29 сентября 2023 года в ОГБУ ДПО КИРО состоялось очередное занятие в «Школе молодого словесника».
Множество вопросов встает перед каждым молодым педагогом. С чего начать? Что сказать ученикам или воспитанникам при первой встрече? Как выстроить взаимоотношения с детским коллективом и найти подход к каждому? Как сделать родителей детей своими союзниками? Как привыкнуть к новой своей роли? Они боятся, что ученики не будут воспринимать их всерьез, боятся оказаться с детьми на разных волнах, не знают, как примут их старшие коллеги. На эти и многие другие вопросы были даны ответы наставниками.
Программа работы была разнообразной:
1.Диалог на равных «Первая неделя в школе: проблемы и их решения». (Ефремова О.И.)
2.Методическая лаборатория «Конкурсные испытания для молодых педагогов: как подготовиться к конкурсу «Педагогический дебют». (Масленникова О.В.)
3.Защита проектов в рамках подготовки к конкурсам педагогического мастерства: мастер-класс от наставника и ученика. (Мальцева Ю.В. (наставник) и Бардаченко О.В. (молодой специалист))
4.Методические рекомендации для подготовки к конкурсному испытанию «Педагогический дебют». (Зимнева О.Н.)
5.Рефлексия занятия «От практики к осознанию необходимости педагогического роста молодого специалиста». (Ефремова О.И.)
Традиция – основа любого дела, особенно если она связана со школьной практикой. Традиционными стали ежемесячные пятничные встречи с молодыми филологами, которые сегодня переросли в нечто большее: молодые педагоги примерили на себе разные образы от ведущего, до спикера, и, самое главное, занятие началось с Первого звонка на урок, а мир знаний открыл Волшебный Ключ!
Ольга Николаевна Зимнева, проректор по научной, проектной и информационной деятельности, подробно познакомила молодых специалистов с методическими аспектами, освещаемыми в Школе, пригласила к сотрудничеству с целью оказания методической помощи, познакомила с результатами деятельности «Школы молодого словесника» и возможными перспективами педагогического роста.
Ефремова Ольга Ивановна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ «Полевской лицей» Курского района Курской области, член отделения учителей и преподавателей русского языка и литературы РУМО СОО, руководитель проекта «Школа молодого словесника», поделилась азами выстраивания коммуникации молодого специалиста с администрацией, учениками и их родителями. Тренинг «От А до Я» позволил совместно выработать «правила общения» в школьном социуме, создал атмосферу доверия и взаимовыручки.
«Для старших коллег и для администрации школы молодой учитель — часто такой же странный и непонятный человек, как, скажем, современный старшеклассник. Да и по возрасту он от одиннадцатиклассника не очень отличается. Естественно, молодой специалист совершает много профессиональных ошибок, он менее осведомлен, чем его коллеги, работающие в школе уже не первый год, поэтому важно поддержать учителя, дать ему возможность свободно «плыть» по Стране знаний!» — считает Ольга Ивановна.
Масленникова Ольга Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гирьянская СОШ» Беловского района Курской области, пригласила коллег в методическую лабораторию «Конкурсные испытания для молодых педагогов: как подготовиться к конкурсу «Педагогический дебют»». Молодому учителю — представителю нового поколения — необходим успех, карьера, признание. И как же важно не разочароваться в своей профессии уже на первых шагах. Конкурс «Педагогический дебют» — прекрасный старт в профессию УЧИТЕЛЬ! Ведь, как говорил Антон Павлович Чехов, плох тот педагог, который не является художником и артистом, страстно влюбленным в свое дело. «Профессия учителя подразумевает наличие фантазии, эмоциональности, харизмы, умения импровизировать и импонировать», — считает Ольга Викторовна, победительница многих конкурсов педагогического мастерства.
Масленникова О.В. показала присутствующим все этапы конкурсных испытаний, вручив методическую брошюру «Как подготовиться к конкурсу «Педагогический дебют»», ею подготовленную. В лаборатории каждый участник смог вычленить из своей небольшой практики работы в школе то САМОЕ важное, что ОН, педагог, умеет: любить детей, быть честным, верить в здравый разум, уметь улыбнуться неудаче, дружить, любить жить и многое другое, без чего невозможен любой урок в любом классе!
Бардаченко Ольга Витальевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №42» г. Курска (стаж работы два года), продемонстрировала конкурсное испытание «У меня это хорошо получается». Ольга Витальевна участвовала два раза в «Педагогическом дебюте»: один раз в Костроме, второй — в Курске. «Этот конкурс — уникальная возможность показать свои наработки и узнать что-то новое», — считает педагог. На занятии был представлен опыт работы с текстами новой природы.
Подробный материал выступления молодого специалиста будет размещён в приложении к газете «Школа словесника» на сайте umoslovo.ru во вкладке «Школа молодого педагога».
Мальцева Юлия Викторовна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ №42» г. Курска, поделилась секретами коммуникативной культуры как средства индивидуализации обучения. Юлия Викторовна предложила инструмент, позволяющий достичь большей индивидуализации процесса обучения, обратившись к типологии американского психолога Уильяма Марстона. По его классификации, все люди делятся на четыре поведенческих стиля: доминант, сюрприз, правила, отношения. Педагоги по инструкции самостоятельно выполняли тестирование, определяя тип личности, учились считывать поведенческий тип у детей, их родителей, коллег, а потом обсудили, как применять полученные знания, чтобы их мотивировать и не допускать демотивации.
Совместными усилиями были сформулированы рекомендации: необходимы терпение и спокойствие, подвижные и соревновательные игры, большое жизненное пространство; следует предусматривать возможность проигрывания, часто напоминать, что прежде чем что-то сделать, надо хорошо подумать, читать книги о героических подвигах, где воля и спокойствие творят чудеса и т.д. Человек-Сюрприз должен использовать такие свои положительные качества, как активность, энергичность, сдерживать такие отрицательные проявления, как вспыльчивость, раздражительность, эмоциональную неустойчивость. От обучающихся нужно постоянно мягко, но настойчиво требовать спокойных, обдуманных ответов, сдержанности в поведении, аккуратности и порядка в работе. Надо помнить, что они не любят однообразной кропотливой работы.
Продолжила интерактив с участниками Школы Зимнева О. Н. Разговор был посвящен анализу Положения о конкурсе «Педагогический дебют-2023».
Переходя от практики к осознанию необходимости педагогического роста молодого специалиста, Ольга Ивановна Ефремова предложила молодым коллегам «наполнить» свой «педагогический сосуд» основными постулатами сегодняшнего занятия, записав их на звонке-колокольчике.
Итоги занятия просты и очевидны: В каждого ученика нужно верить! Уметь быть объективным, обеспечить доступность подачи материала, интересное построение урока, видеть на перспективу, быть волонтером, лидером, патриотом, всегда верить в свою профессию...
Это только первые шаги, которым учат мастера в «Школе молодого словесника»!