Рабочая программа курса внеурочной деятельности «В гостях у сказки» для обучающихся 5 класса направлена на создание условий для развития интереса к чтению и социализации каждого обучающегося.

Программу подготовила Кавыршина Галина Николаевна

 

Пояснительная записка

Федеральные государственные стандарты второго поколения предполагают обязательные занятия детей во внеурочное время. Такие занятия расширяют представления учащихся об окружающем мире, выходят за рамки предметного обучения, развивают личностный потенциал учащегося, вместе с тем формируя основные мировоззренческие позиции ребёнка.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «В гостях у сказки» для учащихся 5 класса составлена на основе следующих нормативных документов:

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897; Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г. №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897»; Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных образовательных программ»; Основная общеобразовательная программа основного общего образования МБОУ «Верхнемедведицкая средняя общеобразовательная школа».

Направленность курса:

– по функциональному предназначению – учебно-познавательный;

– по форме организации – индивидуально-групповой;

– по времени реализации – годичный.

Курс внеурочной деятельности по литературе «В гостях у сказки» призван решить задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся и может рассматриваться как самостоятельный курс в контексте изучения литературы 5-6 классов.

Курс внеурочной деятельности «В гостях у сказки» предназначен для учащихся 5 класса и рассчитан на 34 учебных часа (1 час в неделю), куда включена как аудиторная, так и внеаудиторная работа.

Программа дополняется дидактическим материалом и компьютерной поддержкой (презентации, музыкальное сопровождение к урокам, анкетирование, возможные темы творческих и проектных работ и т.д.). На занятиях предполагается обращение к художественным текстам (народным и авторским сказкам).

Новизна курса:

Особенность курса «В гостях у сказки» заключается не только в текстуальном изучении художественных произведений, но и создании школьниками собственных текстов (сказок или рассказов) нравственного содержания. Это способствует развитию аналитического и образного мышления, а также формирует его общую культуру и духовно-нравственный облик обучающегося.

Отличительные особенности программы:

Разработанная программа направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность. Полученные на занятиях опыт и знания помогут обрести уверенность в себе, почувствовать свою значимость как личности среди других равноправных личностей, научат состраданию, терпимости, правилам общения, основанным на уважении и соблюдении прав других людей.

Актуальность:

Данная программа развивает у детей творческие способности, фантазию, способствует развитию речи, обучает умению работать в коллективе, использовать проектные методики, использовать компьютер как инструмент творчества.

Место учебного предмета в решении общих целей и задач на конкретной ступени образования

Курс внеурочной деятельности «В гостях у сказки» рассчитан на работу с детьми подросткового возраста, основывается на принципах природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности, диалога культур, поддержки самоопределения воспитанника.

Основная цель программы:

– воспитание нравственной личности, духовно богатой, внутренне свободной, умеющей отличать истинные ценности от мнимых через использование фольклорных произведений, образов народов мира.

Задачи программы:

– знакомить с нравственными понятиями, раскрывать внутренние ценности человека;

– вырабатывать нравственные представления о нормах этикета, навыки культуры поведения;

– пробуждать интерес к нравственным вопросам, поднимающимся в притчах, легендах, сказках народов мира;

– воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающим людям и окружающей природе;

– обеспечивать взаимосвязь моральных знаний, умений и навыков поведения с опытом нравственных отношений со сверстниками и окружающими;

– воспитывать у детей толерантность;

– формировать гражданскую позицию учащегося посредством книги;

– развивать письменную и устную речь учащихся;

– обогащать чувственный опыт ребенка, его реальное представление об окружающем мире и природе.

Принципы интегрированного курса: интеграция, систематичность, наглядность, деятельностный подход, личностно-ориентированный подход.

Интегрированный курс предусматривает такие виды деятельности как, чтение, слушание, рисование, ролевая игра, инсценировка, с учетом возрастных особенностей учащихся.

Формы проведения занятий: беседа, рассказ учителя; слушание, различные виды чтения, озвучивание героев, пантомима, инсценировка, иллюстрирование с помощью рисования, аппликаций, викторины, сочинение собственной волшебной сказки, создание книжек-малышек, практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, сказок, анализ и просмотр текста сказок; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) при выполнении различных заданий.

В каждом занятии прослеживаются три части: игровая, теоретическая, практическая.

Основные методы и технологии: технология разноуровневого обучения; развивающее обучение; технология обучения в сотрудничестве; коммуникативная технология. Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

Курс внеурочной деятельности позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят, тем самым развивают устную речь.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

По окончании курса обучения, предусмотренного программой, учащиеся должны уметь: понимать особенности устного народного творчества; анализировать и интерпретировать произведение устного народного творчества; отличать фольклорную сказку от авторской (литературной); сопоставлять произведения русских и зарубежных авторов; находить общее и различное в сюжете, системе персонажей, конфликте и т.д.; осуществлять опосредованный диалог с героями сказок, с автором литературной сказки; умение вести диалог по прочитанному тексту, составлять монолог; писать творческую и исследовательскую работу; работать в коллективе.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его традициям, культуре, национальной принадлежности;

интерес к чтению, к ведению диалога; потребность в чтении, потребность общаться с искусством;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению народного творчества;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

учиться работать по предложенному учителем плану

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

совершенствовать умение искать, анализировать и обобщать информацию;

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

слушать и понимать речь других;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Ценностные ориентиры содержания курса

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание, и милосердие как проявление любви.

Ценность природы – воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность семьи – формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культу

 

Содержание учебного курса

Сказочные секреты. (4 ч)

Сказки как вид народной прозы. Нравоучительный и философский характер сказок. Роль сказки в жизни человека, моральные качества и законы общественной жизни, «зашифрованные» в сказках. Классификация сказок: русские народные сказки о животных, бытовые, волшебные, богатырские, авторские. Истоки народных и авторских сказок: сказители. Собиратели сказок. Герои сказок. Герои А.Н. Афанасьевой «Сказки о животных», «Сказки о зайцах», «Сказки про лису» дают полное представление о героях сказок о животных, описывают их черты характера, внешний вид и поступки. Особенности путешествия героя в «чужой» мир. Миф и сказка. Связь сказки с мифологическими представлениями древних славян. Выражение народного взгляда в сказках. Понятие сюжета и композиции Литературоведческие основы сказки: специфика фантастики; характеристика персонажей; характеристика жизненного пространства и времени этого мира, предмет сюжета. Законы сказочного мира: одушевление предметов и явлений природы; очеловечивание предметов, явлений, представление в реальные или фантастические образы; синтез ряда обыкновенных явлений, предметов, существ в образы, наделенные необыкновенными свойствами, народный результат воображения, как выражения мечты, идеи; чудесные превращения и обращения.

Волшебство народных сказок. (8 ч)

Признаки волшебной сказки: борьба добра со злом, волшебные числа, волшебные события, волшебные существа, волшебные предметы. Исторические корни русских сказок. Баба Яга. Испытание героя. Волшебная сказка как единое целое. Отличительные особенности жанра. Особенности русских народных бытовых сказок «Сбрехал». «Добрый поп». Сопоставление и анализ русских сказок и сказок народов мира: общие черты героев: ума, находчивости, ответственности за принятие решений, силы характера.

Сказочно-былинный жанр. (4 ч.)

Жанровые особенности былины: русские народные торжественные песни, жанр устного народного творчества: сочиняли талантливые люди, но не записывали. Народное название былины – старина, т.е. повествование о старинных событиях. Сказочно-былинный жанр. Сказочные приметы: начало сказки, хорошая концовка, троекратный повтор, волшебная вода, дающая силу. Наличие архаизмов, устойчивых выражений. Образы богатырей. Былина, мультфильмы, картина «Богатыри» М.В. Васнецова.

Авторские сказки. (8 ч)

Отличия и сходства авторской сказки и народной. Сказка, написанная автором. Вера сказки в самоценность благородных человеческих качеств, бескомпромиссное предпочтение Добра, призыв к мудрости, активности, к подлинной человечности. Взаимоотношения взрослых и детей, материнская любовь и благодарность детей за нее, корыстолюбие и наказание за непомерную жадность («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина), умение дружить, заботиться, помогать, приносить пользу всем, с кем дружишь (сказка «Серая Звездочка» Б.В. Заходера). Сказки братьев Гримм. История жизни братьев Гримм. Особенности литературной сказки Г.Х. Андерсена.

Работа над творческим проектом «Сочиняем сами» (4 часа)

Итоговое занятие. Защита творческих проектов (4 часа)

Тематическое планирование

Дата

Тема

Количество часов

Примечание

Пред.

Факт

 

 

Сказочные секреты (4 ч)

1.                 

 

 

Литературоведческие основы сказки

1

 

2.                 

 

 

Классификация сказок: русские народные сказки о животных, бытовые, волшебные, богатырские

1

 

3.                 

 

 

Законы сказочного мира

1

 

4.                 

 

 

Собиратели и сказители

1

 

Волшебство народных сказок (8 ч)

5.                 

 

 

Исторические корни русских сказок

1

 

6.                 

 

 

Русская сказка как единое целое

1

 

7.                 

 

 

Виды русских сказок

1

 

8.                 

 

 

Баба Яга. Испытание героя

1

 

9.                 

 

 

Образы Деда Мороза и Снегурочки

1

 

10.            

 

 

Сопоставление и анализ русских сказок и сказок народов мира

1

 

11.            

 

 

Инсценирование волшебных сказок

1

 

12.            

 

 

Р р. Подготовка к написанию собственной волшебной сказки по шаблону

1

 

13.            

 

 

Р р. Сочиняем сами

1

 

14.            

 

 

Проект «В поисках Бабы Яги»

2

 

15.            

 

 

Проект «В поисках Бабы Яги»

 

 

 

Сказочно-былинный жанр (4 ч)

16.            

 

 

Жанровые особенности былины

1

 

17.            

 

 

Образы богатырей

1

 

18.            

 

 

Изображение богатырей в былинах, мультфильмах, на картинах

1

 

19.            

 

 

Р р. Сочиняем сами

1

 

20.            

 

 

Проект «Речевые особенности былин»

2

 

21.            

 

 

Проект «Речевые особенности былин»

 

 

 

Авторские сказки (8 ч)

22.            

 

 

Отличия и сходства авторской сказки и народной

1

 

23.            

 

 

Сказки Пушкина бродят по свету

1

 

24.            

 

 

Сказочники мира так прекрасно разны!

1

 

25.            

 

 

Сказки братьев Гримм

1

 

26.            

 

 

Особенности литературной сказки Г.Х. Андерсена

1

 

27.            

 

 

Знакомый незнакомец. Шарль Перро

1

 

28.            

 

 

Авторские сказки в иллюстрациях русских художников

1

 

29.            

 

 

Р р. Сочиняем сами

1

 

30.            

 

 

Практическая работа. Конкурс «Лучший чтец народных сказок»

1

 

31.            

 

 

Викторина «Знаю ли я сказки?»

1

 

32.            

 

 

Защита итогового проекта

2

 

33.            

 

 

Защита итогового проекта

 

34.            

 

 

Урок-обобщения «До свидания, сказка!»

1

 

            

 

Варианты творческих проектов

  • создать цикл иллюстраций к сказкам;
  • создать портретную галерею сказочных персонажей;
  • подготовить иллюстрированный альбом любимых сказочников;
  • сочинить собственную волшебную сказку.

Демонстрационный и раздаточный дидактический материал

  • Сборник русских народных сказок
  • Сборник английских народных сказок
  • Сборник немецких народных сказок
  • Сборник французских народных сказок
  • Литературные сказки зарубежных писателей / Сост. Е. Н. Катасонова. – М.: Детская литература. – 1982. – 656.
  • Сказки народов Европы / Сост. Наталья Бадур. – М.: Олма-Пресс, 2002. – 832.

Мультимедийные презентации

Детские электронные презентации http://www.viki.rdf.ru

Детский портал «Солнышко» http://www.solnet.ee/

Сайт «Фактор роста» http://www.farosta.ru/

Сайт «Учительской газеты» http://www.ug.ru/

Сайт ИД «Первое сентября» https://my.1september.ru/

Сайты:

http://www.kostyor.ru/tales/

http://www.fairy-tales.su/narodnye/altajskie-skazki/

http://skazki.yaxy.ru/

http://luntiki.ru/blog/umnica/389.html

http://okster.com.ua/post/raskraski-skachat-besplatno-tochka-za-tochkoj/

http://www.roscherk.ru/media//xls/lab_9.jpg

Мультимедийное обеспечение: компьютер, проектор

 

Литература

  1. Беленький Г.И., Снежневская М.А. Изучение теории литературы в средней школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983.
  2. Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе. – М., 1996.
  3. Детские писатели. Справочник для учителей и родителей / Н.И.Кузнецова, М.И.Мещерякова, И.Н.Арзамасцева. – М: Баллас, С-Инфо, 1993.
  4. Збарский И.С., Полухина В.П. Внеклассное чтение по литературе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
  5. Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все. Сборник викторин, кроссвордов и чайнвордов для детей \ Сост И.Г.Сухин – М: Новая школа, 1994.
  6. Русские народные сказки / Сост. В.П.Аникин. – М: Просвещение, 1995.
  7. Светлый мир. Произведения русских писателей / Сост.Е.А.Копытова. – Ижевск, 1998.
  8. Сказки. Песни. Загадки. Стихотворения \ С.Маршак. – М: Детская литература, 1984.
  9. Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Ч.1, Ч.2 / Глав. ред. М.Д. Аксѐнова. – М.: Аванта +, 2002.

СКАЧАТЬ ПРОГРАММУ (docx, размер 35,7 КБ)