24 ноября 2023 года в МБОУ «Полевской лицей» Курского района Курской области состоялось очередное занятие в «Школе молодого словесника».
«Мама» — главное слово для каждого из нас, как и человек, который за ним стоит. С наступающим Днём матери поздравили школьники Полевского лицея всех гостей-участников методической площадки. Сердечки, сделанные руками лицеистов, и памятные фото подчеркнули трогательность события, задав положительный тон предстоящей работе.
Методическая площадка «Мастерская художественного слова» для участников «Школы молодого словесника» состоялась в соответствии с программой:
- Регистрация участников методической площадки. Вступительное слово. (Зимнева Ольга Николаевна, проректор ОГБУ ДПО КИРО, координатор отделения учителей русского языка и литературы РУМО СОО, канд. филол.наук).
- Экскурсия по школе «Современный лицей: история, инновации, наставники». (Мелихова Надежда Владимировна, советник директора по воспитанию МБОУ «Полевской лицей» Курского района Курской области).
- Урок литературы в 6 классе «Отражение разумного миропорядка на Земле в стихотворении А.В. Кольцова “Песня пахаря”». (Ефремова Ольга Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Полевской лицей» Курского района Курской области).
- Урок литературы в 10 классе «Писатель, потрясающий душу (по роману Ф.М.Достоевского “Идиот”)». (Самофалова Екатерина Витальевна, заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы МБОУ «Полевской лицей» Курского района Курской области).
- Мастер-класс «Живое слово». (Кузнецова Татьяна Сергеевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Косиновская СОШ» Курского района Курской области).
- Поэтическая мастерская «Метод концептной карты как один из действенных способов анализа поэтического текста». (Савчук Ирина Владимировна, преподаватель русского языка и литературы ОБПОУ «Курский электромеханический техникум»).
- Практическая работа «Использование элементов театрализации на уроках литературы». (Романова Елена Валентиновна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №27 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла им. А.А.Дейнеки» г.Курска).
- Экскурсия по местам жизни монахини Мисаилы (Зориной). (Мелихова Надежда Владимировна, советник директора по воспитанию, учитель русского языка и литературы МБОУ «Полевской лицей» Курского района Курской области)
Обзорную экскурсию по школе и краеведческому музею провели обучающиеся лицея под руководством Мелиховой Н.В.. Присутствующие познакомились с историей лицея и героями-земляками.
Урок – основная форма образовательного процесса. Молодые педагоги и наставники из числа членов отделения учителей и преподавателей русского языка и литературы РУМО СОО посетили два урока литературы, которые состоялись в 6-м и 10-м классах.
Урок по роману Ф.М. Достоевского «Идиот» «Писатель, потрясающий душу» в 10 классе провела Самофалова Е.В.. Учитель погрузила обучающихся в атмосферу, созданную писателем, через путешествие по местам Санкт-Петербурга, связанным с героями произведения. Обучающиеся были поделены на 3 группы, каждой был выдан комплект материалов: текст произведения, карта города, дополнительная информация о месте, взятая из разных источников. Обучающиеся работали с материалами о трех вокзалах, доме Епанчиных и салоне Настасьи Филипповны. Информацию необходимо было разместить на виртуальной доске. В конце урока был предложен онлайн-тест, с которым все успешно справились, и лист самооценки. В качестве домашнего задания школьники получили возможность почувствовать себя корреспондентами, подготовив интервью. После урока Самофалова Е.В. использовала чек-лист для анализа.
Урок по стихотворению А.В.Кольцова «Песня пахаря» в 6б классе провела Ефремова О.И.. Анализ поэтического произведения и театрализованная постановка Дня урожая привели учеников к выводу, что разумный миропорядок в стихотворении Алексея Васильевича Кольцова «Песня пахаря» заключается в радости труда, который приносит богатство как моральное, так и материальное. Удивило домашнее задание: решить математическую задачу, зашифрованную в первой строфе стихотворения:
Ну! тащися, сивка,
Пашней, десятиной,
Выбелим железо
О сырую землю.
Молодые специалисты имели возможность включиться в урок: читали стихотворение в формате «Я сам-друг с тобою», играли на деревянных ложках, отвечали на вопросы учителя-наставника.
Мастер-классы от наставников стали логичным продолжением работы в «мастерской художественного слова». Так, Кузнецова Т.С. рассказала о приемах и упражнениях, помогающих развивать навыки выразительного чтения: «Задуй свечу», «Выдели голосом», «Эхо», чтение по ролям и др. Она поделилась полезными советами по подготовке к художественному чтению и рассказала о конкурсе юных чтецов «Живая классика», который позволяет развивать на основе глубокого анализа текста навыки выразительного чтения, эмоциональный интеллект, читательский вкус и формирует привычку к чтению. Слушатели попробовали себя в роли чтецов и «оживили» текст Валентина Берестова «Честное гусеничное». Они разделились на три группы. Каждая группа получила карточку с заданием подготовить выразительное чтение текста. В конце занятия Татьяна Сергеевна представила своих учениц, участниц конкурса «Живая классика». Алмосова А., победитель регионального этапа 2021 и 2022 г., восхитила присутствующих монологом Мирандолины из комедии К. Гольдони «Трактирщица». Звягицева Д., участница финала регионального этапа 2023, проникновенно прочитала наизусть рассказ Н.Тэффи «Шляпка».
Савчук И.В. поделилась опытом работы в современной школе, обосновав действенность и результативность применения метода концептной карты на учебных занятиях по литературе для личностного развития обучающихся и для осмысления ими ценностной значимости художественного произведения. Анализ художественного текста методом концептной карты базируется на логическом чтении: на выделении базовых и вспомогательных концептов и определении смысловых и ассоциативных связей между ними. «Концептную карту можно представить в виде так называемой логико-структурной схемы, в виде графа, точками которого являются концепты художественного текста, а линиями, соединяющими эти точки, – связи между концептами», - считает Ирина Владимировна. Данное теоретическое положение было рассмотрено на примере стихотворения А.А. Фета «Чудная картина…»
Романова Е.В. указала на ценность театрализации в школе, ведь она помогает учащимся зримо увидеть содержание литературного произведения, развивает воссоздающее воображение школьников, без которого невозможно полноценное восприятие художественной литературы. Приёмы театрализации обеспечивают яркость внешних представлений, которые рассматриваются как важную форму наглядности. Инсценирование возможно на всех этапах обучения: первичное знакомство с произведением, подробный анализ какого-то эпизода или обобщение на последнем уроке при изучении большого по объёму произведения. Элементы театрализации играют важную роль в системе литературной и сценически-игровой деятельности школьников.
Некоторые приемы и упражнения, которые действенно влияют на эмоциональную сферу человека, помогают прочувствованно воспринимать художественное произведение, были продемонстрированы педагогом-наставником. «Живая» постановка сцен из комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль" - учёба Митрофанушки (действие 3, явления VII,VIII) школьниками и молодыми филологами позволила пережить не только положительные эмоции, но погрузиться в историческую эпоху. «Обязательным этапом работы над инсценированием является анализ результатов творческой деятельности. Всегда надо найти, за что похвалить каждого ребёнка», - считает Елена Валентиновна.
Завершилась работа на методической площадке рефлексией, в которой приняла активное участие Бабкина Марина Валентиновна, заведующий кафедрой СГО ОГБУ ДПО КИРО, канд. пед.наук.
Участники встречи посетили место «ценное-драгоценное», которое находится неподалеку от Полевского лицея, что стало небольшой паломнической экскурсией по святым местам. (С информацией можно познакомиться на официальном сайте: https://misaila.ru/)
Ссылки на прямую трансляцию уроков:
1.Урок в МБОУ "Полевской лицей" по литературе (учитель Ефремова О.И.)
https://vk.com/wall-198860822_2222
2.Урок в МБОУ "Полевской лицей" по литературе (учитель Самофалова Е.В.)
https://vk.com/video-198860822_456239143?list=b36079c90962c7f2de