В предложенной методической разработке представлен опыт проведения воспитательного мероприятия в рамках подготовки к празднованию 75-ой годовщины Победы в Великой Отечественной Войне. Предлагаемое внеклассное мероприятие построено в форме игры-квеста.
Автор разработки: Агибалова Наталья Ивановна
Приключенческая игра (от англ. quest — поиски), adventure (англ. приключение) — один из основных жанров компьютерных игр, требующих от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету). Подобная форма проведения мероприятия способствует формированию ряда компетенций: учебно-познавательной, информационной, лингвистической, интеллектуальной, коммуникативной.
Это мероприятие является ещё одной возможностью показать героизм и мужество советского народа в борьбе с врагом, способствовать формированию патриотического сознания обучающихся. Проведение в школе такого рода патриотических мероприятий, посвященных Победе нашего народа в этой кровопролитной войне, имеет огромное значение для воспитания уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, для повышения интереса к военной истории и литературе подрастающего поколения.
Цель: формирование активной гражданской позиции, патриотической сознательности, чувства долга и гордости за свой народ, за подвиг советских людей в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
- формировать у обучающихся патриотические качества и чувства сопричастности к истории Отечества;
- изучать подвиги людей в годы Великой Отечественной войны, их значения и влияния на формирование национального самосознания российских граждан;
- создавать условия для более глубокого ознакомления обучающихся с событиями тех лет, примерами боевых и трудовых подвигов наших соотечественников во имя свободы и независимости Родины;
- воспитывать уважения к ветеранам Великой Отечественной войны;
- развивать творческих способностей учащихся;
- повышать интереса к военной истории и литературе.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер/ноутбук, музыкальный центр, микрофоны.
Звуковое и фоновое сопровождение: песни и стихотворения военных лет, звучание метронома.
Ход проведения мероприятия и правила игры:
Внеклассное мероприятие посвящено Дню Великой Победы, рассчитано на обучающихся 8-10 классов.
Работу команд регулируют наставники-одиннадцатиклассники, которые контролируют ход поиска решения задач, следят за временем подготовки, помогают при работе в Интернете, но не дают подсказок или готовых решений. Цель игры – самостоятельный поиск неизвестного.
Суть игры заключается в поиске пропавших слов, из начальных букв которых откроется слово ПОБЕДА. Каждое выполненное задание позволяет открыть одно слово. Все результаты поиска сначала обсуждаются в команде, затем предоставляются в Центр задач (жюри) в виде устного высказывания.
Звучит «Священная война»
Ведущий:
- Память. Без неё человек не может жить. Память – это то, что связывает нас со своими корнями. Помнить своих предков, знать их судьбы очень важно, потому что прошлое неотделимо от настоящего и будущего. Сегодня наша встреча посвящена Дню Великой Победы и пройдёт она в форме квеста под названием «Память сердца».
Чтец 1:
Память сердца!
Память сердца!
Где предел тебе, скажи!
Перед этим озареньем
отступают рубежи.
Ты теплее, ты добрее
Трезвой памяти ума…
Память сердца, память сердца!
Ты поэзия сама!
Ведущий:
- Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом во всей его дальнейшей судьбе. Великая Отечественная война – особая дата в судьбе целого народа.
Чтец 2:
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той беды,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть
Она
Как сила нам нужна…
Ведущий:
- Итак, ребята, я рада приветствовать вас на патриотическом квесте «Память сердца». Хочу напомнить: квест – это игровое приключение, во время которого вам необходимо пройти череду препятствий для достижения цели.
- Я прошу командира отряда получить задание! (Командир получает задание-маршрутный лист (Приложение №1).
Командир:
- Бойцы, чтобы начать поиски частей донесения, нам нужно пройти военный маршрут. А главное – пройти его всем вместе, плечом к плечу. В нашей игре 6 этапов, по результатам прохождения каждого этапа мы должны получить одну часть донесения (слово), а в конце квеста у нас получится расшифрованное донесение. Итак, в путь!
Станция 1 «Героическая»
Ведущий:
- Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю поселка, области, страны и даже Земли. О них пишут книги, слагают песни, сочиняют стихи. В этом году вся страна торжественно отмечает 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. прорыв блокады Ленинграда, победы в Сталинградской битве и битве на Курской дуге. Главное, что о них помнят! И эта память передается из поколения в поколение и не даёт померкнуть далеким дням и событиям.
- Первый наш этап посвящен важнейшим датам и именам.
- Ваша задача — уничтожить вражеские танки, правильно ответив на вопросы.
- Этот полководец, по словам американского исследователя Кайдена, «нанес немцам больше потерь, чем любой другой военачальник или группа их, во второй мировой войне. В каждой битве он командовал более чем миллионом людей. Он вводил в дело фантастической количество танков. Немцы были более чем знакомы с именем и сокрушающим мастерством … ибо перед ними был военный гений». О ком идет речь?
Георгий Константинович Жуков
- Самым юным Героем Советского Союза за подвиг, совершенный в годы Великой Отечественной войны стал (звание ГСС присвоено в 1944 году) Пионер-герой, участвовавший в 27 боевых операциях, устранивший 87 немецких офицеров и солдат, взорвавший 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов.
Леня Голиков
- Какие три российских города на знаменитой Курской дуге Указом Президента В.В. Путина получили нововведённое почётное звание «Город воинской славы» накануне празднования 62-ой годовщины Великой Победы (май 2007 года)?
Орёл, Белгород, Курск
- Операция, которую развернули партизанские отряды. В 1943 году с 3 августа по 15 сентября она парализовала железнодорожное сообщение в разгар наступления Красной Армии.
«Рельсовая война»
- Орденом Отечественной войны аждались военнослужащие, партизаны и контрразведчики за доблесть в бою, уничтожение вражеской техники, успешные атаки. А летчики получали орден автоматически – стоило только что-то сделать дважды. Что именно?
Сбить 2 вражеских самолета
- Дважды орденом Победы были награждены 3 человека: Жуков, Василевский …
И.В. Сталин
- Помощник саперов, обнаруживший в последний год войны более 7000 мин и более 150 снарядов, которого во время шествия по Красной площади по причине ранения Сталин приказал нести на собственной шинели?
Пёс Джульбарс
Ведущий:
- Вы верно ответили на большинство вопросов и смогли отбить вражеские танки, по результатам прохождения этапа вы получаете первое слово ПАТРИОТИЗМ.
Станция 2 «Фронтовая поляна»
Задание: из первой строчки карточки (см. игровые карточки) вычеркните название рыбы, из второй — птицы, из третьей — фрукта, из четвертой — цветка. Прочитайте пословицу времен Великой Отечественной войны.
Ответы:
- Смелость города берет (вычеркнуть: навага, ласточка, апельсин, гвоздика).
- Береги землю родимую, как мать любимую (вычеркнуть: судак, дрозд, гранат, жасмин).
- Тучам солнце не скрыть, войне мир не победить (вычеркнуть: карась, синица, банан, нарцисс).
- Слава к тому приходит, кто впереди ходит (вычеркнуть: сельдь, дятел, груша, георгин).
- Хорош грибок белый, а солдат умелый (вычеркнуть: лосось, соловей, слива, лилия).
- У фашистов шинели не по русской метели (вычеркнуть: чебак, орел, виноград, ноготки).
После прохождения этапа командир рапортует станционному:
– Отряд выполнил задание успешно, потерь среди бойцов нет, только ранения.
Станционный:
– Вы справились с заданием и получаете 2 часть донесения – ОТЕЧЕСТВО.
(переходят на другую станцию)
Станция 3 «Военная проза фронтового поколения»
Ведущий:
- Великая Отечественная война отражена в русской литературе XX в. глубоко и всесторонне, во всех своих проявлениях: армия и тыл, партизанское движение и подполье, трагическое начало войны, отдельные битвы, героизм и предательство, величие и драматизм Победы. Авторы военной прозы, как правило, фронтовики, в своих произведениях опираются на реальные события, на свой собственный фронтовой опыт.
- Писатели-фронтовики являются теми авторами, которые в своих произведениях выражают точку зрения, что исход войны решает герой, осознающий себя частицей воюющего народа. Их произведения – правдивое свидетельство времени. Вспомним знаменитые прозаические произведения о войне:
- Кто автор романа «Живые и мертвые»? (К. Симонов)
- Назовите автора рассказа «Судьба человека» (М. Шолохов)
- Какое произведение о войне названо автором по жанру «современной пасторалью»? («Пастух и пастушка» В. Астафьев)
- Как называется произведение о подвиге летчика, потерявшего обе ноги, но вернувшегося в строй? Автор? («Повесть о настоящем человеке», Б. Полевой)
- В каком произведении о войне действующие бойцы - девушки? А старшина Васков их командир. («А зори здесь тихие…» Б. Васильев)
- Главным героем какого произведения является Андрей Соколов?
(«Судьба человека»)
- Роман «Горячий снег» о Сталинградской битве. Автор? (Ю. Бондарев)
- Повесть «Убиты под Москвой» написана по собственному опыту автора, который попал во время войны в плен, прошел через лагеря на территории Литвы. Бежал из плена, организовал партизанскую группу. Автор? (К.Д. Воробьев)
После прохождения этапа командир рапортует станционному:
– Отряд выполнил задание успешно.
Станционный:
– Вы справились с заданием и получаете 3 часть донесения – БЕССТРАШИЕ.
(переходят на следующую станцию)
Станция 4 «Снайпер».
Ведущий:
- Перед вами следующая задача – выбить верный ответ.
- Танков какой модели было создано больше всего во время войны?
- Т-34;
- Пантера;
- М4 Шерман.
- На территории какой современной страны находился концентрационный лагерь Освенцим?
- Германия;
- Польша;
- Чехия.
- В июне 1941 года генерал Г.К. Жуков являлся:
- Верховным главнокомандующим;
- начальником Генерального штаба;
- командующим Западным военным округом
- В 1976 году в СССР введена медаль:
- «ветеран Великой Отечественной войны»;
- «ветеран Вооруженных сил СССР»;
- «ветеран Второй мировой войны».
- Главным музыкальным коллективом в период Великой Отечественной войны стал:
- ансамбль «Берёзка»;
- ансамбль Жарова;
- ансамбль Александрова.
- Какая песня с октября 1941 года звучала каждое утро по всесоюзному радио после боя кремлёвских курантов?
- Тёмная ночь;
- Священная война;
- День Победы
- Какое событие в блокадном Ленинграде было проявлением национальной стойкости и несгибаемости?
- фейерверк на Новый год;
- всеобщее купание в ледяной Неве;
- исполнение «Ленинградской симфонии» Шостаковича.
- Сводки Совинформбюро во время войны по радио читал диктор:
- Ю.Б. Левитан;
- Н.Н Озеров;
- И.Л. Кириллов.
- «Ночные ведьмы» - это…
- отряд боевых лётчиц в Красной армии в годы ВОВ;
- советские подводные лодки;
- элитный отряд немецких диверсантов, действовавший по ночам.
- Автором плаката «Родина мать зовёт!» в 1941 году стал:
- И.М. Тоидзе;
- А.А. Дейнека;
- Б.Е. Ефимов.
Станционный:
– Вы справились с заданием и получаете 4 часть донесения – ЕДИНСТВО.
Станция 5 «Контрразведка»
- Ваша задача – быстро, уверенно ответить на вопросы.
- Этому литературному герою – солдату Великой Отечественной войны – поставлен памятник на родине его автора в древнем русском городе Смоленске. Назовите автора и его героя. (Александр Трифонович Твардовский и его герой Василий Теркин).
- Назовите двух известных поэтесс, писавших о войне. (Юлия Друнина, Ольга Берггольц)
- Назовите автора песни “Журавли”. (Расул Гамзатов)
- Назовите автора стихотворения “Его зарыли в шар земной”. (Сергей Сергеевич Орлов)
- Назовите писателя и его произведение о жизни крестьянских детей в послевоенное время, у которых любимым лакомством был пряник. (В.П.Астафьев “Конь с розовой гривой”)
- Когда в 1941 г. Враг приближался к Москве, на улицах города появились плакаты со словами: “Ребята, не Москва ль за нами?” Откуда взяты эти слова, кто их автор? (“Бородино”. М.Ю.Лермонтов)
- Часто личные письма домой с фронта становились народным достоянием, так как выражали общие чувства. Поэт-фронтовик Алексея Сурков написал своей жене стихотворение, которое стало текстом всеми любимой песни. Назовите это стихотворение или строчку из песни? («Бьётся в тесной печурке огонь» или «Землянка»)
- У Булата Окуджавы богатая биография. В его литературном наследии есть стихотворения о войне. Продолжите строки: И, значит, нам нужна одна победа… (…Одна на всех, мы за ценой не постоим)
- На обелисках, памятниках погибшим высечены слова «Никто не забыт и ничто не забыто». Кому из поэтов принадлежат эти слова? (Ольга Берггольц: «Но знай, внимающий этим камням, Никто не забыт и ничто не забыто»)
- Кто написал стихи к известной песне «День Победы»? (Владимир Харитонов)
- Назовите автора «Священной войны». (Лебедев-Кумач)
Станционный:
–Молодцы! Вы близки к цели и получаете 5 часть донесения – ДОЛГ.
Станция 6 «Шифровальная»
Вам необходимо разгадать ребусы, отгадками которых являются слова военной тематики.
Ответ: рота
Ответ: автомат
Ответ: полковник
Ответ: воин
Станционный:
– Ура! Мы у цели! Вам доступна 6 часть донесения – АРМИЯ.
- И теперь сложите из начальных букв каждой части донесения слово. Получилось великое слово ПОБЕДА!!!
Звучит «День Победы
Чтец 1:
За всё, что есть сейчас у нас,
За каждый наш счастливый час,
За то, что солнце светит нам,
Спасибо доблестным солдатам,
Что отстояли мир когда-то.
Чтец 2:
Слава вам, храбрые,
Слава, бессмертные,
Вечную славу поёт вам народ.
Смерть сокрушившие,
Доблестно павшие,
Слава о вас никогда не умрёт.
Чтец 3:
Спасибо всем, кто жизнь отдал
За Русь святую, за свободу.
Кто страх забыл и воевал, служа любимому народу!
Чтец 4:
Спасибо вам, ваш подвиг вечен!
Пока жива моя страна,
Вы в душах наших,
В нашем сердце!
Все вместе:
Героев не забудем никогда!
Ведущий:
- Бывают события, которые по прошествии десятилетий стираются из памяти людей и становятся достоянием архивов. Но есть события, значение которых не уменьшается со временем. Они были, есть и с каждым новым десятилетием остаются бессмертными!