Итоговая работа составлена в 4 вариантах. Каждый вариант включает в себя 12 заданий, из которых 3 с развернутым ответом.
Данный материал содержит кодификатор элементов содержания проверочных материалов и спецификацию.
Автор: Осьмакова Евгения Борисовна
Инструкция для учащихся
Просмотрите тестовые задания
Внимательно прочитайте задание, найдите правильный ответ и выпишите цифру, под которой он находится.
Задания 10-12 предполагают развёрнутый ответ, который нужно записать на листе.
Желаем успехов!
I вариант
1.Кто является автором строчек?
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
1)А.С. Пушкин
2)В.А. Жуковский
3)М. Ю. Лермонтов
2.Как называется данная часть басни?
Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
3.Соотнесите героев и произведения.
А |
К.П. Троекуров |
1 |
А.И. Куприн «Белый пудель» |
Б |
Николенька |
2 |
М.М. Пришвин «Кладовая солнца» |
В |
Маруся |
3 |
А.С. Пушкин «Дубровский» |
Г |
Мартын Лодыжкин |
4 |
Л.Н.Толстой «Детство» |
Д |
Настя |
5 |
В.Г.Короленко «В дурном обществе» |
4. Кто из русских поэтов описал строительство железной дороги:
1)Н.А. Некрасов
2)А.А. Фет
3)Ф.И. Тютчев
4)А.С. Пушкин
5.Какое из перечисленных произведений является балладой?
1)Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
2)В.А. Жуковский «Светлана»
3)А.С. Пушкин «Зимнее утро»
4)А.И. Куприн «Тапёр»
6.Как в литературоведении называется противопоставление образов, картин, слов?
7.Как называется этот литературный приём: «парус одинокий», «в стране далёкой», в «краю родном»?
1) антитеза
2) метафора
3) гипербола
4) инверсия
8.Определите и запишите стихотворный размер.
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь... (А.С.Пушкин "Евгений Онегин)
9.Узнайте литературного героя по портрету, укажите автора и название произведения.
1) «Перед ней корчился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный, без матери и одинокий, в старом застиранном пиджаке на обвислых плечах..»
2) «Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени...»
3)«Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван...»
10.Продолжите предложение.
Юмор отличается от сатиры тем, что...
11. Прочтите отрывок из воспоминаний писателя В.Г. Короленко о А.П. Чехове. Дайте связный ответ на вопросы в объёме 5-8предложений.
Каким человеком предстаёт перед вами А.П. Чехов? Какие особенности характера А.П. Чехова помогли ему стать замечательным мастером юмористических рассказов?
«Передо мною был молодой и еще более моложавый на вид человек, несколько выше среднего роста, с продолговатым, правильным и чистым лицом, не утратившим еще характерных юношеских очертаний. В этом лице было что-то своеобразное <...>И это было особенно привлекательно. Даже глаза Чехова, голубые, лучистые и глубокие, светились одновременно мыслью и какой-то почти детской непосредственностью. Простота всех движений, приемов и речи была господствующей чертой во всей его фигуре, как и в его писаниях. Вообще в это первое свидание Чехов произвел на меня впечатление человека глубоко жизнерадостного. Казалось, из глаз его струится неисчерпаемый источник остроумия и непосредственного веселья, которым были переполнены его рассказы...Общее впечатление было цельное и обаятельное...По его словам ,он начинал литературную работу почти шутя.
- Знаете как я пишу свои маленькие рассказы? Вот.
Он оглянул стол, взял в руки первую попавшуюся на глаза вещь, - это оказалась пепельница, - поставил её передо мною и сказал:
- Хотите завтра будет рассказ? Заглавие : "Пепельница"
И глаза его засветились весельем. Казалось, над пепельницей уже начинают роиться какие-то неопределённые образы, положения, приключения..."
12. Расскажите о своем любимом литературном герое из изученных произведений в этом году. Напишите связный текст в объёме 6-12 предложений.
II вариант
1.Кто является автором строчек?
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно…
1)А.С. Пушкин
2)К. М. Симонов
3)М. Ю. Лермонтов
2.Как называется данная часть басни?
И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой.
3.Соотнесите героев и произведения.
А |
Шабашкин |
1 |
А.И. Куприн «Белый пудель» |
Б |
Нафанаил |
2 |
М.М. Пришвин «Кладовая солнца» |
В |
Тыбурций |
3 |
А.С. Пушкин «Дубровский» |
Г |
Арто |
4 |
А. П. Чехов «Толстый и тонкий»
|
Д |
Митраша |
5 |
В.Г. Короленко «В дурном обществе» |
4. Кто из русских поэтов дал клятву сохранить «русскую речь» в тяжёлые годы Великой отечественной войны»
1)Н.А. Некрасов
2)А.А. Фет
3)А.А.Ахматова
4)А.С. Пушкин
5.Какое из перечисленных произведений является романом?
1)Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
2)В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»
3)А.С. Пушкин «Дубровский»
4)А.П. Чехов «Толстый и тонкий»
6.Как в литературоведении называется излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета?
7.Как называется этот литературный приём: «Вечор, ты помнишь, вьюга злилась…».
1) антитеза
2) олицетворение
3) гипербола
4)эпитет
8.Определите и запишите стихотворный размер.
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный …
(А.С.Пушкин «Зимнее утро»)
9.Узнайте литературного героя по портрету, укажите автора и название произведения.
1) ) «.....воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать».
2) «Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая.....до меня доходил запах духов от неё, который я принимал за самое дыхание...»
3)«Она «…была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у неё ни тёмные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх».
10.Продолжите предложение.
Сказка отличается от мифа тем, что...
11. Прочтите отрывок из книги И.И. Пущина «Записки о Пушкине». Дайте связный ответ на вопрос в объёме 5-8предложений.
Какие чувства связывали И.И. Пущина с великим русским поэтом А.С. Пушкиным?
«Никогда не переставал я любить его; знаю, что и он платил мне тем же чувством.
Кони несут среди сугробов, опасности нет: в сторону не бросятся, все лес, и снег им по брюхо — править не нужно. Скачем опять в гору извилистой тропой; вдруг крутой поворот, и как будто неожиданно вломились с маху в притворенные ворота при громе колокольчика. Не было силы остановить лошадей у крыльца, протащили мимо и засели в снегу нерасчищенного двора...
Я оглядываюсь: вижу на крыльце Пушкина, босиком, в одной рубашке, с поднятыми вверх руками. Не нужно говорить, что тогда во мне происходило. Выскакиваю из саней, беру его в охапку и тащу в комнату. На дворе страшный холод. Смотрим друг на друга, целуемся, молчим! …. Прибежавшая старуха застала нас в объятиях друг друга …Наконец, пробила слеза — мы очнулись. Совестно стало перед этой женщиной, впрочем, она все поняла. Не знаю, за кого приняла меня, только, ничего не спрашивая, бросилась обнимать. Я тотчас догадался, что это добрая его няня, столько раз им воспетая, — чуть не задушил ее в объятиях.
Все это происходило на маленьком пространстве. Комната Александра была возле крыльца, с окном на двор, через которое он увидел меня, услышал колокольчик. В этой небольшой комнате помещалась кровать его с пологом, письменный стол, диван, шкаф с книгами. Во всем поэтический беспорядок, везде разбросаны исписанные листы бумаги, всюду валялись обкусанные, обожженные кусочки перьев.
Я между тем приглядывался, где бы умыться... Кой-как все это тут же уладили, копошась среди отрывистых вопросов: что? как? где? Наконец, помаленьку прибрались; мы уселись с трубками. Беседа пошла привольнее; многое надо было рассказать, о многом расспросить друг друга!
Пушкин показался мне несколько серьезнее прежнего, сохраняя, однако ж, ту же веселость. Он, как дитя, был рад нашему свиданию, несколько раз повторял, что ему еще не верится, что мы вместе. Прежняя его живость во всем проявлялась в каждом слове, в каждом воспоминании: им не было конца в неумолкаемой нашей болтовне. Наружно он мало переменился, оброс только бакенбардами».
12.Расскажите о наиболее понравившемся художественном произведении, изученном в этом году. Напишите связный текст в объёме 6-12 предложений.
III вариант
1.Кто является автором строчек?
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой она.
1)А.С. Пушкин
2)С.А.Есенин
3)М. Ю. Лермонтов
2.Как называется данная часть басни?
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится;
А если корень иссушится,—
Не станет дерева, ни вас».
3.Соотнесите героев и произведения.
А |
Дядя Левонтий |
1 |
А.С. Пушкин «Дубровский» |
Б |
Валек |
2 |
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» |
В |
Андрий |
3 |
В. Астафьев «Конь с розовой гривой» |
Г |
Князь Верейский |
4 |
М.М. Пришвин «Кладовая солнца» |
Д |
Настя |
5 |
В.Г. Короленко «В дурном обществе» |
4. Какой русский поэт, любуясь деревенской жизнью, передаёт в своей поэзии звуки («белый перезвон» берёз),запахи(«пахнет яблоком и мёдом»),краски(«алый свет зари»)?
1)С.А. Есенин
2)М.Ю. Лермонтов
3А.А.Ахматова
4)А.С. Пушкин
5.Какое из перечисленных произведений является эпической поэмой?
1)А.С. Пушкин «Метель»
2) М.М. Пришвин «Кладовая солнца»
3) Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
4)Гомер «Илиада»
6.Как в литературоведении называется образное, эмоционально-оценочное определение?
7.Как называется этот литературный приём: «Волосы у неё ни тёмные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки…»
1)метафора
2) олицетворение
3) анафора
4)сравнение
8.Определите и запишите стихотворный размер.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…
(А.С.Пушкин «Зимний вечер»)
9.Узнайте литературного героя по портрету, укажите автора и название произведения.
1) ) «.....я хорошо помню ее правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами; тугую, редко раскрывающуюся до конца улыбку и совсем черные, коротко остриженные волосы. Но при всем этом не было видно в ее лице жесткости …»
2) «...вошел, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке..."
3)« вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился...»
10.Продолжите предложение.
Стихотворение отличается от рассказа тем, что...
11. Прочтите отрывок из книги воспоминаний А.А. Есениной «Родное и близкое» о С. Есенине. Дайте связный ответ на вопрос в объёме 5-8предложений.
Как этот фрагмент характеризует поэта и своеобразие его творчества?
«Помню приезд Сергея в мае – июне 1917 года. Была тихая, теплая, лунная ночь. Дома на селе, освещенные полной луной, казались какими-то обновленными, а на белой церковной колокольне четко отпечатались густые узорные тени от ветвей берез. Все спали. Не было видно ни одного освещенного окна, а мы еще сидели за самоваром. Напившись чая, Сергей вышел погулять и остановился у раскрытого окна. Он был в белой рубашке и серых брюках. С одной стороны его освещала керосиновая лампа, стоявшая на подоконнике, а с другой стороны – луна. В барском саду громко пел соловей. В ночной тишине казалось, он совсем рядом. Захваченный чудесной песней, Сергей стал ему подсвистывать. Эта картина мне хорошо запомнилась.
Остались в моей памяти некоторые песни, которые он, устав сидеть за столом во время работы, напевал, расхаживая по комнате, заложив руки в карманы брюк или скрестив их на груди. Он пел «Дремлют плакучие ивы», «Выхожу один я на дорогу», «Горные вершины», «Вечерний звон».
Помню, как ходил Сергей: легкой, слегка покачивающейся походкой, немного наклонив свою кудрявую голову. Красивый, скромный, тихий, но вместе с тем очень жизнерадостный человек, он одним своим присутствием вносил в дом праздничное настроение».
12. Расскажите о своем любимом литературном герое из изученных произведений в этом году. Напишите связный текст в объёме 6-12 предложений.
IV вариант
1.Кто является автором строчек?
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди…
1)А.С. Пушкин
2)С.А. Есенин
3)К.М. Симонов
4)А.А.Ахматова
2.Как называется данная часть басни?
У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
Но мы Истории не пишем;
А вот о том как в Баснях говорят.
3.Соотнесите героев и произведения.
А |
Травка |
1 |
А.С. Пушкин «Дубровский» |
Б |
Мерцалов |
2 |
Ф.А. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла» |
В |
Павлуша |
3 |
А.И.Куприн «Чудесный доктор» |
Г |
Дефорж |
4 |
М.М. Пришвин «Кладовая солнца» |
Д |
Харлампий Диогенович |
5 |
И.С. Тургенев «Бежин луг» |
4. Произведение какого писателя отразило бедственную жизнь русского крестьянина и повлияло на отмену крепостного права?
1)С.А. Есенин
2)М.Ю. Л.Н. Толстой
3)И.С. Тургенев
4)Н.С. Лесков
5.Какое из перечисленных произведений является повестью?
1)А.С. Пушкин «Барышня - крестьянка»
2)АП. Чехов «Пересолил»
3) Н.А. Некрасов «Железная дорога
4)Гомер «Илиада»
6.Как в литературоведении называется приписывание качеств, действий, эмоций человека предметам, явлениям природы?
7.Как называется этот литературный приём
Шумят деревья весело-сухие,
И теплый ветер нежен и упруг.
( А.А. Ахматова)
1)метафора
2) олицетворение
3) эпитет
4)сравнение
8.Определите и запишите стихотворный размер.
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
(А.С.Пушкин «К Чаадаеву»)
9.Узнайте литературного героя по портрету, укажите автора и название произведения.
1) « Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза».
2) «...И если к вам подойдет маленький мальчик с золотыми волосами, если он будет звонко смеяться и ничего не ответит на ваши вопросы, вы, уж конечно, догадаетесь, кто он такой».
3) «Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени...»
10.Продолжите предложение.
Басня отличается от стихотворения тем, что...
11. Прочтите письмо с фронта от офицера И.В. Козлова поэту М.В. Исаковскому. Дайте связный ответ на вопрос в объёме 5-8предложений.
Как творчество писателей и поэтов – фронтовиков помогало советским солдатам в борьбе с фашизмом, в борьбе за Родину?
«Простите меня за беспокойство, но вам, нашему поэту, я решил написать от всех красноармейцев подразделения. Примите наш фронтовой привет и пожелание вам плодотворной работы на счастье народа. Мы плохие критики и знатоки искусства поэзии, но то впечатление и переживание, которое создаёт оно у нас, мы должны передать вам как поэту. Сейчас, в дни тяжёлых и трудных боёв с немецким фашизмом, в минуты короткого отдыха, мы имеем возможность читать ваши стихи. Сегодня я читал ваше стихотворение «Прощальная». В землянке темно, только через бойницу проникал уличный свет, падая на чёрную закоптелую стену. Бойцы, сидя, шутили, вспоминали с любовью мирную жизнь, семью, родных. Стоило только начать чтение вашего произведения, как в землянке все утихли и минут пять после окончания все сидели молча, опустив низко головы. Не было другой силы, которая могла бы так глубоко проникнуть в душу этих простых людей, призванных защищать семью и Родину».
12. Расскажите о наиболее понравившемся художественном произведении, изученном в этом году. Напишите связный текст в объёме 6-12 предложений.