К базовым умениям, способствующим успешному общению и продуктивной деятельности, относится, наряду с письмом и владением компьютером, чтение.

Автор: Лаптева Ольга Алексеевна

 

Иллюстрирование художественных текстов как средство формирования навыков осмысленного чтения на уроках литературы

К базовым умениям, способствующим успешному общению и продуктивной деятельности, относится, наряду с письмом и владением компьютером, чтение [1].

Российские учителя в рамках дискуссионных столов и стажировочных площадок делятся своим опытом и пишут о том, что школьники, читая научное, публицистическое или художественное произведение на родном языке, часто не понимают его смысла, не могут пересказать текст, определить тему. Это позволяет говорить о несформированности у детей навыков смыслового чтения.

Формирование умений работать с текстовой информацией является одной из актуальных проблем обучения в школе. Чтение связано с развитием важнейших мыслительных операций. От того, как ребенок читает и понимает предложенное, зависит его способность говорить и писать, общаться и достигать высоких результатов в учебе. Еще К.Д. Ушинский писал о важности именно «сознательного» чтения: «Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело» [2]. Поэтому чтение становится необходимым условием становления личности ребенка.

Задача учителя-словесника состоит в том, чтобы с помощью чтения выявить у подростка общечеловеческие ценности, способствовать воссоединению целостного мировосприятия, развивая при этом важнейшие мыслительные операции. Важно, чтобы при чтении школьник не только технически произносил слова, но и понимал факты и мысли, «скрытые между строк», ориентировался в содержании, устанавливал взаимосвязь описанных событий, сопоставлял информацию с собственным опытом, осознавая свое отношение к прочитанному. Это и составляет основу формирования у обучающихся читательской компетенции.

Поскольку чтение – творческий процесс, успешному его усвоению, на наш взгляд, способствует организация на уроках литературы творческой деятельности. Наиболее интересным и результативным оказался такой прием работы с текстом, как иллюстрирование.

Иллюстрация – это изображение, которое дополняет текст, «одновременно украшая книгу и обогащая ее содержательный и декоративный строй». Являясь своеобразным «изобразительным толкованием» произведения, она образно раскрывает ребенку художественный текст, «идеи литературы и явлений жизни, смысла всего, что окружает человека» [4]. Поэтому создание иллюстраций – это важная работа, которая будит воображение, активизирует мыслительную деятельность, а главное, формирует интерес к чтению.

Работа над картинкой развивает у ребёнка внимание и память, учит видеть красоту и любовь, милосердие и доброту, отвагу и мужество, анализировать примеры, которые восхищают или удивляют, заставляют смеяться или плакать. В процессе создания иллюстрации возникает диалог ребенка с автором текста. И в этой беседе через рисунок ученик раскрывает свое отношение к героям, даёт оценку описываемым событиям, определяет собственные ценностные ориентиры.

Обратимся к практическому опыту создания иллюстраций на уроке литературы. В 6 классе при изучении сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца» мы останавливаемся на сказочной истории сосны и ели.

После прочтения отрывка вслух предлагаю школьникам создать рисунок, который будет отражать первичное восприятие прочитанного. Дети с большим интересом принимаются за работу. Наблюдая за шестиклассниками, вижу, что, рисуя картинку, никто не обращается к тексту. Отсюда и результат деятельности – несоответствие работ теме и идее произведения.  

Вывешиваем на доску те рисунки, авторы которых добровольно готовы выставить свою работу на общее обсуждение. Прежде всего отмечаем достоинства рисунков.

Далее организую повторное, более внимательное, чтение эпизода. Еще раз называем «героев» и обращаемся к их авторскому описанию. Школьники понимают, что получившиеся рисунки не отражают того, что хотел донести писатель. На уроке ребята рисовали ель и сосну растущими рядом, но не «из одной ямки». Почему эта деталь оказывается такой важной? Писатель показывает нам, как два могучих дерева, случайно оказавшись в одной ямке, каждый день борются за жизнь, за свое место под солнцем, как сложно и мучительно им сосуществовать, ведь они очень большие, сильные и такие разные.

Школьники не отразили в своих рисунках и того, что деревья, «поднимаясь все выше, толстея стволами, <…> впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга». Могучие соседи на детских иллюстрациях не были «эмоциональными», «живыми», борющимися за жизнь. Они оказались, как отмечали сами ученики, обычными елью и сосной.

Далее акцентируем внимание на «упущенном», вместе с детьми восстанавливаем каждую авторскую деталь и приходим к выводу, что в ткани художественного текста ничего не бывает лишним, всё значимо. Прозаик неслучайно рассказывает историю о том, как ветер-сеятель принес в Блудово болото и положил в одну ямку два семечка. Мастер художественного слова, по-видимому, сравнивает с этими деревьями главных героев – осиротевших Настю и Митрашу. «Золотая курочка» и «мужичок в мешочке» тоже разные, каждый из них имеет свой характер. Однако, в отличие от представителей растительного мира, они вполне могут жить дружно, не причиняя друг другу боли и страданий, поскольку являются близкими людьми. Брат и сестра должны уметь находить общий язык и вместе решать любые трудности. Таким образом, в авторском мировидении природа становится зеркалом, отражающим человеческие взаимоотношения.

Конечно, мы называем художественно-выразительные средства, определяем их значение и выявляем скрытую в них авторскую оценку. И часто обозначение таких «словесных красок», как метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения, помогает детям выбрать нужный цвет при изображении героя.

Сопоставляя таким образом текст и «картинку», школьник не только подробно анализирует предложенный фрагмент, но и обозначает непонятое. Ребята обобщают: детали в иллюстрации должны «работать» на раскрытие содержания текста. Лишние подробности или отсутствующие элементы делают работу не соответствующей замыслу автора [5].

На следующем этапе предлагаю обучающимся отредактировать рисунки. Иллюстрация должна соответствовать «духу произведения», пояснять главную мысль текста и отражать отношение писателя к его персонажам, а также изображаемым событиям.

После доработки детских картинок предлагаю шестиклассникам рассмотреть иллюстрации к произведению знаменитых художников Е. Рачева, Ф. Домогацкого, А.М. Китайского, П.В. Калинина и назвать изображенные фрагменты. Ребята поясняют, почему художники обратились именно к этим эпизодам, соответствуют ли изображения тексту, какое настроение вызывают. Дети выбирают наиболее удачные, по их мнению, работы и говорят о том, что бы они изменили в иллюстрациях [3]. На наш взгляд, работа с рисунками знаменитых художников на заключительном этапе такого урока очень важна. Она позволяет школьникам, сопоставляя свои картинки с работами мастеров живописи, осуществить рефлексию собственной деятельности. Рассматривая образцы выдающихся иллюстраторов, шестиклассники учатся видеть особенное в творчестве каждого мастера, а также стремятся совершенствовать свои работы и, конечно, себя.  

Домашним заданием становилось следующее: выучить отрывок о сосне и ели наизусть. После кропотливой работы над созданием иллюстрации заучивание прозаического текста не вызывало у шестиклассников затруднений.

Подобная деятельность легла в основу составления комиксов. Мы работаем над рассказами в рисунках на уроках литературы в 5, 6, 7 классах. В нашей методической копилке уже имеются комиксы по сказке-были «Кладовая солнца» М. Пришвина, повести В. Железникова «Чучело», рассказа Н.С. Лескова «Левша», В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой», Дж. Бойна «Мальчик в полосатой пижаме».

В заключение отмечу, что иллюстрировать текст – значить понимать его, а понимать текст – значит общаться с автором художественного произведения, вступать с ним в активный диалог, осознавая его позицию и формулируя собственную. Понимание текста становится необходимым условием личностного роста читателя [Граник: 3].

 

Список источников

1 – «Приемы обучения стратегии смыслового чтения» // https://urok.1sept.ru/articles/682130 [Дата обращения – 30.03.2021].

2 – Высказывания К.Д. Ушинского о языке и книге // https://uchitel76.ru/vyskazyvaniya-k-d-ushinskogo-o-yazyke-i-knige/ [Дата обращения – 08.05.2021].

3 – Методика работы с иллюстрацией // https://bibliozao.ru/resursy/metodicheskij-kabinet/kollegam-bibliotekaryam/metodika-rabotyi-s-illyustracziej.html [Дата обращения – 06.05.2021].

4 – Виданова Е.А., Гаврилов О.М. Работа над иллюстрацией как основа развития профессиональных навыков студентов Художественно-графического факультета 8// Мир науки. Научный интернет-журнал. Том 4, номер 6, 2016. Стр. 3 / https://mir-nauki.com/PDF/45PDMN616.pdf  [Дата обращения – 07.05.2021].

5 – https://tepka.ru/izobrazitel'noe_iskusstvo/12.html [Дата обращения – 07.05.2021].

6 – Граник Г.Г., Шаповал С.А., Концевая Л.А., Бондаренко С.М. Литература. Задачник. 8-11 классы. Практикум / Под научным руководством академика Г.Г. Граник.