18 декабря 2018 года на базе школьных центров дистанционного обучения состоялось совещание в режиме видеоконференции по вопросу «Методика подготовки обучающихся к выполнению заданий с развернутым ответом в соответствии с критериями К1-К4».

Были приглашены учителя русского языка и литературы, работающие в 11-х классах.

Для тех, кто по объективным причинам не смог присутствовать на этом совещании, предоставляем возможность изучить материалы, составленные М.В.Бабкиной, зав. кафедрой СГО ОГБУ ДПО КИРО, к.п.н.

Часть 2 экзаменационной работы направлена на создание сочинения-рассуждения, которое позволяет проверить уровень сформированности разнообразных речевых умений и навыков, составляющих основу коммуникативной компетенции обучающихся:

- адекватно воспринимать информацию,

- развивать мысль автора,

- аргументировать свою позицию,

- последовательно и связно излагать свою мысль,

- выбирать нужные для данного случая стиль и тип речи, отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи,

- соблюдать письменные нормы русского литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.

Для успешного выполнения задания 27 нужен высокий уровень качества чтения.

Текст нужно прочитать несколько раз. Чтение должно быть не просмотровым, а изучающим, и уже при первом прочтении нужно обратить внимание не только на содержание текста, но и на художественные образы текста. Художественные образы… не украшение, они неразрывно слиты с размышлениями.

В художественно-публицистических произведениях ведущая роль принадлежит автору, который рассказывает, рассуждает, ведёт читателя от одного факта к другому, знакомит с явлениями, анализирует и разъясняет явления или проблемы. Важно понять, о чём текст и с какой целью автор использует тот или иной приём.

(И.П. Цыбулько, Е.В. Бузина, И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева, С.Л. Иванов. Методические рекомендации для учителей).

Способы определения проблемы

  • Определить тему текста. Сформулировать основную мысль. Задать вопрос к полученному предложению.
  • Подчеркнуть ключевые слова. «Собрать» их в предложение. Задать к предложению вопрос.
  • Определить микротемы текста. Составить план.
  • Пересказать текст (5-6 предложений).
  • Определить позицию автора, на основании ее – проблему.

Способы формулировки проблемы исходного текста:

  1. С помощью вопросительного предложения.

(Как…? В чем…? Что…? Зачем…? Почему…?

С какой целью…? Каким образом…? Может ли…? и др.).

Может ли отдельная личность влиять на ход истории? Такова проблема, поставленная автором текста.

  1. Слово «проблема» + сущ. в род. п. (проблема… взаимосвязи, формирования, сохранения, влияния, овладения, значимости, отношения, роли и др.).

В тексте (имя, фамилия автора в род.п.) ставится (поднимается) проблема сохранения памятников культуры.

Перевод проблемы в узкий план (в план темы); при этом формулировка проблемы превращается не в смысловую задачу, а в сугубо грамматическую: «Автор посвящает свой текст про­блеме осени»; «Автор в своем тексте поднимает проблему Москвы»; «Автор повествует нам о проблеме побега с урока химии».

Подобные ошибки, вероятно, спровоцированы методическими рекомендациями педагогов, побуждающих учеников явным образом заявить о проблеме.

Модели ответов, предлагаемых в инструкции по проверке и оценке работ, воспринимаются как единственно верный вариант, и в сочинениях используются аналогичные по грамматической структуре формулировки (управление формой родительного па­дежа: проблема чего?), но такие формулировки-клише не являются универсальными и могут быть неуместными в работе с другим текстом.

Комментарий – это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной проблемы текста.

Комментарий должен связать проблему, сформулированную ранее, с авторской позицией, о которой будете говорить позже: следует показать ход мысли автора, как именно он раскрывает сформулированную проблему, подводя читателей к определенному выводу; то есть комментарий предполагает объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.

Комментарий – пояснение, объяснение, осмысление, фиксация внимания на ключевых моментах.

Комментарий – это подтверждение того, что заявленная проблема действительно присутствует в тексте.

В сочинении по заданию 27 КИМ ЕГЭ-2019 комментарий – это последовательный, логичный анализ текста с обязательным указанием на конкретные ситуации из текста или на конкретные размышления автора.

Примеры, которые приводят авторы в текстах:

  • размышления автора, связанные с проблемой;
  • цитаты
  • описания
  • истории
  • точки зрения, которые приводит автор;
  • средства выразительности, тропы;
  • слова, выражения, важные для понимания проблемы.

Пример 1 + Пример 2

Пояснение 1 + Пояснение 2

Каждый из приведенных мною примеров играет определенную роль. Первый пример служит для …

Второй пример необходим, чтобы …

Смысловая связь

Оба фрагмента тесно связаны по смыслу, они дополняют друг друга.

Виды примеров

  • Цитирование (не должно быть чрезмерным).
  • Пересказ необходимого фрагмента.
  • Указание номеров предложений.

Пояснение к примерам-иллюстрациям

Важно интерпретировать слова автора и сюжетную линию текста – это и есть пояснение к примерам иллюстрациям.

Это значит объяснить слова автора, раскрыть их смысл, рассказать, почему, по-вашему мнению, герои поступают так, а не иначе, добавить лексические оценочные средства выразительности, добавить эмоциональную составляющую.

При написании комментария недостаточно просто показать две ситуации, привести два примера, важно их проанализировать, дать свою оценку происходящему.

Позиция автора – это мнение автора текста по поднятой им проблеме и путях ее решения.

Проблема и позиция автора тесно связаны.

Проблема – вопрос вызывающий размышления автора.

Позиция автора – ответ на вопрос, поставленный в тексте или отношение автора к проблеме.

Нет необходимости в литературных аргументах.

1 балл нельзя получить только в том случае, если формально выразить согласие или несогласие с автором.

Особое значение приобретает умение анализировать и редактировать собственные письменные работы.

Более 20% экзаменуемых не работают на экзамене с черновиком, что, безусловно, сказывается на качестве написания сочинения-рассуждения.


ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Сочинение как составляющая коммуникативной компетенции выпускников (файл pptx, размер 916 КБ).