На базе филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова с 28 - 30 июня 2021 года состоялась работа VII (Седьмой) Летней школы для учителей русского языка и литературы. Форма проведения – дистанционная.
В работе Летней школы приняла участие Ефремова Ольга Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Полевской лицей» Курского района Курской области, член отделения учителей русского языка и литературы РУМО.
Программа Летней школы включала лекции и семинары ведущих преподавателей факультета, круглые столы, посвященные актуальным проблемам преподавания филологических дисциплин, мастер-классы, дискуссию по проблемам преподавания Ф.М. Достоевского в школе.
В первый день участников школы, а их было более 300 человек из 40 городов, приветствовал А.А. Липгарт, декан филологического факультета МГУ, доктор филологических наук, профессор.
Говоря о клиповом мышлении сегодняшнего ученика, Андрей Александрович подчеркнул, что «воспринимать сложную мысль и порождать сложную мысль школьнику самостоятельно трудно, вся ответственность за этот процесс ложится на учителя. Только одухотворённый педагог способен одновременно готовить школьников к сдаче ЕГЭ и вызывать желание захотеть прочитать и проанализировать предложенное художественное произведение».
Лекция Галактионовой Ирины Владимировны, кандидата филологических наук, доцента филологического факультета МГУ, «Олимпиадные задания по русскому языку» была посвящена разбору заданий второго уровня, носящих характер «озарения».
В онлайн-формате педагоги включились в практическую работу по выполнению отдельных заданий:
1.Олимпиада РГГУ
(11 класс, заключительный этап)
Какая из этих фраз не обладает свойством, которым обладают остальные?
(А) Вася рассмешил маму.
(Б) Вася расстроил бабушку.
(В) Вася развеселил дедушку.
(Г) Вася разозлил брата.
(Д) Вася приободрил племянника.
(Е) Вася смутил сестру.
Ответ: А (невозможно образовать форму «мама рассмешилась», а все остальные варианты позволяют это сделать)
2.Олимпиада «Будущие исследователи – будущее науки»
(11 класс, заключительный этап)
Выделите этимологический корень в глаголе ткать. Приведите однокоренные слова.
Ответ: исторический корень глагола ткать – тк-.
Однокоренные слова: сутки, тычинка, точка, точь-в-точь.
3.Плехановская олимпиада школьников
(11 класс, заключительный этап)
Определите тип фразеологических оборотов с точки зрения их семантической слитности и запишите номера ответов:
1) кровь с молоком;
2) скалить зубы;
3) кромешная тьма;
4) во всю ивановскую;
5) спустя рукава;
6) бить баклуши;
7) положить зубы на полку;
8) сиамские близнецы;
9) сложа руки;
10) щекотливый вопрос;
11) зарыть талант в землю;
12) тянуть лямку.
Ответ:
Фразеологическое сращение-4,5,6,9.
Фразеологическое единство-1,7,8,11,12.
Фразеологическое сочетание-2,3,10.
Мастер-класс от Кавериной Валерии Витальевны, доктора филологических наук, профессора филологического факультета МГУ, и Панкова Федора Ивановича, доктора филологических наук, профессора филологического факультета МГУ, позволил познакомиться с учебным пособием для подготовки обучающихся выпускных классов к ЕГЭ.
Авторы пособия разобрали задания №8, 9, 11 ЕГЭ по русскому языку, прокомментировали изменения в структуре тестовой части 2022 года, рекомендовав использовать в практике подготовки к экзамену книгу «Русский язык. Углубленный курс подготовки к ЕГЭ. М., Эксмо, 2020».
О причинах ошибочного удвоения гласных на письме рассказала Болычева Екатерина Марковна, кандидат филологических наук, доцент филологического факультета МГУ.
Выступление Екатерины Марковны строилось на разборе причин ошибочного правописания слов и поиске методических путей решения данной проблемы. Лектор привела несколько примеров, подтверждающих актуальность рассматриваемой темы:
ВООБЩЕМ = В ОБЩЕМ + ВООБЩЕ
Статистика ошибочного написания данного слова:
2021г – 14 100 000
2003г -300 000
Список самых распространённых слов с ошибочным удвоением гласных на письме (статистика 2021г):
СООБЛАЗНИТЕЛЬНЫЙ – 2 670
СООРЕНТИРОВАТЬ – 12 600
ДООБРАТЬСЯ – 318
ДООПУСТИМ – 942
ИЗООБРАЗИТЬ – 607
РАЗООБРАТЬСЯ – 1 050
НААПРОТИВ – 431
ЗААБРАТЬ – 1 800
Практические задания, направленные пропедевтику по теме выступления: морфемный анализ слова, работа над его значением, обращение к образовательным сайтам для проверки правописания, внимательное отношение к соотношению произнесённого и написанного слова.
В сессионном зале, который слушатели выбирали самостоятельно, Москвин Георгий Владимирович, кандидат филологических наук, доцент филологического факультета МГУ, погрузил педагогов в дискуссию по теме: «Феномен Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Лектор остановился на комментарии вопросов, связанных с характеристикой образа Григория Александровича Печорина:
Какова причина странного поведения Печорина?
Почему поездка в Персию = смерти?
В чём кроется смысл поведения Печорина?
Правда – это знание о себе?
Трансляция на YouTube
28 июня 2021г https://youtu.be/hfv5Ex_P_AU
Второй день открыл Семёнов Вадим Борисович, кандидат филологических наук, доцент филологического факультета МГУ. «Русская элегия: от романтизма В.А. Жуковского к реализму А.С. Пушкина» – тема выступления лектора.
Вадим Борисович обратился к следующим произведениям: элегия В.А. Жуковского «Вечер» (1806), элегии А.С. Пушкина: «Деревня» (1819), «Погасло дневное светило» (1820), «На холмах Грузии…» (1829), «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (1829), «Элегия» (1830). Зеркальная симметрия, симбиоз форм, контраст, разрушение пародий главного штампа элегии, параллелизм процессов, судьба элегического героя, белый стих – все эти понятия нашли своё практическое применение в лекции автора.
Мастер-класс Макеева Михаила Сергеевича, доктора филологических наук, профессора филологического факультета МГУ, был посвящён биографии Н.А. Некрасова: факты и их интерпретация.
Биография Некрасова Николая Алексеевича детского периода носит характер «создания собственного образа». Научная биография пытается реконструировать то, что могло быть на самом деле. В данном случае реальная биография менее яркая, чем биография, созданная самим поэтом. «Как было на самом деле?» - задаётся вопросом лектор, отвечая, что Николай Некрасов — одна из самых сложных фигур в истории русской литературы. Одни ставили его стихи выше пушкинских, другие считали их «непоэтическими». Автор «народных поэм» и стихотворных фельетонов, «Поэта и гражданина» и оды в честь генерала Муравьева-«вешателя» был кумиром нескольких поколений читателей и объектом постоянных подозрений в лицемерии. «Певец народного горя», писавший о мужиках, солдатской матери, крестьянских детях, славивший подвижников, жертвовавших всем ради счастья ближнего, никогда не презирал «минутные блага»: по-крупному играл в карты, любил охоту, содержал французскую актрису, общался с министрами и придворными, знал толк в гастрономии. Редактор и издатель самых популярных литературных журналов XIX столетия первым разглядел огромные дарования Льва Толстого и Достоевского.
Доктор филологических наук Михаил Макеев, не боясь обсуждать «компрометирующие» обстоятельства, открывал неизвестные эпизоды из жизни поэта, предложив свою книгу из серии ЖЗЛ «Николай Некрасов».
https://ekniga.org/dokumentalnaya-literatura/biografii-i-memuary/220110-nikolay-nekrasov.html
Лекция (по выбору слушателя) Руденко Марии Сергеевны, кандидата филологических наук, доцента филологического факультета МГУ, была посвящена применению метода пословного анализа избранных стихотворений А. Ахматовой и Б. Пастернака в школе.
Мария Сергеевна проанализировала лирические произведения, входящие в кодификатор ЕГЭ по литературе.
Лекция (по выбору слушателя) Калининой Екатерины Анатольевны, кандидата филологических наук, старшего преподавателя филологического факультета МГУ, была посвящена теме «Писатель - фотограф? Фотография как ключ к художественным текстам ХХ века».
Фотография, его аналоговая форма, - это новый формат видения литературы, техника, расширяющая возможности человеческого зрения, документ, свидетельство, ключ к воспоминаниям, запечатлённое прошлое. Фотография помогает избежать длинных описаний, задерживает внимание, несёт эмоциональный отклик, соединяет времена. Текст с фотографией показывает реальный мир.
Уроками поэтического авангарда поделилась на своей лекции Швец Анна Валерьевна, кандидат филологических наук, преподаватель филологического факультета МГУ, выступая по теме: «Стихи: читать или рассматривать?»
Практические рекомендации по вопросу: «Как делать стихи зримыми?»
- Напишите фразу («сегодня я приехал сюда на метро»)
- Разбейте её на слова: сегодня, метро, приехал
- Переведите слова в визуальную плоскость (метро – указатель, я – фигурка человека)
- Составьте строфу «железобетонный поэмы»
- Возьмите букву наугад
- Сочините 10 слов, начинающихся с неё
- Расположите их на странице так, чтобы буква объединяла эти слова
Создание текстов-изображений и изучение функций визуальных стихов носило практический характер.
Трансляция на YouTube
29 июня 2021г
Третий день начался с деления слушателей по сессионным залам:
– лекция Синевой Ольги Владимировны, кандидата филологических наук, доцента филологического факультета МГУ, «Методические удачи и ошибки при формировании заданий для урока русского языка в разноуровневом классе»;
– лекция Сидоровой Марины Юрьевны, доктора филологических наук, профессора филологического факультета МГУ, «Междисциплинарное сотрудничество учителя русского языка с учителями естественнонаучных предметов».
Синева Ольга Владимировна предложила для работы задания из своего учебника «Русский язык. От ступени к ступени. Учебное пособие. 1 ступень. Произношение, чтение и письмо», разобрав ряд заданий.
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/432720/
https://www.philo.msu.ru/dovuz/news.ntm/
Сидорова Марина Юрьевна уделила внимание зонам особого внимания учителя-словесника: омонимы и многозначные слова, синонимы, словообразовательная мотивация.
Лекция - дискуссия Криницына Александра Борисовича, доктора филологических наук, доцента филологического факультета МГУ, посвящена преподаванию Достоевского в школе: выбор произведения, проблематика, поэтика». Техника потокосознания Достоевского – это символ, сигнал, которые приобретают глубокое значение. Важно анализировать небольшие отрывки романа для более общего понимания всего содержания романа. Время фантастично благодаря художественной деформации текста. «Достоевский- многослойный писатель, так как сколько читателей, столько достоевских». Достоевский дополнил образ Базарова И.С.Тургенева, создав роман «Преступление и наказание». Доказать достоверность бога через его отрицание – основная мысль произведения, поэтому он близок современному читателю. Прочитать и понять этот роман может читатель, имеющий сложности в общении с противоположным полом, «у него нет почвы под ногами». Символическая жизнь Раскольникова более полно показана в сценах сна Раскольникова и Свидригайлова.
Комментарии по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»:
https://unknown-dostoevsky.ru/files/redaktor_pdf/1438253169.pdf
https://wysotsky.com/0009/555.htm
Лекция (по выбору слушателя) Рыбиной Полины Юрьевны, кандидата филологических наук, старшего преподавателя филологического факультета МГУ, «Как говорить об экранизации литературы с современными детьми (и взрослыми)?» плодотворно осуществляется через интересный и компетентный разговор о аудиовизуальных текстах.
Презентацию Олимпиад филологического факультета представили лекторы: Тимонина Елена Васильевна, старший преподаватель филологического факультета МГУ, Климова Ксения Анатольевна, кандидат филологических наук, доцент филологического факультета МГУ, Остапчук Оксана Александровна, кандидат филологических наук, доцент филологического факультета МГУ; Антонюк Вероника Валерьевна, сотрудник филологического факультета МГУ.
Сайты олимпиад МГУ для школьников и педагогов:
https://www.msu.ru/entrance/olimp.html
https://byzant.philol.msu.ru/dlya-abiturientov/archive-olympiada/2019-2/
https://www.philol.msu.ru/~olymp/
http://slavschool.philol.msu.ru/
Трансляция на YouTube
30 июня 2021г
Возможность задать вопрос соискателю во время трансляции его выступления в чате, направить ученому секретарю на адрес