Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Предлагаем  задания по формированию читательской грамотности.

Автор-разработчик: Ванина Алла Маратовна

 

Умение находить и извлекать информацию

Задание 1. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка».

Приём «чтение с остановками»

Часть 1

Белогорская крепость находилась в сорока верстах от Оренбурга. Дорога шла по крутому берегу Яика. Река еще не замерзала, и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом. За ними простирались киргизские степи. Я погрузился в размышления, большею частию печальные. Гарнизонная жизнь мало имела для меня привлекательности. Я старался вообразить себе капитана Миронова, моего будущего начальника, и представлял его строгим, сердитым стариком, не знающим ничего, кроме своей службы, и готовым за всякую безделицу сажать меня под арест на хлеб и на воду. Между тем начало смеркаться. Мы ехали довольно скоро. «Далече ли до крепости?» — спросил я у своего ямщика. «Недалече, — отвечал он.

— Вон уж видна». Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бастионы, башни и вал; но ничего не видал, кроме деревушки, окруженной бревенчатым забором.

Вопросы.

1.На каком расстоянии от Оренбурга находилась Белогорская крепость?

2.Как выглядела река Яик?

3.Какой представлялась герою гарнизонная жизнь?

4.Каким представлялся Петру Гринёву капитан Миронов?

5.Как выглядела Белогорская крепость?

Часть 2

Прочитайте. Ответьте на вопросы, выполните задание.

С любопытством стал я рассматривать сборище. Пугачев на первом месте сидел, облокотясь на стол и подпирая черную бороду своим широким кулаком. Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого. Он часто обращался к человеку лет пятидесяти, называя его то графом, то Тимофеичем, а иногда величая его дядюшкою. Все обходились между собою как товарищи и не оказывали никакого особенного предпочтения своему предводителю. Разговор шел об утреннем приступе, об успехе возмущения и о будущих действиях. Каждый хвастал, предлагал свои мнения и свободно оспоривал Пугачева. И на сем-то странном военном совете решено было идти к Оренбургу: движение дерзкое, и которое чуть было не увенчалось бедственным успехом! Поход был объявлен к завтрашнему дню.

Вопросы

1.Как выглядел Пугачёв?

2.Как находящиеся у Пугачёва люди общались между собой??

3.О чём шёл разговор?

Отметьте правильные высказывания.

1) Герой равнодушно смотрел на собравшихся.

2) Пугачёв сидел на первом месте, облокотясь на стол.

3) Пугачёв выглядел свирепо.

4) Разговор шел об утреннем приступе.

5) Собравшиеся решили не идти к Оренбургу.

Задание 2.  Е.И. Носов «Кукла»

Прочитайте. Ответьте на вопросы, выполните задание.

Поехал и не узнал реки.                                                                                   

Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затянуло дурнишником и жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. Не стало приглубых тягунов-быстрин, где прежде на вечерней зорьке буравили речную гладь литые, забронзовелые язи. Бывало, готовишь снасть для проводки, а пальцы никак не могут попасть лесой в колечко – такой охватывает азартный озноб при виде крутых, беззвучно расходящихся кругов… Ныне все это язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста, а всюду, где пока свободно от трав, прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей.

«Ну уж, – думаю, – с Липиной ямой ничего не случилось. Что может статься с такой пучиной!» Подхожу и не верю глазам: там, где когда-то страшно крутило и водоворотило, горбом выпер грязный серый меляк, похожий на большую околевшую рыбину, и на том меляке – старый гусак. Стоял он этак небрежно, на одной лапе, охорашиваясь, клювом изгоняя блох из-под оттопыренного крыла.

1.Что произошло с руслом реки?

2.Какие растения появились на месте бывшего русла реки?

3.Почему на месте русла реки образовалась тина?

4.Осталась ли прежней Липина яма?

5.Где стоял старый гусак?

Какие суждения являются верными, а какие – нет?

 Суждения

Верно

Неверно

Русло реки сузилось, затравенело.

   

Река осталась прежней, не заросла травой.

   

На месте Липиной ямы образовалась мель.

   

На образовавшейся мели стоял молодой гусь.

   

 

Умения интегрировать и интерпретировать информацию:

Прочитайте. Ответьте на вопросы.

Задание 1. А.Ф. Шитиков. « Песня о Курске».

Прочитайте. Ответьте на вопросы.

С древних кметей молва о курянах

Шла по жизни, как добрая весть:

И на мирных полях, и на бранных

Не роняли они свою честь!


Мы не даром гордимся их славой –

Будь уверена, Родина-мать:

Как стоял богатырской заставой

Курск века, так и будет стоять!

Припев:

Все краше Курск – на мирный труд

Нацелил свято он стремленья –

Не зря красу его поют

Всё вдохновенней поколенья:

Когда молчат грома стволов –

Для нас – курян особо святы

Небесный звон колоколов

И соловьиные раскаты!



Да пребудут в деяньях и планах

Достославными наши дела,

Чтобы вечно молва о курянах

В мир дорогами добрыми шла!

Припев:

И пусть молчат грома стволов,

Пусть вечно в мире будут святы

Небесный звон колоколов

И соловьиные раскаты!

 

Вопросы:

1.Какова тема данного стихотворения?

2.Какая слава шла о курянах с давних времён?  Дайте аргументированный развёрнутый ответ.

3.В каких строках автор выражает уверенность в том, что куряне всегда будут стоять на страже Родины?

4.Как вы понимаете концовку стихотворения?

 

Ссылки на использованные  интернет-источники:

А. С Пушкин  «Капитанская дочка» https://ilibrary.ru/text/107/p.1/index.html

Евгений Носов - Кукла: читать рассказ, текст полностью онлайн - РуСтих (rustih.ru)

Поэт А.Ф. Шитиков publication.pdf (mkukcbs.ru)