В предложенной методической разработке представлен опыт проведения воспитательного мероприятия в рамках подготовки к празднованию 75-ой годовщины Победы в Великой Отечественной Войне. Предлагаемое внеклассное мероприятие построено в форме игры-квеста.

 

Автор разработки: Агибалова Наталья Ивановна

 

Приключенческая игра (от англ. quest — поиски), adventure (англ. приключение) — один из основных жанров компьютерных игр, требующих от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету). Подобная форма проведения мероприятия способствует формированию ряда компетенций: учебно-познавательной, информационной, лингвистической, интеллектуальной, коммуникативной.

Это мероприятие является ещё одной возможностью показать героизм и мужество советского народа в борьбе с врагом, способствовать формированию патриотического сознания обучающихся. Проведение в школе такого рода патриотических мероприятий, посвященных Победе нашего народа в этой кровопролитной войне, имеет огромное значение для воспитания уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, для повышения интереса к военной истории и литературе подрастающего поколения.

 

Цель: формирование активной гражданской позиции, патриотической сознательности, чувства долга и гордости за свой народ, за подвиг советских людей в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

  • формировать у обучающихся патриотические качества и чувства сопричастности к истории Отечества;
  • изучать подвиги людей в годы Великой Отечественной войны, их значения и влияния на формирование национального самосознания российских граждан;
  • создавать условия для более глубокого ознакомления обучающихся с событиями тех лет, примерами боевых и трудовых подвигов наших соотечественников во имя свободы и независимости Родины;
  • воспитывать уважения к ветеранам Великой Отечественной войны;
  • развивать творческих способностей учащихся;
  • повышать интереса к военной истории и литературе.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер/ноутбук, музыкальный центр, микрофоны.

Звуковое и фоновое сопровождение: песни и стихотворения военных лет, звучание метронома. 

 

Ход проведения мероприятия и правила игры:

Внеклассное мероприятие посвящено Дню Великой Победы, рассчитано на обучающихся 8-10 классов.

Работу команд регулируют наставники-одиннадцатиклассники, которые контролируют ход поиска решения задач, следят за временем подготовки, помогают при работе в Интернете, но не дают подсказок или готовых решений. Цель игры – самостоятельный поиск неизвестного.

Суть игры заключается в поиске пропавших слов, из начальных букв которых откроется слово ПОБЕДА. Каждое выполненное задание позволяет открыть одно слово.  Все результаты поиска сначала обсуждаются в команде, затем предоставляются в Центр задач (жюри) в виде устного высказывания.

Звучит «Священная война»

Ведущий:

- Память. Без неё человек не может жить. Память – это то, что связывает нас со своими корнями. Помнить своих предков, знать их судьбы очень важно, потому что прошлое неотделимо от настоящего и будущего.  Сегодня наша встреча посвящена Дню Великой Победы и пройдёт она в форме квеста под названием «Память сердца».

Чтец 1:

Память сердца!

Память сердца!

Где предел тебе, скажи!

Перед этим озареньем

отступают рубежи.

Ты теплее, ты добрее

Трезвой памяти ума…

Память сердца, память сердца!

Ты поэзия сама!

Ведущий:

- Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом во всей его дальнейшей судьбе. Великая Отечественная война – особая дата в судьбе целого народа.

Чтец 2:

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той беды,

Нам нужно,

Чтобы наши дети

Об этом помнили,

Как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть

Она

Как сила нам нужна…

Ведущий:

- Итак, ребята, я рада приветствовать вас на патриотическом квесте «Память сердца». Хочу напомнить: квест – это игровое приключение, во время которого вам необходимо пройти череду препятствий для достижения цели.

- Я прошу командира отряда получить задание! (Командир получает задание-маршрутный лист (Приложение №1).

Командир: 

- Бойцы, чтобы начать поиски частей донесения, нам нужно пройти военный маршрут.  А главное – пройти его всем вместе, плечом к плечу. В нашей игре 6 этапов, по результатам прохождения каждого этапа мы должны получить одну часть донесения (слово), а в конце квеста у нас получится расшифрованное донесение. Итак, в путь!

Станция 1 «Героическая»

Ведущий:

- Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю поселка, области, страны и даже Земли. О них пишут книги, слагают песни, сочиняют стихи. В этом году вся страна торжественно отмечает 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. прорыв блокады Ленинграда, победы в Сталинградской битве и битве на Курской дуге. Главное, что о них помнят! И эта память передается из поколения в поколение и не даёт померкнуть далеким дням и событиям.

- Первый наш этап посвящен важнейшим датам и именам.

- Ваша задача — уничтожить вражеские танки, правильно ответив на вопросы.

  1. Этот полководец, по словам американского исследователя Кайдена, «нанес немцам больше потерь, чем любой другой военачальник или группа их, во второй мировой войне. В каждой битве он командовал более чем миллионом людей. Он вводил в дело фантастической количество танков. Немцы были более чем знакомы с именем и сокрушающим мастерством … ибо перед ними был военный гений». О ком идет речь?

                                                                                               Георгий Константинович Жуков

  1. Самым юным Героем Советского Союза за подвиг, совершенный в годы Великой Отечественной войны стал (звание ГСС присвоено в 1944 году) Пионер-герой, участвовавший в 27 боевых операциях, устранивший 87 немецких офицеров и солдат, взорвавший 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов.

                                                                                                                      Леня Голиков

  1. Какие три российских города на знаменитой Курской дуге Указом Президента В.В. Путина получили нововведённое почётное звание «Город воинской славы» накануне празднования 62-ой годовщины Великой Победы (май 2007 года)?

                                                                                                      Орёл, Белгород, Курск

  1. Операция, которую развернули партизанские отряды. В 1943 году с 3 августа по 15 сентября она парализовала железнодорожное сообщение в разгар наступления Красной Армии.

                                                                                                             «Рельсовая война»

  1. Орденом Отечественной войны аждались военнослужащие, партизаны и контрразведчики за доблесть в бою, уничтожение вражеской техники, успешные атаки. А летчики получали орден автоматически – стоило только что-то сделать дважды. Что именно?

                                                                                          Сбить 2 вражеских самолета

  1. Дважды орденом Победы были награждены 3 человека: Жуков, Василевский … 

                                                                                                                        И.В. Сталин

  1. Помощник саперов, обнаруживший в последний год войны более 7000 мин и более 150 снарядов, которого во время шествия по Красной площади по причине ранения Сталин приказал нести на собственной шинели?

                                                                                                                    Пёс Джульбарс

 

Ведущий:

- Вы верно ответили на большинство вопросов   и смогли отбить вражеские танки, по результатам прохождения этапа вы получаете первое слово ПАТРИОТИЗМ.

 Станция 2 «Фронтовая поляна»

Задание: из первой строчки карточки (см. игровые карточки) вычеркните название рыбы, из второй — птицы, из третьей — фрукта, из четвертой — цветка. Прочитайте пословицу времен Великой Отечественной войны.

Ответы:

  1. Смелость города берет (вычеркнуть: навага, ласточка, апельсин, гвоздика).
  2. Береги землю родимую, как мать любимую (вычеркнуть: судак, дрозд, гранат, жасмин).
  3. Тучам солнце не скрыть, войне мир не победить (вычеркнуть: карась, синица, банан, нарцисс).
  4. Слава к тому приходит, кто впереди ходит (вычеркнуть: сельдь, дятел, груша, георгин).
  5. Хорош грибок белый, а солдат умелый (вычеркнуть: лосось, соловей, слива, лилия).
  6. У фашистов шинели не по русской метели (вычеркнуть: чебак, орел, виноград, ноготки).

После прохождения этапа командир рапортует станционному:

– Отряд выполнил задание успешно, потерь среди бойцов нет, только ранения.

Станционный:

 – Вы справились с заданием и получаете 2 часть донесения – ОТЕЧЕСТВО.

(переходят на другую станцию)

 

 Станция 3 «Военная проза фронтового поколения»
Ведущий:

- Великая Отечественная война отражена в русской литературе XX в. глубоко и всесторонне, во всех своих проявлениях: армия и тыл, партизанское движение и подполье, трагическое начало войны, отдельные битвы, героизм и предательство, величие и драматизм Победы. Авторы военной прозы, как правило, фронтовики, в своих произведениях опираются на реальные события, на свой собственный фронтовой опыт.

 -  Писатели-фронтовики являются теми авторами, которые в своих произведениях выражают точку зрения, что исход войны решает герой, осознающий себя частицей воюющего народа. Их произведения – правдивое свидетельство времени. Вспомним знаменитые прозаические произведения о войне:

  1. Кто автор романа «Живые и мертвые»? (К. Симонов)
  2. Назовите автора рассказа «Судьба человека» (М. Шолохов)
  3. Какое произведение о войне названо автором по жанру «современной пасторалью»? («Пастух и пастушка» В. Астафьев)
  4. Как называется произведение о подвиге летчика, потерявшего обе ноги, но вернувшегося в строй? Автор? («Повесть о настоящем человеке», Б. Полевой)
  5. В каком произведении о войне действующие бойцы - девушки? А старшина Васков их командир. («А зори здесь тихие…» Б. Васильев)
  6. Главным героем какого произведения является Андрей Соколов?

 («Судьба человека»)

  1. Роман «Горячий снег» о Сталинградской битве. Автор? (Ю. Бондарев)
  2. Повесть «Убиты под Москвой» написана по собственному опыту автора, который попал во время войны в плен, прошел через лагеря на территории Литвы. Бежал из плена, организовал партизанскую группу. Автор? (К.Д. Воробьев)

После прохождения этапа командир рапортует станционному:

– Отряд выполнил задание успешно.

Станционный:

 – Вы справились с заданием и получаете 3 часть донесения – БЕССТРАШИЕ.

(переходят на следующую станцию)

 

Станция 4 «Снайпер».

Ведущий:

- Перед вами следующая задача – выбить верный ответ.

  1. Танков какой модели было создано больше всего во время войны?

- Т-34;

- Пантера;

- М4 Шерман.

  1. На территории какой современной страны находился концентрационный лагерь Освенцим?

- Германия;

- Польша;

- Чехия.

  1. В июне 1941 года генерал Г.К. Жуков являлся:

- Верховным главнокомандующим;

- начальником Генерального штаба;

- командующим Западным военным округом

  1. В 1976 году в СССР введена медаль:

- «ветеран Великой Отечественной войны»;

- «ветеран Вооруженных сил СССР»;

- «ветеран Второй мировой войны».

  1. Главным музыкальным коллективом в период Великой Отечественной войны стал:

- ансамбль «Берёзка»;

- ансамбль Жарова;

- ансамбль Александрова.

  1. Какая песня с октября 1941 года звучала каждое утро по всесоюзному радио после боя кремлёвских курантов?

- Тёмная ночь;

- Священная война;

- День Победы

  1. Какое событие в блокадном Ленинграде было проявлением национальной стойкости и несгибаемости?

- фейерверк на Новый год;

- всеобщее купание в ледяной Неве;

- исполнение «Ленинградской симфонии» Шостаковича.

  1. Сводки Совинформбюро во время войны по радио читал диктор:

- Ю.Б. Левитан;

- Н.Н Озеров;

- И.Л. Кириллов.

  1. «Ночные ведьмы» - это…

- отряд боевых лётчиц в Красной армии в годы ВОВ;

- советские подводные лодки;

- элитный отряд немецких диверсантов, действовавший по ночам.

  1. Автором плаката «Родина мать зовёт!» в 1941 году стал:

- И.М. Тоидзе;

- А.А. Дейнека;

- Б.Е. Ефимов.


Станционный:

 – Вы справились с заданием и получаете 4 часть донесения – ЕДИНСТВО.

 

Станция 5 «Контрразведка»

- Ваша задача – быстро, уверенно ответить на вопросы.

  1. Этому литературному герою – солдату Великой Отечественной войны – поставлен памятник на родине его автора в древнем русском городе Смоленске. Назовите автора и его героя. (Александр Трифонович Твардовский и его герой Василий Теркин).
  2. Назовите двух известных поэтесс, писавших о войне. (Юлия Друнина, Ольга Берггольц)
  3. Назовите автора песни “Журавли”. (Расул Гамзатов)
  4. Назовите автора стихотворения “Его зарыли в шар земной”. (Сергей Сергеевич Орлов)
  5. Назовите писателя и его произведение о жизни крестьянских детей в послевоенное время, у которых любимым лакомством был пряник. (В.П.Астафьев “Конь с розовой гривой”)
  6. Когда в 1941 г. Враг приближался к Москве, на улицах города появились плакаты со словами: “Ребята, не Москва ль за нами?” Откуда взяты эти слова, кто их автор? (“Бородино”. М.Ю.Лермонтов)
  7. Часто личные письма домой с фронта становились народным достоянием, так как выражали общие чувства. Поэт-фронтовик Алексея Сурков написал своей жене стихотворение, которое стало текстом всеми любимой песни. Назовите это стихотворение или строчку из песни? («Бьётся в тесной печурке огонь» или «Землянка»)
  8. У Булата Окуджавы богатая биография. В его литературном наследии есть стихотворения о войне. Продолжите строки: И, значит, нам нужна одна победа… (…Одна на всех, мы за ценой не постоим)
  9. На обелисках, памятниках погибшим высечены слова «Никто не забыт и ничто не забыто». Кому из поэтов принадлежат эти слова? (Ольга Берггольц: «Но знай, внимающий этим камням, Никто не забыт и ничто не забыто»)
  10. Кто написал стихи к известной песне «День Победы»? (Владимир Харитонов)
  11. Назовите автора «Священной войны». (Лебедев-Кумач)
    Станционный:

 –Молодцы! Вы близки к цели и получаете 5 часть донесения – ДОЛГ.


Станция 6 «Шифровальная»

Вам необходимо разгадать ребусы, отгадками которых являются слова военной тематики.

Ответ: рота

Ответ: автомат

Ответ: полковник

Ответ: воин

 

Станционный:

– Ура! Мы у цели! Вам доступна 6 часть донесения – АРМИЯ.

- И теперь сложите из начальных букв каждой части донесения слово. Получилось великое слово ПОБЕДА!!!

Звучит «День Победы

Чтец 1:

За всё, что есть сейчас у нас,

За каждый наш счастливый час,

За то, что солнце светит нам,

Спасибо доблестным солдатам,

Что отстояли мир когда-то.

Чтец 2: 

Слава вам, храбрые,

Слава, бессмертные,

Вечную славу поёт вам народ.

Смерть сокрушившие,

Доблестно павшие,

Слава о вас никогда не умрёт.

Чтец 3:

Спасибо всем, кто жизнь отдал

За Русь святую, за свободу.

Кто страх забыл и воевал, служа любимому народу!

Чтец 4:

Спасибо вам, ваш подвиг вечен!

Пока жива моя страна,

Вы в душах наших,

В нашем сердце!

Все вместе:

Героев не забудем никогда!

Ведущий:

- Бывают события, которые по прошествии десятилетий стираются из памяти людей и становятся достоянием архивов. Но есть события, значение которых не уменьшается со временем. Они были, есть и с каждым новым десятилетием остаются бессмертными!