Андрей Георгиевич Нарушевич делится методическими рекомендациями по подготовке к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе.
Работа с текстом при подготовке к ГИА по русскому языку
Выразительность — важное требование, предъявляемое к чтению учащихся. Выразительным называется такое громкое чтение, в процессе которого читающий с достаточной ясностью выражает мысли и чувства, вложенные автором в произведение.
Прочитать текст выразительно, значит:
1) раскрыть характерные особенности образов, картин, изображенных в нём
2) показать отношение автора к событиям, к поступкам героев;
3) передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению.
Признаки выразительного чтения:
- умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;
- умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора;
- умение передать мелодику, свойственную определённым синтаксическим конструкциям;
- хорошая дикция, ясное, четкое произношение звуков, достаточная громкость, темп.
Основные направления работы над выразительностью чтения:
- смысловое — осмысление идеи произведения и донесение её до слушателя;
- интонационное — специальная работа над компонентами интонации;
- тренировочное — упражнения в выразительном прочтении произведения после его анализа.
Каким будет текст?
- Научно публицистический подстиль.
- Тематика: великие люди России.
- Объем ≈ 170 слов.
- Грамматические «провокации» - числительные в косвенном падеже.
Алгоритм подготовки к выразительному чтению
- Внимательно прочитайте текст. Постарайтесь представить то, о чём в нём говорится.
- Внимательно прочитайте и чётко произнесите имена собственные, термины, числительные.
- Подумайте над словами, которые вызывают сомнение с точки зрения постановки ударения.
- Обращайте внимание на знаки препинания: они указывают на места логических пауз и их длительность.
- Выделите слова, на которые падает логическое ударение.
- Прочитайте текст сначала шёпотом, а потом вслух.
- Не торопитесь при чтении текста, выдерживайте средний темп речи.
Интонация в определенных синтаксических конструкциях:
- Однородные члены предложения.
- Обособленные члены предложения.
- Вводные слова.
- Вставные конструкции.
Ищем «трудные» слова
В историю российской и мировой науки Владимир Иванович Вернадский вошёл как выдающийся естествоиспытатель, мыслитель, общественный деятель, автор более чем 700 трудов. Учёный изучал такие специальные отрасли знаний о Земле, как геология, кристаллография, минералогия, геохимия. Учёный определил пути общей эволюции Земли, ввёл понятия «биосфера» и «ноосфера». Владимира Ивановича считают родоначальником новой отрасли науки – экологии.
Преобладающий синтаксический рисунок
В историю российской и мировой науки Владимир Иванович Вернадский вошёл как выдающийся естествоиспытатель, мыслитель, общественный деятель, автор более чем 700 трудов. Учёный изучал такие специальные отрасли знаний о Земле, как геология, кристаллография, минералогия, геохимия. Учёный определил пути общей эволюции Земли, ввёл понятия «биосфера» и «ноосфера». Владимира Ивановича считают родоначальником новой отрасли науки – экологии.
Паузация
В историю российской и мировой науки/ Владимир Иванович Вернадский вошёл как выдающийся естествоиспытатель,/ мыслитель,/ общественный деятель,/ автор более чем 700 трудов.// Учёный изучал такие специальные отрасли знаний о Земле, как геология,/ кристаллография,/ минералогия,/ геохимия.// Учёный определил пути общей эволюции Земли,/ ввёл понятия «биосфера» и «ноосфера».// Владимира Ивановича считают родоначальником новой отрасли науки/ – экологии. //
Логические правила устной речи
- Если во фразе имеется противопоставление, то выделяются оба противопоставляемых слова: Вопрос в том, кого мы жалеем – других или себя?
- При сочетании двух существительных выделяется то, которое стоит в родительном падеже: Демократия – это власть народа.
- При сравнении выделяется то, с чем сравнивается, а не предмет сравнения: Кленовый лист напоминает нам янтарь. (Н. Заболоцкий)
- Прилагательное обычно не принимает на себя ударения. Определение как бы сливается с определяемым словом, которое несколько выделяется: Жёлтые листья сплошным ковром покрывают землю.
- Если к слову относится несколько определений, то они выделяются все, кроме последнего, которое сливается с определяемым словом: Ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! (И. Тургенев).
- Частицы «не» и «ни» интонационно не выделяются. Они сливаются со словом, к которому относятся, причем ударение падает на само слово: Как ни старайся, ничего у тебя не выйдет.
Логическое ударение
В историю российской и мировой науки/ Владимир Иванович Вернадский вошёл как выдающийся естествоиспытатель,/ мыслитель,/ общественный деятель,/ автор более чем 700 трудов.// Учёный изучал такие специальные отрасли знаний о Земле, как геология,/ кристаллография,/ минералогия,/ геохимия.// Учёный определил пути общей эволюции Земли,/ ввёл понятия «биосфера» и «ноосфера».// Владимира Ивановича считают родоначальником новой отрасли науки/ – экологии. //
Типичные ошибки:
- Чтение текста без интонации, пауз, деления предложения на смысловые части.
- Замена слов по графическому сходству.
- Пропуски (перестановки) слов, слогов, звуков.
- Неправильная постановка ударения.
- Тихая, нечёткая речь.
Несоответствие интонации пунктуационному оформлению текста
Обособленные члены предложения.
Надёжный, сильный и доброжелательный, Юрий / никому не завидовал…
Разрыв семантического единства.
Смелость и бесстрашие простого русского парня /с широкой улыбкой покорили всё человечество.
Игнорирование обособления.
Владимира Ивановича считают родоначальником новой отрасли науки – экологии.
Подмена уточнения интонацией перечисления.
Суворов уважал своих подчинённых – офицеров и солдат, был врагом муштры́.
Неверное членение ССП
В честь великого полководца / названы Суворовские военные училища, и сегодняшние мальчишки/в погонах гордо называют себя «суворовцами».
Грамматические ошибки
За всю свою жизнь полководец участвовал более чем в 60 сражениях.
Владимир Иванович Вернадский – автор более чем 700 трудов.
Темп чтения
- Темп чтения (степень быстроты произношения текста) также влияет на выразительность.
- Общее требование к темпу выразительного чтения — соответствие его темпу устной речи: слишком быстрое, как и чересчур замедленное чтение с излишними паузами, трудно воспринимается.
- В зависимости от картины, рисуемой в тексте, темп меняется, ускоряясь или замедляясь соответственно содержанию.
- Изменение темпа является хорошим приёмом характерной окраски речи при чтении диалога.
Последовательность подготовки к пересказу текста
- Прочитайте текст, уточните логику изложения содержащейся в нём информации. Сформулируйте тему текста (о чём говорится в тексте ?) и его основную мысль (что хотел сказать автор?).
- Установите количество микротем в тексте.
- Определите микротему, содержание которой можно дополнить приведённым в задании высказыванием.
- Определите место включения в пересказ предложенного в задании высказывания.
- Выберите способ цитирования.
- Составьте план текста.
- Перескажите текст по плану.
Способы включения высказывания в текст
Предложения с прямой речью.
Сергей Павлович Королёв сказал о Гагарине: «Он открыл людям Земли дорогу в неизвестный мир. Но только ли это? Думается, Гагарин сделал нечто большее – он дал людям веру в их собственные силы, в их возможности, дал силу идти увереннее, смелее к своей мечте… Это – Прометеево деяние…»
Предложения с косвенной речью
Сергей Павлович Королёв сказал, что Гагарин дал людям веру в их собственные силы и возможности, сделал людей более смелыми.
Предложения с вводными конструкциями
По словам Сергея Павловича Королёва, Юрий Гагарин «дал людям веру в их собственные силы, в их возможности».
Пересказ. Типичные ошибки:
- Неоправданно длинные паузы в речи.
- Искажения в произношении имён собственных и терминов.
- Фактические ошибки при пересказе.
- Сжатый пересказ вместо подробного.
- Пропуск важных микротем текста.
- Неумение логично включать высказывание в пересказ.
- Неумение использовать способы цитирования в речи.
Подготовка к монологу
На собеседовании вам предстоит создать небольшое монологическое высказывание одного из типов:
- описание запечатлённого на фотографии (тема 1);
- повествование на основе своём жизненного опыта (тема 2);
- рассуждение по заданному вопросу (тема 3).
Описание
- Определите тему монологического высказывания (праздник, чтение, спорт, отдых и др.).
- Рассмотрите фотографию очень внимательно. Как правило, на ней запечатлены люди, совершающие какие-либо действия (или занимающиеся каким-либо видом деятельности). Выделите на снимке главное и ответьте на вопросы: кто изображён на фотографии и чем он занят? о чём, возможно, думает? какие чувства скорее всего испытывает?
- Обратите внимание на примерный план, предложенный в карточке участника собеседования. Постарайтесь включить все пункты этого плана в свой ответ.
- Не забывайте о количественном показателе: не менее 10 фраз.
Опишите фотографию.
Не забудьте описать,
- какая ситуация изображена на снимке;
- какие чувства испытывают герои;
- какое впечатление произвело на Вас увиденное.
Описание. Типичные ошибки
- Игнорирование темы высказывания (увлечение, праздник, отдых и т.п.)
- Чрезмерное внимание к мелким незначимым деталям
- Отсутствие связного текста: отвечает на вопросы, но не создаёт связный текст (снижается балл по критерию МР «речевое оформление»)
- Большое количество неоправданных пауз в речи
- Большое количество орфоэпических, речевых и грамматических ошибок (снижается балл по критериям Г,О, Р, РО)
- Ограниченный лексический запас, многочисленные повторы, слова-паразиты в качестве «связок»
- Жаргонизмы, грубо-просторечная лексика (снижается балл по критерию М2: не учтены условия речевой ситуации )
- Нечёткая тихая речь
Повествование
- Определите тему монологического высказывания (праздник, поход, загородная поездка, учебное мероприятие и др.).
- Выберите из событий своей жизни то, о котором будете рассказывать. Ответьте на вопросы: где и когда произошло событие? кто его участники? как событие планировалось, подготавливалось (начиналось)? Затем восстановите последовательность развития события (рассказывая о нём, вы можете использовать слова сначала, затем, после, в итоге и др.) Обязательно поразмышляйте об отношении участников события к происходившему. Вспомните, чем всё завершилось. Сделайте вывод.
- Постройте повествование, пользуясь примерным планом, предложенным в карточке участника собеседования. Постарайтесь включить все пункты этого плана в свой ответ.
- Не забывайте о количественном показателе: не менее 10 фраз.
Повествование. Типичные ошибки
- Отклонения от темы
- Увлечение ненужными подробностями
- Игнорирование подсказок
- «Перескакивание» с одного события на другое
- Большое количество орфоэпических, речевых и грамматических ошибок (снижается балл по критериям Г,О, Р, РО)
Рассуждение
- Определите тему монологического высказывания и главный вопрос, на который вам предстоит ответить (они сформулированы в карточке участника собеседования).
- Вспомните, как строится текст-рассуждение. Сформулируйте тезис (мысль, которую вы будете обосновывать), подберите доказательства (примеры, которыми подтверждается тезис), сделайте вывод. Используйте сложноподчинённые предложения, которые позволяют выразить значения причины, цели, следствия и др. Помните, что ваше высказывание не должно быть категоричным (достичь этого помогают вводные конструкции я думаю, мне представляется, возможно, вероятно, по-видимому и др.)
- Постройте рассуждение, пользуясь примерным планом, предложенным в карточке участника собеседования. Постарайтесь включить все пункты этого плана в свой ответ.
- Не забывайте о количественном показателе: не менее 10 фраз.
Диалог. Ошибки экзаменатора
- Не следует отдельно анонсировать переход к заданию 4 («Теперь мы переходим к следующему заданию. Вы должны будете полно ответить на мои вопросы»).
- Неумение создать атмосферу «живой» беседы.
- Отсутствие непосредственной реакции слушающего на высказывание ученика.
- Вопросы задаются формально, читаются по бумажке.
- Неумение стимулировать речь учащегося.
- Неумение создать комфортную психологическую обстановку для учащегося, в которой он не боится устного ответа.
Подготовка к диалогу
- Внимательно выслушайте вопрос.
- В каждом вопросе выделите ключевые слова, которые будут использованы в вашем ответе.
- Избегайте односложных ответов: да, нет, конечно и т.п.
- Чтобы избежать односложных ответов, используйте сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, следствия.
- Смягчайте категоричность своих утверждений вводными словами: я думаю; как мне кажется; по-видимому и т.п.
- Особое внимание обратите на вопросы, требующие развёрнутого ответа (Что Вы посоветуете…?).
- При развёрнутом ответе на вопрос используйте слова-рубрикаторы: во-первых, во-вторых, наконец.
- Выстраивая рассуждение-рекомендацию располагайте информацию в определённом порядке, соответствующем логике рассуждения.
- Используйте средний темп речи, который позволяет продумывать продолжение речи.
- Избегайте длительных пауз.
- Следите за правильностью и чистотой речи. Избегайте слов-паразитов.
Андрей Георгиевич Нарушевич – кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистического образования Южного федерального университета, учитель русского языка и литературы Таганрогского муниципального общеобразовательного лицея, автор научных и методических статей, учебных пособий по русскому языку, постоянный автор газеты «Русский язык».
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ТЕКСТУ (файл pptx, 52 слайда, размер 8,03 МБ).