Для проведения изложений в 7 классе предлагаем восемь текстов о войне.

 

Текст № 1

 

Автор-составитель: Гребенникова Наталья Евгеньевна

 

Прошло то лето в стремительном наступлении. Еще в конце июня наша батарея вела огонь с плацдарма на берегу Днепра, а уже к сентябрю подступили к Польше.

Войска валили нескончаемым потоком. В клубах дорожной пыли грохотали танки, артиллерия, шли зачехленные «катюши», оседали под тяжестью боеприпасов грузовики, скрипели конные обозы со всякой солдатской пожитью. А мимо, уступая главную дорогу технике, по обочинам и тропкам все топала и топала матушка-пехота. Но вот за пыльной, прореженной обстрелом рощицей вдруг открылась какая-то река с понтонной переправой.

Пехота триста восьмого, не спрашивая разрешения, уже давно была на той стороне, но полковые обозы, оттесненные мехчастями, съехали на берег и только теперь, дождавшись своей очереди, на рысях начали выкатываться из прибрежных лозняков. Погромыхивали походные кухни, некоторые уже кадившие дымком, зеленые армейские фуры и просто крестьянские телеги. Начальник переправы, поглядывая на них, хмуро кривился. Но война не признавала никакой эстетики, и по ребристому настилу моста, разя дегтем и конским потом, обыденно и скучно затарахтели обозные телеги.

(158 слов. По Е. Носову «Переправа»)

 

Текст № 2

Автор-составитель: Забурдаева Татьяна Викторовна

 

Наши войска освобождали Молдавию. Оттеснили фашистов за Днепр, за Реут. Взяли Флорешты, Тирасполь, Оргеев. Подошли к столице Молдавии городу Кишинёву. Тут наступали сразу два наших фронта – 2-й Украинский и 3-й Украинский. Под Кишинёвом советские войска должны были окружить большую фашистскую группировку. Выполняют фронты указания Ставки. Шагают вперёд войска. Обходят они противника. Сжимать начинают клещи.

И вот сомкнулись гигантские клещи. В огромном мешке под Кишинёвом оказалось восемнадцать фашистских дивизий. Приступили наши войска к разгрому попавших в мешок фашистов. Довольны советские солдаты:

- Снова капканом прихлопнут зверь. Пошли разговоры: не страшен теперь фашист, бери хоть руками голыми. Однако солдат Игошин другого держался мнения:

- Фашист есть фашист. Змеиный характер и есть змеиный. Волк и в капкане – волк.

Смеются солдаты:

- Так это было в какое время!

- Нынче другая цена фашисту.

- Фашист есть фашист, - опять о своём Игошин.

Вот ведь характер вредный! Всё труднее в мешке фашистам. Стали они сдаваться в плен. Сдавались они и на участке 68-й Гвардейской стрелковой дивизии. В одном из её батальонов и служил Игошин.

Группа фашистов вышла из леса. Всё как положено: руки кверху, над группой выброшен белый флаг.

- Ясно – идут сдаваться. Оживились солдаты, кричат фашистам:

- Просим, просим! Давно пора! Повернулись солдаты к Игошину:

- Ну чем же фашист твой страшен?

Толпятся солдаты, на фашистов, идущих сдаваться, смотрят. Есть новички в батальоне. Впервые фашистов так близко видят. И им, новичкам, тоже совсем не страшны фашисты – вот ведь, идут сдаваться. Всё ближе фашисты, ближе. Близко совсем. И вдруг автоматная грянула очередь. Стали стрелять фашисты. Полегло бы немало наших. Да спасибо Игошину. Держал оружие наготове. Сразу ответный открыл огонь. Потом помогли другие. Отгремела пальба на поле. Подошли солдаты к Игошину:

- Спасибо, брат. А фашист, смотри, со змеиным и вправду, выходит, жалом.

Немало хлопот доставил Кишинёвский «котёл» нашим солдатам. Метались фашисты. Бросались в разные стороны. Шли на обман, на подлость. Пытались уйти. Но тщетно. Зажали их богатырской рукой солдаты. Зажали. Сдавили. Змеиное жало вырвали.

(311 слов. По С. Алексееву «Жало»)

 

Текст № 3

Автор-составитель: Ржоткевич Елена Владимировна

 

Огородники

Было это незадолго до Курской битвы. В стрелковую часть прибыло пополнение. Старшина обходил бойцов. Шагает вдоль строя. Рядом идёт ефрейтор. Держит карандаш и блокнот в руках. Глянул старшина на первого из бойцов:

— Картошку сажать умеешь?

Боец смутился, пожал плечами.

Дальше шагнул старшина:

— Картошку сажать умеешь?

— Умею! — звонко сказал солдат.

— Два шага вперёд.

Вышел солдат из строя.

— Пиши в огородники, — сказал старшина ефрейтору.

Дальше идёт старшина:

— Картошку сажать умеешь?

— Умею.

— Умею.

— Не пробовал.

— Не приходилось, но если надо...

— Хватит, — сказал старшина.

Вышли вперёд бойцы. Оказался в строю умеющих и солдат Анатолий Скурко. Гадает солдат Скурко: куда это их, умеющих? Картошку сажать — так по времени поздно. (Уже вовсю заиграло лето.) Если её копать, то по времени очень рано.

Гадает солдат Скурко. И другие бойцы гадают, для чего нужны умеющие сажать картошку.

Посмотрел на солдат старшина и объяснил:

— Отныне вам быть в минёрах, — и вручает солдатам мины.

Приметил лихой старшина, что тот, кто умеет сажать картофель, быстрей и надёжнее ставит мины. Усмехнулся солдат Скурко. Не сдержали улыбок и другие солдаты. Приступили к делам огородники. Конечно, не сразу, не в тот же миг. Ставить мины не такое простое дело. Специальную тренировку прошли солдаты. На многие километры на север, на юг, на запад от Курска протянули минёры минные поля и заслоны. Только в первый день Курской битвы на этих полях и заслонах подорвалось более ста фашистских танков и самоходных орудий. Идут минёры. — Ну как, огородники?

— Полный во всём порядок.

(234 слова. По С. Алексееву)

Задания

  1. Определите части текста и микротему каждой из них. Составьте опорный план будущего изложения.
  2. Что значит выражение «Уже вовсю заиграло лето»?
  3. Составьте схему выделенного предложения.
  4. Какую роль в тексте играет диалог? При написании сжатого изложения вы сохраните часть диалога, полностью исключите его из вашего текста или выберете другое действие?
  5. Напишите сжатое изложение приведенного текста, включив в него только самое главное из каждого абзаца. У вас должно получиться не менее 70 слов.

 

Текст № 4

Автор-составитель: Гриценко Ирина Ивановна

 

Танковая рота, которой Слепуха уже тогда командовал, прорвалась в этот город не с востока, а с запада, ударив в тыл укреплениям противника. Вражеские части бежали. Остановив из осторожности свои машины на перекрёстке, Дмитрий Слепуха вышел из башни, чтобы сориентироваться. Невдалеке горел небольшой дом.  

И вдруг сквозь глухой гул и потрескивание близкого пожарища лейтенант услышал детские крики. Они доносились откуда-то сверху. Нижние этажи дома были объяты пламенем, огонь и дым вырвались из окон, окутывая всё здание.  

Когда ветер отнес дым, в окне третьего этажа можно было увидеть двух детей — мальчика лет семи и совсем маленькую белокурую девочку. Приподнимаясь к подоконнику, девочка плакала, а мальчик что-то кричал, чего танкист не мог расслышать. Но он понял — дети зовут на помощь.   Слепуха, как это всегда бывает с опытным воином, мгновенно принял решение. Приказав наводчикам развернуть орудия и вести непрерывно наблюдение за смежными улицами, офицер бросился во двор.  

И хотя железо внизу уже изрядно накалилось огнём, вырывающимся из окон, Слепуха, обжигая руки, полез вверх. Танкисты в замасленных комбинезонах, потные, возбуждённые только что проделанной операцией, стояли на башнях.  

Запрокинув головы, они смотрели в чёрную дыру окна, где то высовывались, то исчезали в дыму два искажённых ужасом детских лица.  

И вот позади них, в черноте комнаты, возникло сухощавое лицо командира. Он что-то сказал детям, наклоняясь к ним. Потом окно опустело.  

Через короткие минуты, показавшиеся всем очень тягостными, длинными, в воротах появился Слепуха. Он нёс на руках плачущую девочку. Мальчик сам шёл за ним, доверчиво держась за синюю штанину промасленного  комбинезона.  

И тут произошло нечто невероятное. Улица, мгновение назад казавшаяся вымершей, пустой, вдруг ожила. Из подвалов, из подворотен показались измождённые, робкие люди с бледными лицами, тёмными от сажи и грязи.  

Доверчиво, без опаски подходили они к чужим боевым машинам. Женщина и девушка, отделившиеся от общей группы, приблизились к советскому офицеру, приняли от него детей.  

Какой-то старик, окутанный пледом, вдруг наклонился и попытался поцеловать Слепухе руку. Всё это, вместе взятое, отняло минут пять. Танки рванули вперёд. 

(318 слов. По Б. Полевому)

 

Текст № 5

 

Автор-составитель: Бабкина Наталья Федоровна

 

В войну в одном экипаже нашей танковой роты жила собака. Обыкновенная дворняга маленького роста, но такого ума, что иному человеку не мешало бы иметь. Ранена была и прихрамывала на переднюю лапу. Хвост бубликом, одно ухо торчком, другое висит. Танкисты прозвали ее Балериной.

Однажды ночью вывели нас на бережок какого-то болота. Комбат разрешил часовой сон. Заползли мы под машины и уснули, хоть водой отливай. Со своим экипажем забрались под танк, прилегла и Балерина. Когда танкисты уснули, она будто каким механизмом завелась: суетится, визжит, то выскочит из-под машины, то обратно заползет. Потом водитель этого танка рассказывал: «Прямо одурела собака. Меня до того измордовала, что погон зубами оторвала. Хотел турнуть ее, да с трудом мог рукой пошевелить. Танк навалился сорокатонной железякой. Сообразил, что прочь из-под танка надо. Ползу и ору ребятам. Кое-как выкарабкался и тогда уж окончательно понял — танк осел. Выхватил пистолет, начал стрелять. Все экипажи вскинулись. Буксиром стащили наш танк, да поздно — танкисты задохнулись.

А Балерина осталась на могиле погибших. Звал с собой, приманивал — не пошла. Наверное, потому, что я для нее еще был чужой. Перед самым этим боем из резерва пришел в экипаж». Его, говорит, собака выручила потому, что к тем троим уже подобраться не смогла.

Вот как ведь бывает, и на войне собака делала свое дело, только наград не получала.

(213 слов. По В. Антонову)

 

Текст № 6

Автор-составитель: Шоренкова Людмила  Васильевна

 

Память о событиях Великой Отечественной войны неподвластна времени – бережно хранимая и передаваемая из поколения в поколение, она переживёт века.

По всей нашей стране – в граните, в бронзе, в металле – высятся памятники воинам, партизаном и подпольщикам, тем, кто самоотверженно ковал в тылу священное оружие Победы.

Высота 102,0 – так именовался Мамаев курган на штабных картах. 140 из 200 дней и ночей кровопролитной битвы он был самой горячей точкой сражения. Защитники Сталинграда хорошо понимали значение этой высоты. Здесь они клялись: «Ни шагу назад!», «За Волгой для нас земли нет!» Над курганом беспрерывно кружили фашистские самолёты, сбрасывая бомбы, сыпались мины и снаряды, вокруг бушевало море огня и едкого дыма.

Почернел, будто обуглился, курган, земля на нём за время боёв густо перемешалась с железными осколками и кровью. После победы волгоградцы вернули его к жизни, укрыли зелёным ковром травы.

15 октября 1967 года на Мамаевом кургане бал открыт величественный памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы.

(143 слова. Фотовыставка «Мамаев курган»)

 

Текст № 7

Автор-составитель: Черных Татьяна Игоревна 

 

Мама, нямни!

Еще больше запомнилось, как через наше село гнали евреев. Расстреливать! Возле станции выкопали противотанковый ров, там и расстреливали. Евреи знали, что с ними будет, поэтому старались спасти хоть детей. Одни передавали их женщинам, которые собрались у шляха, другие просто кидали за изгородь.

Немцы злились, если наши женщины подходили слишком близко, кричали: «Век! Цурюк!» – и стреляли из автоматов. Когда минули село, двое – муж и жена – выскочили из колонны и побежали в степь. Немцы сначала стреляли, потом догнали на танке и раздавили.

Люди в тот день побоялись идти туда, пошли только на второе утро. Мужчина и женщина лежат, раздавленные танком. Лето, жара, мухи роем. Здесь же ползает ребенок. Весь в крови. Ему танк тоже переехал ножку, но не очень. Только кровь, и всё.

Малыш почти не плакал, а всё время просил есть. То по женщине ползает и просит: «Мама, нямни! Нямни!» То по мужчине: «Папа, нямни! Нямни!»

Совсем маленький, не понимает того, что мама с папой давно мертвые и покормить его не могут.

Бабушка Марфа забрала мальчика, напоила козьим молоком и перевязала ножку, а мама отнесла ему Аллочкины распашонки. Моя сестра Аллочка из них выросла, а этому мальчику в самый раз. Мальчик уже давно не плакал и, когда мама взяла его на руки, стал просить у нее титю. Тогда мама понесла его к тетке Лидке и тетке Соньке, у которых грудные дети. Так всем селом мальчика и кормили.

Правда, жил он у бабушки Марфы недолго. Ночью пришли какие то люди и унесли с собой.

Эти люди рассказали: когда немцы расстреляли евреев и засыпали противотанковый ров землей, земля над ними шевелилась еще три дня.

(262 слова. С. Олефир «Когда я был маленьким, у нас была война»)

 

Текст № 8

Автор-составитель: Скокова Ольга Васильевна 

 

Музей-диорама «Огненная дуга»

Белгородский музей-диорама «Огненная дуга», стоящий на высоком фундаменте, издали напоминает белый парус, который развевается на ветру.

На первом этаже находится зал, в котором за стеклянными музейными витринами размещаются экспонаты временных выставок.  На фоне светлых стен высокого просторного помещения хорошо виден барельеф, на котором изображен орден Великой Отечественной войны первой степени. Этим орденом был награжден областной центр за мужество и стойкость белгородцев в годы войны и за успехи в хозяйственной и культурной жизни.

В Зале боевой славы, который находится на втором этаже музея, располагается постоянная выставка. Здесь можно увидеть оружие, схемы военных операций, фотографии и документы. Этот зал был открыт в честь пятидесятилетия Курской битвы. В Зале много серого, черного, красного цвета. Это цвета войны.

Главным экспонатом музея является диорама – полукруглое полотно с расположенными на переднем плане объемными предметами. Это одна из самых крупных диорам в Европе.  Она воссоздает события танкового сражения под Прохоровкой.  На полотне очень точно отображены события и место сражения. Освещение на смотровой площадке приглушенное, диорама же имеет яркую подсветку. Осмотр сопровождается голосом диктора, слышны звуки стрельбы и пушечных залпов. Это позволяет зрителям ощутить себя участниками этого великого сражения.

(182 слова)