15 и 16 февраля 2023 года состоялась Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием, посвященная 90-летию со дня рождения доктора педагогических наук, профессора Галины Алексеевны Фомичёвой «Теория и практика современной методики преподавания русского языка и литературы», организованная  ФГБОУ ВО «Московский государственный областной педагогический университет».

В конференции приняли участие Ольга Николаевна Зимнева, координатор отделения учителей и преподавателей русского языка и литературы РУМО СОО, и Ольга Алексеевна Лаптева, секретарь отделения учителей и преподавателей русского языка и литературы РУМО СОО.

Работа конференции включала круглый стол «Методика в лицах»: к 90-летию со дня рождения д.п.н., проф. Г. А. Фомичевой (15 февраля) и секцию «Начальное филологическое образование: теория и практика, история и современность» (16 февраля).

 

Г.А.Фомичева

 

Руководителем круглого стола  выступила Воителева Татьяна Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры инновационных технологий филологического образования ФГБОУ ВО «Московский государственный областной педагогический университет».

С приветственным словом к участникам конференции обратились:

Фукс Александр Николаевич, директор Историко-филологического института МГОПУ,

Шаталова Ольга Викторовна, декан факультета русской филологии Историко-филологического института МГОПУ, доктор филологических наук, профессор,

Шмелева Анна Вячеславовна, заведующий кафедрой инновационных технологий филологического образования МГОПУ, кандидат филологических наук, доцент; президент Ассоциации педагогов Московской области «Учителя русского языка и литературы».

 

Программа первого дня работы конференции была насыщенной.

Выступили:

  1. Антонова Евгения Станиславовна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры инновационных технологий филологического образования МГОПУ (Москва). «Педагогическая деятельность профессора Г. А. Фомичевой (из опыта сотрудничества на кафедре методики преподавания русского языка и литературы МОПИ им. Н.К. Крупской – МПУ – МГОУ)».
  2. Бабаркина Ольга Александровна, кандидат педагогических наук, учитель русского языка и литературы ГБОУ города Москвы «Школа № 1574» (Москва). «Анализ текста как прием развития навыков выразительного чтения в средней школе» .
  3. Вититнев Сергей Федорович, доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры всеобщей истории, археологии и методологии исторической науки МГОПУ (Москва). «Войны выигрывает учитель истории. К проблеме формирования исторического сознания в процессе преподавания историко-филологических дисциплин».
  4. Воителева Татьяна Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры инновационных технологий филологического образования МГОПУ (Москва). «Функционально-коммуникативный подход в обучении синтаксису как средство обогащения грамматического строя речи обучающихся».
  5. Дорожкина Мария Анатольевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры инновационных технологий филологического образования МГОПУ (Москва). «Метод проектов: спойлер как средство положительной мотивации к чтению школьной программы по литературе».
  6. Зайцева Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ Андреевская СОШ (Московская обл.). «Технология применения метода интеллект-карт на уроках русского языка и литературы».
  7. Зимнева Ольга Николаевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры социально-гуманитарного образования ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования» (Курск); Лаптева Ольга Алексеевна, кандидат филологических наук, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ с УИОП №46» (Курск). «Искусство медленного чтения».
  8. Кондратьева Екатерина Викторовна, кандидат педагогических наук, Подворье Соловецкого монастыря в Москве (Москва). «Научная школа профессора Г. А. Фомичевой».
  9. Ладохина Ольга Фоминична, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русской литературы Института гуманитарных наук МГПУ (Москва). «Таруса как база для музейной практики студентов».
  10. Логинова Наталья Владимировна, аспирант кафедры славянской филологии и культуры коммуникаций факультета русской филологии МГОПУ (Москва). «Лингвокультурологический аспект исследований языковых единиц».
  11. Макиенко Константин Игоревич, учитель русского языка и литературы (Одинцовский р-н). «Опыт преподавания словесных дисциплин в образовательной организации на современном этапе».
  12. Мищерина Марина Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры славянских языков и культуры коммуникаций МГОПУ, ведущий эксперт Академии Минпросвещения (Москва), Мищерина Наталия Михайловна, руководитель Центра поддержки школьного образования «Сойка» (Химки, Московская обл.). «Повышение качества обучения русскому языку и литературе путем достижения школьниками личностных результатов, предусмотренных ФГОС СОО».
  13. Скрябина Ольга Алексеевна, доктор педагогических наук, доцент, профессор РГУ имени С.А. Есенина (Рязань). «О ценностном потенциале методического наследия профессора Г. А. Фомичевой».
  14. Супрунова Анна Витольдовна, учитель русского языка и литературы МБОУ Лицей №15 (Химки, Московская обл.). «О внеклассной работе по литературе» .
  15. Текучева Ирина Викторовна, кандидат филологических наук, профессор, профессор кафедры инновационных технологий филологического образования МГОПУ (Москва). «О модели подготовки учителя русского языка в учительских институтах России».
  16. Шапкин Александр Сергеевич, аспирант кафедры инновационных технологий филологического образования факультета русской филологии МГОПУ (Москва). «Система ценностей нравственно-патриотического воспитания в старшей школе».
  17. Шмелева Анна Вячеславовна, кандидат филол. наук, доцент, заведующий кафедрой инновационных технологий филологического образования МГОПУ (Москва). «Гендерный подход в образовании: история и современность»
  18. Яснитский Николай Анатольевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории, археологии и методологии исторической науки МГОПУ (Москва). «Историко-филологического образование сегодня».

 

Во второй день конференции секцией «Начальное филологическое образование: теория и практика, история и современность» руководила Шумкина Ольга Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры начального образования ФГБОУ ВО «Московский государственный областной педагогический университет».

Приветствовала участников конференции Сорокина Татьяна Николаевна, и.о. декана факультета психологии МГОПУ, кандидат педагогических наук, доцент.

Были представлены презентации «Слово об Ученом», «Учитель, наставник, просветитель» (Мартынова Евгения Денисовна при участии Хаустовой Елизаветы Андреевны, Инюткиной Анастасии Витальевны, студенты факультета психологии МГОПУ)

Стендовый доклад «Проект "Иллюстрированная книга" как технология подготовки студентов по дисциплине "Методика преподавания изобразительного искусства в начальной школе"» Буяновой Татьяны Анатольевны, кандидата педагогических наук, доцента кафедры начального образования МГОПУ, открыл серию докладов.

Далее выступления продолжили:

  1. Архипова Елена Викторовна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры русского языка и методики его преподавания РГУ им. С.А. Есенина (Рязань). «Основы формирования синтаксического строя речи в трудах профессора Г.А. Фомичевой и проблемы речевого развития учащихся в XXI веке».
  2. Бабина Светлана Александровна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры методики дошкольного и начального образования МГПУ им. М.Е. Евсевьева (Саранск). «Речевое развитие младших школьников на уроках русского языка посредством образовательного сторителлинга».
  3. Богданова Елена Святославовна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин и методик их преподавания, Демидова Нина Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин и методик их преподавания, РГУ им. С.А. Есенина (Рязань). «Изучение однородных членов предложения на уроках русского языка в начальной школе».
  4. Брянцева Марина Витальевна, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры начального образования МГОПУ (Мытищи, Московская обл.). «Развитие эстетического сознания младших школьников в фокусе реализации обновлённых ФГОС НОО».
  5. Вершинина Наталья Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры методики дошкольного и начального образования МГПУ им. М.Е. Евсевьева (Саранск). «Формирование коммуникативно-речевой компетенции обучающихся средствами дисциплин филологической направленности».
  6. Виттенбек Виктор Константинович, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой начального образования, Мельцаев Дмитрий Михайлович, кандидат филологических наук, доцент кафедры начального образования МГОПУ (Мытищи, Московская обл.). «Региональный компонент в содержании литературного чтения в начальных классах».
  7. Десяева Наталья Дмитриевна, доктор педагогических наук, профессор, начальник департамента методики обучения Института психологии и педагогики МГПУ (Москва). «Культурные смыслы в школьных учебниках русского языка».
  8. Ефременко Людмила Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования МГОПУ (Мытищи, Московская обл.). «Речевые ошибки и причины их возникновения у билингвов».
  9. Коршунова Ольга Викторовна, Чёрная Наталия Сергеевна, учителя начальных классов МОУ «Средняя школа №2» (Переславль-Залесский, Ярославская обл.). «Формирование функциональной грамотности обучающихся 3–4 классов в рамках курса внеурочной деятельности».
  10. Лебедева Лариса Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, профессор университета Казахского национального педагогического университета имени Абая (Алматы). «Предмет «Литературное чтение» в условиях обновленного содержания начального образования в Республике Казахстан».
  11. Макеева Светлана Григорьевна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики преподавания филологических дисциплин, Мартынова Елена Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики преподавания филологических дисциплин ЯГПУ им. К.Д. Ушинского (Ярославль). «Детский дневник как средство функционального освоения письменной речи».
  12. Мурзакова Ольга Геннадьевна, кандидат педагогических наук, заместитель директора, АНО ДПО «Академия дополнительного образования и развития (Калужская обл.). «Специфика речи современных детей».
  13. Саломатина Лариса Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального филологического образования имени М.Р. Львова Института детства МПГУ (Москва). «Новый тематический словарь русского языка и его роль в речевом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста».
  14. Стрельцова Александра Александровна, магистрант МГОПУ (Мытищи, Московская обл.). «Формирование основ гражданской идентичности на уроках литературного чтения».
  15. Трегубова Лидия Семеновна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент департамента методики обучения Института психологии и педагогики МГПУ (Москва). «Речевой задачник как ресурс языкового образования младших школьников».
  16. Шабаева Гузель Фагимовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии Института педагогики БГПУ имени М.Акмуллы (Уфа). «Подготовка студентов к реализации инновационных технологий речевого развития дошкольников в полилингвальной среде на базе мастерских и технопарка вуза».
  17. Шумкина Ольга Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры начального образования МГОПУ (Мытищи, Московская обл.). «Вклад Г. А. Фомичевой в развитие начального образования».

В конференции приняли участие преподаватели вузов, докторанты, аспиранты и соискатели, педагогические работники среднего, начального, дошкольного образования.