Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина с 24 по 28 мая 2021 года провел Костомаровский форум, который был посвящен научному наследию Виталия Григорьевича Костомарова – основателя, первого ректора и президента института.
Мероприятия форума проходили в очном и онлайн-форматах.
Те, кто присоединился к работе форума, отмечают, что «форум – это попытка системно посмотреть на все задачи, которые сегодня необходимо решить школе с учетом международного опыта, ситуации в регионах, исследований вузов и практики их применения».
Данное профессионально-общественное мероприятие объединило 23 000 уникальных посетителей из 101 страны. Форум зарегистрировал 7861 пользователя, среди которых куряне – члены нашего отделения РУМО.
Елена Аркадьевна Гридунова, заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №61 им. П.А.Михина» города Курска, считает, что «актуальная тема обсуждения – исследования методики русского языка как иностранного». Елена Аркадьевна приняла участие в обсуждении вопросов: низкий уровень востребованности русского языка как языка науки; стимулирование роста числа публикаций на английском языке; ослабление позиций русского языка; переход русского языка из разряда мировых языков – хранителей научных знаний в разряд языков бытового общения и развлекательной литературы.
«Мое внимание, – делится Елена Аркадьевна, – привлек круглый стол «Как предотвратить уход русского языка из мировой науки?», который вел Максим Кронгауз (27 мая 2021 года. Площадка: Общественная палата РФ). Разговор получился актуальным и полезным. Столь комплексного, компетентного и предметного обсуждения заявленной проблемы до сих пор не было».
При подведении итогов заседания, по мнению Е.А. Гридуновой, стоит обратить внимание на главную задачу круглого стола: необходимо найти баланс между стремлением к глобальной конкурентоспособности российской науки, и сохранением, укреплением позиций русского языка как науки.
Ольгу Ивановну Ефремову, учителя МБОУ «Полевской лицей» Курского района Курской области, заинтересовали следующие вопросы, поднятые на форуме:
– Как учить русскому языку в многоязычных регионах, где русский язык неродной?
– Как сформировать владение русским языком у детей мигрантов для того, чтобы он стал инструментом получения знаний по всем предметам?
– Как обучить русскому детей с ограниченными возможностями здоровья?
– Как обучать русскому языку и эффективной коммуникации в новых реалиях цифровой среды?
«Эти и многие другие вопросы встают сегодня и перед учителями русского языка, и перед всеми педагогами, работающими на русском языке, – отмечает Ольга Ивановна. – Огромный интерес вызывают сегодня чат-боты. Данный цифровой этикет – технология, которая входит в число самых перспективных областей применения компьютерной лингвистики. Какими возможностями и ограничениями обладают современные диалоговые системы? Какие этические, лингвистические и образовательные вопросы зарождаются в связи с активным взаимодействием людей и ботов?
И могут ли диалоговые роботы полезны для развития и продвижения русского языка? Отвечал на эти вопросы Кронгауз Максим Анисимович – заведующий научно-учебной лабораторией лингвистической конфликтологии и современных коммуникативных практик НИУ ВШЭ».
Это лишь малая часть тех позитивных отзывов о работе Костомаровского форума, которая, по нашему мнению, может и должна заинтересовать всех любителей русского языка, призванных заниматься им профессионально.
Участники мероприятия признали Костомаровский форум крупнейшей международной экспертной площадкой по вопросам русского языка и считают необходимым проводить форум ежегодно.
С резолюцией I Международного Костомаровского форума можно познакомиться: https://kostomarovforum.ru/o-forume/rezolyutsiya.php