Курские педагоги приняли участие в заседании круглого стола на методической площадке ГАУ ДПО «Смоленский областной институт развития образования».

24 января 2024 года состоялся всероссийский круглый стол «Русский язык как средство укрепления межнационального согласия, формирования гражданской идентичности школьников».

Цели мероприятия:

- обсуждение проблемы «Русский язык как средство укрепления межнационального согласия, формирования гражданской идентичности школьников»;

- обобщение практического опыта работы учителей и преподавателей ОО по вопросам укрепления позиций русского языка как средства межнационального согласия и формирования гражданской идентичности школьников.

Участники: учителя русского языка и литературы г. Смоленска и Саратова, Смоленской, Курской областей, руководители РМО, ШМО.

Спикерами от отделения учителей русского языка и литературы УМО СОО Курской области стали следующие педагоги: Ефремова Ольга Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Полевской лицей» Курского района Курской области, Валикова Татьяна Вячеславовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №10 им. Е.И. Зеленко» г. Курска, Арцыбашева Светлана Ивановна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Леженская ООШ» Тимского района Курской области.

Сегодня в школе в изучении русского языка утверждается культуроведческий аспект, аспект соизучения языка и культуры. Он предполагает формирование представлений о русской культуре как материальной и духовной ценности, воспитание любви к русскому народу, формирование русской языковой картины мира, осознание особенностей русского языка, его своеобразия. Особенностью работы учителя русского языка в контексте формирования гражданской идентичности является такое преподнесение изучаемого материала, которое не может не отразиться на отношении личности к русскому языку как ценности. Воспитание у школь­ников ценностного отношения к рус­скому языку может осуществляться через идею языкового эстетического идеала.

О подготовке индивидуального итогового проекта в 11 классе на основе краеведческого материала рассказала Ефремова О.И., которая представила слушателям практико-ориентированный проект выпускницы 11 класса «Букварь» Кариона Истомина как ценный памятник письменности 18 века».

Карион Истомин – российский просветитель 17-18 веков, чья малая родина – Курск. Он –  автор не только поэтических произведений, но и образовательной литературы, среди которой малый и большой Буквари. Перевод словаря Кариона Истомина со старославянского языка на современный русский язык был осуществлён Курским государственным университетом в 2023 году. Что изменилось?  Каждой букве в книге всё также отводится одна страница (всего 38 букв), но есть небольшое существенное дополнение - перевод стихотворений на современный русский язык. Он  позволяет понять, о каких предметах и явлениях   пишет автор. Букварь был издан в количестве 1000 экземпляров. Книгу нельзя увидеть на полках магазина, она является подарочным экземпляром для всех, кто интересуется историей родного края. Участие школьницы Полевского лицея в проектах Литературного музея позволило приобрести книгу для школьной библиотеки и краеведческого музея.

О порядке организации, участии и результатам Межрегионального конкурса творческих работ обучающихся Курской области «Язык есть исповедь народа» рассказала Валикова Т.В.

Татьяна Вячеславовна сообщила, что в феврале 2024 года конкурс «Язык есть исповедь народа» будет проводиться уже в пятый раз, он «перерос» рамки областного, став межрегиональным. За это время в нём приняли участие более 700 учеников, 149 из них стали победителями и призёрами. Расширилась и география Конкурса: в нём приняли участие ребята из Республики Бурятия, Бийска, Свердловской, Смоленской, Амурской, Липецкой, Волгоградской,  Тверской областей, городов Иваново и Санкт-Петербург.

Номинации каждого года проведения конкурса имеют свою специфику. Обучающиеся создают рекламных буклеты в защиту родного языка, и буктрейлеры по современным словарям, и авторские стихотворения, и эссе, и литературно-исторические видеоролики, и, конечно, выразительное читают стихотворения и прозу. 2024 год - Год семьи. Конкурс будет данью уважения к семейным ценностям.

На особенностях формирования гражданской идентичности школьников, для которых русский язык не является родным, заострила внимание слушателей Арцыбашева С.И.

Формирование гражданской идентичности происходит как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Одним из направлений является литературное краеведение. Детей привлекают необычные формы. С разнообразием таких инновационных форм и познакомила участников мероприятия Светлана Ивановна, подчеркнув, что особое внимание уделяется работе с родителями, так как семейная среда – один из важнейших факторов, влияющих на развитие личности.

В ходе свободной дискуссии участники круглого стола обменялись мнениями, подвели итоги.

 

Материалы выступлений коллег прилагаются:

Валикова Татьяна Вячеславовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 10 имени Е.И. Зеленко» города Курска. Межрегиональный конкурс творческих работ обучающихся «ЯЗЫК ЕСТЬ ИСПОВЕДЬ НАРОДА» как средство формирования российской идентичности школьников

Павлова С.Г., магистр педагогических наук, учитель русского языка и литературы МАОУ «Лицей «Солярис» г.Саратова. Народная мудрость и межнациональная гармония в аспектах формирования гражданской идентичности современных школьников на уроках русского языка и литературы

Плешакова Е.Н., учитель русского языка и литературы, ИПКЗС, ОДНКНР, МБОУ «СШ № 21 им. Н.И. Рыленкова». Реализация регионального компонента духовно-нравственного образования и воспитания в рамках уроков литературы