ей сражения мировой истории.

Сталинградская битва – это начало коренного перелома в Великой Отечественной войне. 17 июля 1942 года стал днём начала Сталинградской битвы. 200 дней и 200 ночей! Степь в огне, город в огне – вот что изо дня в день видели защитники Сталинграда.

Жители покинули Сталинград. Те, кто не смог уйти, прятались в подвалах домов. Женщины и подростки строили оборонительные сооружения, работали на заводах наравне с мужчинами.

«Ни шагу назад! Стоять насмерть! За Волгой для нас земли нет!» – так поклялись бесстрашные защитники города.

 

Задание:

Во время Сталинградской битвы во всех военных документах стратегически важный холм стал именоваться просто «Высота 102,0». Как называется этот холм?

Сюда было сброшено столько снарядов, что после освобождения целых 2 года на нем не росла трава.

Высота «102» – именно здесь произошел коренной поворот в ходе Великой Отечественно войны.

Это высота, возвышающаяся над центральной частью города, служила важнейшим звеном в системе обороны Сталинградского фронта, потому что позволяла тому, кто контролировал ее вершину, контролировать не только город, но и Заволжье, а также переправы через Волгу. Бои за эту высоту продолжались 135 суток.

Ответ: Мамаев курган (за правильный ответ 5 баллов)

Ребятам предлагается отсканировать QR код и совершить виртуальную экскурсию по Мамаеву кургану.

 

Вдумайтесь в смысл текста о Сталинградской битве (1942-1943 гг.), высеченного на Мамаевом кургане. Вставьте пропущенные буквы, найдите слово, употребленное в переносном значении.

Ж...лезный ветер бил в лицо, а они всё шли вп...рёд. И снова чу(…)ство суеверного страха охват...вало противника. Люди ли шли в атаку, смертны ли они? Да, мы были простыми смертными, и мало кто уц...лел из нас. Но все мы вып...лнили свой п...триотический долг перед св...щенной матерью-Родиной. (8 баллов за правильность ответов)

Примерный ответ: в переносном значении слово «бил» (5 баллов)

 

  1. Станция «Курская дуга»

Ведущий: Какому событию посвящены плакаты? (1 балл)

Верно! Вас приветствуют на станции «Курская дуга».

Летом 1943 г. линия фронта в районе Орла – Курска – Белгорода образовала выступ протяжённостью около 600  км. По этой дуге и было запланировано крупное наступление. Фашисты придавали операции, названной «Цитадель», первоочередное значение. Немецкое командование планировало прорвать фронт одновременными ударами с севера и юга, уничтожив оказавшиеся в окружении советские войска.

Курская битва проходила с 5 июля по 23 августа 1943 года. На северной части дуги наши войска провели мощную артподготовку, что задержало выступление противника и нанесло ему существенный урон. В результате ожесточённых боёв германские войска, потеряв почти 42 тысячи солдат, смогли продвинуться не более чем на 12 километров и 11 июля полностью перешли к обороне.

На южной части дуги враг был гораздо сильнее и за четыре дня продвинулся почти на 35 километров. 12 июля в районе железнодорожной станции Прохоровка состоялось крупнейшее танковое сражение в мировой истории. В нём участвовало около 1200 машин с обеих сторон при поддержке артиллерии, пехоты, авиации. Несмотря на то что советские войска не смогли окружить прорвавшуюся под Прохоровку вражескую группировку, германское командование поспешило быстро отвести свои части к югу, на исходные позиции.

Уже 16 июля началось советское контрнаступление на Орловском направлении, а 3 августа – на Белгородском. Оба города были освобождены 5 августа, и в честь этого события в Москве впервые был дан артиллерийский салют.

А контрнаступление продолжалось. На Орловском направлении советские войска значительно продвинулись к Брянску, на Белгородском – к Харькову. Гитлер требовал от своих генералов удержать Харьков любой ценой, но это не помогло. 23 августа Харьков был освобождён. Курская битва завершилась.

Курская битва окончательно переломила ход Великой Отечественной войны. Ни у кого теперь не осталось сомнений, что СССР сможет победить фашистскую Германию.

 

Перед вами текст о герое войны Иване Никитовиче Кожедубе, который за время сражения под Курском сбил пятнадцать вражеских самолетов на своем истребителе. Прочитайте его.

В Великую Отечественную войну Иван Никитович Кожедуб провел 120 воздушных боёв и сбил 64 самолёта врага – больше, чем кто-либо за годы войны. Ни разу его самолёт не был подстрелен.

Один из памятных боёв лётчик провел в апреле 1945 года в небе над Германией. К северу от Берлина Кожедуб и его напарник Дмитрий Титаренко обнаружили группу из 40 немецких самолётов с подвешенными бомбами. Кожедуб начал набирать высоту для атаки. Наши пилоты стремились создать у противника впечатление, что в воздухе находится много советских истребителей. Немцы поддались на уловку и стали освобождаться от бомб, которые мешали вести воздушный бой.

Выпишите слова, соответствующие схеме: приставка+корень+суффикс+окончание

 

  1. Станция «Берлин»

Ведущий: Берлинское сражение явилось завершающей крупной операцией Великой Отечественной войны советского народа против немецко-фашистских захватчиков. В этом сражении советские войска разгромили крупную группировку германской армии и овладели Берлином – столицей фашистской Германии. Потеряв Берлин, фашистская Германия не могла продолжать вооружённое сопротивление. 8 мая 1945 года представители немецкого главнокомандования подписали акт о полной и безоговорочной капитуляции.

 

Задание:

Определите, какая буква пишется (ъ или ь), и впишите eё в соответствующую клеточку. Закрасьте красным карандашом клетки с буквой ь.

С..ехать с горки, заряженное руж..ё, во время в..юги, ш..ют одежду, об..явить конкурс, с..едобное растение, в старом плат..е, получил раз..яснение, читать п..есу, прибыть на с..езд, , раз..ехаться по домам, сел на скам..ю, яркими пер..ями, в книжном павил..оне, пред..явили доказательства, раз..яренный начальник, на высоких дерев..ях, в..ехать в дом, част..ю романа, новые кинос..емки, парадный под..езд, сломанное к оп..ё, поют солов..и, о заяч..ей капусте, необ..ятные просторы. 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

2) Определите, какая буква пишется (и или е), и впишите eё в соответствующую клеточку. Закрасьте красным карандашом клетки с буквой Е.

пр…чудливый, пр..забавный, пр…старый, пр…одолеть, пр…уныть, пр…ласкать, пр…льстить, пр…способиться, пр…зидиум, пр…клеить, пр..вилегия пр..зидента, пр..вокзальный, пр..данья старины пр…держать, пр…вязать, пр..бывать в неведении, пр…крикнуть, пр…добрый, радиопр..ёмник, пр…открыть, пр…образовать, пр…кратить, пр…спокойно, пр…гнуть.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

В результате правильно вставленных букв и закрашенных клеточек команды видят цифру ...

Ведущий: Какую знаменательную дату мы празднуем в этом году?

Правильно, 80-летие Великой Победы. (Первой команде правильно закрасившей клеточки полагается 10 баллов).

 

Подведение итогов

9 мая 1945 года Советский Союз одержал Величайшую Победу в самой жестокой и кровопролитной войне, поэтому каждый год 9 мая в нашей стране большой праздник – День Победы. Я поздравляю вас с наступающим праздником и хочу попросить всегда помнить о том подвиге, который совершили ваши прабабушки и прадедушки.

Подсчет баллов, награждение команд.

 

Литература

Русский язык.: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений. /Под ред. Ладыженской Т.А., Баранова М.Т. и др. – М.: Просвещение, 2023.


ПРИЛОЖЕНИЕ (архив, zip)

ПРИЛОЖЕНИЕ (файл, docx)