Слово «бинарный» происходит от латинского слова «bis» – «двойной».

Бинарные уроки – это интеграция, дающая возможность показать обучающимся «мир в целом». Изучение некой проблемы на стыке двух наук – это всегда интересно, такой вид деятельности вызывает высокую мотивацию к изучению. А не это ли главное в нашей работе? Заинтересовать, вдохновить, увлечь учеников, спровоцировать их на творческий поиск?

Автор: Шелудченко Анна Викторовна

 

Все, что находится во взаимной связи,

должно преподаваться в такой же связи. Я.А. Коменский

 

Какие задачи ставит учитель, отдав предпочтение бинарному уроку?

- повышение мотивации учебной деятельности за счёт нестандартной формы урока;

- рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных сферах;

- организация целенаправленной работы с мыслительными операциями (сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез);

- расширение кругозора у обучающихся и педагогов;

- развитие у обучающихся навыков самообразования;

- развитие аналитических способностей и изобретательности;

- реализация воспитательного потенциала;

- формирование у обучающихся убеждения во взаимосвязи предметов, в целостности мира (требования ФГОС).

Бинарный урок является нетрадиционным и предполагает использование сплава из различных педагогических технологий. На таких уроках всегда присутствуют элементы нового, происходит изменение внешних рамок, используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность обучающихся в сочетании с индивидуальной;  урок может проводиться в нетрадиционном месте или с использованием оригинального оформления, музыки, видеоряда. Можно даже сотрудничать с виртуальным коллегой, например, учителем из Российской электронной школы, объясняющим учебный материал. Так, в Курской области было популярным проведение известными учителями региона дистанционных занятий по подготовке к ГИА.

Но, конечно, переводить весь учебный процесс на бинарные уроки нельзя. Именно традиционные уроки должны быть основной формой обучения и воспитания. Однако разнообразить учебный процесс нестандартными уроками необходимо, потому что они помогут школьникам развить творческие способности и  повысить их учебную мотивацию.

Следует учитывать, что интеграция – это не простое сложение, а взаимопроникновение двух или более дисциплин. И провести бинарный урок не легче, чем традиционный, несмотря на то что в нём участвуют два учителя, ведь им необходимо уметь находить точки соприкосновения между предметами. Требуется кропотливая работа по тщательному отбору содержания материала урока. Очень важным моментом является и психологическая совместимость преподавателей (и необязательно из одной школы), которые вместе готовят, а затем проводят бинарный урок. Без взаимной поддержки, взаимопонимания и дополнения друг друга бинарный урок не получится.

Бинарный урок – это не только сотворчество, созидание учителей, говорящих «на равных», но и поле деятельности для наставничества, причём реверсивного, когда и опытные учатся у молодых специалистов.

Важно чётко определить систему взаимодействия двух педагогов, последовательность и порядок их действий, содержание и методы преподнесения материала, продолжительность каждого действия. Взаимодействие учителей  при этом может строиться по-разному. Оно может быть паритетным, с равным долевым участием каждого из них; один из них может выступать ведущим, а другой – ассистентом или консультантом; весь урок может вести один учитель в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя.

Чтобы интегрировать, то есть правильно соединить компоненты учебного процесса, надо совершить определенные действия, которые  изначально носят творческий характер. В ходе этой подготовительной деятельности учитель определяет:

- свои мотивы проведения интегрированного урока и его цель;

- состав интегрирования, то есть совокупность объединяемых компонентов;

- ведущий системообразующий и вспомогательный компоненты;

- форму интегрирования;

- характер связей между соединяемым материалом;

- структуру (последовательность)  расположения материала;

- методы и приёмы его предъявления;

- методы и приёмы переработки обучающимися нового материала;

- способы увеличения наглядности учебного материала;

- распределения ролей с учителями интегрируемого предмета;

- критерии оценивания эффективности урока;

- форму записи подготовленного урока;

- формы и виды контроля обученности обучающихся на данном уроке.

 

Достоинства и преимущества бинарных уроков очевидны и несомненны:

- использование различных видов деятельности на уроке даёт возможность обучающимися поддерживать внимание на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающем эффекте обучения;

- повышают потенциал ребят, побуждают их к активному познанию мира, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей;

- способствуют развитию речи, формируют умения сравнивать, обобщать и делать выводы;

-  расширяют возможности для самореализации учителя в творческом процессе, открывают перед ним новые возможности, заставляя выступать в роли экспериментатора, расширяется методическая копилка;

-  проведение урока двумя учителями позволяет разнообразить объём и уровень индивидуальной работы школьников;

- создают условия для практического применения знаний, систематизируют знания, развивают навыки самообразования, так как подготовку к уроку обучающиеся зачастую осуществляют самостоятельно: они занимаются поиском информации, фактов, аргументов, необходимых для проведения исследований, оформления результатов, - всё это развивает их аналитические способности, изобретательность, активизирует мыслительную деятельность;

- снимают перенапряжение, перегрузку;

- развивают сотрудничество педагогов, способствуют сплочению педагогического коллектива.

В моей практике были бинарные уроки, связанные с музыкой, историй, изобразительным искусством, психологией, физикой. И даже было проведено совместное мероприятие с учителями английского языка, музыки и казачьим ансамблем. И такие занятия остаются в памяти школьников навсегда. Разработки бинарных уроков вы можете увидеть на сайте УМОСЛОВО.

Ссылки на них:

- Бинарный урок литературы  и музыки в 6 классе http://umoslovo.ru/index.php/uroki-literatury/1005-plan-konspekt-binarnogo-uroka-literatury-i-muzyki-v-6-klasse   

- Бинарное интегрированное внеурочное занятие по литературе и физике «Физические явления в русской литературе». http://umoslovo.ru/index.php/vneurochnaya-deyatelnost/421-konspekt-binarnogo-integrirovannogo-vneurochnogo-zanyatiya

- Межсетевое интегрированное мероприятия по литературе, английскому языку и музыке «О казачестве всегда слава по Руси плыла»/ «For ages Cossacks glory has filled Russia`s history». http://umoslovo.ru/index.php/vneurochnaya-deyatelnost/420-o-kazachestve-vsegda-slava-po-rusi-plyla

- Бинарное внеклассное мероприятие по литературе и музыке «Всё начинается с любви» http://umoslovo.ru/index.php/vneurochnaya-deyatelnost/422-vsjo-nachinaetsya-s-lyubvi

- Бинарное внеклассное мероприятие  по литературе и музыке ««Красная горка» – народный праздник» http://umoslovo.ru/index.php/vneurochnaya-deyatelnost/1174-krasnaya-gorka-narodnyj-prazdnik

- Бинарный урок родной литературы и ИЗО «Изображение картин родной природы в произведениях Курских художников, поэтов и писателей» http://umoslovo.ru/index.php/rodnaya-literatura/1093-binarnyj-urok-rodnoj-literatury-i-izo

В заключение хочется вспомнить слова выдающегося педагога В. А. Сухомлинского: «Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь... Такова духовная и философская основа нашей профессии и технологии нашего труда: чтобы открыть перед учениками искорку знаний, преподавателю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей вечно сияющего солнца знаний, человеческой мудрости».