Андрей Георгиевич Нарушевич делится методическими рекомендациями по подготовке к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе.

Работа с текстом при подготовке к ГИА по русскому языку

 

Выразительность — важное требование, предъявляемое к чтению учащихся. Выразительным  называется такое громкое чтение, в процессе которого читающий с достаточной ясностью выражает мысли и чувства, вложенные автором в произведение.

Прочитать текст выразительно, значит:

1) раскрыть характерные особенности образов, картин, изображенных в нём

2) показать отношение автора к событиям, к поступкам героев;

3) передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению.

Признаки выразительного чтения:

  • умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;
  • умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора;
  • умение передать мелодику, свойственную определённым синтаксическим конструкциям;
  • хорошая дикция, ясное, четкое произношение звуков, достаточная громкость, темп.

Основные направления работы над выразительностью чтения:

  • смысловое — осмысление идеи произведения и донесение её до слушателя;
  • интонационное — специальная работа над компонентами интонации;
  • тренировочное — упражнения в   выразительном прочтении произведения после его анализа.

Каким будет текст?

  • Научно публицистический подстиль.
  • Тематика: великие люди России.
  • Объем ≈ 170 слов.
  • Грамматические «провокации» - числительные в косвенном падеже.

Алгоритм подготовки к выразительному чтению

  1. Внимательно прочитайте текст. Постарайтесь представить то, о чём в нём говорится.
  2.  Внимательно прочитайте и чётко произнесите имена собственные, термины, числительные.
  3.  Подумайте над словами, которые вызывают сомнение с точки зрения постановки ударения.
  4. Обращайте внимание на знаки препинания: они указывают на места логических пауз и их длительность.
  5. Выделите слова, на которые падает логическое ударение.
  6. Прочитайте текст сначала шёпотом, а потом вслух.
  7. Не торопитесь при чтении текста, выдерживайте средний темп речи.

Интонация в определенных синтаксических конструкциях:

  • Однородные члены предложения.
  • Обособленные члены предложения.
  • Вводные слова.
  • Вставные конструкции.

Ищем «трудные» слова

В историю российской и мировой науки Владимир Иванович Вернадский вошёл как выдающийся естествоиспытатель, мыслитель, общественный деятель, автор более чем 700 трудов. Учёный изучал такие специальные отрасли знаний о Земле, как геология, кристаллография, минералогия, геохимия. Учёный определил пути общей эволюции Земли, ввёл понятия «биосфера» и «ноосфера». Владимира Ивановича считают родоначальником новой отрасли науки – экологии.

Преобладающий синтаксический рисунок

В историю российской и мировой науки Владимир Иванович Вернадский вошёл как выдающийся естествоиспытатель, мыслитель, общественный деятель, автор более чем 700 трудов. Учёный изучал такие специальные отрасли знаний о Земле, как геология, кристаллография, минералогия, геохимия. Учёный определил пути общей эволюции Земли, ввёл понятия «биосфера» и «ноосфера». Владимира Ивановича считают родоначальником новой отрасли науки – экологии.

Паузация

В историю российской и мировой науки/  Владимир Иванович Вернадский вошёл как выдающийся естествоиспытатель,/ мыслитель,/ общественный деятель,/ автор более чем 700 трудов.// Учёный изучал такие специальные отрасли знаний о Земле, как геология,/ кристаллография,/ минералогия,/ геохимия.// Учёный определил пути общей эволюции Земли,/ ввёл понятия «биосфера» и «ноосфера».// Владимира Ивановича считают родоначальником новой отрасли науки/ – экологии. //

Логические правила устной речи

  1. Если во фразе имеется противопоставление, то выделяются оба противопоставляемых слова:  Вопрос в том, кого мы жалеем – других или себя?
  2. При сочетании двух существительных выделяется то, которое стоит в родительном падеже: Демократия – это власть народа.
  3. При сравнении выделяется то, с чем сравнивается, а не предмет сравнения:  Кленовый лист напоминает нам янтарь. (Н. Заболоцкий)
  4. Прилагательное обычно не принимает на себя ударения. Определение как бы сливается с определяемым словом, которое несколько выделяется: Жёлтые листья сплошным ковром покрывают землю.
  5. Если к слову относится несколько определений, то они выделяются все, кроме последнего, которое сливается с определяемым словом: Ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!   (И. Тургенев).
  6. Частицы «не» и «ни» интонационно не выделяются. Они сливаются со словом, к которому относятся, причем ударение падает на само слово: Как ни старайся, ничего у тебя не выйдет.

Логическое ударение

В историю российской и мировой науки/  Владимир Иванович Вернадский вошёл как выдающийся естествоиспытатель,/ мыслитель,/ общественный деятель,/ автор более чем 700 трудов.// Учёный изучал такие специальные отрасли знаний о Земле, как геология,/ кристаллография,/ минералогия,/ геохимия.// Учёный определил пути общей эволюции Земли,/ ввёл понятия «биосфера» и «ноосфера».// Владимира Ивановича считают родоначальником новой отрасли науки/ – экологии. //

Типичные ошибки:

  • Чтение текста без интонации, пауз, деления предложения на смысловые части.
  • Замена слов по графическому сходству.
  • Пропуски (перестановки) слов, слогов, звуков.
  • Неправильная постановка ударения.
  • Тихая, нечёткая речь.

Несоответствие интонации пунктуационному оформлению текста

Обособленные члены предложения.

Надёжный, сильный и доброжелательный, Юрий / никому не завидовал…

Разрыв семантического единства.

Смелость и бесстрашие простого русского парня /с широкой улыбкой покорили всё человечество.

Игнорирование обособления.

Владимира Ивановича считают родоначальником новой отрасли науки – экологии.

Подмена уточнения интонацией перечисления.

Суворов уважал своих подчинённых – офицеров и солдат, был врагом муштры́.

Неверное членение ССП

В честь великого полководца / названы Суворовские военные училища, и сегодняшние мальчишки/в погонах гордо называют себя «суворовцами».

Грамматические ошибки

За всю свою жизнь полководец участвовал более чем в 60 сражениях.

Владимир Иванович Вернадский – автор более чем 700 трудов.

Темп чтения

  • Темп чтения (степень быстроты произношения текста) также влияет на выразительность.
  • Общее требование к темпу выразительного чтения — соответствие его темпу устной речи: слишком быстрое, как и чересчур замедленное чтение с излишними паузами, трудно воспринимается.
  • В зависимости от картины, рисуемой в тексте, темп меняется, ускоряясь или замедляясь соответственно содержанию.
  • Изменение темпа является хорошим приёмом характерной окраски речи при чтении диалога.

Последовательность подготовки к пересказу текста 

  1. Прочитайте текст, уточните логику изложения содержащейся в нём информации. Сформулируйте тему текста  (о чём говорится в тексте ?) и его основную мысль  (что хотел сказать автор?).
  2. Установите количество микротем  в тексте.
  3. Определите микротему, содержание которой можно дополнить приведённым в задании высказыванием.
  4. Определите место включения в пересказ предложенного в задании высказывания.
  5. Выберите способ цитирования.
  6. Составьте план текста.
  7. Перескажите текст по плану.

Способы включения высказывания в текст

Предложения с прямой речью. 

Сергей Павлович Королёв сказал о Гагарине: «Он открыл людям Земли дорогу в неизвестный мир. Но только ли это? Думается, Гагарин сделал нечто большее – он дал людям веру в их собственные силы, в их возможности, дал силу идти увереннее, смелее к своей мечте… Это – Прометеево деяние…» 

Предложения с косвенной речью

Сергей Павлович Королёв сказал, что Гагарин дал людям веру в их собственные силы и возможности, сделал людей более смелыми. 

Предложения с вводными конструкциями

По словам Сергея Павловича Королёва, Юрий Гагарин «дал людям веру в их собственные силы, в их возможности».

Пересказ. Типичные ошибки:

  • Неоправданно длинные паузы в речи.
  • Искажения в произношении имён собственных и терминов.
  • Фактические ошибки при пересказе.
  • Сжатый пересказ вместо подробного.
  • Пропуск важных микротем текста.
  • Неумение логично включать высказывание в пересказ.
  • Неумение использовать способы цитирования в речи.

Подготовка к монологу

На собеседовании вам предстоит создать небольшое монологическое высказывание одного из типов:

  • описание запечатлённого на фотографии (тема 1);
  • повествование на основе своём жизненного опыта (тема 2);
  • рассуждение по заданному вопросу (тема 3).

Описание

    1. Определите тему монологического высказывания (праздник, чтение, спорт, отдых и др.).
    2. Рассмотрите фотографию очень внимательно.  Как правило, на ней запечатлены люди, совершающие какие-либо действия (или занимающиеся каким-либо видом деятельности). Выделите на снимке главное и ответьте на вопросы: кто изображён на фотографии и чем он занят? о чём, возможно, думает? какие чувства скорее всего испытывает?
    3. Обратите внимание на примерный план, предложенный в карточке участника собеседования. Постарайтесь включить все пункты этого плана в свой ответ.
    4. Не забывайте о количественном показателе: не менее 10 фраз.

Опишите фотографию.

Не забудьте описать,

  • какая ситуация изображена на снимке;
  • какие чувства испытывают герои;
  • какое впечатление произвело на Вас увиденное.

Описание. Типичные ошибки

  • Игнорирование темы высказывания (увлечение, праздник, отдых и т.п.)
  • Чрезмерное внимание к мелким незначимым деталям
  • Отсутствие связного текста: отвечает на вопросы, но не создаёт связный текст (снижается балл по критерию МР «речевое оформление»)
  • Большое количество неоправданных пауз в речи
  • Большое количество орфоэпических, речевых и грамматических ошибок (снижается балл по критериям Г,О, Р, РО)
  • Ограниченный лексический запас, многочисленные повторы, слова-паразиты в качестве «связок»
  • Жаргонизмы, грубо-просторечная лексика (снижается балл по критерию М2: не учтены условия речевой ситуации )
  • Нечёткая тихая речь

Повествование

  1. Определите тему монологического высказывания (праздник, поход, загородная поездка, учебное мероприятие и др.).
  2. Выберите из событий своей жизни то, о котором будете рассказывать. Ответьте на вопросы: где и когда произошло событие? кто его участники? как событие планировалось, подготавливалось (начиналось)? Затем восстановите последовательность развития события (рассказывая о нём, вы можете использовать слова сначала, затем, после, в итоге и др.) Обязательно поразмышляйте об отношении участников события к происходившему. Вспомните, чем всё завершилось. Сделайте вывод.
  3. Постройте повествование, пользуясь примерным планом, предложенным в карточке участника собеседования. Постарайтесь включить все пункты этого плана в свой ответ.
  4. Не забывайте о количественном показателе: не менее 10 фраз.

Повествование. Типичные ошибки

  • Отклонения от темы
  • Увлечение ненужными подробностями
  • Игнорирование подсказок
  • «Перескакивание» с одного события на другое
  • Большое количество орфоэпических, речевых и грамматических ошибок (снижается балл по критериям Г,О, Р, РО)

Рассуждение

  1. Определите тему монологического высказывания и главный вопрос, на который вам предстоит ответить (они сформулированы в карточке участника собеседования).
  2. Вспомните, как строится текст-рассуждение. Сформулируйте тезис (мысль, которую вы будете обосновывать), подберите доказательства (примеры, которыми подтверждается тезис), сделайте вывод. Используйте сложноподчинённые предложения, которые позволяют выразить значения причины, цели, следствия и др. Помните, что ваше высказывание не должно быть категоричным (достичь этого помогают вводные конструкции я думаю, мне представляется, возможно, вероятно, по-видимому и др.)
  3. Постройте рассуждение, пользуясь примерным планом, предложенным в карточке участника собеседования. Постарайтесь включить все пункты этого плана в свой ответ.
  4. Не забывайте о количественном показателе: не менее 10 фраз.

Диалог. Ошибки экзаменатора

  • Не следует отдельно анонсировать переход к заданию 4 («Теперь мы переходим к следующему заданию. Вы должны будете полно ответить на мои вопросы»).
  • Неумение создать атмосферу «живой» беседы.
  • Отсутствие непосредственной реакции слушающего на высказывание ученика.
  • Вопросы задаются формально, читаются по бумажке.
  • Неумение стимулировать речь учащегося.
  • Неумение создать комфортную психологическую обстановку для учащегося, в которой он не боится устного ответа.

Подготовка к диалогу

  1. Внимательно выслушайте вопрос.
  2. В каждом вопросе выделите ключевые слова, которые будут использованы в вашем ответе.
  3. Избегайте односложных ответов: да, нет, конечно и т.п.
  4. Чтобы избежать односложных ответов, используйте сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, следствия.
  5. Смягчайте категоричность своих утверждений вводными словами: я думаю; как мне кажется; по-видимому и т.п.
  6. Особое внимание обратите на  вопросы,    требующие развёрнутого ответа (Что Вы посоветуете…?).
  7. При развёрнутом ответе на вопрос используйте слова-рубрикаторы: во-первых, во-вторых, наконец.
  8. Выстраивая рассуждение-рекомендацию располагайте информацию в определённом порядке, соответствующем логике рассуждения.
  9.  Используйте средний темп речи, который позволяет продумывать продолжение речи.
  10. Избегайте длительных пауз.
  11. Следите за правильностью и чистотой речи. Избегайте слов-паразитов.

Андрей Георгиевич Нарушевич – кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистического образования Южного федерального университета, учитель русского языка и литературы Таганрогского муниципального общеобразовательного лицея, автор научных и методических статей, учебных пособий по русскому языку, постоянный автор газеты «Русский язык».

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ТЕКСТУ (файл pptx, 52 слайда, размер 8,03 МБ).