Данный материал предназначен для проверки знаний учащихся предметного содержания курса литературы по программе основной школы за предыдущий период.

Диагностическая работа составлена в 5 вариантах.

Автор: Романова Елена Валентиновна

Задания по литературе в 9 классе

1 вариант

 

1. Какие жанры относятся к лирике?

1) роман, драма, элегия

2) роман, трагедия, эпиграмма

3) стихотворение, элегия, ода

4) повесть, комедия, басня

2.Назовите трёхсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге:

1) ямб

2) анапест

3) дактиль

4) амфибрахий

3.Какова основная проблема произведения Л.Н.Толстого «После бала»:

1) проблема добра и зла

2) проблема нравственного выбора

3) проблема ответственности каждого человека за всё происходящее в обществе

4) проблема милосердия

4.Определите жанр произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

1)историческая повесть

2) рассказ

3) роман

4) притча

5.О каких из перечисленных героях слагали исторические песни?

1) Садко

2) Иван Грозный

3) Емельян Пугачёв

4) Илья Муромец

6.Какое средство выразительности использовано в словах Осипа в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»: «...и в животе трескотня такая, как будто бы целый полк затрубил в трубы» ?

1) эпитет

2) метафора

3) олицетворение

4) сравнение

Часть В

7.Кому принадлежит высказывание («Капитанская дочка»): «Казнить так казнить, миловать так миловать - таков мой обычай».

8.Средство художественного изображения, основанное на перенесении человеческих черт (или признаков живого существа) на неодушевлённые предметы – это…

9.Выберите правильную последовательность событий в «Капитанской дочке»:

(1)встреча с вожатым в степи; (2)дуэль; (3)проигрыш Зурину в бильярд; (4)освобождение Маши Мироновой из плена Швабрина; (5)арест Гринева

10.Сопоставьте литературное понятие с определением, запишите пару -буква:

1) Ремарка

А) Слова актёра, обращённые к кому- либо другому

2) Реплика

Б) Развёрнутое высказывание одного лица

3) Явление

В) Часть действия (акта), в котором происходит изменение действующих лиц (появление актёра)

4) Действие

Г) Пояснение автора к тексту пьесы, касающееся обстановки, поведения актёров

5) Монолог

Д) Длительная часть драматического произведения, связанная с единством места

 

2 вариант

1. Какие жанры относятся к драме?

1) роман, драма, элегия

2) роман, трагедия, эпиграмма

3) стихотворение, элегия, ода

4) трагедия, комедия, драма

2. Назовите трёхсложный стихотворный размер с ударением на третьем слоге:

1) ямб

2) анапест

3) дактиль

4) амфибрахий

3.Какова основная проблема комедии Н.В.Гоголя. «Ревизор»?:

1) проблема чиновничьих злоупотреблений

2) проблема забитости и непросвещённости русского народа

3) проблема воспитания молодого поколения

4) проблема чести и долга

4.Определите жанр произведения Л.Н.Толстого «После бала».

1) рассказ

2) элегия

3) поэма-исповедь

4) повесть

5.Отметьте черты характера, которые можно выделить у Мцыри, героя одноимённой поэмы М.Ю.Лермонтова :

1) любовь к родине

2) сила духа

3) глупость

4) смелость

6.Какое средство выразительности использовано в строке «...И вспомнил я наш мирный дом...» из поэмы М.Ю.Лермонтова?

1) эпитет

2) метафора

3) олицетворение

4) сравнение

Часть В

7.Кому принадлежат слова (Д.И.Фонвизин «Недоросль»): «Не хочу учиться, а хочу жениться».

8.Средство художественной выразительности, основанное на противопоставлении – это…

9.Выберите правильную последовательность событий в произведении И.С.Тургенева «Ася»:

(1)поиски Аси; (2)рассказ господина Н.Н. о его пребывании в немецком городке З.;  (3)знакомство с братом и сестрой Гагиными; (4)отъезд Гагиных; (5)свидание Аси и господина Н.Н. в доме фрау Луизе

10.Сопоставьте литературное понятие с определением, запишите пару -буква:

1)Юмор

А)Язвительная насмешка, высшая степень иронии, когда негодование высказывается вполне открыто

2)Ирония

Б)Высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни, изображение их в нелепом, карикатурном виде

3) Сатира

В)Весёлый добродушный смех, помогающий человеку освободиться от предрассудков, ошибочных утверждений, недостатков

4)Сарказм

Г)Осмеяние, насмешка, приём, при котором слово или высказывание приобретают в контексте речи смысл, противоположный буквальному значению

 

3 вариант

1.Какие жанры относятся к эпосу?

1)роман, повесть, рассказ

2)роман, трагедия, эпиграмма

3)стихотворение, элегия, ода

4)повесть, комедия, былина

2.Назовите двусложный стихотворный размер с ударением на первом слоге:

1) анапест

2) хорей

3) дактиль

4) амфибрахий

3.Какова основная проблема произведения М.Ю.Лермонтова «Мцыри»:

1) проблема любви

2) проблема стремления человека к свободе

3) проблема истребления диких животных, занесённых в Красную книгу

4) проблема дикости и невежества горцев

4.Определите жанр произведения Н.В. Гоголя «Ревизор».

1) трагедия

2) элегия

3) комедия

4) притча

5.Отметьте черты характера Василия Тёркина, героя одноимённой поэмы А.Т.Твардовского:

1) смелость

2) тщеславие

3) оптимизм

4) находчивость

6.Какое средство выразительности использовано в строке «Уж луна вверху сияла, и одна тучка кралася за ней.. » из поэмы М.Ю.Лермонтова?

1) эпитет

2) метафора

3) олицетворение

4) сравнение

Часть В

7.Кому принадлежит высказывание из комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»: «Чему смеётесь? над собой смеётесь!..».

8.Средство художественного изображения, основанное на преувеличении предмета или его свойств – это…

9.Выберите правильную последовательность событий в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»:

(1)приезд Стародума в дом Простаковых; (2);получение Софьей письма от дядюшки (3)примерка нового костюма Митрофаном; (4)попытка похитить Софью Простаковой и её слугами; (5)уроки Митрофана 

10.Сопоставьте литературное понятие с определением, запишите пару -буква:

1) Пейзаж

А)Афоризм или цитата из другого известного произведения или фольклора, расположенные перед всем текстом или перед отдельными его частями

2)Портрет

Б)Изображение внешности литературного героя, как способ его характеристики

3)Интерьер

В)Изображение в литературном произведении картин природы, как средство образного выражения замысла автора

4)Эпиграф

Г)Описание внутреннего убранства помещений, характеризующее эпоху, страну, общественное положение владельца

 

4 вариант

1.Назовите род литературы, цель которого изображение человеческой личности в переживаниях и раздумьях

1) эпос

2) лирика

3) драма

2.Назовите двусложный стихотворный размер с ударением на втором слоге:

1) ямб

2) анапест

3) дактиль

4) амфибрахий

3.Какова основная проблема произведения Д.И.Фонвизина «Недоросль»:

1) проблема любви

2) проблема воспитания и просвещения дворянства

3) проблема использования служебного положения в корыстных целях

4) проблема защиты Отечества

4.Определите жанр произведения А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».

1) баллада

2) элегия

3) поэма

4) притча

5.Выделите черты романтизма в поэме М.Ю.Лермонтова “Мцыри”:

1) герой одинок и не понят миром

2) бурная и неистовая природа

3) гибель героя

4) введение сна героя в сюжет поэмы

6.Какое средство выразительности использовано в строке «...И мы, сплетясь, как пара змей, обнявшись крепче двух друзей, упали разом...» из поэмы М.Ю.Лермонтова?

1) эпитет

2) метафора

3) олицетворение

4) сравнение

Часть В

7.Кому принадлежит высказывание из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»: «...и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

8.Средство художественного изображения, красочное определение, придающее выражению образность и эмоциональность – это…

9.Выберите правильную последовательность событий в «Капитанской дочке»:

(1)сватовство Хлестакова; (2)известие о приезде ревизора; (3)чиновники и жалобщики на приёме у Хлестакова; (4)визит городничего в гостиницу; (5)осмотр Хлестаковым богоугодных заведений 

10.Сопоставьте литературное понятие с определением, запишите пару -буква:

1)Поэма

А)Эпический жанр небольшого объёма, с малым количеством героев и кратковременностью изображаемых событий.

2) Рассказ

Б)Пьеса, содержание которой связано с изображением обыденной жизни. Несмотря на глубину и серьёзность, конфликт, как правило, касается частной жизни и может быть решён без трагического исхода.

3) Повесть

В)Крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом

4) Драма

Г)Прозаический жанр, не имеющий устойчивого объёма, занимающий промежуточное место между романом и рассказом, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни

 

5 вариант

1.Род литературы, цель которого изображение человеческой личности в действии, в конфликте

1) эпос

2) лирика

3) драма

2.Назовите трёхсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге:

1) ямб

2) анапест

3) дактиль

4) амфибрахий

3.Какова основная проблематика произведения А.С. Пушкина «Капитанской дочки»:

1) проблема любви

2) проблема чести, долга и милосердия

3) проблема роли народа в обществе

4) защиты Отечества

4.Определите жанр произведения А.Т.Твардовского «Василий Тёркин».

1) баллада

2) элегия

3) поэма

4) притча

5.Укажите причины, по которым чиновники принимают Хлестакова за ревизора в комедии Н.В.Гоголя “Ревизор”:

1) по недоразумению

2) рассказы Хлестакова

3) известие о приезде ревизора

4) страх

6.Какое средство выразительности использовано в строке «...И миллионом чёрных глаз смотрела ночь и темнота из ветви каждого куста...» из поэмы М.Ю. Лермонтова "Мцыри"?

1) эпитет

2) метафора

3) олицетворение

4) сравнение

Часть В

7.Кому принадлежит высказывание из комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»: «С Пушкиным на дружеской ноге».

8.Изображение отвлечённого понятия или явления через конкретный образ, часто используемое в баснях, например, когда под лисой подразумевается хитрость, осёл выступает образом глупости – это…

9.Выберите правильную последовательность событий в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»:

(1)сон о золотой рыбке; (2)встреча с девушкой; (3)бой с барсом;  (4)побег из монастыря; (5)предсмертная просьба Мцыри.

10.Сопоставьте литературное понятие с определением, запишите пару -буква:

1) Эпитет

А)Перенесение человеческих черт или признаков живого существа на неодушевлённые предметы

2) Олицетворение

Б)Яркое образное определение, содержащее эмоциональную оценку

3) Метафора

В) Выражение, употреблённое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение предметов по сходству

4) Сравнение

Г)Образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, обладающих общим признаком, за счёт которого усиливается значение одного из предметов

5) Антитеза

Д) Противопоставление

Интерпретация результатов

Максимальное количество баллов, которое может набрать учащийся, равно 13. Обязательный пороговый уровень – 7  баллов.

Общее количество набранных баллов в промежутке 7-8  баллов соответствует первому (базовому) уровню оценки.

Общее количество набранных баллов в промежутке 9-11 баллов соответствует второму (повышенному) уровню оценки.

Общее количество набранных баллов в промежутке 12-13 баллов  соответствует третьему (высокому) уровню оценки.

 

К-во заданий

К-во баллов

Уровни

6-7

7-8

первый (базовый)

8-9

9-11

второй (повышенный)

10

12-13

третий (высокий)