24 января 2023 года в дистанционном режиме состоялся круглый стол «Русский язык как средство межнационального общения, формирования гражданской идентичности школьников», участником которого стали Валикова Татьяна Вячеславовна и Ефремова Ольга Ивановна, учителя русского языка и литературы ОО Курской области, члены отделения учителей русского языка и литературы РУМО СОО.
Мероприятие было организовано государственным автономным учреждением дополнительного профессионального образования «Смоленский областной институт развития образования». Целями круглого стола стало обсуждение проблемы «Русский язык как средство межнационального общения, формирования гражданской идентичности школьников в современном полиэтническом обществе» и обобщение практического опыта работы учителей и преподавателей ОО по вопросам укрепления позиций русского языка как средства межнационального общения и формирования гражданской идентичности школьников.
Проблемное поле мероприятия отличалось разнообразием:
- русский язык – основа межнационального общения в современном обществе;
- укрепление позиций русского языка как средства межнационального общения в РФ и на международной арене;
- русский язык – основа формирования гражданской идентичности российских школьников;
- проблемы преподавания русского языка в полиэтнических классах.
Организаторы поделились материалами коллег, предоставив возможность всем педагогам принять активное участие в дискуссии. Предлагаемые материалы прилагаются.
1.Русский язык – основа межнационального общения в современном обществе
Галимович С.В. Русский язык – язык межнационального общения в современном мире
Лебедь О.С. Русский язык – средство межнационального общения
2.Русский язык – основа формирования гражданской идентичности российских школьников
Вагина Т.В. Русский язык – часть духовной культуры нации
Валикова Т.В. Конкурс «Язык есть исповедь народа» – средство формирования гражданской идентичности
Липина О.В. Формирование гражданской идентичности через работу с текстами
Сивакова Н.В. Многоаспектная работа со словом и текстом
Смирнова М.Ю. Русский язык как основа гражданской идентичности
Терских С.Н. Формирование гражданской идентичности у школьников 5 класса
Шайкова Д.В. Урок русского языка как средство формирования гражданской идентичности
Щелокова А.А. Формирование приоритетных ценностей гражданственности
Жуковский А.В. Проблемы и вопросы преподавания родного русского языка
3.Проблемы преподавания русского языка в полиэтнических классах
Черкасова Е.И. Особенности работы с детьми-инофонами
Васильева Ю.М. Русский язык в полиэтнических классах, методика, проблемы, пути решения
Демина И. В. Уроки русского языка и литературы в условиях полилингвального класса
Казакова Т.А. Программа по русскому как иностранному языку
Поваляева Л.Н. Игровые технологии как средство развития познавательной активности
Розонова Ю.А. Эффективные практики социализации детей-инофонов
Ширина К.В. Театрализация на уроках литературы
Васильева С.В. Корне-смысловой метод преподавания
По итогам работы участники получили электронный сертификат.