Слово «бинарный» происходит от латинского слова «bis» – «двойной».
Бинарные уроки – это интеграция, дающая возможность показать обучающимся «мир в целом». Изучение некой проблемы на стыке двух наук – это всегда интересно, такой вид деятельности вызывает высокую мотивацию к изучению. А не это ли главное в нашей работе? Заинтересовать, вдохновить, увлечь учеников, спровоцировать их на творческий поиск?
Автор: Шелудченко Анна Викторовна
Все, что находится во взаимной связи,
должно преподаваться в такой же связи. Я.А. Коменский
Какие задачи ставит учитель, отдав предпочтение бинарному уроку?
- повышение мотивации учебной деятельности за счёт нестандартной формы урока;
- рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных сферах;
- организация целенаправленной работы с мыслительными операциями (сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез);
- расширение кругозора у обучающихся и педагогов;
- развитие у обучающихся навыков самообразования;
- развитие аналитических способностей и изобретательности;
- реализация воспитательного потенциала;
- формирование у обучающихся убеждения во взаимосвязи предметов, в целостности мира (требования ФГОС).
Бинарный урок является нетрадиционным и предполагает использование сплава из различных педагогических технологий. На таких уроках всегда присутствуют элементы нового, происходит изменение внешних рамок, используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность обучающихся в сочетании с индивидуальной; урок может проводиться в нетрадиционном месте или с использованием оригинального оформления, музыки, видеоряда. Можно даже сотрудничать с виртуальным коллегой, например, учителем из Российской электронной школы, объясняющим учебный материал. Так, в Курской области было популярным проведение известными учителями региона дистанционных занятий по подготовке к ГИА.
Но, конечно, переводить весь учебный процесс на бинарные уроки нельзя. Именно традиционные уроки должны быть основной формой обучения и воспитания. Однако разнообразить учебный процесс нестандартными уроками необходимо, потому что они помогут школьникам развить творческие способности и повысить их учебную мотивацию.
Следует учитывать, что интеграция – это не простое сложение, а взаимопроникновение двух или более дисциплин. И провести бинарный урок не легче, чем традиционный, несмотря на то что в нём участвуют два учителя, ведь им необходимо уметь находить точки соприкосновения между предметами. Требуется кропотливая работа по тщательному отбору содержания материала урока. Очень важным моментом является и психологическая совместимость преподавателей (и необязательно из одной школы), которые вместе готовят, а затем проводят бинарный урок. Без взаимной поддержки, взаимопонимания и дополнения друг друга бинарный урок не получится.
Бинарный урок – это не только сотворчество, созидание учителей, говорящих «на равных», но и поле деятельности для наставничества, причём реверсивного, когда и опытные учатся у молодых специалистов.
Важно чётко определить систему взаимодействия двух педагогов, последовательность и порядок их действий, содержание и методы преподнесения материала, продолжительность каждого действия. Взаимодействие учителей при этом может строиться по-разному. Оно может быть паритетным, с равным долевым участием каждого из них; один из них может выступать ведущим, а другой – ассистентом или консультантом; весь урок может вести один учитель в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя.
Чтобы интегрировать, то есть правильно соединить компоненты учебного процесса, надо совершить определенные действия, которые изначально носят творческий характер. В ходе этой подготовительной деятельности учитель определяет:
- свои мотивы проведения интегрированного урока и его цель;
- состав интегрирования, то есть совокупность объединяемых компонентов;
- ведущий системообразующий и вспомогательный компоненты;
- форму интегрирования;
- характер связей между соединяемым материалом;
- структуру (последовательность) расположения материала;
- методы и приёмы его предъявления;
- методы и приёмы переработки обучающимися нового материала;
- способы увеличения наглядности учебного материала;
- распределения ролей с учителями интегрируемого предмета;
- критерии оценивания эффективности урока;
- форму записи подготовленного урока;
- формы и виды контроля обученности обучающихся на данном уроке.
Достоинства и преимущества бинарных уроков очевидны и несомненны:
- использование различных видов деятельности на уроке даёт возможность обучающимися поддерживать внимание на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающем эффекте обучения;
- повышают потенциал ребят, побуждают их к активному познанию мира, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей;
- способствуют развитию речи, формируют умения сравнивать, обобщать и делать выводы;
- расширяют возможности для самореализации учителя в творческом процессе, открывают перед ним новые возможности, заставляя выступать в роли экспериментатора, расширяется методическая копилка;
- проведение урока двумя учителями позволяет разнообразить объём и уровень индивидуальной работы школьников;
- создают условия для практического применения знаний, систематизируют знания, развивают навыки самообразования, так как подготовку к уроку обучающиеся зачастую осуществляют самостоятельно: они занимаются поиском информации, фактов, аргументов, необходимых для проведения исследований, оформления результатов, - всё это развивает их аналитические способности, изобретательность, активизирует мыслительную деятельность;
- снимают перенапряжение, перегрузку;
- развивают сотрудничество педагогов, способствуют сплочению педагогического коллектива.
В моей практике были бинарные уроки, связанные с музыкой, историй, изобразительным искусством, психологией, физикой. И даже было проведено совместное мероприятие с учителями английского языка, музыки и казачьим ансамблем. И такие занятия остаются в памяти школьников навсегда. Разработки бинарных уроков вы можете увидеть на сайте УМОСЛОВО.
Ссылки на них:
- Бинарный урок литературы и музыки в 6 классе http://umoslovo.ru/index.php/uroki-literatury/1005-plan-konspekt-binarnogo-uroka-literatury-i-muzyki-v-6-klasse
- Бинарное интегрированное внеурочное занятие по литературе и физике «Физические явления в русской литературе». http://umoslovo.ru/index.php/vneurochnaya-deyatelnost/421-konspekt-binarnogo-integrirovannogo-vneurochnogo-zanyatiya
- Межсетевое интегрированное мероприятия по литературе, английскому языку и музыке «О казачестве всегда слава по Руси плыла»/ «For ages Cossacks glory has filled Russia`s history». http://umoslovo.ru/index.php/vneurochnaya-deyatelnost/420-o-kazachestve-vsegda-slava-po-rusi-plyla
- Бинарное внеклассное мероприятие по литературе и музыке «Всё начинается с любви» http://umoslovo.ru/index.php/vneurochnaya-deyatelnost/422-vsjo-nachinaetsya-s-lyubvi
- Бинарное внеклассное мероприятие по литературе и музыке ««Красная горка» – народный праздник» http://umoslovo.ru/index.php/vneurochnaya-deyatelnost/1174-krasnaya-gorka-narodnyj-prazdnik
- Бинарный урок родной литературы и ИЗО «Изображение картин родной природы в произведениях Курских художников, поэтов и писателей» http://umoslovo.ru/index.php/rodnaya-literatura/1093-binarnyj-urok-rodnoj-literatury-i-izo
В заключение хочется вспомнить слова выдающегося педагога В. А. Сухомлинского: «Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь... Такова духовная и философская основа нашей профессии и технологии нашего труда: чтобы открыть перед учениками искорку знаний, преподавателю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей вечно сияющего солнца знаний, человеческой мудрости».